Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника




Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования коммуникативной культуры школьника в ходе освоения методов и приемов театральной педагогики. Авторы изучают систему подготовки актеров в театральных вузах с целью использования ее при обучении школьника. В основе лежит анализ наиболее эффективных ее методов и приемов, через призму которых возможна в общеобразовательной школе организация процесса формирования коммуникативной культуры школьника. Проведя анализ педагогических источников, авторы пришли к выводу о том, что методы и приемы театральной педагогики способствуют развитию не только его познавательной сферы, но и эмоциональных чувств, творческих и коммуникативно-речевых способностей. В связи с этим, использование методов и приемов театральной педагогики в процессе обучения является теоретической основой и практическим инструментом в формировании коммуникативной культуры школьника.

Ключевые слова: культура; коммуникативная культура; театральная педагогика; методы и приемы; формы театральной педагогики; игровая пьеса; имитационно-игровая театрализация; сверхзадача; художественный образ; художественная правда

Происходящие реформы в системе образования требуют реализации таких целей, которые учитывали бы государственные, социально-экономические и личностные потребности и интересы. В связи с этим, в рамках реализации новых образовательных стандартов акцентируется внимание на развитие личности школьника, готового самостоятельно осваивать знания и выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка. Поэтому актуальность проблемы формирования коммуникативной культуры в настоящее время не вызывает сомнения.

Из множества определений культуры можно выделить следующие: 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 2 26PDMN216 · культура имеет коммуникационную природу, это форма общения между людьми (Ю.М. Лотман); · культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека (М.С. Каган);· для личности культура выступает как «форма» самодетерминации индивида в горизонте личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер); · это способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил (Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев); · это способ человеческой деятельности (Э.С. Маркарян); · характеристика творческой созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (В.А. Бажанов, Э.А. Верб, Л.Н. Волович).

Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида [2].

Коммуникативную культуру характеризуют три основных мотива:

· деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

· познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;

· личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью.

Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью [3]. Если рассматривать коммуникативную культуру личности школьника, как систему ее качеств, то можно выделить следующие компоненты:

· творческое мышление;

· речевое действие;

· жесты и пластика движения в ситуации общения;

· восприятие коммуникативных действий партнера по общению;

· эмоции;

· коммуникативные умения [1].

2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 3 26PDMN216

В рамках компетентностного подхода современный образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности школьника, развитию его креативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Это необходимо для вхождения школьника в общество и взаимодействия с окружающим миром. Для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития школьника, совершенствование коммуникативной культуры как основы развития его личности. Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы. Хорошо известна мысль Л.С. Выготского о том, что «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны» [4].

Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В.И. Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать их стремление к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть уста детей», без чего невозможно становление личности школьника [4].

Сегодня эта мысль не утратила своей значимости. В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. В речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…» [4].

Рассматривая речевые свойства личности как компонент коммуникативной культуры, ученые отмечают и те качества, которые характеризуют человека как слушателя. Внимательный слушатель способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее содержанием. В речи также проявляются и морально-волевые качества личности. Робость, почтительность, уважение, как и многие другие черты характера, раскрываются в содержании и в эмоционально-интонационной окраске высказывания человека.

Педагогу необходимо развивать у школьника умение общаться, слушать и говорить так, чтобы их слушали, умение оценивать чужую и свою речь, словесно импровизировать, наряду с развитием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности, формируя тем самым коммуникативную культуру. Речевой опыт ребенка, приходящего в школу, практически не выходит за рамки бытовой сферы общения, поэтому основная задача развития речи школьника, заключается во включении его в непрерывную цепь речевого общения, в расширении сфер этого общения. Для этого необходимо предоставить школьнику возможность свободно говорить и писать – о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренно, с уверенностью, что его поймут. Важно, чтобы он жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в атмосфере взаимопонимания.

Поэтому успешное решение данной проблемы во многом определяется использованием в процессе обучения методов и приемов театральной педагогики, которая: · развивает учебно-познавательные и коммуникативные способности учащихся; · содействует формированию мировоззрения, интеллекта, образного мышления, творческого потенциала и «духовных сил» личности; 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 4 26PDMN216 · способствует становлению нравственных качеств, выработке отношения к нормам поведения и закреплению их через эмоциональное переживание на основе тесной связи представлений и оценок с жизнью и личным опытом [10].

Театральная педагогика предлагает ряд методов, способствующих эффективному формированию таких качеств, как творческое воображение, избирательность восприятия, способность к анализу и синтезу воспринимаемой информации, выражению эмпатии и идентификации, к самоорганизации психических проявлений и самокоррекции поведения. Так, основополагающим методом в театральной педагогике является метод физических действий [7].

Данный метод основан на анализе пьесы, последующие действия которой выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. При исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, помогая актеру становиться образом, жить его жизнью как своей. В свою очередь действия актера приобретают различный характер, обусловленный его самочувствием в момент творчества, предполагая формирование и проявление таких чувств, как искренность, открытость, убежденность.

Для педагогической профессии данный метод интересен тем, что предполагает развитие свойств познавательных психических процессов личности школьника, определяющих выразительность ее экспрессивных проявлений, а также способность к самокоррекции, гармоничности поведения. Метод исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально- логическое сравнение представлений, свойственных различным исторических эпохам и периодам развития общества. Такое сравнение способствует эффективному решению поставленных задач как при усвоении теоретических знаний по предмету, так и через обеспечение глубокого понимания коммуникативной стороны учебного процесса.

Реализация данного метода может происходить тремя способами: рассказ учителя, коллективное обсуждение наиболее известных фактов и событий, а также анализ профессиональных качеств личности школьника с опорой на текстовой материал художественного произведения, раскрывающего сущность данного вопроса или проблемы. Поэтому для использования данного метода в процессе обучения необходимо обращаться к высокохудожественным, созданным на реалистической основе, литературным произведениям [7].

Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения, называемым «сценическим». Согласно этому методу, логика действий становится как бы партитурой артиста. К.С. Станиславский сравнивает действия актера с нотами, а логику действий с мелодией, которую они образуют. От пропуска в логической цепочке одного действующего лица могут быть неверно поняты поступки нескольких других действующих лиц, что влечет за собой изменения смысла сценического произведения. В педагогической профессии использование этого метода необходимо при построении логики урока, с целью формирования коммуникативной культуры школьника.

Метод ролевого действия основан на заранее установленном подтексте, дающий возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также осуществлять контроль за качеством подготовки каждого школьника. В ходе использования этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или иные элементы техники речи в зависимости от количества слушателей в классе, где осуществляется общение. Использование этого метода в процессе формирования коммуникативной культуры школьника способствует оптимизации выработки умений и навыков его устной монологической диалогической речи. 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 5 26PDMN216

Этюдный метод – это творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля. В учебной практике выделяют различные виды этюдов. Среди них такие, как: · одиночный этюд, нацеленный на освоение простейшей жизненной ситуации в тот момент, когда возникает необходимость освоения логики и последовательности физических действий в их непрерывной цепочке; · одиночный этюд, нацеленный на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие; · парный этюд на действие с воображаемыми предметами для формирования чувства непрерывности логически развивающегося действия;· этюды типа «цирк», развивающие артистическую смелость; · групповые этюды, воспитывающие импровизационное самочувствие; · этюд на освоение способов словесного воздействия. В работе учителя над педагогическими этюдами формируется у школьника умение логично выстраивать и высказывать свою точку зрения.

Более того, для достижения результата каждый метод дополняется такими приемами, помогающими более детально овладеть техникой перевоплощения и освоить коммуникативную культуру, как: · выработки «мышечного контроля» - снятие физического напряжения, оправдание позы на основе анализа ощущений и чувств; · оправдания внимания к объекту – интонационные модуляции и пантономические приспособления, концентрирующие внимание на действии с объектом; · активизации эмоциональной памяти – рекомбинация прежних впечатлений и установление их соответствия действительности вторично; · «если бы» - действия в воображаемых предлагаемых обстоятельствах; · «действия с окраской»- образное воспроизведение эмоционального состояния посредством движения или интонации; · оперирования образами – комбинация отдельных образов, добавление к ним элементов, отсечение элементов; · повтора – темпо-ритмическая организация физического действия, обеспечивающая динамику напряжения действия; · «монологическая пауза» - выражение отношения к объекту посредством внутреннего монолога; · «качелей» - неоднократное прерывание намерения совершить ожидаемое физическое действие посредством увлечения словесным действием; · противопоставления – ассоциативная импровизация действия противоположного действию партнера по темпу-ритму, смыслу, образу; 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 6 26PDMN216 · координации движений и речи – смысловая координация движений и речи в групповой деятельности; · фиксирования, не «А» - выражение парадоксального поступка, неожиданного для зрителей, но возможного варианта разрешения конкретной ситуации; · сатирического гротеска – разрешение противоречий в стиле острой карикатуры, сознательное нарушение жизненных форм и пропорций для отражения двойственности явлений; · зеркального решения – оправдание персонажем комментариев о происходящем на сцене за его спиной; · нарушение сценической иллюзии – непосредственное обращение актера к зрителю, перенос сценического действия в зрительный зал, изменение декораций на виду у зрителя; ·расслабления – нацелен на освобождение мышц от излишнего физического напряжения, которое свидетельствует о существовании психического напряжения личности и реализуется в упражнениях на релаксацию и на выработку в себе «мышечного контролера»; · сосредоточения – связан с развитием волевой сферы личности, основанный на концентрации всех видов чувственного внимания на конкретном объекте в реальной или воображаемой плоскости. Вышеперечисленные приемы помогают раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как эмоциональность, креативность, высокая координация движений, волеизъявление, ассоциативная импровизация и т.д., являющиеся проявлением коммуникативной культуры [8].

Таким образом, использование методов и приемов театральной педагогики в ходе обучения, способствует эффективному общению и взаимодействию с участниками образовательного процесса, т.е. формированию коммуникативной культуры школьника. Каждый из вышеперечисленных методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах обучения. К наиболее распространенным формам относят: театрализованное представление, игровое театрализованное представление, игровая пьеса, имитационно-игровая театрализация. Рассмотрим перечисленные формы обучения театральной педагогики более детально.

Так, заслуживает интереса форма - театрализованное представление. Театрализованное представление – это сценическое театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, способствующее соединению различных видов и жанров литературы. Признаками театрализованного представления являются: · зрелищность; · синтетичность; · экспрессивность; · идейно-художественная целостность. Такая форма театральной педагогики способствует эстетическому воспитанию. Сильный воспитательный эффект определяется тем, что личность, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно выбирает образец для подражания, приходит к 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 7 26PDMN216 какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения, которые нередко проявляются в его реальной жизни и деятельности. Так же, одной из наиболее популярных форм театральной педагогики является игровое театрализованное представление [5]. Игровое театрализованное представление предполагает использование организованных действий, способствующих развитию основной идеи. Данная форма не предлагает конкретных временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Игровая пьеса - это пьеса, включающая игры или игровые эпизоды со зрителями. Данная форма предполагает диалоги персонажей со зрителями, выступающими в роли коллективного положительного персонажа. В отличие от игрового театрализованного представления, игровая пьеса наиболее разнообразна художественно-образным языком с использованием игры. Игра помогает противодействующим персонажам вовлекать в действие, создавая сложную захватывающую интригу, обогащая сюжет и обостряя конфликт. В последнее время широко распространена театральная форма – имитационно-игровая театрализация. Особенность данной формы заключается в том, что представление создается как будто бы тот час самими зрителями, а ведущие лишь определяют контуры сюжета.

Такая организация работы в процессе обучения требует предварительной активизации фантазии школьника, без существенной организационной и методической подготовки. Любое действие, по-Станиславскому, начинается с четкого представления «чего я хочу», которое в последствии порождает задачу, реализуемую деятельностью. Поэтому характер сценического действия, как единицы поведения актера, зависит от потребности, процессов внимания, восприятия, воображения, эмоционального отношения к объекту внимания, мыслительной деятельности, способствующей преднастройки эффектов и выражение действия посредством физического движения. Одним из центральных понятий системы К.С. Станиславского является «сверх- сверхзадача».

Сверх-сверхзадача – это высокообобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания художника к определенным сторонам объективной действительности [8]. Сверх-сверхзадача определяется мотивом деятельности личности и зависит от уровня ее профессионально-педагогической направленности, аккумулируя в себе ценностные ориентации, предметные знания и способы их самовыражения. Развитие данной потребности обеспечивает целенаправленное поведение, согласно системе Станиславского, определяется понятиями «сверхзадача» и «сквозное действие».

Сверхзадача - это выражение идеи автора, заложенное в произведении, включающее субъективное отношение личности. Это конечная цель актера в процессе создания художественного образа. Сквозное действие – это общая линия поведения, которая объединяет как задачи актера, так и его действия на сцене для реализации сверхзадачи. Вышеперечисленные понятия в работе актера столь же необходимы и в процессе формирования коммуникативной культуры школьника. Мотивированные сверхзадачей 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 8 26PDMN216 деятельности действия положительно влияют на динамику их развития, стимулируют взаимодействие, обеспечивая тем самым эстетически целесообразную композицию всех составляющих содержания образования. С целью создания художественной реальности, в театральной педагогике используются такие определения, как «художественная правда» и «художественный образ».

Художественная правда - это образное отражение объективной действительности, основанное на обобщении свойств реальных объектов. Художественный образ - специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника, объединяя свое эмоциональное и интеллектуальное отношение к миру, характеризующееся чувственной конкретностью и обобщенностью одновременно. Деятельность учителя представляет собой процесс создания художественного замысла урока, предполагающий разработку сюжетной основы совместной деятельности и отраженный в подробном плане-конспекте. В связи с этим, можно подчеркнуть, что успешность деятельности учителя зависит от режиссерской интерпретации его предметных знаний.

Режиссерская интерпретация в творчестве учителя включает: · отбор предлагаемых обстоятельств, в которых будет совершаться педагогическое действие посредством выделения событийного ряда или основных сюжетных моментов урока, обеспечивающих организацию совместных действий учителя и школьника адекватно логике изложения материала, раскрывающей тему, идею, сверхзадачу его конкретной деятельности; · выбор средств эстетического воздействия для организации взаимодействия, к которым относятся приемы интонационной и пластической выразительности учителя, образные сравнения, музыкальные и видеофрагменты и т.д.; · определение стилевого приема «режиссерского хода», объединяющего все моменты конкретной деятельности в единую форму, способствующую созданию художественной реальности [8]. В рамках исследования необходимо указать на понятие «мизансцены». Мизансцена – это размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы, предполагающее создание смысловой композиции сценического произведения в пространстве и во времени.

В театре мизансцена является целенаправленным средством воздействия на зрителя, способствуя развитию чувства сценического равновесия. Рассматривая в контексте исследования, мизансцена выступает как средство воздействия и взаимодействия на школьника, распределяя внимание учителя на весь класс в целом. Учет мизансцены учителем при подготовке урока способствует успешному воплощению его деятельности и создание благоприятных условий учащимся для творческого решения поставленных педагогических задач, общению, т.е. формированию коммуникативной культуры.

Сценическое действие – это творчество актера, позволяющее ему действовать на сцене естественно, органично. Активное сценическое действие предполагает преодоление 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 9 26PDMN216 препятствий на пути к достижению цели, разрешению педагогических противоречий, конфликта, столкновения.

Сценическое общение – это активное взаимодействие актеров друг с другом и с окружающей средой. К.С. Станиславский, определяя сценическое общение как проявление к объекту, разделял процесс его организации на пять основных этапов: · выбор объекта; · привлечение к себе внимания; · подготовка объекта к восприятию информации; · передача информации; · ответная реакция объекта.

Последовательность данных этапов составляет технику взаимодействия актера, условиями которой являются: · материал для общения; · объект общения; · средства общения; · формы общения [8]. Сценическое внимание - активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, обоняние, осязание, необходимое для органического действия актера. К.С. Станиславский выделяет три круга внимания: большой, средний, малый. Каждый из этих кругов представляет собой пространство, состоящее из множества отдельных объектов. Умение ограничивать круги внимания от большого круга до объекта-точки и наоборот помогает сосредоточению актера на действии, исключая «помехи», мешающие актеру находиться в творческом самочувствии [9].

Память на ощущение – это способность к мысленному воспроизведению образов действительности. С ней неразрывно связаны действия с воображаемыми предметами, необходимые для создания «правдивого образа». Сценическое воображение - это психическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые мыслительные образы. Согласно театральной педагогике, синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах, таких, как: · агглютинация или «склеивание» разнообразных частей и качеств; · гиперболизация или увеличение отдельных частей; · схематизация или подчеркивание сходства частей; · типизация или выделение существенного; · заострение или подчеркивание отдельных признаков.

Творческое воображение, являясь одним из механизмов творческого мышления, может быть пассивным (сновидения), активным-воссоздающим (созидание образа предмета по его описанию) и активным-творческим (специальный отбор материала в соответствии с замыслом). 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 10 26PDMN216 Таким образом, творческое воображение, чувственное внимание являются ведущими способностями актерского творчества, способствующие определить интонационную направленность личности в конкретных условиях. Для формирования у школьника коммуникативной культуры в ходе освоения театральной педагогики, готовности к самовыражению и саморегуляции своего психического состояния важную роль играет понятие «если бы». «Магическое «если бы» - предполагает концентрированное внимание на вымышленных обстоятельствах действия, восприятия их как реальности и постепенного введения новых предлагаемых обстоятельств, обеспечивающих логическую последовательность действий. Это понятие является основополагающим в процессе возбуждения творческого воображения, при котором формируются психофизиологические элементы, лежащие в основе таких свойств личности, как избирательность восприятия, объемность эмоциональной памяти, активность воображения, многоплановость внимания, метафоричность образного мышления [9]. Целенаправленное педагогическое действие, аналогично театральному, должно активировать личность и коллектив.

В связи с этим необходима предварительная продуманность педагогических действий, выраженных в детальном плане-сценарии урока, который включает: · сюжетно-драматическую канву (последовательное логичное изложение материала); · схематичное представление эмоциональной «кривой» урока – «заготовка художественных деталей» (интересных фактов, ярких вопросов, предполагающих активную реакцию на содержание занятия); · внешние атрибуты (наглядность, светозвуковые эффекты, способствующие созданию определенной атмосферы) [6].Поэтому, планируя занятия, учителю необходимо четко сформулировать сверхзадачу на данный период, а также помнить о воздействии трех факторов в соответствии «с тремя правдами», предложенными В.И. Немировичем-Данченко: содержание, современность, коллектив. [231, с. 87] Перечисленные основные приемы театральной педагогики определяют основные действия, направленные на совершенствование художественного восприятия действительности, включающие психологические, этические и эстетические аспекты творчества в целом.

Учитывая требования, предъявляемые системе образования, необходимо развивать у школьника умение чувствовать свое внутреннее состояние, ощущать свои переживания. Умение погрузиться в свой эмоциональный мир позволяет конкретизировать и скорректировать свое воздействие на него. Более того, благодаря мышечно-эмоциональной релаксации стабилизируется настроение самого школьника, снимается психическая напряженность, вследствие чего повышается возможность самоуправления мимикой. Предлагаемые методы, приемы театральной педагогики сохраняют творческую педагогическую форму, помогая сформировать умения и готовности к самовыражению и импровизации, к саморегуляции своего психического состояния и сопереживания, речевой выразительности и пластической экспрессии школьника.

Благодаря системе Станиславского решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, что поможет учителю добиться взаимопонимания со школьником на уроке, достигая оптимальное сочетание рационального и чувственного, логического и эмоционального, т.е. сформированности коммуникативной культуры. 2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com 11 26PDMN216

Таким образом, активное использование методов и приемов театральной педагогики в процессе формирования коммуникативной культуры школьника способствует выражению таких качеств, как артистичность, экспрессивность, свобода мысли и действия, творческое самочувствие и импровизационность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова, Ю.А Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника [Текст] / Ю.А. Агафонова // Международный журнал MIK Медиа. Информация. Коммуникация. – 2012. – №3. 2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст] / Н.Ф. Голованова. – М.: Речь. 2005. – 320 с. 3. Знаменская, С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Ставрополь: СГУ. 2004 г. – 213 с. 4. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения [Текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Роспедагенство, 1995. – 108 с. 5. Савостьянов, А.И. Общая театральная психология [Текст] / А.И. Савостьянов. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с. 6. Сетрукова, Л. Театральная педагогики в школе [Текст] / Л. Сетрукова // Педагогика. – 1996. – №4. – С.121–123. 7. Станиславский, К.С. Работа актера над собой [Текст] / К.С. Станиславский. – М.: Артист. Режиссер. Театр. – 2002. – 370 с. 8. Станиславский, К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1963. – 782 с. 9. Средства театрального искусства педагогической деятельности: Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.В. Сергеевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 45 с. 10. Яковлюк, С.М. Методы и приемы актерского мастерства в подготовке // учителя XXI века [Текст] / С.М. Яковлюк // Вестник МГОУ: Серия Педагогика. – 2012. – №2. – 136 с. – С. 50-55.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: