Контрольно-надзорная деятельность специально уполномоченных органов.




Гарантии, предупреждающие нарушение права работника на получение вознаграждения за труд.

ВВЕДЕНИЕ.

Действующая Конституция Российской Федерации[1] предусматривает право каждого трудящегося на получение вознаграждения за свой труд. Этому праву корреспондирует обязанность работодателя выплачивать лицу, работающему по трудовому договору, заработную плату. Эта обязанность работодателя относится к обязательным условиям трудового договора, вытекает из понятия последнего, установлена Федеральным законом (статья 15 КЗоТ РСФСР[2]). Современное трудовое право определяет сроки исполнения этой обязанности. Так в соответствии со статьей 96 КЗоТ РСФСР заработная плата должна выплачиваться работодателем не реже чем каждые полмесяца; а при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от работодателя, должна быть произведена по общему правилу в день увольнения (статья 98 КЗоТ РСФСР).

Международные нормы также содержат правила относительно оплаты труда. Следует заметить, что с принятием Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации стали источником трудового права (конечно же при условии их ратификации). Более того, они стали приоритетным источником. "Приобретение международным договором характера источника права означает прежде всего, что при рассмотрении трудовых споров в суде работник вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. В свою очередь, судья вправе ссылаться на международные договоры Российской Федерации, если содержащаяся в международном договоре норма более полна и определена, чем в законодательстве[3]". В статье 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашено: "каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человеческое существование для него самого и его семьи"; в статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[4] указывается, что "участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся … удовлетворительное существование для их самих и их семей…" Вполне очевидно, что достойное и удовлетворительное существование лица, работающего по трудовому договору, возможно только при условии выплаты причитающегося ему вознаграждения. Причем порядок выплаты заработной платы должен носить гарантийный характер. Поэтому и в международном праве, и в национальном законодательстве устанавливаются правила, устанавливающие сроки исполнения работодателем своей обязанности по оплате труда.

Так, в Конвенции МОТ № 95[5] установлено правило, предусматривающее выплату заработной платы через равные промежутки времени (статья 12 Конвенции). Рекомендации МОТ об охране труда №85 конкретизируют это положение: выплаты заработной платы должны осуществляться не реже двух раз в месяц через промежутки времени не превышающие 16-ти дней для трудящихся с почасовым, подневным или понедельным исчислением заработной платы, и не реже одного раза в месяц для служащих, заработная плата которых установлена на основе месячного или годового исчисления (п.4 Рекомендаций).

Важность права работника на получение вознаграждения за труд трудно переоценить, так как получение заработной платы нередко является единственным источником существования российских граждан. Неисполнение работодателем своей обязанности оплатить труд работников на фоне снижающегося уровня жизни населения не может не привести к возрастанию напряженности в обществе. Примеров тому немало. Кроме того право работника на получение вознаграждения за труд может быть ограничено не только виновными действиями работодателя, но и сложившейся экономической обстановкой на предприятии (например, банкротство).

В литературе неоднократно указывалось на то, что трудовое законодательство исторически формировалось как отрасль права, главной функцией которой является защита экономически более слабой стороны трудового договора – работника. Защитная функция включает всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению и установлению причин, порождающих нарушение законности.

ГАРАНТИИ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВА РАБОТНИКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ТРУД.

Контрольно-надзорная деятельность специально уполномоченных органов.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию указывается, что "более половины граждан страны страдают от задержки выплат зарплат и пенсий, удавка неплатежей парализует экономику;…власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов… Тяжелая экономическая ситуация, бедственное положение в социальной сфере требуют совместных энергичных действий[6]". Безусловно, что в данное время должны в полной мере использоваться правозащитные функции всех государственных органов. Причем, деятельность последних должна быть направлена, прежде всего, на предотвращение нарушений прав граждан. Речь идет о контроле.

С целью усиления контроля за соблюдением прав работников в сфере оплаты труда был принят ряд нормативных актов: Указы Президента Российской Федерации "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда" от 19.02.96. № 209 [7], "Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан" от 10.03.94. № 458 [8]; Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 06.03.96. №230[9]и др.

В соответствии с законодательством Российской Федерации надзор и контроль за соблюдением прав работника в области оплаты труда осуществляют:

1.Федеральная инспекция труда при министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.00. "О Федеральной инспекции труда[10]".

2.Прокуратура Российской Федерации в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 18.10.95. в редакции Федерального закона от 19.11.99. № 202-ФЗ.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют и другие органы, в частности, органы следствия и дознания в рамках деятельности по обнаружению признаков преступления. Однако эта деятельность носит специализированный характер - уголовное преследование лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение последних к уголовной ответственности (вопросы ответственности за нарушение права работника на получение вознаграждения за труд будут рассмотрены ниже), нас же интересует предупреждение нарушений прав работника в области оплаты труда вообще, а не только в части предупреждения преступлений. Рассмотрим контроль за соблюдением права работника на получение вознаграждения за труд, осуществляемый органами Рострудинспекции и прокуратуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: