вопрос.Причины торможения инновационных процессов




 

Взаимодействие нововведения с организационной средой характеризуется проблемами двоякого рода: одни из них представляют собой неизбежные противоречия, объективно присущие современным инновационным процессам; другие относятся к числу решаемых, в принципе контролируемых. Обе группы проблем вызывают объективные и субъективные

препятствия для инноваций.

Группу неизбежных проблем инноваций составляют следующие противоречия:

1. Объем последствий. Осуществление каждого нововведения вызывает вторичные производственные изменения, что увеличивает трудоемкость и даже может приводить к превышению полезной значимости исходного нововведения; к тому же некоторые из них оказываются неприемлемыми. Отсюда проистекает нарастание трудности осуществления инноваций, усиление риска и ответственности, что выражается в разных фор-

мах уклонения от нововведений, сопротивление им.

2. Изменение и стабильность. Особенность большинства инновационных процессов состоит в противоречии между конкретными изменениями и устойчивостью целого.

3. «Старое – новое». Спрос на новшества непрерывно давит на производство. Едва появившись новшество рискует быть вытеснено другим

новшеством, которое тоже недолговечно. Моральное устаревание при физической новизне – один из парадоксов инновации.

4. «Сначала хуже». Нововведения требуют повышенного напряжения организации, затрат сил, времени, средств на его освоение. Поэтому

инновационный период разрушает какую-то сферу жизни организации. Но

нововведения требуют потерь, которые затем восполняются теми преимуществами, к которым оно приводит.

Наряду с неизбежными проблемами нововведений существуют решаемые проблемы инноваций. Главная из них – дезинтегрированность инновационных процессов. Заключенное здесь противоречие проявляется:

1) в разрыве или недостаточности связей между стадиями нововведения;

2) в расхождении между целями-ориентациями участников нововведения;

3) в расхождении между целями и интересами участников и целями нововведений; 4) в неразвитости организационных структур, связывающих стадии и участников нововведений;

5) в развитии клиентной ориентации поставщиков новшеств, гибкого реагирования на спрос.

Объективные истоки антиинновационного поведения лежат в тех

противоречиях, которые органически присущи нововведениям в организациях и которые невозможно отменить. Можно выделить следующие варианты отрицательных реакций на нововведения:

1. «Это у нас уже есть». Приводится пример какого-то действительного явления, факта, сходного с предлагаемым новшеством, и тогда инноватор должен доказывать значимость различий и обманчивость сходства. В

этом случае судьба новшества может быть поставлена в зависимость от

искусства полемики, а не от сущности продукта. Центр тяжести с самого

нововведения переносится на борьбу аргументами за и против него.

2. «У нас это не получится». При этом перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение и которые якобы специфичны только для данного предприятия.

Логика рассуждений в этом случае такова: новшество прогрессивно, но только не для нас.

3. «Это не решает наших главных проблем». Подчеркивается радикальность того или иного новшества, которое в целом не может решить

главных проблем организации. Инноватор тогда оказывается предлагающим что-то несмелое, выглядит недостаточно активным проводником подлинного прогресса.

4. «Это требует доработки». У новшества выделяются имеющиеся

недостатки, которых вообще не может не быть. И дальше предлагается эти

недостатки преодолеть, новшество доработать, что может длиться бесконечно. А само новшество наделяется признаками незаконченного, недодуманного, а значит не готового к применению.

5. «Здесь не все равноценно». Делается ставка на отсечение некоторых деталей на основе любых соображений, отчего новшество становится

как бы безобиднее по своему инновационному потенциалу, либо оказывается вообще бессмысленным, поскольку, будучи лишенным какого-то

важного элемента, оно не реализуется, теряет свою ценность.

6. «Есть и другие предложения». Подразумевается реальная или не

очень реальная альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими

организациями или лицами. Инноватор становится в положение конкурента по отношению к другим лицам и должен решать проблемы не с теми, кто

принимает решения, а с теми, кто предлагает сто-то еще. Таким образом

проблема нововведения переводится в сферу отношений с параллельными

инноваторами.

7. «Это преждевременно». Идея расценивается как положительная,

но организация якобы еще не готова к ее реализации, люди еще не созрели.

Поэтому воплощение идеи переносится на неопределенное будущее. Таким образом нововведения откладываются надолго, если не навсегда.

Отдельно рассматривают социальные и экономические причины антиинновационного поведения. Нужно отметить, что все противники нововведений заинтересованы в сохранении существующего положения. Даже

в кризисе, в войне оказываются заинтересованы большие группы людей,

которые только в этих условиях могут достигать своих целей.

К экономическим причинам торможения новшеств относят, во-первых, дешевизну рабочей силы в стране. Очень дешевый рабочий труд

слишком дорого заменять требующей больших затрат техникой. Во-вторых, отсутствие связи доходов населения с качеством труда. Мотивировать персонал на конечный продукт, на потребности клиента – довольно

трудная задача для любой формы собственности. И, в-третьих, рыночные

отношения, при которых способность к нововведениям становится для одних людей – фактором выживания, а для других – фактором процветания, а

неспособность к ним – фактором банкротства. Следовательно, рыночные

отношения одновременно являются условием развития инноваций в стране. Развитие же инновационного рынка требует инвестиций, своего маркетинга, поиска специфического сектора рынка.

К субъективным причинам торможения инноваций относят различные психические реакции, настроения, чувства, которые испытывают люди, встречаясь с каким-то нововведением. Выделят следующие психологические причины, тормозящие инновационные процессы в организациях:

1. Неразвитые мотивации на достижение. Они заданы культурой.

Суть их в том, что ориентация на достижение успеха слабее, чем ориентация на избегание неудач. Следовательно, необходимо учитывать индивидуальные различия между людьми.

2. Эффект ИНЗ, что означает «изобретено не здесь». Это важно учитывать, потому что новшество, которое выработано самим коллективом,

всегда идет быстрее, лучше, чем привнесенное откуда-то. Нововведение,

пережитое его создателями еще при зарождении, имеет больше шансов на

реализацию. Но здесь есть одна особенность – возникает некоторое чувство конкурентности или состязательности между тем, кто разрабатывает

новшество здесь, и тем, кто сделал то же самое на стороне. Отсюда возникают конфликты между самими профессионалами. Бывает, что человек, не

работающий в данной отрасли, вдруг сделает какое-то изобретение, которое потом профессионалы этой отрасли отвергают.

3. «Проще купить за границей». Это бывает и обоснованное недоверие к отечественной технике, технологии, квалификации в ряде отраслей, которое вызвано разочарованием при реальном сопоставлении преимуществ местной и зарубежной продукции. Но это становится массовым

предрассудком, ослабляющим инновационный потенциал, когда реальные

возможности местного производства оказываются выше ожидаемых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: