НОРМАТИВЫПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Направление подготовки: 190600.62 - ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ
Профили подготовки: «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автосервис»
Квалификация (степень) Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков рационального природопользования, с учетом организационных и правовых средств охраны окружающей среды
В состав задач входит:
· изучение методов экономической оценки ущерба от деятельности предприятия;
· изучение методов выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду;
· осуществление оценки антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;
· изучение нормативно-правовой экологической документации.
Компетенции обучающегося, формируемые при освоении дисциплины
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
· умеет выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости (ПК-10);
· владеет знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов (ПК-12);
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен:
Знать
· Факторы, определяющие устойчивость биосферы;
· Характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу;
· Принципы рационального природопользования;
· Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;
· Организационные и правовые средства охраны окружающей среды;
· Способы достижения устойчивого развития.
уметь:
· Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;
· Грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;
· Пользоваться методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия;
· Пользоваться методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду.
Основная структура дисциплины.
Вид учебной работы | Трудоемкость, часов | |
Всего | Семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия, в том числе: | ||
лекции | ||
Лабораторные работы | ||
практические/семинарские занятия | - | - |
Самостоятельная работа (в том числе курсовое проектирование) | ||
Вид промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине), в том числе курсовое проектирование | Экзамен |
Содержание дисциплины
Краткий перечень основных разделов и тем (дидактических единиц) теоретической части дисциплины.
Введение
Тема1. Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства.
Тема2. Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Тема3. Нормирование качества окружающей природной среды и экологическая стандартизация.
Тема 4. Средства контроля окружающей природной среды.
Тема 5. Экологический паспорт предприятия - природопользователя.
Тема 6. Охрана водных ресурсов. Защита атмосферы.
Перечень рекомендуемых лабораторных работ
Лабораторная работа №1. Экономические механизмы охраны окружающей среды.
Лабораторная работа №2. Нормативы качества окружающей среды.
Лабораторная работа №3. Средства контроля окружающей среды.
Лабораторная работа №4. Структура и содержание экологического паспорта предприятия.
Лабораторная работа №5. Метода защиты окружающей среды.
Лабораторная работа №6. Экологизация технологических процессов предприятия.
Перечень рекомендуемых практических занятий
Не предусмотрено.
Перечень рекомендуемых видов самостоятельной работы
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает две составляющие: текущую СРС и творческую проектно-ориентированную СР (ТСР).
Текущая СРС направлена на получение, углубление и закрепление знаний студентов, развитие практических умений и представляет собой:
· самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;
· выполнение домашних заданий,
· выполнение графических работ по некоторым темам курса,
Творческая самостоятельная работа (ТСР), ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и представляет собой:
· умение сформулировать проектную задачу и обосновать необходимые в данном конкретном случае допущения;
· умение выбрать и правильно реализовать метод проектного решения поставленной задачи;
· умение проводить анализ полученных результатов.