МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. Планы практических занятий




Планы практических занятий

1. Предмет и значение логики. Логика и язык.

Практическое занятие № 1.

1. Каков предмет логики?

2. Какова разница между «истинностью мышления» и «логической правильностью мышления»?

3. Охарактеризуйте основные этапы развития логики.

4. Почему логика использует искусственные языки?

5. Каким условиям должен удовлетворять любой формализованный язык?

6. Что такое имена и высказывания (понятия и суждения)?

7. Каковы основные семантические категории языка логики высказываний (ЯЛВ)? Упражнения:

1.1. Приведите примеры высказываний, имеющих такую же логическую форму, как и представленные:

- «Нет адъютанта без аксельбанта»; - «Число, делящееся на 3, но не делящее на 6»;

- «Если пойдешь налево, то коня потеряешь»;

- «Если компании «AIRUNION» отпустят авиационный бензин в долг, то ее самолеты взлетят. Но ее самолеты не взлетают. Значит, авиационный бензин не отпускают в долг».

1.2. Установите, какие высказывания имеют одинаковую логическую форму:

- «Не все жидкости прозрачны»;

- «Ни один пингвин не живет в Африке»;

- «Не каждый политик является лицемером»;

- «Все сказанное свидетелем в суде не было принято судом во внимание».

1.3. К какой семантической категории относятся выделенные слова в выражениях:

- «Сын Николая I был болен гемофилией»;

- «Царевич Алексей - сын Николая I».

2. Понятие. Логические операции с понятием. Практическое занятие № 1.

1. Что такое понятие?

2. Что такое объем и содержание понятия?

3. Каковы виды понятий по объему и по содержанию?

4. Дайте характеристику видам логической совместимости понятий и проиллюстрируйте на кругах Эйлера.

5. Дайте характеристику видам логической несовместимости понятий и проиллюстрируйте на кругах Эйлера.

6. Что такое обобщение и ограничение понятий и каковы пределы этих операций? Упражнения:

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- скорость света;

- спортсмен;

- правдивость;

2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера: - А - «город Москва» - В - «столица России»; - А - «студент» - В - «учащийся»;

- А - «спортсмен» - В - «олимпийский чемпион»; - А - «истина» - В - «ложь»; - А -«красивый» - В - «некрасивый».

3. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие:

- «университет»;

- «медаль»;

 

4. Какие понятия выражают отношение вида и рода, а какие целого и части: - «Улица» - «дом»; - «автомобиль» - «гоночный автомобиль»;

5. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы следующим схемам:

6. Проделайте логическую операцию обобщения понятий: - «книга»; - «автомобиль».

7. Проверьте правильность операции ограничения:

 

- «органы чувств» - «уши»;

- «закон» - «закон Ньютона»;

- «банк»- «касса». Практическое занятие № 2.

 

1. Что такое определение понятия (дефиниция), каковы виды дефиниций?

2. Правила определения и логические ошибки, возникающие вследствие их нарушения.

3. Что такое деление понятия и каковы элементы этой операции?

4. В чем особенность дихотомического деления?

5. Правила деления и логические ошибки, возникающие при их нарушении.

6. Что такое классификация, каковы ее виды?

1. По приведенным определениям (дефинициям) найдите определяемое понятие:

- «- это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности».

- «- это денежная единица какой-либо страны».

- «- это группа экспертов, присуждающая премии на конкурсах, состязаниях».

2. Рассмотрите следующие определения (дефиниции), установите их правильность, укажите,

если необходимо, в чем заключается логическая ошибка и исправьте ее:

- «Рецидивист - человек, неоднократно совершавший преступления»;

- «Будильник - палач счастья»;

- «Море - не река»;

- «Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством».

3 По приведенным членам деления определите делимое понятие и основание деления:

- «зима, лето, весна, осень»;

- «деревня, поселок, село, город».

4. Укажите, в каких примерах произведено деление понятий, а в каких - членение целого на части:

- «дома делятся на многоэтажные и одноэтажные»; -«университет делится на факультеты».

5. Разделите объемы следующих понятий по избранному Вами основанию:

- «спортсмен»;

- «работа»;

- «спортивная игра».

6. Проверьте правильность деления понятий; укажите, если необходимо, в чем заключается логическая ошибка и исправьте ее:

- «Все люди делятся на мужчин, женщин и детей».

- «Леса делятся на хвойные и лиственные».

- «московский городской пассажирский транспорт делится на: метро, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, такси».

3.Суждение как форма мышления. Практическое занятие № 1.

1. Что такое суждение и какова его структура?

2. Какие бывают суждения по количеству и по качеству?

3. Что такое объединенная классификация простых (категорических) суждений?

4. Что такое распределенность терминов в суждении, какова она по всем видам простых категорических суждений?

1. Из сформулированных ниже языковых выражений выделите те, которые являются суждениями:

- «Все студенты финансово-экономического факультета университета изучают логику». - «Вчера было дождливо».

- «Какие законы были приняты на текущей сессии Государственной Думы?»

