Тему Роль органов прокуратуры в борьбе с коррупцией в Российской Федерации
В Российском государстве на сегодняшний день уровень коррупции достаточно высокий, тем самым ее негативные последствия угрожают целостности и национальной безопасности страны, а также нарушают интересы и права граждан. Действующее антикоррупционное законодательство пока не дало нужных результатов в области противостояния с коррупционными правонарушениями.
Поводов для возникновения такой ситуации в стране предостаточно: это и промахи в проведенных экономических реформах, далеко не все реформы государственного управления и государственной службы были эффективными, а также имеющие место нелогичность и хаотичность, политическая целесообразность и конъюнктура в вопросах противоборства коррупции. Для разрешения задач, которая влечет за собой коррупция, а равно и для понижения ее издержек нужно системно повлиять на каждую группу причин, вызывающих коррупцию, применяя для этого все методы воздействия, в том числе правоохранительные и организационные.
Данные судебной статистики по делам коррупционного рода имеют достаточно противоречивый характер; в первую очередь, связано это с тем, что коррупционные правонарушения обладают огромной степенью скрытности. Вследствие этого, статистические сведения лишь с некоторой долей условности приоткрывают нам завесу и «показывают уровень коррупционных правонарушений и преступлений в нашем государстве»[1].
Коррупция представляет собой основную угрозу существующим в наши дни управленческим отношениям в системе исполнительной власти РФ. Коррупция наносит огромный ущерб государству и резко снижает общую эффективность государственного управления.
Российская Федерация рассматривается международными экспертами на мировом фоне как страна с высоким уровнем коррупции и невысокими показателями результативности государственного управления, что подтверждается материалами независимых аналитических исследований.
Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний и размытостью законодательных норм, а в некоторых случаях просто «дефицит нужных антикоррупционных законов»[2].
Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем.
Для снижения уровня коррупции в нашем государстве необходимо перенимать опыт стран лидирующих в списке антикоррумпированных государств (Дания, Норвегия, Новая Зеландия, Канада), сделать честность главным принципом нашей жизни, ужесточить наказания за коррупционные преступления.
В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям. Кроме того, отойти от уже устоявшейся системы подбора кадров в государственные структуры по принципу родства и дружеских отношений.
Необходимо в нашей стране создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции.
Кроме того, снижению коррупции «поспособствовало бы повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса»[3], что на сегодняшний день активно развивается в современной России.
Для увеличения результативности действий в противоборстве с коррупцией нужно увеличить официальные рамки определения термина «коррупция» и дополнить вышеназванное понятие цепочкой деяний, связанных с несоблюдением этики служебного поведения, кадровым протекционизмом, поскольку зачастую эти деяния совершаются с административно-корыстной мотивацией.
Сегодня национальное антикоррупционное законодательство является довольно системным в своей концептуальной структуре и включает в себя большое количество правовых средств для продуктивного сдерживания коррупционных практик. А отечественная научно-практическая литература показывает нам на «наличие большого количества узких мест в законодательстве и правоприменении, устранение которых сделало бы наше законодательство более действенным и результативным»[4].
То есть российское законодательство быстро меняется, улучшается, не исключение и антикоррупционная нормативная база, которая также подвергается совершенствованию.
Даже если взять во внимание, что в последние время способы и методы борьбы с коррупционными проявлениями совершенствуются, проблемы раскрытия, расследования преступлений коррупционной направленности остаются актуальными. Видится, что «задача системной борьбы с коррупцией в стране по-прежнему требует приложения свежих сил и средств, улучшения законодательства»[5].
Сегодня каждый из нас не только слышал о коррупции, но и встречался в повседневной жизни с ее элементами, в том числе в сфере оказания образовательных услуг, медицинских и др. Для достижения положительных результатов по противоборству с преступностью и коррупцией необходимо укрепление законности и правопорядка в государстве. Необходимо чтобы все мы, наше гражданское общество, понимало и представляло, что коррупция это сложное и многогранное социальное явление, что она ведет к отрицательным последствиям, угрожает национальной системе безопасности страны. Только совместные усилия и сотрудничество правоохранительных органов, прокуратуры, государственных, муниципальных органов и представителей гражданского общества обеспечит результативность в профилактике, противостоянии и минимизации последствий от коррупционных проявлений.
· Доклад окончен, спасибо за внимание!
.