Тема 6. Лекция 6. Социальные статусы и роли




Абраимов Х.К. к.и.н., д.в.н., профессор АВН РФ, доцент кафедры ПОиОН. Тема 1. Лекция.

Социология как наука

Учебные вопросы:

1. Объект и предмет социологии, ее основные функции.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Методы социологического познания.

4. Специфика социологического знания об обществе.

1. Термин «социология» (лат. societas - общество и греч. logos – учение) был введен в научный оборот французским ученым и философом Огюстом Контом (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии, в его работе «Курс позитивной философии» (1842).

Социология появилась на свет как наука, провозгласившая своим методом позитивизм. Сам термин «позитивный» О.Конт рассматривал в пяти значениях:

1) реальный – как антоним химерического (фантастического),

2) полезный – как антоним бесполезного,

3) определенный – как антоним амбивалентного, многозначного, неопределенного,

4) точный – как антоним нечеткого,

5) положительный – как антоним отрицательного.

По Конту, истинная наука должна опираться на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления, тенденции, исключать сугубо спекулятивные, мистические элементы, не поддающиеся проверке, отказаться от вопросов, на которые в принципе не ответа, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными при наблюдении.

Рассматривая проблему метода изучения социальных явлений, Конт, в одной стороны, подчеркивал особое значение факта, с другой стороны, последовательно выступал против «голого» эмпиризма», сведéния науки к отбору и интерпретации фактов без попыток на основе фактов построить какую-либо теоретическую модель изучаемого явления. Эмпирический (полученный опытным путем) материал, по Конту, должен контролироваться теорией, иначе социология не достигнет ничего, кроме конгломерата (механическое соединение, объединение) изолированных, случайных фактов. Таким образом, Конт предложил проект новой науки об обществе, которая отвечала бы всем высоким требованиям, критериям научности, выработанным в человеческой культуре.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как совокупность индивидов, объединенных в определенные социальные общности – семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п., и взаимодействующих между собой.

Предметом социологии выступают структурные единицы общества (классы, слои, группы, личности), социальные связи между такими единицами (контакты, действия, взаимодействия, социальные отношения, социальные институты), а также динамика социальных структур (социальные изменения, социальные процессы).

Выделив объект и предмет социологии, можно заключить, что социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

В процессе выполнения своих задач социология осуществляет несколько функций. Они таковы:

1) познавательная – обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества;

2) оценочная – оценка познаваемого мира с позиций интересов личности;

3) мировоззренческая – социологические знания способствуют формированию мировоззрения индивидов;

4) идеологическая – результаты исследований могут использоваться в интересах какой-либо социальной группы для достижения ими определенных социальных целей;

5) практическая – на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разрабатываются практические рекомендации, направленные на совершенствование механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества;

6) управленческая – для принятия управленческих решений;

7) организационно-технологическая – разработка конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования;

8) прогностическая – выработка научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем;

9) образовательная – тиражирование и распространение социологических знаний среди большого количества людей;

10) гуманистическая – может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, способствует совершенствованию общественных отношений.

2. Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе.

В структуре социологии можно вычленить 3 уровня:

1) теоретическая социология – решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа;

2) прикладная социология – изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы;

3) социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

В структуре социологического знания выделяют:

1) общесоциологические теории – касаются глубинных, сущностных моментов развития общества и в целом исторического процесса;

2) специальные или частные социологические теории – на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации делаются научно обоснованные выводы и обобщения, которые касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов;

3) конкретные социологические исследования – важная область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон.

В социологии также существует дифференциация на макросоциологические и микросоциологические исследования. Макросоциология – уровень социологического исследования целых обществ, их систем и структур, поведения больших сообществ и таких объединений людей, как социальные классы, народы. Микросоциология – уровень социологических исследований, ориентированный на изучение поведения отдельных личностей и их небольших групп «лицом к лицу» в их повседневной жизнедеятельности в семье, в производственном коллективе, в компании сверстников и т.д.

3. Важнейшее место в структуре социологии занимает методология, представляющая собой систему принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний. Социологическая методология включает в себя совокупность:

- общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и др.);

- общенаучных (системный, комплексный, моделирования, типологизации и др.);

- специфически-социологических (структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросскультурный анализ, включенное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и др.).

Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.

4. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм. Если так называемые частные науки, например экономические, политические, юридические, изучают внутренние закономерности развития отдельных сторон, сфер, подструктур, видов общественных отношений, то социология анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, экономических и политических, правовых отношений, экономики, политики и духовных процессов, что и позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их места и роли в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Подход с позиции анализа общества как целостности характерен также для философии и истории. Однако целостность они трактуют иначе. Для философии это целостность мира, для истории – целостность единого исторического процесса. В отличие от философии в социологии целостность общества не носит умозрительного характера, а раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития. Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому точнее определять предмет социологии через понятие социальных механизмов. Предметом социологии являются общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социология отличается от других наук не только тем, что она изучает, но и как изучает. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентаций, видов активности.

Основным фокусом социологии являются социальная группа, общность людей. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества. Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.

Общности анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения. Социальное взаимодействие – это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей – социальных отношений. По М.Веберу, общество – это и есть социальное взаимодействие.

Практическое занятие № 1 (1 час, 1-я неделя)

Тема: Социология как наука

Форма проведения занятия: устный опрос.

Вопросы для изучения:

1. Объект и предмет социологии, ее основные функции.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Социология в системе социально-гуманитарных знаний.

Вопросы для контроля и самоконтроля:

1. Каковы объект и предмет изучения социологии?

2. Какие функции выполняет социология?

3. Каковы структура и уровни социологического знания?

4. Что дает право называть социологию наукой?

5. Чем социология отличается от других наук об обществе?

6. Чем отличается социология как наука от социологии как учебного предмета?

 

Лекция 2. Всемирная социология: этапы развития и парадигмы

Учебные вопросы:

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Периодизация этапов развития социологической мысли.

3. Классический период в развитии социологии.

4. Основные парадигмы (направления) современной социологической науки.

1. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.

Возникновение социологии:

  Социология  
Рост промышленности Обострение социальных конфликтов Социальные учения Математическая статистика
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
           

 

1) Социальные условия

В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е гг. XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Интенсивное развитие капитализма в Европе в начале XIX в. вело к быстрому росту промышленности и численности населения городов (урбанизация), следствием чего стали резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных как факторы дестабилизации в обществе. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844), движения рабочих в Англии, Французская революция 1848 г. свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. С одной стороны - формируется буржуазия и так называемый «средний класс», выступающие за существующий порядок и укрепление стабильности, с другой стороны – растет число недовольных существующим порядком, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Именно в такие периоды резких перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, как человеку обрести ориентиры, найти свое место и свою роль в этом процессе. Поэтому неудивительно, что именно в Европе в это время появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. При этом одни теоретики социальных учений предлагали революционный, другие – реформистский путь развития общества.

Кроме того, социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора пробудили интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью воспользоваться обретенной свободой. Если в феодально-абсолютистском обществе организация людей обеспечивалась беспрекословным выполнением ими установлений верховной власти, в то в самоорганизующемся обществе свободным и независимым людям требуются конкретные знания и понимание интересов партнеров, причин и обстоятельств, побуждающих их к взаимодействию.

С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей, политиков в прямую зависимость от того, насколько они опирались в своей деятельности на знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений.

В условиях обретения свободы углубляется процесс дифференциации людей, их устремлений, интересов. Гражданское общество – это состязание, компромисс дифференцированных граждан. В связи с этим возникла необходимость не рассматривать общество как однородную массу, а учитывать его дифференцированность, многоплановость, что становится условием жизни в самоорганизующемся обществе.

2) Научно-теоретические предпосылки

Примерно с XVIII-XIX веков наука становится одним из наиболее важных институтов, обеспечивающих стремительное развитие общества и определяющих его цели. XIX век называют «веком естествознания», т.к. в этот период на первый план выходят физика, химия, биология. К 30-м гг. XIX в. естественные науки выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечивали достоверность опытно-экспериментального, рационалистического типа знания. Под влиянием чего в рамках собственно философии начался процесс эволюции от умозрительно-философской к опытно-рациональной модели научного знания, т.к. формирующееся в Западной Европе гражданское общество стало предъявлять социальному знанию новые требования. В свете чего появилась необходимость новой социальной науки, которая бы преодолела умозрительность метафизического метода.

В этот период происходит развитие и активное использование математической статистики при изучении социальных явлений. Примером могут служить такие работы, как «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри и др. Большое значение имела работа одного из крупнейших статистиков XIX века Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835г.). Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

2. Периодизация этапов развития социологической мысли:

1) донаучный период – с древнейших времен до первой половины XIХ в.

Первые более или менее развитые системы теоретических воззрений первоначально формировались в философских школах древних Индии, Китая, Греции, Рима. Наиболее известными из них являются учения Каутильи, Конфуция, Платона, Аристотеля.

В средние века в Западной Европе получают широкое распространение взгляды на предназначение и роль государства, разработанные А.Августином и Ф.Аквинским.

Дальнейшее развитие обществоведческие концепции получили в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье.

Социальные воззрения эпохи Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье и т.д.

2) зарождение и формирование науки социологии во второй половине XIХ в. (О.Конт, Г.Спенсер)

3) классический период в развитии социологии – конец XIХ в. – начало ХХ в. (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер)

4) эмпирический этап в развитии социологии - первая половина ХХ в.

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований – в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи.

В этот период начинает проявляться специфика национальных школ социологии: немецкой, французской, американской, английской, русской. Ситуация национально-государственной локализации в начальных фазах приводила к отсутствию должных интернациональных контактов между социологами, изначальному плюрализму, необычайной пестроте социологических доктрин, когда многие социологи, даже жившие в одно время, зачастую не имели ни малейшего представления о трудах своих коллег.

5) современный этап развития социологии – вторая половина ХХ в. до наших дней.

Вторая половина ХХ в. знаменуется созданием академической социологии, ориентированной прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной, социологические факультеты в 60-х гг. становятся одними из самых популярных среди факультетов социально-гуманитарного профиля. Социологи приглашаются в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня.

3. Классический период развития социологии

О.Конт (1798-1857) - «крестный отец» науки социологии.

Контовская модель структуры социологии: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика – раздел социологи, изучающий общество в состоянии покоя: структурные компоненты общества, их функции и взаимосвязи; социальная динамика – раздел, изучающий общество в состоянии движения: социальные процессы и социальные изменения в обществе.

Методы социологии по Конту: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.

Контовский закон трех стадий: общество в процессе своего развития, т.е. в процессе реализации социальной динамики, проходит три последовательных стадии - теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, человек объяснял все природные и социальные явления волей Бога (богов), на второй стадии – пытался прийти к объяснению путем логических умозаключений с использованием абстрактных понятий, на третьей стадии – человек выявляет закономерности развития природы и общества, основываясь на данных полученных опытным путем, т.е. начинают развиваться науки. Таким образом, Конт пришел к выводу, что интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания является решающей движущей силой общественного прогресса.

Прогресс понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Стабилизация общества должна осуществляться без стагнации (процессов застоя, упадка), а его эволюция – без революции.

Проблемы гармонизации общества: гармония в обществе как наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев есть основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

Г.Спенсер (1820-1903) - основатель органической школы в социологии.

Суть органической теории общества: оно рассматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов; все стороны общественной жизни органично между собой связаны и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Основные положения социологической концепции Спенсера:

- человеческое общество есть развивающийся, эволюционирующий организм;

- в обществе в процессе эволюции происходит специализация и дифференциация его структур, органически связанная с усложнением и дифференциацией его функций;

- в обществе в отличие от организма существует гораздо меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого, т.к. общество существует ради блага своих членов, индивидов;

- основным изменением социального прогресса является переход человечества от общества, в котором личность целиком подчинена целому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его личностям;

- критерий социального прогресса – повышение уровня индивидуальной свободы личности.

К.Маркс (1818-1883)

Суть учения:

- люди в процессе своего взаимодействия вступают в определенные общественные отношения, основой которых являются экономические отношения, включающие в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага;

- единство производительных сил и производственных отношений образуют способ производства материальных благ, который постоянно изменяется, развивается;

- движущей силой его развития выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты;

- антагонистичность (непримиримая противоположность) интересов двух классов неизбежно подталкивает общество к социальной революции;

- в результате такой революции совершается переход к новому социальному устройству – коммунистическому, при котором только и возможно гармоничное социальное развитие: свободное развитие каждого есть условие развития всех.

Э.Дюркгейм (1859-1917)

Суть учения:

- общество – социальная реальность, обладающая автономией по отношению к природе и по отношению к индивидам;

- основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как внешние по отношению к индивидам. Социальные факты (нормы, ценности, обычаи, традиции) объективны и наделены принудительной силой, т.е. навязываются индивиду независимо от его желания;

- важную роль в обществе играет социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая (основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций) и органическая (основана на разделении труда);

- основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности;

- в современном индивидуалистическом обществе основная проблема – поддержание минимума коллективного сознания, без которого органическая солидарность способна привести к общественной дезинтеграции, воплощением которой является аномия (состояние общества, при котором большинство в обществе перестают придерживаться установленных общественных норм, правил поведения);

- на основе действия социальных механизмов аномии Дюркгейм объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а его причины – социальны.

М.Вебер (1864-1920)

Суть учения:

- социология – понимающая и объясняющая наука: призвана на основе наблюдения за действиями людей объяснить мотивы, смыслы, содержание и результаты осмысленного человеческого действия;

- важнейшая категория социологии – социальное действие, под которым понимается целенаправленное действие индивида, ориентированное на других людей;

- 4 основных типа социального действия – целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное;

- выделение основных типов социального действия приводит к необходимости введения категории «идеальный тип»;

- идеальные типы выступают критериями, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей; они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь;

- важное значение придается категориям «организация», отличительным признаком которой является наличие административного персонала (бюрократии), ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов, и «социальные институты» как объединения людей, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и средствах их достижения;

- теоретическое осмысление явлений господства, подчинения и власти, концентрированным воплощением которых является государство;

- изучение мировых религий, анализ влияния протестантизма на становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.

4. В ХХ в. в социологии возникают многочисленные школы и парадигмы (направления).

Парадигма – это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, «образец» постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке. Иными словами, каждое направление – это есть свой определенный подход к пониманию природы общества и свой подход к социологическим исследованиям.

Основные векторы развития современной западной социологии представлены следующими направлениями:

 

  Суть подхода Представители направления
Структурно-функциональный анализ В основе данного подхода лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Суть подхода заключается в описании и объяснении социальных систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого, исходя из допущения, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержании и изменении социальной системы   Р.Мертон, Т.Парсонс
Конфликтологи-ческое направление Исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп. Конфликт считается неизбежным фактом социальной жизни Если, по Марксу, в любом классовом обществе неизбежна борьба антагонистических классов, завершающаяся социальной революцией, то представители немарксистской ориентации исходят из того, что в современных открытых обществах конфликты не ведут к социальным взрывам и выполняют ряд важных функций: - являются способом разрешения проблем; - усиливают внутригрупповую сплоченность, солидарность; - ведут к заключению союзов с другими группами; - приводят группу к осознанию (пониманию) своих интересов и интересов противоборствующей стороны; - приводят к социальным изменениям. Успешное разрешение конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества.   К.Маркс, Р.Дарендорф, Л.Козер
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) Направление в социологии, в котором в качестве основного предмета исследования рассматривается поведение человека и его зависимость от внешних и внутренних стимулов. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Следовательно, меняя стимулы, вы задаете определенные реакции, т.е. поведение человека в значительной мере управляемо.   Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер
Символический интеракционизм Направление в социологии, сосредоточивающее свое внимание на изучении конкретного непосредственного взаимодействия между людьми и рассматривающее его как взаимный обмен социальными символами и их интерпретацию. Специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы. Т.е. в ходе сознательного взаимодействия люди истолковывают действия друг друга, придавая им те или иные значения (символы). От истолкования действий других людей зависит собственное поведение человека. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль. Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы.   Ч.Кули, Дж.Мид, И.Гофман, Г.Блумер
Феноменология Субъективно-идеалистическое направление, исходящее из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта   А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукманн
Психологичес-кое направление Объясняет социальные явления и процессы психологическими факторами, признание главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии. З.Фрейд, Э.Фромм, А.Адлер

 

Практическое занятие № 2 (1 час, 2-я неделя)

Тема: Классический период в истории социологии

Форма проведения: устный опрос.

Вопросы для изучения:

1. О.Конт - основоположник социологии.

2. Органическая теория общества Г.Спенсера.

3. Социология Э.Дюркгейма.

4. Понимающая социология М.Вебера.

5. Социологическая теория К.Маркса.

Вопросы для контроля и самоконтроля:

1. Каковы основные предпосылки возникновения и развития науки социологии?

2. В чем заключается позитивный метод в социологии О.Конта? Как Конт представляет себе предмет и основную проблематику социологии?

3. В чем заключается системный метод в социологии Г.Спенсера?

4. В чем суть теории материалистического понимания истории К.Маркса? Что, по Марксу, является двигателем социального развития?

5. Что такое социальные факты по Э.Дюркгейму? Как объяснить требование Дюркгейма «объяснять социальное социальным»?

6. В чем заключается концепция «понимающей социологии» М.Вебера?

7. Что такое «парадигма»? Охарактеризуйте основные социологические парадигмы.

 

 

Тема3. Лекция 3. Культура общества

Учебные вопросы:

1. Понятие, сущность и структура культуры

2. Функции культуры.

3. Классификация культуры.

4. Этноцентризм и культурный релятивизм.

1. Термин «культура» произошел от латинского слова cultura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры – это все то, что произведено людьми.

Говоря о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

¨ Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, возникающие лишь в обществе и не встречающиеся во внешней природной среде: изготовление орудий труда, спортивные состязания, политическая организация общественной жизни, обычай дарить подарки, язык, мораль, религиозные обряды, наука, искусство, транспорт, одежда и т.д.

¨ В круг явлений, объединяемый словом «культура», входят такие качества людей, которые не могут быть отнесены к внутренней биологической природе человека, не наследуются генетическим и не регулируются биологическими инстинктами. Человеколюбие и гуманизм, понятие о долге, чести, приличии, чувства совести и стыда, мода – все это создано самими людьми. Это своеобразная надстройка над естественно-биологической природой человека, благодаря которой человек сознательно регулирует, контролирует свое инстинктивное поведение, свои природные задатки.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что не наследуется генетически, а возделано человеком в себе и в других.

Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

Структура культуры:

а) материальная культура - физические объекты, созданные человеческими руками (артефакты);

б) нематериальная (духовная) культура - правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык

Социологию интересует прежде всего духовная культура, т.к. именно элементы духовной культуры, выступая в качестве смыслообразующих, играют ключевую роль в организации социальной жизни. Именно ценности, нормы, традиции и т.д. регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество.

Основные базисные элементы духовной культуры:

Социальные ценности, являясь продуктом социального взаимодействия людей и их групп, определяют значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом, какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие и насколько осуждаются. Благодаря ценностям в обществе достигаются социальное согласие и социальный порядок, т.е. ценности выполняют функцию социальной регуляции, определяя ее стратегическое направление.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, без них не может обходиться ни одно общество. А индивиды могут выбирать – разделять эти или другие ценности (одни привержены ценностям коллективизма, другие – ценностям индивидуализма, для одних высшей ценностью являются деньги, для других – политическая карьера и т.д.). Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин «ценностные ориентации», которые описывают индивидуальное отношение, выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: