Номенклатура товарных нефтяных масел




Номенклатура товарных нефтяных масел многочисленна, и по своему назначению их можно классифицировать следующим образом:

Смазочные Специальные
Моторные Гидравлические
Индустриальные Электроизоляционные
Трансмиссионные Вакуумные
Турбинные Технологические
Компрессорные Защитные
Цилиндровые Медицинские
Осевые  
Прокатные  
Приборные  

 

Моторные масла

Это наиболее массовые и ответственные масла, используемые в двигателях внутреннего сгорания различных типов (карбюра­торные, дизельные, турбореактивные и разной степени форси­рованности).

Основное их классификационное свойство - это кинематиче­ская вязкость при 100°С, которая составляет для разных клас­сов масел от 6 до 20 мм2/с (без загущения).

В зависимости от назначения все моторные масла могут быть разделены по группам:

Группа Область применения Обозначения марок (их число)
А Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели М-8А и М-10А
Б Б1 Малофорсированные карбюраторные ДВС М-6Б1 - М-10Б2 (3 марки)
Б2 Малофорсированные дизельные ДВС М-8Б2 - М-2ОБ2 (6 марок)
В В1 Среднефорсированные карбюраторные ДВС М-6В1 - М-10В1 (3 марки)
B2 Среднефорсированные дизельные ДВС М-8В2 - М-20В2 (6 марок)
Г Г1 Высокофорсированные карбюраторные ДВС М-6Г1 - М-10Г1 (3 марки)
Г2 Высокофорсированные дизельные ДВС М-8Г2 - М-20Г2 (6 марок)
Д Высокофорсированные дизели, работающие в тяжелых условиях. М-8Д + М-20Д (6 марок)
Е Малооборотные дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на тяжелом высокосернистом топливе М-12Е + М-20Е (4 марки)

 

Масла групп А, Б и В - это обычно автомобильные масла, группы Г - авиационные (Г1) или тракторно-танковые (Г2), как и группы Д.

Основные показатели качества смазочных моторных масел групп Б и Г приведены в табл. 5.4.

Таблица 5.4. Основные показатели качества некоторых марок моторных масел

 

    Автомобильные Авиационные Дизельные
Показатель М-6Б1 М-10Б1 МС-14 (М-14Б1) МС-20 (М-20Б1) М-6Б2 М-10Б2  
  Кинематическая вязкость при 100 оС, мм2/с, не менее            
  Индекс вязкости, не ниже     -      
  Температура вспышки, °С, не ниже:            
  в открытом тигле            
  в закрытом тигле - -     - -
  Температура застывания, °С, не выше -30 -15 -30 -18 -25 -15
  Коксуемость, % (масс), не выше 0,1 0,25 0,45 0,29 0,15 0,30
  Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,02 0,02 0,25 0,03 0,02 0,02
                             

 

Следует обратить внимание на то, что для таких тяжелых фракций как масла (вязкость при 100 °С от 6 до 20 мм2/с, температура вспышки выше 190 °С) за счет высокой степени очистки достигаются индекс вязкости 85 - 90, низкая температура застывания и малая коксуемость. Часть этих и других (не приведенных в таблице) показателей обеспечивается за счет ввода в масла специальных присадок (антиокислительных, противоизносных, антипенных и др.).

 

Индустриальные масла

Эта группа составляет около 30% от общего количества вырабатываемых из нефти масел и используется для смазки различных промышленных механизмов (станков, редукторов, лебедок и т. д.).

Индустриальные масла общего назначения подразделяют на три типа: легкие, средние и тяжелые.

Легкие масла (n50 = 3,5 – 12 мм2/с) – И-5А, И-8А и И-12А – используют для малонагруженных механизмов с большим числом оборотов вращения (текстильные машины, металлорежущие станки, сепараторы и др.).

Средние масла (n50 = 15 - 55 мм2/с) – от И-20А до И-50А (5 марок), называемые веретенными и машинными, используют для смазки редукторов, станков и механизмов, вентиляторов и др.

Тяжелые индустриальные масла с вязкостью при 50°С выше 55 мм2/с – И-70А, И-100А – используют для смазки высоконагруженных механизмов и передач прокатного, кузнечного и прессового оборудования.

Для некоторых марок этих масел показатели качества приводятся в табл. 5.5.

Таблица 5.5. Показатели качества индустриальных масел различных марок

 

Показатель И-5А И-20А И-30А И-50А И-100А
Плотность r204, не более 0,890 0,885 0,890 0,910 0,920
Вязкость при 50°С, мм2 4-5 17-23 28-33 47-55 90-118
Индекс вязкости, не ниже -        
Температура, oС:  
застывания, не выше -20 -15 -15 -20 -10
вспышки в открытом тигле не ниже,          
Коксуемость, % (масc.), не более - - 0,15 0,20 0,45

Трансмиссионные масла

Основное назначение этих масел - смазка высоконагруженных передаточных механизмов (трансмиссий) с целью предотвраще­ния или снижения износа элементов пар трения, снижения потерь энергии на трение и отвода от них тепла, а также уменьшения вибрации и шума шестерен и защиты их от ударных нагрузок. Масло служит также средой, удаляющей из зоны трения частички износа трущихся пар.

Стандарт на эти масла предусматривает разделение их на 5 групп (по условиям применения) и 4 класса (по вязкости при 100°С):

Группа Условия применения
ТМ1 (масла без присадок) Для зубчатых передач с напряжением в зоне контакта до 1600 МПа и объемной температуре до 90°С.
ТМ2 (с противоизносными присадками) То же, до 2100 МПа и 130оС
ТМЗ (с противозадирными садками) То же, до 2500 МПа и 150оС
ТМ4 (с противозадирными присадками высокой эффективности) То же, до 2000 МПа и 150оС, а также для гипоидных передач при высокой скорости и низком крутящем моменте
ТМ5 (то же) Гипоидные передачи при высокой скорости, ударных нагрузках, высоком крутящем моменте и объемной температуре до 150°С
Класс вязкости Вязкость при 100°С, мм2
  7 - 10,9
  11 - 13,9
  14 - 24,9
  25 - 41,0

 

Обозначение масел по новой номенклатуре включает группу и класс, например ТМ2-12 или TM5-18, и т. д.

Показатели качества некоторых марок масел приведены ниже:

 

Показатель ТАп-15В (ТМЗ-18) ТАД-17и (ТМ5-18) ТСгип (ТМ4-34) ТС (ТМ2-34) ТСЗп-8 (ТМЗ-9)
Вязкость при 100°С,мм2   17,5 20,5-32,4 20,5-32,4  
Индекс вязкости -   - -  
Температура застывания, °С, не выше -20 -25 -20 -20 -50

 

 

Турбинные масла

 

Эти масла используют для смазки и. охлаждения опор (подшипников) паровых и газовых турбин, а также в системах регулирования турбоагрегатов и маслонапорных установок гид­ротурбин. Учитывая возможный контакт этих масел с водяным паром, водой или продуктами горения топлива, они должны обладать высокой стабильностью против окисления при темпе­ратурах 60 - 100°С и более, обеспечивать бессменную работу машин в течение нескольких лет, образовывать нестойкую (легко разделяющуюся) эмульсию с водой и не образовывать пены. Сочетание всех этих свойств достигается специальной технологией очистки при получении базового масла, а также введением композиции соответствующих присадок.

Ниже приведены некоторые показатели качества турбинных масел:

 

 

Показатель Тп-22с Тп-30 Тп-46 Для судовых ГТТ
Вязкость при 50 оС, мм2/c 20 - 23 28 - 32 44 - 48 7 - 9,6
Индекс вязкости, не менее       -
Температура, °С:  
вспышки в открытом тигле, не ниже       135*
застывания, не выше -15 -10 -10 -45

*В закрытом тигле.

Компрессорные масла

Компрессорные масла используют в поршневых и турбомашинах для сжатия воздуха или других специальных газов (углеводороды, аммиак, углекислота, фреоны и др.). Их основное назначение - смазка трущихся деталей цилиндровой группы и одновременно - уплотнение их для предотвращения утечки сжимаемого газа.

Таблица 5.6. Показатели качества и назначение компрессорных масел

 

Марка масла n100, мм2/c ИВ Температура, °С Назначение
Кп-8с 7-9     -15 Турбокомпрессоры химических и нефтехимических производств
К-12 11-14 -   -25 Компрессоры низкого и среднего давления (2,5 - 4,0 МПа) при температурах от -25 до +40 оС
КС-28 26-30     -10 Многоступенчатые компрессоры высокого давления при температурах до 50оС
ХА 11,5-14,5 -   -40 Компрессоры для сжатия аммиака и диоксида углерода
ХФ-22-24 24,5-28,4 -   -55 Фреоновые поршневые компрессоры при температурах конденсации не ниже -50оС
ХФ-22с-16 >16 -   -58 То же, при температурах конденсации до -70 °С

В некоторых компрессорах имеются две системы смазки: механизм привода (кривошипно-шатунный) смазывается индустриальными маслами, а цилиндровая часть, где есть контакт с газом, - компрессорным маслом. В компрессорах с единой системой смазки используют компрессорные масла. В связи с тем, что масло в компрессорах контактирует при высоких температурах (до 200 °С) и давлениях (до 30 МПа) с газами, оно может быстро ухудшать свои свойства, например за счет окисления (сжатие воздуха). Поэтому к компрессорным маслам предъявляют более жесткие требования по термостабильности, окислительной стабильности и химической стабильности к агрессивным газам. Эти свойства достигают главным образом за счет присадок к базовым маслам.

Условно все компрессорные масла делят на две группы - для неагрессивных сред и давлений до 4 МПа и для агрессивных сред при давлениях до 30 МПа и температурах до 200 °С.

В компрессорах для сжатия такого сильного окислителя, как кислород, масла для смазки цилиндровой группы не применяют (по соображениям взрывоопаснсти) и для этих целей используют водный конденсат.

Основная характеристика некоторых марок компрессорных масел приводится в табл. 5.6.

Цилиндровые масла

Используются для смазки трущихся деталей паровых машин (цилиндров, золотников). В зависимости от параметров водяно­го пара цилиндровые масла делят на легкие (вязкость при 100°С составляет 11 и 24 мм2/с), используемые для машин, работающих на насыщенном водяном паре, и тяжелые (вязкость при 100 °С 38 и 52 мм2/с) - для машин на перегретом паре с температурой перегрева соответственно до и выше 350°С.

Осевые масла

Предназначены для смазки осей колесных пар подвижного состава железных дорог (вагонов, электровозов, тепловозов). Представляют собой неочищенные мазуты нефтей нафтенового основания (эмбенских, ярегских и им подобных по химическому составу).

Вырабатывают три марки этих масел - летнее, зимнее и северное с температурами застывания -40°С (первые две марки) и -55°С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: