МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ к использованию приема ТАСК.




Этапы работы:

1. Определить природу спора и наметить несколько типов утверждений.

2. Ввести расширенные доказательства, включая индуктивную, дедуктивную и аналоговую модели доказательств.

3. Сосредоточиться на более мелких особенностях доказательств, а именно ошибочных заключениях, способах анализа доказательств, качестве эффективного доказательства.

4. Демонстрация и объяснение стратегии ТАСК.

5. Самостоятельная работа в режиме ТАСК.

Перекрестная дискуссия.

Это разговор с самим собой, который помогает увидеть предмет с двух сторон и избежать одностороннего суждения,

Порядок выполнения.

1. Сформулировать вопрос;

2. Составить табличку для записи;

3. Составить список аргументов (в каждой из граф обязательно);

4. Обменяться аргументами (дописывая наиболее интересные)


5. Записать свой вывод.

Выглядит это так:

Вопрос – проблема?
Да(за) Нет (против)
Аргументы Да, ПОТОМУ, что..... Аргументы Нет, ПОТОМУ, что....

 

Прием может использоваться при подготовке к эссе, сочинению, дебатам, полемике. Можно закончить очерком, построенным по следующей схеме:

1. Моя позиция

2. Краткое обоснование

3. Возможные возражения.

4. Доказательство правильности моей позиции.

5. Заключение.

 

ЧТО ТАКОЕ TACK?

Это серия из 10 вопросов, которые помогают направлять чтение и написание учащимися текста дискуссии.

1. Какая тема обсуждается?

2. Каково основное утверждение по теме?

3. Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?

4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.

5. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.

6. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

7. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

8. Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: «Несмотря на то, что... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту),... (основное утверждение), поскольку... (главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).»

9. Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?

10. В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК,

 

1 тип заданий: Даны некоторые утверждения и аргументы в поддержку этого утверждения. Необходимо записать контраргументы, опровергающие указанные аргументы.

Утверждение

Аргументы Контраргументы
Аргумент 1 Контраргумент 1
Аргумент 2 Контраргумент 2

Аргумент N Контраргумент N

 

В некоторых заданиях этого типа самим нужно записывать аргументы и контраргументы.

2 тип заданий: Составить рассказ, связав в единое целое предложенные аргументы.

3 тип заданий: Найти и записать определённые понятия. Желательно указывать источник информации по общепринятым правилам. Если учащийся нашёл несколько определений, то записываются все со ссылкой на источник.

4 тип заданий: Составить речь первого спикера на заданную тему.

5 тип заданий: Найти поддержки предложенным аргументам.

Утверждение

Аргументы Поддержки
Аргумент 1
Аргумент 2
Аргумент N

 

В некоторых заданиях этого типа самим нужно записывать и аргументы и поддержки.

6 тип заданий: Дано некоторое утверждение. Написать аргументы в поддержку данного утверждения (аргументы «за») и в поддержку его отрицания (аргументы «против»).

Утверждение

Аргументы «за» Аргументы «против»
Аргумент 1 Аргумент 1
Аргумент 2 Аргумент 2
Аргумент N Аргумент N

 

7 тип заданий: составить блок доказательств следующего утверждения.

Утверждение

Аспект 1 Аспект 2 Аспект 3
Аргумент 1 Аргумент 1 Аргумент 1
Поддержка Поддержка Поддержка
Аргумент 2 Аргумент 2 Аргумент 2
Поддержка Поддержка Поддержка

 

6. Построение сюжета доказательств по теме дебатов.

 

В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы:

- почему мы соглашаемся с темой?

- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?

- какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести?

- какие вопросы возникают в связи с этой темой?

- каковы могут быть опровергающие аргументы?

 

Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств.


Термин «сюжет доказательств» означает блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой; совокупность аспектов и аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи первых спикеров.

В повседневной жизни мы постоянно используем сюжет доказательства, даже не подозревая об этом.

Например, убеждая родителей отпустить нас на дискотеку, мы обосновываем необходимость принятия такого решения тем, что дискотека в нашем понимании - это место отдыха и общения, выдвигаем причины, по которым нас необходимо отпустить туда. Таких причин может быть несколько и их необходимо обосновывать и доказывать с помощью всевозможных положительных примеров и убедительных фактов, а в заключение мы демонстрируем родителям, что положительное решение вопроса - это единственный верный путь мирного разрешения проблемы. В данной ситуации вашими слушателями были родители. Если это выступление в обычном раунде дебатов, то вашими слушателями будут судьи и оппоненты. Но, если это публичные дебаты, то может собраться более обширная аудитория, и поэтому вам необходимо очень ответственно подготовиться к роли спикера. А для этого нужно научиться выстраивать свое выступление.

Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:

- приветствие слушателей;

- представление команды и самого себя;

- вступление (обоснование актуальности темы);

- определение понятий (дефиниций) темы;

- выдвижение критерия;

- аргументация;

- заключение;

- благодарность за внимание.

 

Таким образом, все выступление разбивается на отдельные части или блоки, которые выписываются на отдельные листы при подготовке, но вместе все они представляют единое целое - речь.

Первый и второй блоки включают в себя приветствие и представление команды: «Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте мне, прежде всего, представить нашу команду. ……..» После этого можно переходить к содержательной части выступления.

Третий блок начинается с формулировки темы и представления позиции, которую вы собираетесь отстаивать. Это можно сделать следующим образом: «Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, гласит «Переговоры с террористами недопустимы»». Или: «Наша команда сегодня будет отстаивать точку зрения о недопустимости ведения переговоров с террористами». Далее следует перейти к обоснованию актуальности данной темы: «Прежде чем мы постараемся убедить вас в истинности данного тезиса, выясним, почему эта проблема представляет сегодня интерес?». Или вы начинаете вступление следующей фразой: «Прежде чем приступить к доказательству нашей позиции, определим, достойна ли эта проблема нашего внимания?».

Ваши вступительные замечания могут предопределить, будет ли вас слушать аудитория и как она к вам отнесется. Поэтому целью вступления является введение слушателя в круг рассматриваемых проблем, объяснение важности затронутой темы и необходимости дебатов именно по этому вопросу. Все это формулируется одной фразой - показать актуальность темы. Актуальный - это «важный в данный момент». Таким образом, необходимо найти способ


убедительно доказать, что именно в сложившейся ситуации, именно в настоящих условиях важно обсуждать рассматриваемую проблему.

Этой цели можно добиться, сославшись на мнение какого-либо ученого или общественного деятеля, чья позиция авторитетна в анализируемой области, приведя соответствующую цитату. Вводная цитата должна либо поражать содержанием, либо приковывать внимание громким именем автора. Она должна быть краткой и возбуждать интерес слушателей к вашей теме. Она может быть подтверждением принципов, являющихся опорой содержания речи; может дать надлежащий тон или заключать в себе изложение поставленной спикером цели.

Итак, определите для себя задачу, требующую выполнения в ближайшие две-три недели, и, взяв в руки Толковый словарь русского языка, например С.И.Ожегова, воспользуйтесь методом словесных ассоциаций. № 3. «Мысль одна, а способов ее выражения...?»: уметь 5-6 раз «выложить» главную мысль высказывания и каждый раз в другой словесной формулировке - одно из решающих условий, чтобы эта мысль запомнилась, «засела» в сознании слушателей, что очень важно в искусстве убеждения. Цель этого упражнения - научиться выражать одну и ту же мысль разными средствами языка. Возьмите любую несложную фразу, например, «нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях.

«Хранитель информации» следит за тем, чтобы не исказился смысл высказывания, не употреблялись одни и те же слова. Побеждает тот, кто предложит больше вариантов выражения суждения.

Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создаёт систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что её позиция по поводу темы – наилучшая.

Структура утверждающего кейса (пример)

ТЕМА
Введение. Обоснование актуальности темы
Определения понятий
Критерий
Аспект I Аспект II Аспект III
Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 Аргумент 1 Аргумент 1 Аргумент 2
Доказательство Лоддержка Доказательство Поддержка Доказательство Поддержка Доказательство Поддержка Доказательство Поддержка Доказательство Поддержка Доказательство Поддержка Доказательство Поддержка

 

7. Стратегия отрицания и опровержения.

 

ОТРИЦАНИЕ

атака аргументов оппонентов (почему это не так?)

МЕТОДЫОТРИЦАНИЯ:

• оспаривать анализ оппонентов (не доказаны важные суждения)

• принижение значения аргументов оппонентов («не так всё плохо»)

• оспаривать статистику или «авторитетные суждения» (приводимые данные или мнения нерелевантны)

• отрицание противоположностью («напротив,.....»)


• найти логические ошибки в аргументации оппонента (индукция, дедукция, аналогии, причинно-следственные связи)

• особые методы (довести аргументы оппонента до абсурда; использовать аргументы и доказательства оппонентов в своих целях; найти противоречия;

• показать дилеммы)

 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

восстановление аргументов своей команды; «отрицание отрицания»

МЕТОДЫОПРОВЕРЖЕНИЯ:

• расширение первоначальной аргументации (привести дополнительные доказательства из новых источников или новое обоснование первоначально заявленных аргументов; приведение новых аргументов во вторых речах)

• атаковать отрицание (ответить на возражения оппонентов)

• сравнить сильные и слабые стороны своих аргументов (показать преобладание первых)

 

Часть 3. Действующие лица и правила игры.

Структура

1. Правила игры и роли спикеров.

2. От чего зависит успех спикеров в дебатах.

3. Кто является судьёй в дебатах, и как вести судейский протокол.

 

Цели

1. Познакомить с регламентом игры и порядком выступления спикеров.

2. Изучить обязанности всех спикеров команд утверждения и отрицания по таблице и краткому конспекту тренировочной игры.

3. Освоить необходимые требования к функциям и обязанностям судей в дебатах.

4. Научиться вести судейство по российскому и международному протоколам.

 

Ключевые термины

Команда спикеров утверждения, команда спикеров отрицания, раунд перекрёстных вопросов, регламент, таймаут, таймкипер, конструктивная речь, опровергающая речь, заключительная речь, судья, судейский протокол, российский протокол, международный протокол, содержание речи, структура речи, способ, ранг, столкновение мнений, индивидуальные комментарии.

1. Правила игры и роли спикеров.

 

Регламент игры.

Порядок Выступ- лений Спикер Время Выступ- ления Роль спикера
  Первый спикер утверждающей команды (У1) 6 мин.   - Представляет утверждающую команду; - Формулирует тему дебатов, показывает её актуальность; - Заявляет позицию своей команды; - Объясняет ключевые понятия (слова) темы; - Выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей команды, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы.  
  Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1). 3 мин.   - О3 задает перекрёстные вопросы У1 с целью принизить значение аргументов У1; У1 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются)  
  Первый спикер отрицающей команды (О1). 6 мин.   - Представляет отрицающую команду; - Формулирует тезис отрицания; - В общем, принимает определения, предложенные утверждающей командой (дебаты по определениям запрещены); - Опровергает аргументы, представленные  

  У1, выдвигает в организованной форме все аргументы отрицающей команды.  
  Третий спикер утверждающей команды (У3) задаёт вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1). 3 мин.   - У3 задаёт перекрёстные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1; О1 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются).  
  Второй спикер утверждающей команды (У2). 5 мин.   - Опровергает аргументы, представленные О1; - Восстанавливает аргументы утверждающей команды, усиливает утверждающую линию, представляя новые доказательства (новые аргументы не приводятся!).  
  Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2). 3 мин.   - О1 задает перекрёстные вопросы У2 с целью принизить значение аргументов и доказательствУ2; У2 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются)  
  Второй спикер отрицающей команды (О2). 5 мин.   - Опровергает аргументы, представленные утверждающей стороной; - Восстанавливает аргументы отрицающей команды, усиливает отрицающую линию, представляя новые доказательства (новые аргументы не приводятся!).  
  Первый спикер утверждающей команды (У1) задаёт вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2). 3 мин.   - У1 задает перекрёстные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств О2; О2 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются).  
  Третий спикер утверждающей команды (У3) 5 мин. Представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии: - Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд; - Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны. - Делает эффектное заключение.  
  Третий спикер отрицающей команды (О3). 5 мин. Представляет финальный контраст игры с целью усиления отрицающей линии: - Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд; - Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны. - Делает эффектное заключение.  

 

Перекрёстные вопросы. Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрёстными вопросами». Полученная в ходе перекрёстных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

7 правил сравнительного анализа позиций:

1. Выделить наиболее ключевые аргументы и суждения, по которым шёл спор в ходе дебатов. - Объяснить судьям причины того, что остальные суждения не имеют значения для принятия решения.

2. Не повторять аргументы, а объединить их в нечто новое - ДОВОДЫ.

3. Следовать той структуре, в какой доводы высказывались во время дебатов.

4. В первую очередь, заявить те доводы, с которыми согласились или отчасти признали оппоненты.

5. Не приводить новых аргументов. Можно расширять или развивать уже высказанные ранее аргументы, но не отвечать на аргументы оппонентов (за исключением речи Премьер-министра).


6. Сравнить преимущества выделенных ДОВОДОВ с их недостатками, выявленными оппозицией («Чем они лучше аргументов оппонентов?») - и объяснить судьям, как выигрыш этого ДОВОДА влияет на победу во всей игре.

7. За 30 секунд до окончания заключительной речи необходимо закончить сравнение и попытаться оказать последнее воздействие на судей, призвав их проголосовать за свою команду, и эффектно завершить раунд.

 

Часть 4. Подготовка и проведение соревнований.

Структура

1. Традиции, атрибуты и символы игры.

2. Организация и проведение соревнований.

 

Цели

Ключевые термины

1. Традиции, атрибуты и символы игры.

 

Международная образовательная ассоциация дебатов (IDEA)

Этический кодекс

Часть 1.

1. Дебаты должны поощрять тщательный анализ используемых источников, понимая, однако, что уважение и терпимость - это важнейшие ценности, применимые к любому человеку.

2. Дебаты должны вдохновлять на поиск истины более, чем на простое упражнение в навыках аргументации. Соревнование и желание победить не должны мешать пониманию и исследованию используемых источников.

3. Дебаты должны пропагандировать терпимость к чужой точке зрения, поиск общих ценностей, принимая различия между людьми, вовлеченными в дебаты.

4. Пока признается важность исследования используемых источников, которые могут включать политические дискуссии, академические дебаты не должны использоваться как политическая кампания за или против какого-либо кандидата на любую должность.

Часть 2.

1. Дебаты должны быть управляемы совокупностью этических соглашений между дебатерами, тренерами, судьями и организаторами всех мероприятий, связанных с дебатами.

2. Все вышеописанное должно действовать в соответствии с основными принципами:

уважение ко всем, честность и цивилизованный обмен идеями.

Для дебатеров:

- аргументируя свою позицию, следует воздерживаться от нападок на личность своих оппонентов;

- следует вести дебаты в дружеской манере;

- используемые язык и жесты должны выражать уважение ко всем участникам;

- дебатеры должны быть честными и точными в подаче информации и свидетельств, не следует никогда приводить неверных фактов, примеров или мнений;

- дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и не пытаться неверно их цитировать.

 

Для тренеров:

- следует поощрять личный вклад дебатеров во время подготовки к дебатам и свободный обмен идеями;


- следует стимулировать подготовку к дебатам, но не создавать аргументов самому;

- следует обеспечить дружескую атмосферу для всех и предлагать позитивную и поддерживающую обратную связь;

- следует подчеркивать образовательный аспект дебатов больше, чем соревновательный;

- отношения между тренерами и дебатерами должны быть основаны на взаимном доверии и уважении.

 

Для судей:

- должны быть беспристрастными, справедливыми и честными в своих решениях:

- роль судей должна быть не подавляющей, а обучающей;

- следует соблюдать принципы «fair р1ау» и поощрять позитивную атмосферу во время и после дебатов;

- по первой просьбе следует дать дебатерам конструктивную обратную связь;

- должны дать ясное обоснование своего решения в письменном виде (протокол);

- дебатеры должны уважать решение судей и принимать его как окончательное и не подлежащее обжалованию;

- судьи должны принимать независимые решения и уважать решения других судей;

 

Для организаторов:

- организаторы турниров, летних лагерей и пр. обеспечить всем участникам равные условия и дать им доступ к любой информации, связанной с событием, которая может им понадобиться;

- назначение судей и распределение пар играющих команд должно быть либо по жребию, либо основано на процедуре, заранее определенной (напр., «равный с равным»);

- организовывая любое событие, необходимо принимать во внимание возможные культурные и религиозные различия между участниками;

- участники событий должны придерживаться правил данного события.

 

Часть 3.

А. Отношения с другими партнерами.

- IDEA должна сотрудничать со всеми правительственными, неправительственными и деловыми партнерами, чьи цели и деятельность не противоречат целям IDEA;

- IDEA не должна подстраиваться под любых политиков, партийные программы и не вести пропаганду.

 

В. Отношения с организациями внутри IDEA.

- связи между различными членами IDEA должны быть основаны на сотрудничестве, а не конкуренции;

- IDEA должна быть демократичной организацией, где все ее члены могут выразить свои взгляды в порядке, определяемом демократическими процедурами;

- вся деятельность в IDEA должна быть открытой и доступна для всех ее членов.

 

Правила ведения дискуссии

- Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.

- Не говорите «Вы не правы», а только - «Я с Вами не согласен». " У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты»

- Необходимо опираться на надежную фактическую базу.

- Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который Вы хотите оспорить.

- Обсуждая тему «А», не начинайте дискуссию по теме «Б».


- Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.

- Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так.

- Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.

- Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.

- Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.

- Каждый имеет право на молчание.

 

2. Организация и проведение соревнований.

 

Обязательным элементом программы «Дебаты» является организация соревнований и участие в них.

Самым сложным моментом проведения соревнований является их организационная сторона.

В зависимости от уровня соревнований возможны варианты в их организации.

Сначала рассмотрим особенности проведения турниров на уровне школы (или городского турнира с небольшим количеством участвующих команд).

Подготовка соревнований начинается с определения инициативной группы, ответственной за проведение турнира, и организации офиса, то есть той комнаты, где будет располагаться «центр управления» турнира. В нем постоянно находятся организаторы соревнований, обеспечивающие четкость, слаженность и оперативность в работе всех участников турнира. Для этого офис должен быть заранее оснащен всем, что может понадобиться для проведения игр: всевозможные канцелярские принадлежности, достаточное количество бумаги, судейские протоколы, таймкиперские карточки и т.д.

Важнейшим организационным инструментом на соревновании является схема - расписание. Она информирует участников и судей о расписании и месте проведения дебатов. Обычная схема разделяется на четыре колонки: «команда утверждения», «команда отрицания», «судья», «аудитория». Судьи обозначаются по фамилии, а команды обычно записываются с помощью заранее оговоренных номеров или по номеру своей школы. Если одна и та же школа представлена на соревновании несколькими командами, то к номеру (или названию) прибавляется дополнительное обозначение. Например, команда шк.№ 1 А. Каждая команда обязательно должна знать свой код или название перед соревнованием, иначе возникнет путаница.

Полагается заранее распределить помещения для каждого раунда. В случае возникновения недоразумений следует обращаться в офис соревнований, где должны быть вся информация и полная схема турнира. Еще лучше, если каждой команде будет выдана копия схемы, чтобы все участники могли четко представлять что, где и когда будет происходить. Если невозможно сделать достаточное количество копий, схема должна быть вывешена в холле рядом с офисом, куда собираются судьи и участники после каждого раунда.

После того, как вся предварительная работа завершена, организаторы соревнований должны постоянно находиться в офисе, чтобы быть готовыми оказать необходимую помощь участникам игр, следить за результатами соревнования и своевременно обрабатывать их.

Соревнования проводятся в два круга. Первый круг - отборочные раунды. Второй круг - основные игры: четверть- и полуфиналы, финал.


Первый и второй раунды отборочных игр

В первом и втором раундах пары подбираются случайным образом. Существует лишь несколько ограничений: все команды должны один раз выступить на стороне утверждения и один раз на стороне отрицания. Судьи не должны видеть одну и ту же команду больше одного раза. Одни и те же команды могут сталкиваться во время отборочных раундов только один раз. Команды из одной школы не должны выступать друг против друга.

Таким образом, в первых раундах все пары оказываются случайно подобранными, например, проще всего перетасовать карточки с обозна-чениями команд.

После проведения раунда игры судьи как можно скорее возвращают судейские протоколы в офис, для того, чтобы организаторы могли определить новые пары для последующих раундов. Устные замечания судей командам приветствуются, но после того, как сдан судейский протокол.

Третий раунд отборочных игр

В третьем раунде распределение команд основывается на результатах команд в первых двух раундах турнира. Во-первых, нужно распределить команды по трем категориям: те, которые выиграли оба первых раунда дебатов; те, которые проиграли оба первых раунда; и те, которые один раунд выиграли и один раунд проиграли.

Затем, в каждой группе команды распределяются случайным образом, как это делалось в первых раундах, но с учетом необходимых ограничений (см. раунд 1). Если количество команд с одинаковыми результатами нечетное, то команда с высокими баллами из низшей категории может быть выбрана в пару команде высшей категории, или команда с низкими баллами высшей категории может быть поставлена вместе с командой низшей категории. Например, пусть команд с результатом 1:1 оказалось пять. Случайным образом выбранная пятая команда может стать парой команды с результатом 2:0 с низкими баллами или команды 0:2 с высокими баллами.

Четвертый раунд отборочных игр

В четвертом раунде распределение пар происходит почти так же, как и в третьем раунде, но, каждой команде назначается, на какой стороне она будет играть: утверждения или отрицания. После четвертого раунда каждая команда должна иметь в активе два раунда на стороне утверждения и два раунда на стороне отрицания.

Пятый раунд отборочных игр

Пятый раунд особенно важен, так как по его результатам определяются команды, выходящие в круг основных игр. В отличие от предыдущих раундов распределение команд по сторонам утверждения и отрицания осуществляется путем жеребьевки.

Основные игры

После завершения пятого раунда отборочных игр в офисе проходит подготовка к основным играм. Для этого: 1. 2. 3.

Записываются результаты каждой команды в пяти первых раундах.

Подсчитывается общее число баллов и определяются ранги каждого из участников дебатов путем их сложения. Суммарный результат заносится в соответствующую графу командной карточки. Затем складываются баллы и ранги всех участников, в результате чего получается общий балл и общий ранг для каждой команды.

Определяются команды, вышедшие в основные игры: карточки с результатами команд распределяются по категориям (5-0,4-1, 3-2 и т.д.). В каждой категории команды располагаются по полученным баллам/рангам.


Если есть одинаковые результаты, выберите ту команду, которая выдержала более трудные дебаты или (если это возможно) проведите между этими командами соревнование лицом к лицу. Если это не решило проблему, бросьте жребий.

 

Как только команды расположены в убывающем порядке от наилучшей в категории 5-0 до самой слабой в категории 0-5, определите первые 16 команд сверху, которые и выйдут в основные игры.

Дальнейшее распределение по парам происходит достаточно просто. Запишите команды с первой по шестнадцатую и проставьте пары следующим образом: 1 против 16, 2 против 15, 3 против 14 и т.д. Сторона, на которой будет выступать команда, определяется жеребьевкой, кроме того случая, если команды уже встречались в отборочных играх. В этом случае стороны просто меняются местами.

В отличие от отборочных игр, когда раунд может судить даже один судья, в основных играх должна работать судейская коллегия. Для игр 1/8 и 1/4 финала обычно назначается от 3 до 5 судей. В полуфинале и финале судейские коллегии включают 5, 7 или даже 9 судей. Все зависит от того, есть ли у вас достаточное количество судей. В основных играх судьи могут судить те команды, которые они видели в отборочных играх.

Итак, судейская коллегия должна состоять из нескольких судей, количество которых одинаково для каждой серии раундов. В коллегии необходим председатель, который будет собирать протоколы и оглашать решение. При этом каждый судья принимает свое решение без консультаций с коллегами. Победитель каждого раунда определяется большинством голосов. По результатам каждого основного раунда командам присуждается место, причем победитель раунда получает высший номер. Например, если команда № 2 побеждает команду № 15, за ними остается второе место. Если же команда № 16 побеждает команду № 1, то они получают первое место в следующем раунде. Проигравшая команда из соревнований выбывает. Распределение команд по парам для каждого следующего раунда происходит в четком соответствии с тем, как команды поселены в турнирной таблице. Баллы на этом этапе соревнований не особенно важны и могут не выставляться.

Строгое соблюдение правил распределения команд может привести к тому, что друг против друга окажутся команды из одной школы. В таком случае рекомендуется игру не проводить, а победу присудить команде, занимающей высшее место.

Оставшиеся в конце концов две команды выходят в финал, и выигравшая команда объявляется победителем соревнования.

Кроме командной победы на соревнованиях по дебатам принято присуждать индивидуальные призы. Хотя дебаты и являются командными играми, всегда можно увидеть тех участников, которые реально выделяются на общем фоне. В номинации «лучший спикер» призер определяется по баллам/рангам, полученным только в отборочных играх. По желанию организаторов лучших спикеров может быть определено несколько.

Несколько иначе организуются соревнования более высокого уровня: региональные и национальные.

Первым этапом так же является организация офиса. Офис обязательно должен быть оснащен:

- компьютером и пакетом программ, обеспечивающих распределение команд по игровым парам, обработку результатов каждого раунда игры, подготовку необходимой для игр документации и т.д.;

- множительной техникой и достаточным количеством бумаги;


- всевозможными канцелярскими принадлежностями;

- часами (секундомерами) и сигнальными карточками для таймкиперов.

 

Первой задачей инициативной группы является сбор заявок команд, которые планируют принять участие в соревнованиях. Заявки направляются в офис и, исходя из их количества, составляется расписание (схема) турнира.

При организации соревнований следует помнить, что: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Турнир состоит из отборочного круга и финальных игр. Отборочный круг состоит из 4 (5) раундов. Финальные игры состоят из четвертьфиналов, полуфиналов и финала.

Раунды отборочного круга судят трое судей. Четвертьфинал судят пятеро судей. Полуфинал судят семеро судей. Финал судят девять судей.

Отборочный круг проводится по швейцарской системе. Распределение команд по играм, расстановка судей и подсчет текущих результатов обеспечивается автоматизированным путем с помощью компьютерного пакета Smart Tournament Administrator. Программа сама, без вмешательства оператора обеспечивает выполнение следующих требований: - команды не встречаются дважды в отборочном круге; - команды из одной и той же школы (города, региона, страны) не встречаются в отборочном круге; - каждая команда не менее чем дважды утверждает и отрицает тему; - судья не может судить команды из своей школы (города, региона, страны); - судья не может судить одну команду дважды в отборочных играх. Для участия в первом раунде команды распределяются случайным образом с учетом ограничений, обозначенных выше.

Второй раунд проводится по варианту швейцарской системы «верхний-верхний». Для этого все команды ранжируются по числу побед, затем по числу баллов. Во втором раунде играют первая и вторая по рангу команды, третья и четвертая и т.д. Во втором раунде действуют те же ограничения, что и в первом (пункт 3).

Третий и четвертый раунды проводятся по варианту швейцарской системы «верхний-нижний внутри скобки». Для этого все команды ранжируются по числу побед, затем по числу баллов. Команды, имеющие равное количество побед, образуют скобку. В очередном раунде играют первая и последняя внутри скобки команды, вторая и предпоследняя и т.д. В случае нечетного числа команд внутри скобки, также как и в случае действия ограничений пунк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: