Возвращаться нам пора,
Прилетает детвора.
Мы с полета возвратились
И на Землю приземлились.
Выполнение комплекса танцевально-ритмической гимнастики «Матушка-Россия».
9. Подведение итогов, награждение лучших космонавтов. Организованный выход из зала под музыку.
УРОК 10
Строевые упражнения. Построение в шеренгу. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение в круг.
Игроритмика. На первый счет — хлопок, на второй, третий, четвертый счет — пауза.
II
Ритмический танец полька «Старый жук» (музыка из кинофильма «Золушка»).
И.П.— лицом в круг, стойка руки на пояс.
А. 1 — правую ногу вперед на носок.
2 — притоп правой ногой.
3 - - левую ногу вперед на носок.
4 — притоп левой ногой.
5—8 — повторить счет 1—4.
Б. 1—3 — три шага вперед.
4 — приставить ногу.
5—7 — три хлопка в ладоши.
8 — руки на пояс.
В. — повторить движения части А.
Г. —- повторить движения части Б, но шаги назад.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики» (уроки 7-8).
Игра «Поезд».
Все занимающиеся стоят в начерченных на полу кружочках (кружочков должно быть на один меньше, чем играющих). Одна участница изображает паровоз: он выезжает из депо (руки согнуты, пальцы крепко сжаты в кулачки). Выполняется дробный, топающий шаг по кругу. Звучит текст:
Чух-чух, чух,
Пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу,
Колесами стучу, верчу,
Садись скорее, прокачу!
Все, к кому приближается водящий, должны следовать за поездом, изображая
вагончики, и выполнять те же движения, что и водящий. Когда поезд составлен, звучит музыка, и поезд набирает ход. Как только музыка прекращается, все играющие занимают кружочки. Тот, кому кружочка не хватает, становится водящим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу и т.д.
Пальчиковая гимнастика. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. Речитатив:
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, ура!
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. И. П. — стойка руки за спину. В этом исходном положении выполняются наклоны, повороты туловища, приседы.
Речитатив:
У меня спина прямая,
Я наклонов не боюсь:
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
И присесть, и наклониться.
Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
УРОКИ 11-12
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу. Повороты переступанием по распоряжению в образно-двигательных действиях.
Речитатив:
Я, лыжник быстрый,
Бегу по лыжне.
По узкой дорожке петляю!
Тут - поворот налево!
Там - поворот направо!
Перестроение в круг.
Игроритмика. На первый счет — притоп, на второй, третий, четвертый — пауза.
II
Ритмический танец. Полька «Старый Жук» (урок 10).
Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики» (уроки 7-8).
Музыкально-подвижная игра «Поезд» (урок 10).
Игропластика. Упражнения для развития гибкости.
|
Я маг-волшебник,
Вперед наклоняюсь —
Меня не видно станет,
|
А захочу, я в льва превращусь
|
Или в акробата,
|
Змеей прогнусь,
|
Головой поверчу,
|
Котенком свернусь.
Как здорово это, однако!
III
Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. Для кистей и пальцев.
Речитатив соответственно двигательному действию:
|
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою, «Моют» руки.
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут как зайчики.
УРОКИ 13-14
I
Строевые упражнения. Повторить уроки 11— 12.
Игроритмика. На первый счет — хлопок, на второй, третий, четвертый счет — пауза; на пятый счет — притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет — пауза.
II
Ритмический танец полька «Старый Жук» (урок 10).
Танцевально-ритмическая гимнастика «Карусельные лошадки» (песня «Карусельные лошадки», Б. Савельев, М. Пляцковский).
Вступление.
1—4 — И. П. — стоя лицом в круг, руки согнуты вперед, кисти вниз.
1—8 — полуприседы, в конце поворот направо.
Первый куплет.
А — Б. 1—16 — восемь шагов по кругу с высоким подниманием бедра согнутой ноги, наклоняя и выпрямляя туловище вперед, разгибая и сгибая руки вперед—вниз (каждый шаг на два счета).
В. 1—8 — восемь шагов по кругу на носках, высоко поднимая колени.
Г. 1—8 — повторить движения части В.
Проигрыш.
1—8 — полуприседы, как во вступлении, с поворотом налево лицом в круг. Припев.
А. 1 - полуприсед, свободный мах руками назад.
2 — встать, свободный мах руками вперед.
3—4 — повторить счет 1—2.
5—8 — повторить счет 1—4.
Б. 1—2 — два разгибания и сгибания правой ноги справа с касанием пола и движением руками («лошадка бьет копытом»).
3—4 — два наклона головой вперед («лошадка кивает головой»).
5—6 — повторить счет 1—2 с другой ноги.
7—8 — повторить счет 3—4.
В — Г. — повторить движения частей А — Б.
Проигрыш. Повторить проигрыш, в конце поворот направо.
Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета, в конце поворот налево (лицом в круг).
Припев. Повторить упражнения припева.
Проигрыш. Повторить упражнения проигрыша, в конце поворот направо.
Музыкально-подвижная игра «Поезд» (урок 10).
Игропластика. Упражнения для развития мышечной силы в заданиях. «Игра по станциям».
«Станция 1» — из положения лежа на спине группировка. (Повторить 10—15 раз.)
«Станция 2» — лежа на животе, руки к плечам ладонями вперед, прогнуться («лодочка»). Держать 10—15 счетов.
«Станция 3» — из стойки носки вместе присесть на всей стопе, руки вперед и встать в И. П. (Повторить 10 раз.)
Пальчиковая гимнастика. Выставление одного, двух и т.д. пальцев. Работа одним пальцем, другие в кулак. Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны («оса»).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Повторить урок 10.
УРОКИ 15-16
Строевые упражнения. Перестроение в шеренгу и колонну.
Музыкально-подвижная игра «Конники-спортсмены»
(см. урок 21).
II
Ритмический танец «Автостоп» (музыка в стиле диско). Танец выполняется, стоя на одном месте, при одинаковых движениях ногами и самых разнообразных движениях руками на один или два счета.
Пример танцевальной комбинации.
И. П. — узкая стойка ноги врозь.
А. 1—2 — при стойке на обеих ногах два пружинящих сгибания Правой ногой с двумя рывками согнутых рук: левая — вверх, правая — вниз, кисти в кулак, большой палец в сторону.
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, меняя положение рук.
5—8 — повторить счет 1—4.
Б. 1 — правую ногу согнуть (как в счете 1—2), руки к правому плечу, ладони вместе («лодочкой»).
2 — повторить счет 1 с другой ноги, меняя положение рук.
3 — левую ногу разогнуть, правую согнуть, руки «лодочкой» к правому колену.
4 — повторить счет 3 с другой ноги, меняя положение рук.
5 — левую ногу разогнуть, правую согнуть, скрестный мах руками перед собой, левая рука сверху.
6 — повторить счет 5, меняя положение ног и рук.
7 — меняя положение ног, хлопок за спиной.
8 — повторить счет 7 с хлопками перед собой На счет 8 можно сделать прыжок с поворотом направо (налево) и продолжить танец.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Карусельные лошадки» (уроки 13—14).
Пальчиковая гимнастика (уроки 13—14).
III |
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Контрастные движения руками на напряжение и расслабление.
И. П. — сед на стуле или стойка ноги врозь.
А. 1—2 — руки вперед, кисти в кулак.
3—4 — руки расслабленно опустить на бедра.
5-6 — руки в стороны, кисти в кулак.
7-8— руки расслабленно. вниз.
Б 1—2 — руки вверх, кисти в кулак.
3—4 — сгибая, руки расслабленно вниз.
5— 6 - руки к плечам, кисти в кулак.
7— 8 - руки расслабленно вниз.
УРОКИ 17-18
Строевые упражнения. Бег по кругу и ориентирам («змейкой»).
Музыкально-подвижная игра «Конники-спортсмены» (см. урок 21).
II
Ритмический танец «Автостоп» (уроки 15—16).
Танцевальные шаги. Сочетание приставных и скрестных шагов в сторону.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Карусельные лошадки». Повторить уроки 13—14.
Пальчиковая гимнастика. Повторить уроки 13—14.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на [укрепление осанки (см. уроки 15—16).
УРОКИ 19-20
Строевые упражнения. Бег по кругу и ориентирам (-змейкой»).
Музыкально-подвижная игра «Конники-спортсмены»
(см. урок 21).
II
Ритмический танец «Автостоп». Повторить уроки 15— 16.
Танцевальные шаги. Повторить уроки 17—18.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики» (уроки 7—8), «Карусельные лошадки» (уроки 13—14).
Акробатические упражнения. Равновесие на одной ноге с опорой и без нее.
Игропластика. Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса — лежа на спине, сгибание и разгибание ног — «велосипед»).
Речитатив:
Я сижу на велосипеде,
Только вверх ногами.
И кручу педали
Весело ногами.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Вот и Мишка примостился
Сзади на сиденье.
И Матрешку посажу
Спереди на руль.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Едем, едем — не спешим,
А устанем — отдохнем,
Вместе песенку споем.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Поют любую детскую песенку.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Повторить уроки 15—16.
СЮЖЕТНЫЙ УРОК 21
«На выручку карусельных лошадок»
Задачи. Воссоздать в двигательной памяти знакомые танцевальные движения и закрепить их выполнение. Учить выразительно двигаться в соответствии с характе-, ром музыки. Содействовать развитию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений.
Ход урока
1. Построение в шеренгу. Сообщение задач урока: «Сегодня мы с вами идем в городской парк кататься на каруселях, на аттракцион „Карусельные лошадки"».
Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Kaрусельные лошадки». Педагог говорит, что карусельные лошадки очень грустные, им хочется на волю, травки пощипать, порезвиться, поэтому он предлагает детям пойти к Великому и Могучему волшебнику Гудвину, в Изумрудный город, чтобы он отпустил лошадок погулять. Но путь впереди очень трудный, нужно всем быть смелыми, дружными и в дороге не отставать.
2. Ребята под музыку «Песенка друзей» (И. Ефремов, И. Токмакова) выполняют упражнения в ходьбе и беге (ходьба «змейкой», «по диагонали», с подлезанием под гимнастические палки, через обручи и т.д.).
3. Дети подходят к реке, а там Кот Леопольд рыбу ловит, они у него дорогу дальше узнают.
Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «На крутом бережку».
4. Ходьба по скамейке (линии) — «речку переходим». На зеленом ромашковом лугу корова Муренка пасется, у нее дети узнают дорогу дальше.
Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Песня Муренки».
5. Ходьба под музыку «Песенка друзей» (с выполнением различных упражнений или с песней, с хлопками).
6. Дети пришли на площадь перед дворцом; чтобы ворота открылись, нужно выполнить танец — тогда волшебник Гудвин узнает, что пришли в гости хорошие, веселые ребята. Танец «Автостоп».
7. Дети садятся на стульчики (они во дворце), закрывают глаза, отдыхают и слушают Гудвина.
Педагог проводит фрагмент аутогенной тренировки под спокойную музыку. Дети отдыхают и расслабляются. Затем открывают глаза и говорят волшебные слова, чтобы освободить карусельных лошадок: «Шакли, пакли, выкли, да! Лошадь скачет к нам сюда!»
8. Дети повторяют волшебные слова, а затем играют в игру «Конники-спортсмены», или «Лошадки».
Стулья («стойла») стоят по кругу, их должно быть на 1, 2, 3 меньше, чем играющих.
Играющие стоят по кругу правым (левым) боком к центру, за стульями, представляя собой лошадок. Инсценируется выездка спортивных лошадей. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот!» — и лошадки поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направлении. Команда «Рысью!» — лошадки бегут; «Шаг коня!» — снова идут. Так повторяется 2—3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают.
Участники игры снова становятся в крут, на этот раз другим боком к центру, и игра повторяется. Вместо команд можно использовать стихи:
Галоп, галоп, у лошадок нет хлопот.
Шире, шире, шире шаг!
Ветерок свистит в ушах,
Рысью побежали — цок, цок, цок.
Лошадки в стойла — стоп, стоп, стоп.
9. В конце урока подводятся итоги, и под музыку дети уходят из зала.
УРОК 22
I
Строевые упражнения. Построение в круг.
Игроритмика. На каждый счет занимающиеся по очереди поднимают руки вперед, затем так же опускают вниз.
II
Танцевальные шаги. Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360° на шагах.
Хореографические упражнения. Полуприседы, стоя боком к опоре. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках, держась за опору.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Песня Короля» (хореографические упражнения). Музыка из мультфильма «Бременские музыканты» (Г. Гладков, Ю. Энтин).
Вступление.
И. П. — стоя за стулом, руки полусогнуты на спинке стула.
Первый куплет.
А. 1—2 — полуприсед.
3-4 - И. П.
5—8 — повторить счет 1—4.
Б. 1—2 — руки вперед в первую позицию.
3—4 — руки вверх в третью позицию.
5—6 — руки вверх в первую позицию.
7—8 — руки на спинку стула.
Припев.
А. 1—4 — с поворотом направо четыре переступания на носках, высоко поднимая колено согнутой ноги, правая рука в сторону во второй позиции.
5—8 — повторить счет 1—4 с поворотом налево в И. П.
Проигрыш.
А. 1—2 — правую ногу в сторону на носок.
3-4 - И. П.
5—6 — левую ногу в сторону на носок.
7-8 - И. П.
Б. — повторить движения части А.
Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.
Припев. Повторить упражнения припева, но с поворотом в другую сторону.
Проигрыш. Повторить упражнения проигрыша.
Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета.
Припев. Повторить упражнения припева, счет 1—4, часть А.
5—6 — оставаясь левым боком к опоре, правая рука вверх.
7—8 — полуприсед, взмах правой рукой вниз.
III
Музыкально-подвижная игра «Найди предмет» (на воспроизведение динамики звука).
Играющие сидят или стоят по кругу. Назначается водящая, которая по музыке должна найти предмет. Водящая закрывает глаза, а предмет прячут у одного из играющих. Водящая открывает глаза и идет искать предмет. По мере приближения водящей к предмету сила звука возрастает, а при удалении — ослабевает. Нашедшую спрятанный предмет заменяет следующая водящая.
УРОКИ 23-24
Строевые упражнения. Построение в круг.
Игроритмика. На каждый счет занимающиеся по очереди хлопают в ладоши.
II
Танцевальные шаги. Повторить урок 22.
Хореографические упражнения. Повторить урок 22.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Песня Короля» (урок 22).
Игропластика. Повторить уроки 19—20. Упражнение «змея». Упор лежа на бедрах. Сгибать и разгибать руки в прогнутом положении.
III
Музыкально-подвижная игра «Найди предмет». Повторить урок 22.
УРОКИ 25-26
I
Строевые упражнения. Передвижение шагом и бегом. Построение в круг.
Игроритмика. Повторить уроки 23—24.
II
Ритмический танец «Большая стирка» (музыка в стиле диско).
Описание танца
И. П. — основная стойка.
«Стирка белья».
А. 1—2 — с полуповоротом направо полуприсед на левой, правую ногу вперед на носок с двумя движениями, имитирующими руками стирку белья на стиральной доске, вдоль правой ноги.
3—4 — прыжком встать в полуповорота налево от основного направления, повторить счет 1—2 с другой ноги.
5—8 — повторить счет 1—4.
Б. — повторить движения части А.
«Полоскание белья».
В. 1—4 — приседая, на каждый счет увести колени вправо, влево, вправо, влево; а руки, имитирующие полоскание,— в противоположную сторону.
5—8 — вставая, повторить движенье ног и рук счета 1—4.
Г. — повторить движения части В.
«Выжиманье белья».
Д. 1—2 — при стойке на обеих ногах два пружинистых сгибания левой; руки согнуты вперед, кисти в кулак — правый над левым, дважды имитируют движения выжимания белья.
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, поменяв положение кистей — левый кулак над правым.
5—6 — повторить счет 1—2. 7—8 — повторить счет 3—4.
Е. — повторить движения части Д.
«Встряхивание белья».
Ж 1—2 — стойка руки со взмахом вверх.
3—4 — полуприсед, руки расслабленно вниз.
5—6 — повторить счет 1—2.
7—8 — повторить счет 3—4.
З. — повторить движения части Ж.
«Развешивание белья».
И. 1 — встать, левую ногу на полшага вправо, левую руку вверх с имитирующим движением пальцами закрепления белья прищепкой.
2 — приставить правую ногу к левой, правую руку вверх с тем же имитирующим движением.
3—4 — повторить счет 1—2.
5—8 — повторить счет 1—4.
К. — повторить движения части И, начиная движение вправо, с правой ноги и руки.
«Глаженье белья».
Л. 1-2 — при стойке на обеих ногах два пружинящих сгибания левой ноги; руки: правая со-1 гнута перед собой, левая согнута за спиной, обе руки дважды имитируют движение утюга при глажении белья.
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, поменяв положение рук: левая — перед собой, правая — за спиной.
5—6 — повторить счет 1—2.
7—8 — повторить счет 3—4.
М. — повторить движения части Л, счет 1—4.
5—6 — имитация стирания пота со лба тыльной стороной ладони правой руки. 7—8 — имитация стирания пота со лба тыльной стороной ладони левой руки.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Песня Короля» Повторить урок 22.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные стулья».
Все играющие сидят на стульях по кругу спиной к центру. У водящего стула нет. За каждым участником закрепляется по две или три мелодии (детские песни).
Водящий идет по кругу. Если звучит первая мелодия за ним идут те ребята, чья это музыка. Затем музыка меняется, встают другие и двигаются за водящим, а первые садятся на стулья и т.д. Но вдруг зазвучал марш все быстро должны встать со своих стульев и пойти за водящим по кругу. Затем музыка прекращается, и дети бегут занимать стулья. Оставшийся без места становит«водящим.
III
Игровой самомассаж. Повторить уроки 11—12.
УРОКИ 27-28
I
Строевые упражнения. Передвижение шагом и бегом. Построение в круг.
Игроритмика. На воспроизведение динамики звука. Увеличение круга — усиление звука. Уменьшение круга — уменьшение звука.
II
Ритмические танцы «Большая стирка». Повторить уроки 25—26.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики» (уроки 7-8), «Карусельные лошадки» (уроки 13-14), «Песня Короля» (урок 22).
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные стулья». Повторить уроки 25—26.
Игровой самомассаж. Повторить уроки 11—12.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Имитационные, образные упражнения на дыхание в положении лежа (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.
Речитатив:
Руки к солнцу поднимаю
И вздыхаю, и вздыхаю.
Опускаю руки вниз,
Выдох — паровоза свист.
На четыре — вдох глубокий,
На четыре — выдох.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре.
УРОКИ 29-30
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу.
Игроритмика. Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. На четыре счета — поднять руки вверх, на четыре счета — опустить руки вниз, построение врассыпную.
II