- «Стройся, на первый-второй рассчитайсь!».

2. Определите структурные элементы суждения (субъект, предикат, связка, квантор при субъекте) в следующих суждениях:

- «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?». -«Далеко не все юристы работают нотариусами».

- «Кое-какие книги об истории спорта были в библиотеке», -«Не все участники олимпиады являются ее призерами».

3. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения (A, E, I, O):

- «Многие поступки диктуются обстоятельствами».

- «Маршал Рокоссовский - выдающийся военачальник Второй мировой войны». - «Некоторые виды спорта не являются игровыми».

- «Ни один человек не является бессмертным».

4. Установите распределенность терминов суждений, приведенных в упражнении 4.3.; изобразите отношения между терминами на кругах Эйлера.

Практическое занятие № 2.

1. Что такое логический квадрат?

2. Каковы виды логической совместимости суждений?

3. Каковы виды логической несовместимости суждений?

4. Что такое сложное суждение?

5. Что такое отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, эквиваленция и как они выражаются в логике высказываний?

Упражнения:

1. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным:

- «Все студенты учебной группы сдали зачет по логике».

- «Многие реки России красивы и полноводны».

- «Некоторые суждения не являются простыми».

- «Ни один свидетель по данному делу не был допрошен».

2. Сформулируйте суждения, подчиненные данным и определите соотношение их логических значений (истина - ложь):

- «Все люди - братья»; - «Ни один человек не обладает всей суммой человеческих знаний»;

3. Сформулируйте суждения, частично совместимые с данными и укажите соотношение их логических значений (истина - ложь):

- «Некоторые люди счастливы своим неведением»; -«Некоторые комедии не бывают смешными».

4. Определить вид следующих сложных суждений и выразить их символически:

- «Умный человек боится быть непонятым, дурак боится, что его поймут».

- «Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя».

- «Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными».

- «Гром не грянет - мужик не перекрестится».

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения символически:

- «Когда б на то не Божья воля - Не

отдали б Москвы» (М. Ю.Лермонтов)

- «В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него».

- «Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а щука тянет в воду» (И.С.Крылов). 4. Умозаключение как форма мышления.

Практическое занятие № 1.

1. Что такое умозаключение как форма мышления и какова его логическая структура?

2. Как можно сформулировать условия получения истинности вывода в умозаключении?

3. Какие виды непосредственных дедуктивных умозаключений вы знаете?

4. Что такое превращение и обращение как виды непосредственного дедуктивного умозаключения?

5. Что такое противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату? Упражнения:

1. Сделайте вывод путем операции превращения:

- «Все студенты имеют зачетные книжки».

- «Некоторые города имеют миллион жителей».

- «Некоторые жители нашего города не являются верующими».

- «Ни один студент нашей группы не является неуспевающим».

2. Проверьте правильность обращения. Если вывод сделан неправильно, сделайте правильный вывод:

- «Все студенты юридических вузов изучают логику.

Все изучающие логику - студенты юридических вузов».

- «Некоторые европейские государства являются унитарными. Все

унитарные государства являются европейскими».

- «Некоторые военнослужащие не являются офицерами ВДВ.

Некоторые военнослужащие являются офицерами ВДВ».

3. Сделайте вывод путем противопоставления предикату (если это возможно): - «Все врачи имеют высшее образование».

- «Некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами». - «Ни один первоклассник не является первокурсником», - «Не все рефлексы животных являются безусловными».

4. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным.

- «Каждый гражданин имеет право на самозащиту». Практическое занятие № 2.

1. Что такое простой категорический силлогизм?

2. Какова структура простого категорического силлогизма?

3. Что такое фигуры и модусы простого категорического силлогизма, каковы они бывают?

4. Каковы правила простого категорического силлогизма?

 

5. Какое умозаключение называется условно-категорическим? Каковы особенности его модусов?

6. Что такое разделительно-категорическое умозаключение? Каковы особенности его модусов?

7. Какое умозаключение называется условно-разделительным? Упражнения:

1. Сделайте полный разбор силлогизма: найдите все его элементы (заключение, посылки, термины), определите фигуру, модус и проверьте соблюдение правил:

- «Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна; в ней не указана дата ее совершения» 2. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью:

- «Человек осваивает космическое пространство. Федоров - человек. Следовательно...»

- «Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студены - любители r'n'b. Следовательно,...»

- «Свидетели обязаны давать правдивые показания. Медведев - свидетель. Следовательно,.» 3. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус,

запишите символически:

- «Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения не изменились. Следовательно,.»

- «Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу Иванова может быть оставлен в силе. Следовательно,.» 4. Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения, определите

модус, постройте его схему:

- «Некоторые преступления совершаются по легкомыслию или по неосторожности. Взрывы петард на улице совершены подростками по легкомыслию. Следовательно,.»

- «Выдвинутая гипотеза о расширении Вселенной доказывается либо опровергается. На данном этапе развития гипотеза о расширении Вселенной находит свое подтверждение. Следовательно,.»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: