Образ отца в системе психических образов




В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин [Ананьев Б.Г., 1968, Веккер Л.М., 2000, Леонтьев А.Н., 1975, Панферов В.Н., 2002, Рубинштейн С.Л., 2000]. Вопросы отражения человека в человеческом сознании являются одними из важнейших вопросов научной психологии. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой [Васина Н.В., Бодалев А.А., 2005, Посохова СТ., 2001, Ситников В.Л., 2001].

Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах И.М. Сеченова. И. М. Сеченов вскрыл рефлекторную природу образа и со стороны его жизненного значения в общей приспособительной деятельности организма, и со стороны механизмов его формирования как предметного отражения действительности. Жизненное значение образа в приспособительной деятельности заключается в его регулирующей роли по отношению к исполнительным рефлекторным эффектам. Положение И. М. Сеченова о чувственных образах как регуляторах движения нашли свое продолжение во взгляде И. П. Павлова на ощущения, восприятия и представления как на первые сигналы действительности. Все эти виды чувственных образов несут, по мысли Павлова, свою сигнальную функцию по отношению к исполнительным рефлекторным эффектам, т.е. направляют или регулируют их. Следуя этим положениям, Л.М. Веккер [2000] уделял большое внимание уникальной роли тактильно-кинестетической модальности в формировании образа. В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях ряда ученых была вскрыта отражательная сущность психических образов и выявлены их основные особенности, сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа [Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.].

В.Н. Панферов [2002] дает следующее определение психических образов: «психические образы представляют собой внутренний облик объекта взаимодействия, ассимилируя в себе его целостную структуру. Психический образ — это наиболее обобщенная и предметно выраженная форма существования психических образований, представленная во внутреннем плане сознания. В конечном счете — это наиболее концентрированный продукт психической деятельности, заключающий в себе весь психический потенциал человека».
Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование — это сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету [Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А., 1986]. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету. Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными, осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д.

Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью [Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А., 1986].

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений, вербально-логический уровень.

В системе образного отражения сенсорно-перцептивный уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни, однако, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Ощущения являют в своих образах отдельные свойства объектов. При этом объект в ощущениях представлен только теми физическими свойствами и их параметрами, к отражению которых приспособлены органы чувств человека. Однако диффузность и предметная неопределенность образов ощущения не позволяет человеку ориентироваться в качественном своеобразии объектов, как предметов своих потребностей. Поэтому психическая деятельность как процесс познания трансформирует потоки ощущений в образы восприятия, для которых характерно целостное и предметное отражение объектов внешнего мира [Панферов В.Н., 2002].

Основная характеристика сенсорно—перцептивного отражения состоит в том, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств.

В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно-перцептивная организация [Ананьев Б.Г., 1968], объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы, обеспечивающие различные виды сенсорно-перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.

Второй уровень отражения — это уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие — феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого-либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета [Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А., 1986].

При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. Рїначе говоря, происходит схематизация предметного образа. Образы представления отличаются фрагментарностью, схематичностью, смытостью подробностей в деталях, логической «высушенностью». В них, как правило, сохраняются главные, с точки зрения субъекта, признаки объекта. Образы представления становятся материалом для мышления, которое направлено на выяснение сути вещей, их внутренних и внешних зависимостей [Панферов В.Н., 2002].

Третий уровень когнитивных процессов — это вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс. В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень — уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. На уровне понятийного мышления разрываются ограниченные рамки индивидуального опыта, а точнее: в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством.

Предметная область индивидуального познания на этом уровне приближается к той, которая раскрывается общественно-исторической практикой, т.е. становится практически безграничной. В процессе понятийного мышления человек оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. Наиболее развитой и всеобщей знаковой системой является язык. Но в процессе понятийного мышления используются и другие исторически сложившиеся знаковые системы: математические, графические и т.п., а также правил их применения [Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А., 1986].

В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения действительности противоположны. Они обычно и противопоставляются как чувственное и рациональное в познании, но в реальном психическом процессе органически взаимосвязаны: непрестанно переходят одна в другую.

Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает, так или иначе, все три уровня психического отражения. Чтобы у человека сформировался такой образ, который обеспечил бы ему возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно-перцептивной информации. Необходимо раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное.

Эффективность образа — в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта — существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение [Анохин П.К., 1970].

Благодаря многоуровневости образа отражаемый в нем предмет (объект) презентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений. Это в свою очередь обеспечивает возможность в ходе деятельности использовать то одно, то другое, то третье и т.д. свойство предмета или его отношение к другим предметам; возможность таких переходов — важнейшее условие творческих решений.

В каждый момент деятельности человеком осознается только небольшая часть того предметного содержания, которое презентовано в образе. При переходе от одного действия к другому (и даже от одного элемента к другому внутри действия) изменяется и осознаваемая часть содержания. Полноценный с точки зрения регуляции деятельности образ подобен айсбергу — в каждый момент на поверхности видна лишь его небольшая часть.

Проблема осознаваемого и неосознаваемого в психическом отражении принадлежит к числу сложнейших и, к сожалению, слабо разработанных. Не вдаваясь в анализ состояния этой проблемы и подходов к ее решению, отметим только, что ведущая роль в формировании осознанного отражения принадлежит вербально-логическим процессам: прежде всего, осознается то, что включается в их сферу. В ходе реальной деятельности в зависимости от конкретных условий соотношения между разными уровнями отражения изменяются, а соответственно меняется и степень осознанности разных компонентов предметного содержания образа.

Образ отца существует в сознании различных групп людей, но, несмотря на достаточно большую вариативность, в нем присутствуют архетипичные характеристики, определяющие схожесть представлений о роли и функциях отца в воспитании ребенка. Под образом отца понимается целостная совокупность научных и житейских представлений об отце, формирующихся в сознании человека, регулирующих его поведение и актуализирующихся в процессе взаимодействия с отцом. Как и все психические образы, образ отца можно разделить на обобщенный образ-эталон и конкретный образ-отражение.

Обобщенный образ гипотетического, абстрактного отца, есть некая имплицитная модель, в которой собираются, проецируются основные представления об отце. Его можно назвать образ-эталон, идеальная модель, с которой сравнивается конкретный образ-отражение. Образ-отражение может отражать реального отца в обобщенном виде, а может отражать более конкретные роли, в которых выступает отец в семье: отец — глава семьи, отец - добытчик, отец — друг, отец — ребенок.

Образ отца формируется в сознании ребенка, наполняясь личностным смыслом [Леонтьев А.Н., 1975], преломляясь опытом взаимоотношений. Сложившийся образ отца регулирует содержание и форму отношений ребенка с отцом, побуждает его к определенным поступкам, позволяет предвосхитить реакцию и поведение отца в конкретных условиях. Образ отца можно рассматривать как комплекс социальных установок - аттитюдов. В понимании Д. Н. Узнадзе, установка является целостным динамическим состоянием готовности к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. По его мнению, сфера действия установок находится в области бессознательной настроенности на удовлетворение имеющихся потребностей [цит. по: Ситников В.Л., 2001].

Наиболее важными исходными посылками, на которые необходимо опираться при исследовании образа отца у детей, с нашей точки зрения, являются следующие:

Психический образ отца у ребенка есть отражение объективной реальности и одновременно одно из звеньев в системе регуляции деятельности. В психологии устоялось представление о том, что человек формирует некоторую систему образов, которая лежит в основе регуляции поведения и жизни в целом [Грачев А.А., 2000]. Образ отца, согласно многим исследованиям, входит в эту систему, но специфика его влияния, особенно на различные аспекты самоактуализации ребенка, остается не изученной.

Образ предметен: он отнесен к существующим вне зависимости от сознания качествам отца, которые составляют его содержание; вместе с тем он субъективен по форме (не может быть отчужден, отделен от субъекта, поэтому он ситуативен и в нем проявляется пристрастность субъекта).

Образ отца содержит большое количество архетипичных характеристик, но, вместе с тем, формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное и глубокое "вычерпывание" информации о реальном отце, его качествах и особенностях. Содержание образа непрестанно обогащается, уточняется и корректируется.

Психический образ отца выступает как системное образование, характеризующееся многомерностью и многоуровневостью, он включает актуальные и потенциальные, осознаваемые и неосознаваемые компоненты. Поэтому для изучения образа отца объективные и субъективные методы сбора информации недостаточны. Они должны дополняться проективными подходами, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, осознаваемых и неосознаваемых отношений, мотивов и целей. Изучение структуры образа отца, путей его образования и способов преобразования, позволит разработать новые формы психологической помощи семьям, столкнувшимся с проблемой недостаточного или деструктивного влияния отца на развитие ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: