Мартинус Б ьёрнстерне Бьёрнсон (1832 – 1910)




Мартинус Бьёрнстерне Бьёрнсон вошел в историю мирового театра как драматург, наряду с Ибсеном способствовавший возрождению отечественной драмы и ее утверждению на сценах мира. Творчество его было порождено эпохой борьбы за политическую, экономическую и культурную независимость Норвегии. Всю свою жизнь Бьёрнсон - не только разносторонне одаренный деятель литературы и искусства (он был драматургом, прозаиком, поэтом, публицистом, режиссером), но и видный общественный деятель - горячо отстаивал национальную самобытность норвежской культуры. Сохраняя верность этой задаче, Бьёрнсон прошел в развитии своего мировоззрения долгий и сложный путь от абстрактного гуманизма к идеям крестьянской демократии. В 90-е годы он называл себя социалистом, и, хотя впоследствии Бьёрнсон отходит от социализма, этот путь свидетельствует о чуткости драматурга к проблемам времени, к социальным веяниям эпохи.

Развитие мировоззрения Бьёрнсона нашло свое отражение в эволюции его драматургии. От исторических пьес (1856 - 1872) драматург переходит к социально-критическим драмам о современности (1872 - 1895), а от них - к поздней драматургии, отмеченной углубленным психологизмом и вместе с тем символистскими исканиями (1898 - 1909). Современники называли драматургию Бьёрнсона дидактической. Своей основной задачей писатель считал воспитание общества. Любя свой народ, веря в его будущее, писатель не переставал верить и в возможность морального совершенствования общества. Он призывал своих собратьев по искусству "вносить в...жизнь прекрасное и радостное... просвещать и обогревать... современников".

Свой путь в искусстве Бьёрнсон начал в 50-е годы прошлого столетия, заявив о себе как поэт, писатель и драматург. В поэзии Бьёрнсон становится наследником традиций норвежской демократической поэзии. В прозу Бьёрнсон вошел как исследователь жизни норвежского крестьянства. В драматургии, подобно Ибсену, Бьёрнсон начал с исторической тематики. В его первых драмах - "Между битвами" (1856), "Король С вер ре" (1861), "С и гурд Злой" (1862), "Сигурд Крестоносец" (1872) и других, как и в пьесах Ибсена "Воители в Хильгеланде" и "Борьба за престол", ясно прослеживается просветительская, воспитательная цель. Она проявляется прежде всего в разработке темы объединения норвежского народа, пробуждения в нем чувства национальной гордости. Бьёрнсона не случайно привлекают фигуры исторических деятелей в переломные моменты истории средневековой Норвегии. Он стремится к созданию цельных и сильных характеров, достойных служить его современникам образцом для подражания.

Путь Бьёрнсона к исторической драме проходил через освоение самобытного древненорвежского эпоса, что заметно в использовании им художественных средств, присущих старинным сагам. Уже на раннем этапе своего творчества Бьёрнсон говорил о необходимости отобразить повседневность, жизнь современника. Следующий период творчества Бьёрнсона-драматурга связан с созданием социально-критической драматургии о современности.

Время 70-х годов XIX века - время быстрого экономического развития Норвегии и вместе с тем резкого обострения социальных противоречий в жизни ее общества. В центре внимания художника оказываются усилия коммерсанта, стремящегося во что бы то ни стало воспрепятствовать разорению своей фирмы ("Банкротство", 1874), уничтожение политического соперника посредством безжалостной газетной травли ("Редактор", 1874), резкие споры представителей технической интеллигенции о новых методах организации производства ("Новая система", 1879), т. е. все те злободневные коллизии, которые имели место в западноевропейской действительности рубежа веков.

Бьёрнсон не был первым среди драматургов, кто обратился к повседневной жизни современного ему общества. Но в его драмах нашли отражение социальные, политические, экономические, а не только семейные или моральные конфликты. Вот почему бьёрнсоновскую драму о современности, по времени предваряющую драму Ибсена, можно по праву назвать новаторской. Как и Ибсен, Бьёрнсон создает особый тип реалистической драмы - драму идей, в которой освещаются социальные проблемы, рассмотренные под углом зрения нравственности. Примечательна в этом смысле драма "Банкротство", получившая широкое признание, благодаря чему европейский театр познакомился с драматургией Бьёрнсона раньше, чем с пьесами Ибсена.

Банкротство в драме Бьёрнсона означает не только финансовый, но и моральный крах главы фирмы Тьельде. По мысли драматурга, оно было неминуемо, ибо, презрев нравственные ценности, коммерсант строил свое финансовое благополучие на подкупах и махинациях, а личную жизнь - на лжи. Но Тьельде у Бьёрнсона - это герой, лишь временно оступившийся. Катастрофа раскрыла перед Тьельде всю ошибочность его прежних воззрений. Пересмотрев свои жизненные позиции, Тьельде честным трудом возвращает себе доброе имя, уважение окружающих и состояние. В финале пьесы он вместе с дочерью создает новое маленькое предприятие "в отрасли торговли, в которой не господствуют крупные коммерческие фирмы". Нравственное начало восторжествовало. Экономические и моральные институты капиталистического общества, по убеждению Бьёрнсона, здоровы, социальное зло устраняется путем морального перевоспитания людей. Критикуя отдельные недостатки и пороки буржуазного строя, писатель не разоблачал, подобно Ибсену, его основ. В этом он целиком разделял взгляды норвежской крестьянской демократии, не выступавшей против основ буржуазного строя.

Аналогичный тип героя и то же решение проблемы в пьесе "Редактор". Ради достижения своих политических целей и честолюбивых замыслов Редактор расправляется со своими противниками, не гнушаясь шантажом, клеветой, травлей. Но и его Бьёрнсон наделяет способностью к нравственному возрождению: испытав в развязке пьесы сильное потрясение - смерть противника, он раскаивается в своей жестокости. Точную социальную характеристику Бьёрнсону - автору "Банкротства" и "Редактора" - дал Ф. Меринг: "Он только норвежский мелкий буржуа, искренне убежденный, что можно устранить из мира всякую социальную нужду, если задержать развитие на мелкобуржуазной ступени. Внутри же этих пределов он является прекрасным, свежим, полным жизни драматургом".

В пьесах следующего периода - таких, как "Король" (1876), "Новая система", "Перчатка" (1883), "Свыше наших сил", части I и II (1883, 1885), - писатель уже не рассчитывает на нравственное обновление общества. Этот этап творчества Бьёрнсона был связан с радикализацией его политических взглядов. Бьёрнсон живо интересовался в эту пору основными проблемами времени - от правовых до социальных, бывал на промышленных предприятиях не только в Европе, но и в США, изучал систему западного парламентаризма. В результате Бьёрксон вынес окончательный приговор буржуазному строю, физически и нравственно калечащему людей, и это отразилось в проблематике его драм. Бьёрнсон подвергает сомнению систему государственных взаимоотношений ("Король"), основы христианской религии ("Свыше наших сил", ч. I), эксплуатацию рабочих ("Свыше наших сил", ч. II), основы буржуазной морали ("Перчатка"). Он по-прежнему не ставит под сомнение значимость позитивной идеи, однако на сей раз победа не за теми, кто ее отстаивает.

Победа достается защитникам буржуазного правопорядка, т. е. тем, с кем сражаются герои, против кого выступал сам Драматург. Изменяется и тип героя. Теперь он похож на ибсеновского Брэнда, который достигает истину на самом пороге смерти. Истина состоит в ошибочности его суждений о мире. Герою не дано победить. Но он предпочитает смерть отказу от собственных убеждений. Именно таков пастор Санг - главный герой дилогии "Свыше наших сил". "Свыше наших сил" (ч. I) - результат глубоких философских раздумий писателя, одна из вершин его искусства. Эта антиклерикальная драма отмечена углубленным психологизмом и элементами символики, что характерно для третьего периода творчества Бьёрнсона. Чистота помыслов, самоотверженное служение людям, преданность вере - все это роднит пастора Санга с Брандом. Но более всего делает его похожим на Брэнда максимализм. Действуя на пределе человеческих возможностей, т. е. "свыше сил", он и к другим людям предъявляет такие же требования. Санг лишен чувства реальности, "он видит только то, что хочет видеть". И не замечает, как жертвует женой и детьми. Уверовав в свои исключительные способности молитвами гипнотического свойства приносить облегчение страждущим, Санг надеется исцелить таким образом и свою тяжелобольную жену. Чуда, однако, не происходит - жена Санга умирает. Не пережив внезапно открывшейся ему истины, что поступки "свыше сил" не нужны людям, что они антигуманны, Санг умирает от разрыва сердца.

Мысль Бьёрнсона звучит тем сильнее и драматичнее, что смерть Санга и его жены происходит при огромном стечении народа, специально собравшегося в ожидании чуда. Не случайно дети Санга - Элиас и Ракел, потрясенные смертью родителей, начинают сомневаться в христианстве. Драматург протестует против догм, против "невыполнимых идеалов", которые сродни предрассудкам, отвлекают от реальной жизни, которые губят человека физически и нравственно. Позиция Бьёрнсонэ здесь особенно близка взглядам Ибсена.

Вторая часть дилогии создавалась драматургом в момент его особенной близости к рабочему движению. Здесь Бьёрнсон реалистически достоверно отображает конфликт между рабочим классом и буржуазией, рост революционных настроений в среде пролетариата. Бьёрнсон показывает, как нечеловеческие условия жизни рождают в сознании рабочих мысль о протесте. Правда, революционное действие показано драматургом как стихийный анархистский бунт, уносящий жизни правых и виноватых. Элиас, сын пастора Санга, взрывает зэмок, где совещаются фабриканты всей страны, и при этом погибает сам. Сэмопожертвование Элиаса также оказывается поступком "свыше сил". Тем более что положение рабочих все ухудшается.

Драматургу ближе путь Ракел - дочери Санга, которая надеется на технический прогресс и моральное перевоспитание общества. Утопичность такого вывода очевидна, но социальный оптимизм произведения дал возможность Мерингу сказать о пьесе, что "она является крупным прогрессом даже в сравнении с "Ткачами" Гауптмэна, которые показывают нам только первые начатки того, что Бьёрнсон сумел изобразить уже в значительно более высокой исторической фазе развития". Дальнейшее развитие драматургии Бьёрнсона характеризуется стремлением автора как можно глубже проникнуть в духовный мир человека. В его поздних драмах - "Пауль Ланге и Тура Парсберг" (1898), "В Стурхуве" (1902) и др. - изображение социального конфликта сужается до семейно-нравственного, что соответствует общим настроениям норвежской интеллигенции рубежа веков, разочаровавшейся в парламентаризме, но не понявшей сути рабочего движения.

Имя Бьёрнсона связано и с основанием норвежского профессионального театра. В 1857 году он возглавил театр в Бергене. Ему удалось, резко сократив число кассовых спектаклей, поставить лучшие произведения скандинавской и европейской драматургии: произведения, Шекспира, Гете, Мольера. Свою деятельность Бьёрнсон продолжил в "Христианийском театре", руководителем которого был с 1864 по 1867 год. Создавая вместе с Ибсеном профессиональный норвежский театр, Бьёрнсон боролся за его национальное самоопределение, его демократизм.

Назвав театр форпостом борьбы за национальную независимость, Бьёрнсон вместе с Ибсеном возглавил это движение в культурной жизни Норвегии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: