УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




 

Практическое занятие № 1.

1. Что такое умозаключение как форма мышления и какова его логическая структура?

2. Как можно сформулировать условия получения истинности вывода в умозаключении?

3. Какие виды непосредственных дедуктивных умозаключений вы знаете?

4. Что такое превращение и обращение как виды непосредственного дедуктивного умозаключения?

5. Что такое противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату? Упражнения:

1. Сделайте вывод путем операции превращения:

- «Все студенты имеют зачетные книжки».

- «Некоторые города имеют миллион жителей».

- «Некоторые жители нашего города не являются верующими».

- «Ни один студент нашей группы не является неуспевающим».

.2. Проверьте правильность обращения. Если вывод сделан неправильно, сделайте правильный вывод:

- «Все студенты юридических вузов изучают логику.

Все изучающие логику - студенты юридических вузов».

- «Некоторые европейские государства являются унитарными. Все

унитарные государства являются европейскими».

- «Некоторые военнослужащие не являются офицерами ВДВ.

Некоторые военнослужащие являются офицерами ВДВ».

3. Сделайте вывод путем противопоставления предикату (если это возможно): - «Все врачи имеют высшее образование».

- «Некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами». - «Ни один первоклассник не является первокурсником», - «Не все рефлексы животных являются безусловными».

4. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным.

- «Каждый гражданин имеет право на самозащиту».

Практическое занятие № 2.

1. Что такое простой категорический силлогизм?

2. Какова структура простого категорического силлогизма?

3. Что такое фигуры и модусы простого категорического силлогизма, каковы они бывают?

4. Каковы правила простого категорического силлогизма?

 

5. Какое умозаключение называется условно-категорическим? Каковы особенности его модусов?

6. Что такое разделительно-категорическое умозаключение? Каковы особенности его модусов?

7. Какое умозаключение называется условно-разделительным?

Упражнения:

1. Сделайте полный разбор силлогизма: найдите все его элементы (заключение, посылки, термины), определите фигуру, модус и проверьте соблюдение правил:

- «Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна; в ней не указана дата ее совершения» 2. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью:

- «Человек осваивает космическое пространство. Федоров - человек. Следовательно.»

- «Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студены - любители r'n'b. Следовательно,...»

- «Свидетели обязаны давать правдивые показания. Медведев - свидетель. Следовательно,.»

3. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, запишите символически:

- «Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения не изменились. Следовательно,.»

- «Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу Иванова может быть оставлен в силе. Следовательно,.»

4. Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему:

- «Некоторые преступления совершаются по легкомыслию или по неосторожности. Взрывы петард на улице совершены подростками по легкомыслию. Следовательно,.»

- «Выдвинутая гипотеза о расширении Вселенной доказывается либо опровергается. На данном этапе развития гипотеза о расширении Вселенной находит свое подтверждение. Следовательно,.»

Практическое занятие № 3.

1. Что такое индуктивные умозаключения и какие виды индукции бывают?

2. Чем отличается полная индукция от неполной?

3. Какие индуктивные методы установления причинных связей между явлениями существуют?

4. Какие возможные логические ошибки существуют в индуктивных умозаключениях?

5. Что такое умозаключение по аналогии?

6. Чем отличается строгая аналогия от нестрогой?

7. Что такое аналогия свойств и что такое аналогия отношений?

8. Каковы функции аналогии в познании?

Упражнения:

1. Какие логические ошибки допущены в следующих индуктивных обобщениях?

А) «Во время грозы почти всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает

наоборот. Следовательно, молния есть причина грома»;

Б) «Употреблять в пищу огурцы опасно! Судите сами: а) се люди рождения 1870 г. И ранее уже умерли, а ведь они ели огурцы; б) 92,5 % умерших от рака если огурцы; в) 99% жертв авиакатастроф ели огурцы»

2. Определите вид индукции в приведенных ниже примерах:

А) «систематической тренировкой можно развить любой анализатор. Так, некоторые парфюмеры очень тонко различают оттенки запаха туалетной воды, одеколона и составляющих их ингредиентов. У дегустаторов вин сильно развиты вкусовые анализаторы,

а также и обонятельные. Некоторые мукомолы умеют определять «на ощупь», из какого зерна сделана мука».

Б) «В местах лишения свободы был проведен выборочный опрос лиц, совершивших тяжкие преступления (опросили 10% таких лиц). Почти все опрошенные ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Было сделано заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений.

3. Определите виды аналогии в приведенных ниже примерах:

А) «Один мудрец сказал: «Ученье придает больше ума умному, но глупцу оно идет во вред.

Точно так же солнце помогает видеть здоровым глазам и причиняет страдания глазам

больным. »

Б) «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится

хуже. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то,

что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л.Н.Толстой)

4. Состоятельны ли следующие аналогии? Если нет, найдите ошибки и укажите какие правила нарушены:

А) «Петров и Смирнов учились в одном классе, жили в одном доме, родители того и другого имеют высшее образование. Оба поступили в МГУ им.М.В.Ломоносова. Вскоре после этого Петров женился на блондинке. Значит, скоро и Смирнов женится на блондинке.»

Б) «В конце слова «помощь» пишется мягкий знак, потому что в слове «мышь» пишется мягкий знак,

а эти слова похожи тем, что, во-первых, они оба - существительные, во-вторых,

они - существительные женского рода, в-третьих, они оканчиваются на шипящую букву»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: