ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ




 

Модуль 1. Сущность и методологические основы инновационной деятельности

Тема 1. История и современное состояние инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент как наука о развитии предприятия и функциональная управленческая дисциплина. Инновации как основной динамический фактор развития экономики. Предмет, объект и субъект инновационной деятельности. Нововведения как объект инновационного менеджмента. Понятие социально-экономического прогресса. Его критерии и движущие силы.

Воспроизводственный экономический процесс и факторы его определяющие. Сущность «новой экономики» («экономики знаний») XXI века. Роль инноваций в ускорении воспроизводственного процесса. Краткий обзор теорий процесса развития XX в. и его инновационной составляющей. Цикличность развития экономики. Технологические уклады и содержание длинноволновой теории развития Н. Д. Кондратьева. Представления Й. Шумпетера на инновации. Новшества, нововведения (инновации), инновационный процесс. Сущность и содержание технико-экономических парадигм. Основные отличия инноваций от фундаментальных научных исследований и художественного творчества. Нововведенческий процесс – важнейшая составляющая современной экономики. Инновационная деятельность – источник и средство реализации стратегических изменений в деятельности предприятия.

Тема 2. Методологические основы инновационного менеджмента

Функции, принципы и методы инновационного менеджмента. Развитие инновационного ресурса и эффективное его использование – цель инновационного менеджмента. Целеполагания в инновационном процессе. Иерархические уровни инновационного менеджмента. Прогнозирование в инновационном менеджменте. Инновационный менеджмент и стратегическое управление. Неопределенность, повышенные риски и креативно-психологическая составляющая разработки инноваций -основные факторы специфики науки об управлении нововведенческим процессом. Инновационные игры. Классификация видов инноваций: по степени новизны (радикальности), по источнику возникновения инновационной идеи, по сфере приложения (по характеру объектов инноваций).

Методология, концепции и основные понятия инновационного менеджмента. Технология и методика инновационного менеджмента. Содержание инновационной деятельности. Жизненный цикл инновации и инновационный цикл (период) инновационного проекта. Организационно-управленческое содержание этапов жизненного цикла инновации.

Инвестиционные стратегии по отношению к нововведенческому процессу. Их место среди прочих стратегических подходов к инвестиционной деятельности предприятия. Инновационная стратегия инвестирования. Преимущества и опасности стратегии «первого шага».

Тема 3. Государственное регулирование инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ.

Взаимосвязь развития инновации, науки и техники. Государственная инновационная политика и ее роль в стимулировании инновационной сферы, формировании и развитии инновационной инфраструктуры. Функции государства в инновационной сфере (аккумулирование средств на обеспечение инновационной деятельности, координация инновационной деятельности, страхование рисков инновационной деятельности и др.).

Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности: прогнозирование и определение приоритетов, государственно-административные и рыночные регуляторы, и т. д. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Органы государственного регулирования инновационных процессов. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельностью.

Модуль 2. Управление инновационной деятельностью

Тема 4. Разработка инновационных проектов

Инновационный проект как форма целевого управления инновационной деятельности на предприятии. Функции, задачи, основные элементы и участники инновационного проекта. Экспертиза проекта. Виды проектов (исследовательские, инициативные, внедренческие, восходяще-нисходящие и т. д.). Маркетинг инновационной деятельности предприятия. Маркетинг инновационных проектов – ориентация на повышение восприимчивости рынка к объектам инноваций.

Тема 5. Организация инновационного менеджмента

Организационные понятия инновационного менеджмента. Классификация фирм по инновационному поведению. Инновационная инфраструктура государства – необходимое условие результативности и эффективности инновационного процесса. Организационные формы инновационной деятельности: венчурные фирмы, спиннинговые компании, спиноффы, малые творческие группы, консорциумы (пулы), исследовательские подразделения предприятий, вузов, НИИ, технопарки, инновационные инкубаторы и т. д. Специфические риски инвестиционных проектов. Проявление регулярных рисков при различных видах инвестиционных стратегий. Научно-технический перенос и его влияние на специфические риски.

Тема 6. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности Инновационный потенциал и инновационные ресурсы организации. Критерии, оценки и факторы инновационного потенциала. Анализ внутренних и внешних факторов. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации. Варианты имитационной стратегии. Венчурная инновационная стратегия. Финансовый и инновационный аспекты венчурных стратегий. Условия эффективной ее реализации.

Тема 7. Управление реализацией инновационных проектов

Управленческие подходы к реализации инновационных проектов. Специфические особенности реализации инновационных проектов (неопределенность, риски, интерактивность и т. д.). Методы принятия решений в инновационных проектах. Методы проектирования. Функционально-стоимостной анализ. Морфологический анализ и синтез решений. Управление содержанием инновационных проектов. Разработка концепции инновационного проекта. Целесообразность поведенческого подхода к управлению инновационной деятельностью. Формирование и управление командой проекта. Распределение «ролей» в ходе реализации инновационного проекта. Виды контроля реализации инновационных проектов.

Тема 8. Оценка эффективности инноваций

Понятие и сущность эффективности в инновационной деятельности.

Виды эффективности. Принципы и подходы к оценке результативности и эффективности инновационных проектов. Оценка сравнительной значимости инновационных проектов. Система показателей эффективности инновационной деятельности.

Методы оценки экономической эффективности инноваций. Обоснование эффективности инвестиций в инновационные проекты. Методы оценки перспективности инновационных проектов: оценка инноваций как инвестиций (дисконтированные и не дисконтированные показатели), оценка инноваций как научной продукции, факторная экспертная оценка. Финансовые критерии оценки проектов. Финансовый анализ в процессе НИОКР. Учет фактора риска в финансовом анализе.


РЕИТИНГ-ПЛАН дисциплины «Инновационный менеджмент»

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану) Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление _6_, семестр 2015/2016 г.

. 1: и. Балл за Число Баллы
Виды учебной конкретное заданий за    
деятельности студентов задание семестр Минимальный Максимальный
Модуль 1
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа 0,5      
2. Тестовый контроль        
Рубежный контроль        
1.Письменная        
контрольная работа        
         
Модуль 2
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа 0,5      
2. Тестовый контроль        
Рубежный контроль        
1.Письменная        
контрольная работа        
Поощрительные баллы    
1. Участие в        
конференциях        
2. Публикация статей        
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)
1. Посещение       -6
лекционных занятий        
2. Посещение       -10
практических        
(семинарских,        
лабораторных занятий)        
Итоговый контроль
Экзамен     1) 0  
ВСЕГО:     2) (включая 10 поощрительных баллов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине Инновационный менеджмент на 6 семестр

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение)

№ п/ п Тема и содержание Форма изучения, материалов, (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельн ая работа) Кол-во часо в Интеракти вные методы обучения Меж-предметн ые связи Инновационн ые методы в обучении Основная и Дополнительн ая литература (с указанием номеров глав и параграфов), рекомендуема я студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литератур ы, номеров задач Кол и чест-во часо в Форма контрол я самосто ятельно й работы студент ов (коллок виумы, контрол ьные работы, компью терные тесты и т.п.)
                     
    Модуль 1. Сунн 1ость и методологи ческие основ $ы инновационн ой деятельности      
  1. Тема: История и современное состояние инновационного менеджмента 1. Инновации как основной динамический фактор развития экономики. Предмет, объект и субъект инновационной деятельности. 2.Воспроизводственны й экономический процесс и факторы его определяющие. 3. Цикличность развития экономики. Технологические уклады и содержание длинноволновой теории развития Н.Д. Кондратьева. 4. Новшества, нововведения (инновации), инновационный процесс. 5. Инновационная деятельность – источник и средство реализации стратегических изменений в деятельности предприятия. Лк/пз 4/2   Мульти- Экономик медийная а презентац предприят ия ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, Реферат Доклад Тесты
2. Тема: Методологические основы инновационного менеджмента 1. Функции, принципы и методы инновационного менеджмента. 2. Инновационный менеджмент и стратегическое управление. 3. Методология, концепции и основные понятия инновационного менеджмента. 4. Инвестиционные стратегии по отношению к нововведенческому процессу. Лк/пз 4/2 Мультимедийная презентац ия Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
3. Тема: Государственное регулирование инновационной деятельности 1. Государственная инновационная политика и ее роль в стимулировании инновационной сферы, формировании и развитии инновационной инфраструктуры. 2. Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности 3. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Лк/пзМо 4/2дуль 2 Мультимедийная презентац ияУправление Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г.инновацион Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой.[ной деятельное! Осн.1-3 Доп.1-10гью Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
4. Тема: Разработка инновационных проектов 1. Инновационный проект как форма целевого управления инновационной деятельности на предприятии. 2. Функции, задачи, основные элементы и участники инновационного проекта. 3. Основные критерии оценки инновационных проектов 4. Маркетинг инновационных проектов – ориентация на повышение восприимчивости рынка к объектам инноваций. Лк/пз 6/2 Мультимедийная презентац ия Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
5. Тема: Организация инновационного менеджмента 1. Организационные понятия инновационного менеджмента. Классификация фирм по инновационному поведению. 2. Организационные формы инновационной деятельности. 3. Современные особенности и факторы построения организационных структур инновационного предпринимательства Лк/пз 4/2 Мультимедийная презентац ия Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
6. Тема: Формирование благоприятных условий инновационной деятельности 1. Инновационный потенциал и инновационные ресурсы организации. 2. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. 3. Нормативно – правовое и организационно- методическое обеспечение инновационной деятельности. 4. Венчурная инновационная стратегия. Финансовый и инновационный аспекты венчурных стратегий. Условия эффективной ее реализации. Лк/пз 4/2 Мультимедийная презентац ия Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
7. Тема: Управление реализацией инновационных проектов 1. Управленческие подходы к реализации инновационных проектов. 2. Методы принятия решений в инновационных проектах. Методы проектирования. Функционально- стоимостной анализ. Морфологический анализ и синтез решений. 3. Управление содержанием инновационных проектов. Лк/пз 4/2 Мультимедийная презентац ия Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
8. Тема: Оценка эффективности инноваций 1. Понятие и сущность эффективности в инновационной деятельности. 2. Система показателей эффективности инновационной деятельности. 3. Методы оценки экономической эффективности инноваций. Лк/пз 4/2 Мультимедийная презентац ия Экономик а предприят ия. Менеджме нт. Маркетин г. Модульно-рейтинговая система. Активные методы: проблемная лекция, учебная дискуссия; самостоятельн ая работа с литературой. Осн.1-3 Доп.1-10 Методичес кие рекоменда ции по самостояте льной работе студентов.   Опрос, тестиро вание, эссе. Реферат Доклад Тесты
  всего:   34/1 6              

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: