С момента получения независимости в 1991 году Кыргызская Республика находится в переходном периоде. Этот переход от централизованной общественной экономики к рыночной принес с собой серьезные социальные и экономические проблемы. Валовый национальный продукт за период с 1990 года по 1994 год сократился в общей сложности почти на 50%. Такая макроэкономическая обстановка повлияла на различные аспекты сектора здравоохранения. Нарушение торгового баланса негативно отразилось на снабжении медикаментами и другими расходуемыми материалами. Важной проблемой стало падение реального уровня зарплат медицинских работников. Экономический спад и связанные с ним проблемы сектора здравоохранения обусловили ухудшение здоровья населения. Это привело к необходимости реформирования здравоохранения с целью улучшения здоровья за счет повышения эффективности и качества медицинского обслуживания. Вышеприведенные факты побудили Министерство здравоохранения к принятию экстренных мер. Прежде всего, были приняты четыре Закона:"Об охране здоровья населения Кыргызской Республики", "О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Кыргызской Республики" и "О донорстве в Кыргызской Республике".После получения республикой независимости многие международные и двусторонние организации активизировали свою деятельность по оказанию помощи сектору здравоохранения Кыргызской Республики в переходный период. Однако, эти действия представляли собой разрозненные мероприятия и не уделяли основательного внимания реформированию здравоохранения, при том что все эти действия в отдельности представляли собой весомый вклад в сектор здравоохранения. В марте 1994 года между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и Всемирной организацией здравоохранения, Региональным офисом в Европе (ВОЗ/ЕВРО) был подписан Меморандум о взаимопонимании. Этим шагом Министерство здравоохранения выражало намерение разработать Мастер-план по реформированию здравоохранения в Кыргызской Республике, а ВОЗ/ЕВРО принимала на себя следующие обязательства: 1. Консультационная помощь по вопросам реформы здравоохранения; 2. Помощь в эффективной координации действий организаций-доноров в реализации Программы и предотвращение дублирующих действий; 3. Оказание помощи Кыргызскому Правительству в сборе средств для поддержки программы.
|
1. Программа реформы здравоохранения "Манас" Программа реформы здравоохранения "Манас" имеет своей целью улучшить состояние здоровья населения Кыргызской Республики путем обеспечения реформы здравоохранения, которая будет способствовать повышению здоровья, обеспечит справедливость, а также эффективное использование ресурсов и практику сокращения издержек. Для достижения задач развития были выделены две первостепенные цели:- подготовка Мастер-плана реформы здравоохранения;- усиление управленческого потенциала ключевой группы кыргызских специалистов для помощи в реализации Мастер-плана. Подготовка Мастер-плана Мастер-план был нацелен на подготовку рамок и плана реализации краткосрочной (1996-1997), среднесрочной (1998-2000) и долгосрочной (2000-2006) стратегий. Предполагалось, что будут три основных фазы его выполнения.Фаза I - Анализ ситуации: До формирования предложений по изменениям проводился анализ для глубокого понимания существующей ситуации, поскольку поверхностные впечатления о текущем положении могли быть обманчивыми. Эта фаза включала обзор исследований, проводимых другими агентствами и тщательное исследование ситуации с включением таких областей, как демография, эпидемиология, политика здравоохранения и управление, финансирование здравоохранения, предоставление услуг, людские ресурсы, информационные системы здравоохранения и физическая инфраструктура (материально-техническое обеспечение). Фаза II - Варианты стратегической политики: Предполагалось, что в результате анализа ситуации, будут определены различные варианты политики и представлены Министерству, включая преимущества и недостатки каждого варианта, а также взаимосвязь между альтернативами. Фаза III - Дальнейшая отработка выбранных вариантов стратегической политики: Необходимость определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных приоритетов в соответствии с выбранным вариантом политики, а также оценка необходимых ресурсов и рассмотрения вопроса изменения управления.Усиление управленческого потенциалаПредполагалось увеличить потенциал управления для обеспечения внедрения программы "Манас". В связи с этим была принята во внимание нехватка квалифицированного персонала для координации и управления программой. Эти действия включали в себя развитие навыков по управлению проектом, по английскому языку и работе с компьютерами дополнительно к расширению технических знаний ключевой группы кыргызских экспертов, направленных на внедрение Мастер-плана.
|
|
Подготовка к введению изменений
Реальная работа над Программой началась в середине июня 1994 года после совещания по вопросам координации оперативных и технических аспектов Программы реформы здравоохранения "Манас". Краткое описание этой деятельности приводится ниже:Создание Национальной команды экспертов "Манас"Для реализации Программы была создана Национальная команда. Национальная команда возглавлялась управляющим. Эта команда включала 25 профессионалов на центральном уровне и семь профессионалов на уровне регионов (один специалист от каждой области). Они работали все время на центральном уровне. Кроме того, в каждой области создавалась областная группа из двух специалистов. Они также участвовали в программах по обучению и некоторых совещаниях на центральном уровне.В свою очередь Центральная группа делилась на подразделения по следующим направлениям: финансирование здравоохранения, первичное здравоохранение, больничная служба, фармация, людские ресурсы (кадры), информационные системы в здравоохранении и физическая инфраструктура, то есть каждое подразделение непосредственно отвечало за свою часть в реформе здравоохранения.Национальной команде помогал Координационный секретариат программы, в который входил координационный советник, консультант по стратегии, постоянный технический советник и ассистент по административным вопросам, которые на контрактной основе были наняты через ВОЗ/ЕВРО. Офис проекта был учрежден в качестве официального штаба команды "Манас" и был оборудован компьютерами и другими современными средствами связи. В группу вошли также необходимые помощники, включая секретарей и переводчиков. Постоянный технический советник-резидент работал в группе все время в течение этого периода в офисе проекта в Бишкеке.Члены команды создали совершенно новую рабочую атмосферу. Развилось чувство духа рабочей команды, которая отличалась от командно-административного типа отношений. Программа "Манас" управлялась командой с целью разработки Мастер-плана, а не с целью администрирования, что являлось главным направлением. Фаза I: Анализ ситуацииБыл проведен подробный анализ ситуации. В июне 1994 года Кыргызстан посетила группа из 16 консультантов из Турецкого агентства по международному сотрудничеству (ТАМС). Работа группы была сфокусирована на областях, связанных с населением, на которое нацелена программа, на политике сектора здравоохранения, организации и управлении, первичном здравоохранении, человеческих ресурсах и информационных системах здравоохранения. Информация по демографической структуре и эпидемиологическом состоянии была собрана для определения состояния здоровья населения в настоящий момент. Была проведена оценка текущей политики по секторам.Изучена внутренняя структура Министерства здравоохранения и его роль, обязанности, полномочия и связь с различными организациями, занимающимися планированием, координацией и обеспечением медицинскими услугами.Были исследованы функционирование и организация услуг первичного здравоохранения, система информации в медицине и существующая ситуация относительно квалификации, числа работников, их распределения, обучения и управления.Дополнительно национальной командой был проведен углубленный анализ текущей ситуации с выездом во все области республики.Кроме того, миссия ВОЗа посетила Кыргызскую Республику и провела глубокий анализ фармацевтического сектора и связанной с ним политики в связи с Фармацевтической программой, проводимой в новых независимых государствах и странах Восточной Европы.Организация ДАНИДА предоставила фонды через ЭКОСОС/УК для проведения анализа существующего уровня обслуживания в больницах. Группа датских консультантов проводила данное исследование в октябре-ноябре 1994 года. Это исследование включало организацию и управление больничными службами.Более того, Всемирный банк гарантировал проведение анализа ситуации по физической инфраструктуре.Были подготовлены следующие доклады, касающиеся работы сектора здравоохранения в Кыргызстане:- Отчет по текущей ситуации для программы "Манас";- Насущная национальная программа по медикаментам, Кыргызстан;- Анализ работы больничных служб, Отчет по анализу ситуации;- Здания и оборудование, Всемирный Банк. Фаза II: Разработка вариантов стратегической политикиНа основании анализа ситуации были разработаны масштабные варианты политики для реформы здравоохранения Кыргызской Республики (см. раздел 3.2). Такая стратегия инициировала обсуждения и обеспечила предпосылки для дальнейших дискуссий относительно выбора подходящей стратегии. Документ с предварительными вариантами политики был распространен среди всех заинтересованных сторон для комментариев. Одной из важных вех в данном процессе была Национальная конференция по политике здравоохранения "Манас" (Бишкек, 20-22 февраля 1995 года). Целью данной конференции была организация встречи между правительством и международными агентствами-донорами для оценки вариантов политики в свете изменений, последствий и ожидаемых результатов. Конференция предоставила Кыргызскому Правительству дополнительную информацию для проведения дальнейших обсуждений относительно предпочтительного варианта политики.В апреле 1995 года Министерство здравоохранения определило и объявило о главных направлениях реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики (см. раздел 3.3). Фаза III: Конкретизация Мастер-планаНа основании правительственного решения по предпочтительной политике был проведен семинар по стратегии реформы здравоохранения "Манас" (Чолпон-Ата, 28 июня-1 июля 1995 года) с участием представителей Министерства здравоохранения, Министерства финансов, других заинтересованных сторон из Кыргызской Республики и некоторых технических представителей из международных организаций-доноров. В ходе семинара детально обсуждались вопросы политики в ракурсе предпочтительной стратегии, а также были определены рамки Мастер-плана. После этого Национальной командой "Манас" и Координационным секретариатом программы была завершена работа по Мастер-плану.
Развитие театра.
После добровольного вхождения Киргизии в состав России в культуру киргизского народа постепенно проникли новые виды художественного творчества. С возникновением на территории Киргизии военных и гражданских поселений в Пишпеке, Токмаке, Оше, Кызыл-Кие появились первые любительские драматич. кружки, ставившие спектакли на русском языке. Но первенцы театральной культуры не получили дальнейшего развития.
С победой Великого Октября перед киргизским народом открылся путь культурного возрождения. В 1918 в Пишпеке был организован музыкально-драматич. кружок «Свобода», к-рый поставил пьесу «На бойком месте» А. Н. Островского. При клубе коммунистов начал работать ещё один театральный коллектив. В репертуаре кружков были пьесы местных авторов: «Два мира» Е. Вольного, «В царстве коммуны» Г. И. ШвецБазарного— первого председателя Пипшекского уездного Совдепа. В 1919—20 любительские театральные коллективы появляются в Киргизии повсеместно. Многие из них назывались «Синяя блуза», «ТРАМ», «Красная повозка». В их составе были русская и киргизская труппы, к-рые устраивали концерты-митинги. Использовались и другие формы агитационного театра тех лет. В 1919 в Оше возник любительский узбекский театральный коллектив, на основе к-рого в 1929 был организован Ошский узбекский музыкально-драматич. театр. В февр. 1920 в с. Чолпон близ Пржевальска была поставлена одноактная пьеса в стихах «Болкобай» учителя О. Лепесова о столкновении батраков с баем. Ставились спектакли и в Пржевальске, к-рый был одним из культурных центров Туркестанской Автономной Республики. Организаторами спектаклей были местные учителя и приезжавшие на каникулы студенты из Алма-Аты и Ташкента. «Алымкул» К. Тыныстанова, «Пережитки прошлого» («Эскиден калган энчилер») Б. Калпакова были направлены против старого феодального быта. 11 окт. 1926 агитпроп Киробкома ВКП(б) принял постановление об образовании национальной студии для подготовки работников театра, первоначально с шестимесячным, затем — с трёхлетним сроком обучения. Руководил ею певец и режиссёр Н. Н. Еленин (музыкальный руководитель Д. Д. Мацуцин, режиссёр А. Г. Поселянин, художник Г. А. Петров). Студия была не только учебным заведением, но и самостоятельным театральным коллективом. Многие её участники вошли впоследствии в состав трупп профессиональных театров, стали известными актёрами и театральными деятелями: А. Куттубаев, О. Джетикашкаев, С. Сабаев, А. Айбашев, К. Айбашева, Ш. Тюменбаев, Дж. Джундубаев, О. Сар-багишев, К. Эшимбеков, А. Боталиев и др.
7 нояб. 1930 на основе студии был создан Кирг. государственный театр. Первый сезон он начал спектаклем «Алым и Мария» К. Джантошева, посвящённым восстанию киргизского народа в 1916. Театр постоянно стремился к активному участию в общественно-политич. жизни республики, часто обращался к темам коллективизации сельского хозяйства, борьбы с классовыми врагами. В репертуар включались пьесы русской с^вет-ской драматургии, но место действия переносилось в Киргизию («Ярость» Е. Яновского, музыкальная комедия «Хряк» Л. Мизандронцева и Л. Циновского (новое название «Тобурчак»). Ставились небольшие агитационные пьесы.
Трудности формирования киргизского театра сказались в постановке в 1932 спектаклей под общим названием «Академические вечера», в к-рых было дано искажённое освещение истории киргизского народа. Среди лучших работ этого периода — «Мятеж» Д. Фурманова, «Среди могил» («Бейит арасьшда») Р. Шукур-бекова, «Враги колхоза» А. Куттубаева. В 1934 осуществлена постановка первой национальной музыкальной драмы «Не смерть, а жизнь» («Аджал ордуна») Дж. Турусбекова, в к-рой использовалась народная музыка. Спектакль отображал трагич. события из жизни киргизского народа.
Переломным в развитии республиканского театра стал, 1935. На 4 Всекиргизском съезде Советов были рассмотрены предложения Наркомпроса по укреплению и расширению театрального дела в Киргизии, на основе к-рых правительство республики приняло постановление о дальнейшем развитии и укреплении национального театра, о повышении профессионального уровня актёрских и режиссёрских кадров. Одновременно во Фрунзе был создан постоянный русский театр (до этого работали труппы, набиравшиеся каждый сезон заново) из выпускников актёрского факультета ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Театру было присвоено имя Н. К. Крупской. Осенью 1935 в ГИТИСе организована киргизская студия под руководством В. А. Орлова. На режиссёрский факультет поступили актёры О. Джетикашкаев и А. Куттубаев.
Летом 1936 драматич. театр был реорганизован в музыкальный в соответствии с постановлением обкома ВКП(б) Киргизии от 7 октября 1936 «О дальнейших путях развития Киргостеатра». В труппу солистов вошли А. Боталиев, К. Эшимбеков, А. Куттубаева, А. Малдыбаев
Первая Декада киргизского искусства в Москве (1939) стала смотром культурных достижений республики за годы Советской власти. Кроме оперы «Айчюрёк», музыкальных драм «Не смерть, а жизнь» и «Золотая девушка» была показана большая концертная программа Киргосфилармонии (основана в 1936).
В 30-е гг. возникают областные и колхозно-совхозные театры. В 1934 открыт киргизский театр в Уз-гене, в 1937 — в Кетмен-Тёбё, Караколе, Джумгале, в 1938 — в Нарыне. Во 2-й половине 30-х гг. в республике работало 4 областных — Караколский (Иссык-кульский), Джалалабадский, Тяныпанский (Нарын-ский), Ошский и 11 колхозно-совхозных театров: Узген-ский, Джумгалский, Иссыккульский (с. Байсоруя), Чуй-ский, Токмакский, Кетментёбинский, Кызылкийскпй, Ленинский, Сталинский, Калининский и Кировский. Среди руководителей и режиссёров — А. Джанкорозова (Узген), А. Кобегенов (Джумгал, Нарын), Д. Койчума-нов (Пржевальск) и др.
С началом Великой Отечественной войны многие артисты ушли на фронт. В связи с этим ТЮЗ закрылся. На базе его оставшейся труппы и первого выпуска ГИТИСа в июле 1941 сформировался Киргизский драматич. театр. Первыми руководителями коллектива стали выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа А. Айдаркулов и режиссёр ТЮЗа О. Сарбагишев. В репертуаре значились «Король Лир» У. Шекспира, «Бедность не порок» А. Н. Островского, подготовленные студийцами в период обучения. В первые сезоны были поставлены «Клятва» («Ант») А. Токомбаева, «Месть» («Кек») Р. Шукурбекова, «Русские люди» К. М. Симонова, пьесы на материале народного эпоса — «Курман-бек» К. Джантошева и «Джаныл» А. Куттубаева и К. Маликова, выражающие патриотические чувства героев прошлого, близкие всем народам нашей страны в годы Великой Отечественной войныПлодотворно работал в этот период и коллектив Русского драматич. театра им. Н. К. Крупской. Творческая взаимопомощь русского и киргизского драматич. коллективов способствовала росту их сценической культуры. В русском театре были поставлены «Русские люди» и «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова, «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва, «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва.
В 1942 музыкальный театр был переименован в Театр оперы и балета. В 1944 осуществилась постановка балета «Чолпон» М. Р. Раухвергера (либретто О. Сарбагишева и Л. Крамаревского). В основу либретто положена народная сказка о борьбе светлого начала с тёмными силами. Партию Чолпон исполняла Б. Бейшеналиева. В балете участвовали Н. Тугелов, Ч. Джаманова,
Г. Уразбаев (постановщики — балетмейстеры Н. С. Хол-ф:ш н Л. Крамаревский, художник Я. Штоффер).
С 14 по 26 окт. 1958 проходила 2-я Декада киргизского искусства и литературы в Москве. Её участниками были Театр оперы и балета, Киргизский и Русский драматич. театры и Кирг. гос. филармония. Были показаны «Опричник» П. И. Чайковского, «Токтогул» В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере; Киргизский драматич. театр показал спектакли «Курманбек» К. Джантошева, «Узкое ущелье» Т. Абдумомунова, «Гроза» А. Н. Островского, «Тайфун» Цяо Юя; Русский драматич. театр — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Мещане» М. Горького, «Сарынджи» К. Эшмамбетова, «Свет в долине» Р. Шукурбекова. С концертной программой выступил коллектив Киргизской государственной филармонии. Результатом высокой оценки партией и правительством достижений театрального искусства в республике явилось присвоение Киргизскрму государственному ордена Ленина театру оперы и балета звавЬя Академический, награждение Киргизского государственного драматич. театра орденом Трудового Красного Знамени, присвоение почётного звания народного артиста СССР М. Рыскулову, Б. Бейшеналиевой, С. Киизбаевой. Орденом Ленина награждены 9 участников декады, орденом Трудового Красного Знамени — 41, орденом «Знак почёта» — 86, медалью «За доблестный труд» —182.
Театр оперы и балета одним из первых в 60—70-е гг. обращается к творчеству современных авторов. Ставятся оперы «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, «Ромео, Джульетта и тьма», «Неизвестный солдат» К. Молчанова, «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Пётр I» А. Петрова; балеты: «Асель» В. Власова, «Бессмертие» Ч. Нурымова, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Прометей» Э. Аристакесяна, «Легенда о любви» Ль Меликова и др. Театр проводит большую работу по созданию национального репертуара. В результате появилась музыкальная комедия «Холостяки» А. Аманбаева (либретто Ш. Бейшеналиева). В. А. Власов, А. Малдыбаев и В. Г. Фере осуществили новую редакцию оперы «Манас» (либретто А. Токомбаева и К. Маликова, режиссёры Р. Захаров, А. Куттубаев, дирижёр К. Молдобасанов, художник А. В. Арефьев, балетмейстер Э. Мадемилова, хормейстеры С. Юсупов и К. Алиев). Композитор М. Абдраев создал лирпко-драматич. оперу «Олджобай и Кишимджан» (либретто Э. Турсунова и А. Джакыпбекова) о борьбе молодых людей против феодальных предрассудков и оперу «Перед бурей» (либретто С. Шимеева), отражающую жизнь киргизского народа перед революцией. На сцене театра идёт балет «Куйручук» К. Молдобасанова, Г. Окунева (либретто Н. Тугелова), посвящённый киргизскому народному комику, другу и защитнику простых людей. Новым крупным достижением музыкального искусства стал балет-оратория «Материнское поле» (1975) К. Молдобасанова на тему повести Ч. Айтматова. За этот спектакль композитор К. Молдобасанов, балетмейстер У. Сарбагишев, исполнители партии Толгонай Р. Чокоева и А. Токомбаева в 1976 были удостоены Гос. премии СССР. Другой значит, работой стала постановка оперы «Борис Годунов» (1960) М. П. Мусоргского. Партию Бориса исполнил Б. Минжилкиев. За успехи в развитии национального искусства дирижёру А. Джумахматову и Б. Минжилкиеву присвоено звание народного артиста СССР. В труппе театра работают народные артисты СССР А. Джумахматов, А Мырзабаев, Б. Мпн-жилкиев, К. Сартбаева, А. Токомбаева, народные артисты Кирг. ССР К. Чодронов, С. Токтоналиев, С. Беьмуратова, Р. Чокоева, Т, Сейталиев, X. Мухтаров, А. Джу-мабаев, Ч. Назарбаев, А. Ырсалиев, заслуженные артисты Кирг. ССР А. Баетова, Б. Алимбаев, Э. Касымов и др.
В репертуар театра постоянно входит русская и зарубежная классика. Крупными событиями стали постановки спектаклей «Горе от ума» (1966) А. С. Грибоедова, «Семья» (1967) И. Ф. Попова.
Особой популярностью среди зрителей пользуется Нарынский областной музыкально-драматич. театр им. Муратбека' Рыскулова Он заново сформирован в 1958 из выпускников Ташкентского театрально-художественного института и из участников художественной самодеятельности.
Коллектив Русского госдрамтеатра им. Н. К Крупской давние традиции в постановках лучших произведений мировой, русской и советской классики («Платон Кречет», Гибель эскадры» А. Кориеичльа,«Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Гроза» А. Островского, «На дне», «Мещане» М. Горького и др.). Ленинская тематика нашла отражение в таких постановках, как «Семья» И. Попова, «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина, «Именем революции» В. Шатрова. Роль Ленина исполнял народный артист Киргизской ССР В. Ф. Казаков. На сцене театра шли постановки киргизских авторов: «Сарынджи» К. Эшмамбетова, «Обжалованию не подлежит» Т. Абдумомунова, «Тополёк мой в красной косынке» по Ч. Айтматову, «Знаю я, знают горы» Б. Омуралиева и др. Театр постоянно обращается к постановкам пьес на современную тематику («В поисках радости», «В добрый час», «С вечера до полудня», «Четыре капли» В. Розова, «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Энергичные люди» В. Шукшина; «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова и др.). Среди мастеров сцены театра им. Н. К. Крупской — народные артисты Кирг. ССР А. Ф. Кулешов, В. Ф. Казаков, Л. Л. Яспновский, В. С. Офицеров, Г. Г. Каркоцкий, Н. К. Ангаров, Г. А Варнавских, М. С. Стряпкина; заслуженные артисты Кирг. ССР А. М. Крамер, Э. И. Праг, Г. И. Соловьёв, С. К. Кочеев, Л. X. Пыхова и др. Творческие поиски коллектива неразрывно связаны с именами режиссёров Г. Дрознеса, Н. Свистунова, В. Молчанова, В. Васильева, Т. Иванова и др.; художников П. Егорова, М. Сыдыкбаева, И. Белевича, Г. И. Белкина та др.
Ошский узбекский музыкально-драматич. театр им. С. М. Кирова, действующий с 1932, в 30—40-е гг. осуществил постановки пьес «Два коммуниста» К. Яше-па, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Бай и батрак», «Проделки Майсары» Хамзы, в 50—70-е гг.— «Адолат» И. Акрамова, «Ташбалта ашык» Г. Гуляма, «На высокой земле» К. Мали-кова, «Токтогул» К. Джантошева, «Материнское поле» по Ч. Айтматову, «Молодая невестка» М. Тойбаева, «Сожаление», «Жадность», А. Абдугафурова, «Гроза» А. Островского, «Именем революции» Б. Шатрова и др. Большой вклад в творческую деятельность театра внесли народные артисты Кирг. ССР А. Тарак, Т. Хасанова, А. Маидова, Р. Муминова, Т. Салиева, Н. Нематов; заслуженные артисты Кирг. ССР X. Хасанов, Г. Бутаев, Ш. Токтасинов, М. Расулжанова, А. Шабданова, режиссёры Ф. А. Латвийская, С. Юлдашев, Э. Мурадов, С. Умаров и др.
Кроме семи профессиональных театров, в республикек началу 80-х гг. работали 21 народный театр, более1000 коллективов художественной самодеятельности,к-рые ставят на своих сценах произведения советскойи зарубежной драматургии.