Департамент образования Белгородской области
Областное государственное автономное
Профессиональное образовательное учреждение
«Губкинский горно-политехнический колледж»
Круглый стол «Роль исследовательских методов в профессиональном образовании»
ТЕМА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО»
Докладчик: Новикова Л. А., преподаватель
2021г.
Модернизация среднего профессионального образования связана с развитием личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей, обеспечением конкурентоспособности на рынке труда. Работа в этом направлении в настоящее время активизировалась в связи с переориентацией современного СПО сознанием парадигмы на личностно – развивающую, формирование ценностного отношения к самостоятельной деятельности, выбору индивидуального способа ее реализации, внедрение компетентностного подхода, формирование ключевых профессиональных компетенций, обеспечение комплекса условий для реализации инициативы в осуществлении самостоятельной работы. Содержание современного образования определяется государственными образовательными стандартами, в которых в качестве приоритетного направления речь идет о подготовке специалиста, способного творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в затруднительных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве. Научно-исследовательскую деятельность необходимо рассматривать как неотъемлемую часть технологической подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Развитие исследовательских навыков у обучающихся рассматривается как действенное средство его личностного развития. Научно-исследовательская деятельность помогает превратить процесс обучения в результативную созидательную творческую работу, тем самым стимулируя стремление к творчеству.
При организации образовательного процесса на основе научно-исследовательской деятельности кардинально меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации педагог превращается в мотиватора, организатора исследовательской деятельности, консультанта по решению проблемы.
Научно-исследовательская деятельность является одной из видов интеллектуальной деятельности обучающихся. Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний. Научно-исследовательскую деятельность понимают как деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи, предполагающая наличие основных этапов работы.
Цель научно- исследовательской деятельности в образовании:
· приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
· развитие способности к исследовательскому типу мышления;
· активизация личной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Задачи:
· развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;
· развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
· развитие навыков публичного выступления при презентации итогов своей работы перед аудиторией;
· формирование чувства ответственности за порученное дело;
· воспитание уверенности в себе и собственных силах;
· привитие желания и потребности в дальнейшем заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Выполнение исследовательских работ позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных компетенций обучающихся, как:
· ценностно-смысловая компетенция;
· общекультурная компетенция;
· учебно-познавательная;
· информационная;
· коммуникативная;
· социально-трудовая;
· личностная компетенция – самосовершенствование.
Процесс исследовательской деятельности позволяет учить:
· рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;
· целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;
· поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
· практическому применению знаний в различных ситуациях;
· выбору, освоению и использованию подходящей технологии при проведении исследования;
· проведению исследования (анализу, синтезу, детализации, обобщению);
· самоанализу и рефлексии;
· представлению результатов своей деятельности;
· презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта исследования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео и др.).
Под руководством научного руководителя (педагога) происходит развитие личности обучающегося в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества обучающегося:
· навык самостоятельной исследовательской деятельности;
· навык работы с научно-познавательной литературой;
· инициатива и творчество;
· использование, расширение и углубление знаний по интересующему вопросу;
· навык совместной работы со специалистами;
· самоутверждение обучающихся в данной предметной области, осваиваемой специальности и т.д.
Педагог как организатор научно-исследовательской деятельности тоже должен обладать определенными компетентностями:
· педагог должен сам быть творческой личностью.
· педагог должен постоянно заниматься самообразованием.
· педагог должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.
· педагог должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности обучающегося.
· педагог должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.
В современной педагогике выделяют три уровня реализации исследовательского обучения:
· педагогический работник ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти обучающемуся самостоятельно;
· педагогический работник ставит проблему, но сам метод ее решения обучающейся ищет самостоятельно;
· постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется обучающимися самостоятельно.
К механизмам, способствующим развитию научно-исследовательской деятельности можно отнести:
· создание творческой атмосферы;
· мотивация интереса к исследовательской, творческой деятельности;
· инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;
· сопровождение исследовательской деятельности;
· создание условий для внедрения и распространения результатов деятельности.
Типы научно-исследовательских работ:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Список рекомендованной литературы
1. Астафьева О. Н. Образование и проблемы воспроизводства научного потенциала общества / О. Н. Астафьева // Вопросы культурологии. – 2009. – № 5. – С. 48-50.
2. Бадашкеев М. В. Исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального становления будущих педагогов / М. В. Бадашкеев, М. А. Бадашкеева // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 6. – С. 41–43.
3. Бестужева С. Сколько стоит вход в науку? / Светлана Бестужева // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 24-33.
4. Володарская Е. А. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов / Е. А. Володарская // Психологический журнал. Т. 30. – 2009. – № 1. – С. 14–31.
5. Востриков С. В. Инноватика и проблемы развития науки в постсоветской России / С. В. Востриков // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы». – Смоленск, 2008. – Вып. 17. – С. 27-34.
6. Гладышева М. М. Оценка степени сформированности исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования на начальном этапе экспериментальной работы / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 39–43.