Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП
Дисциплина «Бухгалтерский учет» относится к дисциплинам базовой части учебного плана ОП направления подготовки 38.03.01Экономика, профиль Экономика и бухгалтерский учет.
Дисциплина обязательна для освоения студентами очной формы обучения в 3 и 4 семестрах, заочной формы обучения на 2 курсе.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)
Цель дисциплины – формирование и развитие компетенций в области организации бухгалтерского учета, способности анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.
Формируемые компетенции (Код/ Формулировка) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) (компонентный состав компетенции) |
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) | У1 (ОПК-2) Уметь осуществлять анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач. В1 (ОПК-2) Владеть навыками анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач. |
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3) | З1 (ОПК-3) Знать основные инструментальные средства для обработки экономических данных. У1 (ОПК-3) Уметь использовать основные инструментальные средства для обработки экономических данных. В1 (ОПК-3) Владеть основным инструментальными средствами для обработки экономических данных. |
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5) | З1 (ПК-5) Знать теоретические основы бухгалтерского учета и анализа, позволяющие использовать полученные сведения в профессиональной деятельности; У1 (ПК-5) Уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; В1 (ПК-5) Владеть основными методами бухгалтерского учета и анализа финансовой и бухгалтерской информации для решения управленческих задач в профессиональной деятельности. |
3. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Объем дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц, всего 180 часов:
- для студентов очной формы обучения, из которых из которых 89 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем: 34 часов – занятия лекционного типа, 52 часов – занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные работы), в т.ч. текущий контроль успеваемости, 3 час– контроль самостоятельной работы; 36 часов – составляет самостоятельная работа обучающегося в период промежуточной аттестации (контроля); 55 часа(ов) составляет самостоятельная работа обучающегося в период теоретического обучения
- для студентов заочной формы обучения, из которых из которых 11 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем: 4 часов – занятия лекционного типа, 4 часов – занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные работы), в т.ч. текущий контроль успеваемости, 3 час– контроль самостоятельной работы; 13 часов – составляет самостоятельная работа обучающегося в период промежуточной аттестации (контроля); 156 часа(ов) составляет самостоятельная работа обучающегося в период теоретического обучения
Содержание дисциплины (модуля) структурированное по разделам (темам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий.
Содержание дисциплины
Наименование разделов (Р) или тем (Т) дисциплины (модуля), Форма(ы) промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | Всего (часы) | Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы,из них | Самостоятельная работа обучающегося, часы, в период | |||||||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа (в т.ч. текущий контроль успеваемости) | Контроль самостоятельной работы | промежуточной аттестации (контроля) | теоретического обучения | ||||||||||
семинары, практические занятия | лабораторные работы | |||||||||||||
Очная | Заочная | Очная | Заочная | Очная | Заочная | Очная | Заочная | Очная | Заочная | Очная | Заочная | Очная | Заочная | |
Тема1. Основы бухгалтерского учета | ||||||||||||||
Тема2. Предмет и метод бухгалтерского учета | ||||||||||||||
Тема 3. Бухгалтерский баланс | ||||||||||||||
Тема 4. Счета и двойная запись | ||||||||||||||
Тема 5. Документация и инвентаризация | ||||||||||||||
Тема 6. Учетные регистры | ||||||||||||||
Тема 7. Учетная политика организации | ||||||||||||||
Тема 8. Учет денежных средств и расчетов | ||||||||||||||
Тем 9. Учет основных средств и нематериальных активов | ||||||||||||||
Тема10. Учет производственных запасов | ||||||||||||||
Тема11. Учет труда и заработной платы | ||||||||||||||
Тема 12. Учет готовой продукции и ее продажи | ||||||||||||||
Тема 13. Учет финансовых результатов | ||||||||||||||
Тема 14. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в системе информационного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности организации | ||||||||||||||
Зачет | 1 | |||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||
ИТОГО |
Образовательные технологии
Образовательные технологии, способствующие развитию компетенций, формируемых дисциплиной:
– технология проблемного обучения – стимулирование проявления активности, инициативы, самостоятельности, творчества, решения теоретических и практических задач, развития интеллектуальных способностей: обобщения, систематизации, анализа, синтеза и др. Методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
– технология контекстного обучения – использование системы дидактических форм, методов и средств для моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.
– технология обучения в сотрудничестве – формирование умений работать сообща во временных командах и группах, добиваться качественных образовательных результатов на основе межличностной коммуникации, принятия оптимальных решений, развития лидерских качеств. Технология основана на эмоциональных переживаниях, связанных со стремлением к общему успеху и коллективным достижениям, и формировании личностных качеств, необходимых для эффективной работы в команде или в коллективе. Технология предполагает использование метода групповой работы.
– информационные образовательные технологии направлены на овладение средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации средствами компьютерной техники, Интернета, аудио- и видеотехники.
Формы и методы реализации образовательных технологий на занятиях лекционного и семинарского типов представлены в таблице.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций в процессе контактной работы обучающегося с преподавателем
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) | Содержание разделов и тем дисциплины (модуля), реализуемых в процессе контактной работы обучающегося с преподавателем | Формы и методы реализации образовательных технологий |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема1..Основы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет как часть системы хозяйственного учета. Виды учета: финансовый, управленческий, налоговый. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема2. Предмет и метод бухгалтерского учета. Предмет бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств по видам и размещению, по источникам образования и назначению. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 3.Бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс, его структура и содержание. Четыре типа изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5)) | Тема 4. Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета, их назначение и строение. Двойная запись, ее сущность и значение. Счета синтетического и аналитического учета, субсчета. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 5. Документация и инвентаризация. Документы, их назначение в бухгалтерском учете.. Инвентаризация, ее виды, порядок проведения и оформления результатов | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 6. Учетные регистры. Учетные регистры, их назначение и классификация. Порядок записей в учетные регистры. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 7. Учетная политика организации. Понятие и порядок формирования учетной политики.. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 8. Учет денежных средств и расчетов. Учет денежных средств на расчетном и валютном счетах в банках. Учет кассовых операций. Формы безналичных расчетов. Учет расчетов по нетоварным операциям: с бюджетом, внебюджетными фондами, разными дебиторами и кредиторами, учредителями и т.д. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 9. Учет основных средств и нематериальных активов. Основные средства, их классификация. Оценка основных средств. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет поступления и выбытия основных средств. Учет износа и амортизации основных средств. Состав и содержание нематериальных активов, их оценка. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет приобретения нематериальных активов. Учет амортизации нематериальных активов. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 10. Учет производственных запасов. Характеристика производственных запасов, их структура и оценка в текущем учете. Порядок формирования фактической себестоимости поступивших материальных ценностей. Документальное оформление, синтетический учет поступления материальных ценностей. Документальное оформление и синтетический учет отпуска материальных ценностей. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 11. Учет труда и заработной платы. Оперативный учет личного состава работников организации. Формы и системы оплаты труда. Виды заработной платы. Документальное оформление и учет выработки работников. Техника подсчета заработной платы при различных формах и системах оплаты труда. Синтетический учет расчетов по зарплате. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 12. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Затраты на производство, их классификация. Учет прямых затрат и косвенных затрат на производство. Сводный учет затрат на производство. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 13. Учет готовой продукции и ее продажи. Характеристика готовой продукции, ее оценка. Документальное оформление, синтетический учет выпущенной из производства готовой продукции. Учет продажи готовой продукции. Учет расходов на продажу. Учет образования и использования резерва по сомнительным долгам. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
З1(ОПК-2) У1(ОПК-2) В1(ОПК-2) З1(ОПК-3) У1(ОПК-3) В1(ОПК-3) З1(ПК-5) У1(ПК-5) В1(ПК-5) | Тема 14. Учет финансовых результатов. Учет доходов и расходов организации. Учет формирования финансовых результатов. | лекция, практические занятия, тестирование, частично-поисковая деятельность |
При проведении лекционных и практических занятий применяются мультимедийные средства поддержки образовательного процесса. Для описания заданий и демонстрации образцов готовых разработок планов, конспектов, документов используется раздаточный материал в электронном виде в необходимом формате или в печатной форме.