Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, ее объем определяется учебным планом на основе ФГОС ВПО.
Цель самостоятельной работы студентов – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Этапы организации самостоятельной работы
- определение организационных форм самостоятельной работы студентов в соответствии с содержанием учебной дисциплины, графиком учебного процесса, учебным планом, с особенностями студенческой аудитории, индивидуальными особенностями студентов;
- обеспечение студентов информацией, списками специальной литературы и других источников;
- обеспечение графиком выполнения самостоятельной работы;
- обеспечение графиком консультаций;
- обеспечение методическими разработками тем для самостоятельного изучения;
- обеспечение информационно-методическими материалами (рабочей программой, методическими указаниями, заданиями для самоконтроля и т. п.);
- обеспечение критериями оценки качества той или иной формы самостоятельной работы.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
Тематика докладов и рефератов.
1. Этапы развития технического прогресса (длинные волны).
2. Концепция жизненного цикла товара, технологии, инноваций.
3. Технико-экономические парадигмы и их связь с длинноволновой теорией Н. Д. Кондратьева.
4. Риски инновационного процесса.
5. Классификации инноваций.
6. Модифицирующая инновационность. Причины ее распространения в экономической практике.
|
7. Классификация инноваций по характеру результата.
8. Концепция жизненного цикла товара, технологии, инноваций.
9. Организационно-управленческие этапы жизненного цикла.
10. Достоинства и недостатки инновационной стратегии развития предприятия.
11. Достоинства и недостатки имитационной стратегии развития предприятия.
12. Венчурная инновационная стратегия.
13. Инвестиционные стратегии по отношению к нововведенческому процессу.
14. Финансовая и инновационная стороны «венчурной стратегии».
15. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ.
16. Государственная инновационная политика и ее роль в стимулировании инновационной сферы.
17. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельностью.
18. Основные функции государства в инновационном процессе.
19. Основные критерии и оценки эффективности инновационной деятельности.
20. Организационно-управленческие уровни инновационного менеджмента.
21.Организационные формы инновационной деятельности.
22. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности.
23. Стратегия инновационной деятельности и ее связь с общей стратегией предприятия.
24. Инновационный проект как форма целевого управления инновационной деятельности на предприятии.
25. Инновационный проект.
26. Планирование, реализация и завершение инновационных проектов.
27. Отличие проектной организации от традиционных структур.
28. Маркетинг инновационных проектов – ориентация на повышение восприимчивости рынка к объектам инноваций.
|
29. Стратегии ценообразования организаций в инновационной деятельности.
30. Отличие финансирования инновационной стадии нововведения от реальных инвестиций.
31. Специфика управления рисками в инновационном процессе.
32. Распределение рисков по этапам инновационного проекта.
33. Методы оценки экономической эффективности инноваций.
Тесты по дисциплине
№1. Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (технологии, услуги), внедренного на рынке – это:
1 новшество;
2 инновация;
3 открытие;
4 изобретение.
№2. Техническое решение, новое и полезное для организации, в которой подано, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии производства, применяемой техники или состава материалов, – это:
1 рационализаторское предложение;
2 инновацию;
3 новшество;
4 инновационный процесс.
№3. Продукт интеллектуальной деятельности, результат научных исследований и разработок, направленный на удовлетворение определенной потребности – это:
1 изобретение;
2 инновация;
3 рационализаторское предложение;
4 открытие.
№4. Вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, либо в новый подход к социальным услугам – это:
1 инновационная деятельность;
2 интеллектуальная деятельность;
3 научно-техническая деятельность.
4 информационная деятельность
№5. Последовательное превращение идеи в новый продукт, проходящий в общем случае ряд взаимосвязанных этапов, представляет собой:
|
1 инвестиционный процесс;
2 инновационный процесс;
3 жизненный цикл
4 производственный процесс
№6. Комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, финансовых и иных мероприятий, соответствующим образом увязанных по срокам, исполнителям и потребляемым ресурсам, оформленных комплектом проектной документации, является:
1 инновационной программой;
2 инновационным проектом;
3 патентом
4 инновационной идеей
1 радикальным (базовым);
2 комбинаторным;
3 модифицирующим.
4 улучшающим.
№7. По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на:
1 инвестиционные и потребительские;
2 продуктовые и процессные;
3 патенты и изобретения.
4 патенты и лицензии.
№9. К видам инновационной деятельности не относится:
1 выпуск новой или усовершенствованной продукции;
2 маркетинговая деятельность по продвижению новой или усовершенствованной продукции;
3 выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
4 производство традиционной продукции предприятия.
№10. Интенсивность использования инновационных возможностей предприятия
характеризует:
1 инновационный потенциал;
2 инновационную активность;
3 инновационную восприимчивость.
4 инновационный проект
№11. Под инновационным потенциалом следует понимать:
1 имеющиеся возможности успешного создания и внедрения новшеств;
2 степень участия предприятия в разработке новшеств;
3 восприимчивость хозяйствующих субъектов к нововведениям.
4 ресурсный потенциал
№12. Характерным признаком инноваций является:
1 рыночная новизна;
2 целенаправленность на получение прибыли (иного экономического или социального) эффекта от реализации;
3 отсутствие риска финансирования;
4 длительный период создания новшеств.
№13. Основоположником теории инновационных процессов в экономических
исследованиях является:
1 И. Шумпетер;
2 Д. Санто;
3 П. Дракер.
4 А. Маршалл
№14. Новые методы организации и управления производством, а также социальной сферой представляют собой:
1 управленческие нововведения;
2 технологические инновации;
3 продуктовые инновации.
4 процессные инновации
№ 15. Практическое использование новшества с момента освоения производства и масштабного распространения в качестве нового продукта в инновационном менеджменте называется
1 Инноватикой
2 Новацией
3 Нововведением
4 Новацией
№ 16. К инновационным ресурсам организации не относятся (ится)
1 Оборотные средства
2 Научно-технологический задел
3 Финансовое обеспечение
4 Технико-технологический уровень
№17. Под инновационным потенциалом организации понимается
1 Предельный размер вклада инновационной деятельности в эффективность предприятия
2 Инновационная деятельность предприятия
3 Совокупность инновационных ресурсов
4 Ее технико-технологический уровень
№18. Понятие «предприниматель» ввел в науку:
1 Кантильон;
2 Кейнс;
3 Сэй;
4 Маркс.
№19. Введение термина «инновация» связывают с именем:
1 Кейнса;
2 Шумпетера;
3 Маркса.
4 Маршалла
№20. Теория длинноволнового развития экономики разработана:
1 Маршаллом;
2 Шумпетером;
3 Кейнсом;
4 Кондратьевым.
№21. Инновационный конфликт – это:
1 социализация противоречий;
2 персонализация противоречий;
3 проявление противоречий;
4 предельное обострение противоречий.
№22. В чем заключается «эффект Красной Королевы»?
1 в скорости изменений;
2 в необходимости посредством инноваций обойти конкурента;
3 в необходимости инновационной деятельности для сохранения позиций;
4 в ограниченности возможностей имитационной стратегии.
№23. К воспроизводственному процессу не относятся:
1 инновационный процесс;
2 инвестиционный процесс;
3 научно-технический прогресс;
4 сбережение.
№24. Инновацией является:
1 новая система стимулирования;
2 новый товар, выведенный на рынок;
3 фундаментальная научная идея;
4 объект техники.
№25. Инновация характеризуется:
1 коммерциализуемостью новшества;
2 ориентацией на удовлетворение идеальных потребностей разработчика;
3 планируемостью;
4 измеримостью результата.
№26. Инновация отличается от прочих бизнес-процессов:
1 ориентацией на коммерциализацию;
2 фундаментальной неопределенностью;
3 низкими рисками;
4 характером целеполагания.
№27. Инновационная неопределенность и риски по сравнению с аналогичными характеристиками прочих бизнес-процессов:
1 выше;
2 ниже;
3 несоизмеримы;
4 все зависит от конкретных условий
№28. Для целеполагания в инновационном процессе характерны:
1 директивность;
2 вероятностный характер;
3 широкий диапазон результата;
4 длительный горизонт планирования.
№29. Неформализуемые механизмы инновационного процесса – это:
1 эффекты взаимовлияния;
2 неконтролируемые лаги;
3 побочные эффекты;
4 аспекты инновационной неопределенности.
№30. К основным классификационным характеристикам инновации относятся:
1 длительность разработки;
2 сфера приложения;
3 степень новизны;
4 характер результата (объекта инновации).
№31. К основным классификационным характеристикам инновации не относятся:
1 стоимость разработки;
2 источник инновационной идеи;
3 характер организации исследовательских работ;
4 совместимость инновации с плановым периодом.
№32. Инновационный проект – это:
1 ожидаемый результат инновации;
2 формирование и реализация плана разработки конкретной инновации;
3 пакет документов, фиксирующих план разработки инновации;
4 инновационная идея.
№33. К преимуществам стратегии «первого шага» относятся:
1 технологическое лидерство;
2 низкие риски;
3 контроль рынков и сетей сбыта;
4 низкая стоимость инновационных проектов.
№34. По степени новизны различают следующие типы инноваций:
1 революционные;
2 архитектурные;
3 технологические;
4 новые для внедряющего предприятия.
№35. Модифицирующие инновации обеспечивают:
1 технологический прорыв;
2 низкие затраты;
3 стратегические изменения;
4 пониженные риски.
№36. Заимствованные инновации:
1 повышают издержки;
2 повышают технологический уровень;
3 повышают агрессивность стратегии предприятия;
4 повышают качество продукции.
№37. По характеру результатов (объекту) различают следующие типы инноваций:
1 товарно-продуктные;
2 информационные;
3 технико-технологические;
4 рыночно-сетевые.
№38. Для какого типа инноваций характерна ориентация на ценовую конкуренцию?
1 для товарно-продуктных;
2 для технико-технологических;
3 для организационно-управленческих;
4 для комплексных.
№39. К источникам финансирования инновационного проекта не относятся:
1 собственные средства;
2 оборотные средства;
3 заемные средства;
4 спонсорские средства.
№40. Жизненный цикл нововведения отличается от ЖЦ товара:
1 наличием стадии стабилизации;
2 наличием стадии разработки;
3 меньшей длительностью;
4 меньшими инвестициями.
№41. Стратегический смысл показателя абсолютной эффективности заключается:
1 в максимизации прибыли;
2 в минимизации собственных средств предприятия;
3 в максимизации собственных средств предприятия;
4 в максимизации отдачи от инвестиций.
№42. По отношению к инновационному процессу различают следующие типы
стратегий развития:
1 венчурная;
2 быстрого возврата капитала;
3 дифференциация;
4 имитационная.
№43. Инновационная и венчурная инвестиционные стратегии совпадают:
1 при разработке принципиальной инновации;
2 при внутрифирменном венчуре;
3 при венчуре сопровождения;
4 при разработке модифицирующей инновации.
№44. Какие из перечисленных рисков не характерны для инновационной инвестиционной стратегии?
1 страновой;
2 инновационный;
3 коммерческий;
4 технологический.
№45. Финансовый риск максимален:
1 при инновационной стратегии;
2 при имитационной стратегии;
3 при венчурной стратегии;
4 одинаков при всех типах инвестиционных стратегий.
№46. Коммерческий риск больше:
1 при принципиальном товарном нововведении;
2 при модифицирующем нововведении;
3 при технологическом нововведении;
4 при комплексном нововведении.
№47. Необходимым условием успешной реализации имитационной стратегии является:
1 финансовая мощь фирмы-инвестора;
2 быстрое освоение реальных инвестиций;
3 эффективный маркетинг;
4 сегментация рынка.
№48. Для имитационной стратегии не свойственны:
1 инновационный риск;
2 технологический риск;
3 коммерческий риск;
4 регулярные риски.
№49. Формирование и реализация стратегии инновационной деятельности включает:
1 инновационный анализ;
2 руководство инновационными проектами;
3 инновационное целеполагание;
4 стратегию развития инновационных ресурсов.
№50. Какие характеристики определяют размер финансирования инновационной деятельности?
1 финансовые возможности предприятия;
2 репутация исследовательских коллективов;
3 сохранение инновационного персонала;
4 поддержание престижа компании.
№51. Для нововведенческого венчура не характерны:
1 специализация;
2 корпоративная организационная структура;
3 ориентация на использование научно-технического переноса;
4 иная, чем в крупных корпорациях, система мотивации
№52. Какие задачи решает развитие предприятия?
1 совершенствование ассортимента продукции;
2 внедрение инноваций;
3 обеспечение стабильности и устойчивости текущего производства;
4 адаптация к меняющимся внешним условиям.
№53. Проектная организация предполагает:
1 сложную иерархию;
2 матричную структуру;
3 жесткий контроль;
4 гибкое планирование.
№54. Каковы основные задачи государства в инновационном процессе?
1 создание стимулирующих финансовых механизмов;
2 организация и финансирование разработок;
3 подготовка кадров инновационной деятельности;
4 повышение статуса инновационной деятельности в обществе.
№55. Для отечественных предприятий в инновационной деятельности характерна модель:
1 технологического переноса;
2 «рыночного вызова»;
3 «технологического толчка»;
4 внешнего инвестирования.
№56. К организационно-управленческим уровням инновационного менеджмента относят:
1 административный;
2 юридический;
3 стратегический;
4 тактический.
№57. Роль предприятия в инновационном процессе определяется:
1 долей финансирования;
2 склонностью к рискам;
3 влиянием на инновационную инфраструктуру общества;
4 тесной связью с рынками.
№58. К инновационным ресурсам предприятия относятся:
1 оборотные средства;
2 организационная культура;
3 технико-технологический уровень;
4 возможности финансирования.
№59. К инновационным ресурсам предприятия не относятся:
1 научно-технический задел;
2 организационная иерархия;
3 текущие затраты;
4 нематериальные активы.
№60. Инновационный потенциал – это:
1 совокупность инновационных ресурсов;
2 предельный размер вклада ИД в эффективность предприятия;
3 вся инновационная деятельность предприятия;
4 способ соединения инновационных ресурсов.