Планы практических занятий
1. Предмет и значение логики. Логика и язык.
Практическое занятие № 1.
1. Каков предмет логики?
2. Какова разница между «истинностью мышления» и «логической правильностью мышления»?
3. Охарактеризуйте основные этапы развития логики.
4. Почему логика использует искусственные языки?
5. Каким условиям должен удовлетворять любой формализованный язык?
6. Что такое имена и высказывания (понятия и суждения)?
7. Каковы основные семантические категории языка логики высказываний (ЯЛВ)? Упражнения:
1.1. Приведите примеры высказываний, имеющих такую же логическую форму, как и представленные:
- «Нет адъютанта без аксельбанта»; - «Число, делящееся на 3, но не делящее на 6»;
- «Если пойдешь налево, то коня потеряешь»;
- «Если компании «AIRUNION» отпустят авиационный бензин в долг, то ее самолеты взлетят. Но ее самолеты не взлетают. Значит, авиационный бензин не отпускают в долг».
1.2. Установите, какие высказывания имеют одинаковую логическую форму:
- «Не все жидкости прозрачны»;
- «Ни один пингвин не живет в Африке»;
- «Не каждый политик является лицемером»;
- «Все сказанное свидетелем в суде не было принято судом во внимание».
1.3. К какой семантической категории относятся выделенные слова в выражениях:
- «Сын Николая I был болен гемофилией»;
- «Царевич Алексей - сын Николая I».
2. Понятие. Логические операции с понятием. Практическое занятие № 1.
1. Что такое понятие?
2. Что такое объем и содержание понятия?
3. Каковы виды понятий по объему и по содержанию?
4. Дайте характеристику видам логической совместимости понятий и проиллюстрируйте на кругах Эйлера.
5. Дайте характеристику видам логической несовместимости понятий и проиллюстрируйте на кругах Эйлера.
|
6. Что такое обобщение и ограничение понятий и каковы пределы этих операций? Упражнения:
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
- скорость света;
- спортсмен;
- правдивость;
2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера: - А - «город Москва» - В - «столица России»; - А - «студент» - В - «учащийся»;
- А - «спортсмен» - В - «олимпийский чемпион»; - А - «истина» - В - «ложь»; - А -«красивый» - В - «некрасивый».
3. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие:
- «университет»;
- «медаль»;
4. Какие понятия выражают отношение вида и рода, а какие целого и части: - «Улица» - «дом»; - «автомобиль» - «гоночный автомобиль»;
5. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы следующим схемам:
6. Проделайте логическую операцию обобщения понятий: - «книга»; - «автомобиль».
7. Проверьте правильность операции ограничения:
- «органы чувств» - «уши»;
- «закон» - «закон Ньютона»;
- «банк»- «касса». Практическое занятие № 2.
1. Что такое определение понятия (дефиниция), каковы виды дефиниций?
2. Правила определения и логические ошибки, возникающие вследствие их нарушения.
3. Что такое деление понятия и каковы элементы этой операции?
4. В чем особенность дихотомического деления?
5. Правила деления и логические ошибки, возникающие при их нарушении.
6. Что такое классификация, каковы ее виды?
1. По приведенным определениям (дефинициям) найдите определяемое понятие:
- «- это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности».
|
- «- это денежная единица какой-либо страны».
- «- это группа экспертов, присуждающая премии на конкурсах, состязаниях».
2. Рассмотрите следующие определения (дефиниции), установите их правильность, укажите,
если необходимо, в чем заключается логическая ошибка и исправьте ее:
- «Рецидивист - человек, неоднократно совершавший преступления»;
- «Будильник - палач счастья»;
- «Море - не река»;
- «Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством».
3 По приведенным членам деления определите делимое понятие и основание деления:
- «зима, лето, весна, осень»;
- «деревня, поселок, село, город».
4. Укажите, в каких примерах произведено деление понятий, а в каких - членение целого на части:
- «дома делятся на многоэтажные и одноэтажные»; -«университет делится на факультеты».
5. Разделите объемы следующих понятий по избранному Вами основанию:
- «спортсмен»;
- «работа»;
- «спортивная игра».
6. Проверьте правильность деления понятий; укажите, если необходимо, в чем заключается логическая ошибка и исправьте ее:
- «Все люди делятся на мужчин, женщин и детей».
- «Леса делятся на хвойные и лиственные».
- «московский городской пассажирский транспорт делится на: метро, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, такси».
3.Суждение как форма мышления. Практическое занятие № 1.
1. Что такое суждение и какова его структура?
2. Какие бывают суждения по количеству и по качеству?
3. Что такое объединенная классификация простых (категорических) суждений?
4. Что такое распределенность терминов в суждении, какова она по всем видам простых категорических суждений?
|
1. Из сформулированных ниже языковых выражений выделите те, которые являются суждениями:
- «Все студенты финансово-экономического факультета университета изучают логику». - «Вчера было дождливо».
- «Какие законы были приняты на текущей сессии Государственной Думы?»
- «Стройся, на первый-второй рассчитайсь!».
2. Определите структурные элементы суждения (субъект, предикат, связка, квантор при субъекте) в следующих суждениях:
- «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?». -«Далеко не все юристы работают нотариусами».
- «Кое-какие книги об истории спорта были в библиотеке», -«Не все участники олимпиады являются ее призерами».
3. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения (A, E, I, O):
- «Многие поступки диктуются обстоятельствами».
- «Маршал Рокоссовский - выдающийся военачальник Второй мировой войны». - «Некоторые виды спорта не являются игровыми».
- «Ни один человек не является бессмертным».
4. Установите распределенность терминов суждений, приведенных в упражнении 4.3.; изобразите отношения между терминами на кругах Эйлера.
Практическое занятие № 2.
1. Что такое логический квадрат?
2. Каковы виды логической совместимости суждений?
3. Каковы виды логической несовместимости суждений?
4. Что такое сложное суждение?
5. Что такое отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, эквиваленция и как они выражаются в логике высказываний?
Упражнения:
1. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным:
- «Все студенты учебной группы сдали зачет по логике».
- «Многие реки России красивы и полноводны».
- «Некоторые суждения не являются простыми».
- «Ни один свидетель по данному делу не был допрошен».
2. Сформулируйте суждения, подчиненные данным и определите соотношение их логических значений (истина - ложь):
- «Все люди - братья»; - «Ни один человек не обладает всей суммой человеческих знаний»;
3. Сформулируйте суждения, частично совместимые с данными и укажите соотношение их логических значений (истина - ложь):
- «Некоторые люди счастливы своим неведением»; -«Некоторые комедии не бывают смешными».
4. Определить вид следующих сложных суждений и выразить их символически:
- «Умный человек боится быть непонятым, дурак боится, что его поймут».
- «Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя».
- «Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными».
- «Гром не грянет - мужик не перекрестится».
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения символически:
- «Когда б на то не Божья воля - Не
отдали б Москвы» (М. Ю.Лермонтов)
- «В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него».
- «Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду» (И.С.Крылов). 4. Умозаключение как форма мышления.
Практическое занятие № 1.
1. Что такое умозаключение как форма мышления и какова его логическая структура?
2. Как можно сформулировать условия получения истинности вывода в умозаключении?
3. Какие виды непосредственных дедуктивных умозаключений вы знаете?
4. Что такое превращение и обращение как виды непосредственного дедуктивного умозаключения?
5. Что такое противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату? Упражнения:
1. Сделайте вывод путем операции превращения:
- «Все студенты имеют зачетные книжки».
- «Некоторые города имеют миллион жителей».
- «Некоторые жители нашего города не являются верующими».
- «Ни один студент нашей группы не является неуспевающим».
2. Проверьте правильность обращения. Если вывод сделан неправильно, сделайте правильный вывод:
- «Все студенты юридических вузов изучают логику.
Все изучающие логику - студенты юридических вузов».
- «Некоторые европейские государства являются унитарными. Все
унитарные государства являются европейскими».
- «Некоторые военнослужащие не являются офицерами ВДВ.
Некоторые военнослужащие являются офицерами ВДВ».
3. Сделайте вывод путем противопоставления предикату (если это возможно): - «Все врачи имеют высшее образование».
- «Некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами». - «Ни один первоклассник не является первокурсником», - «Не все рефлексы животных являются безусловными».
4. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным.
- «Каждый гражданин имеет право на самозащиту». Практическое занятие № 2.
1. Что такое простой категорический силлогизм?
2. Какова структура простого категорического силлогизма?
3. Что такое фигуры и модусы простого категорического силлогизма, каковы они бывают?
4. Каковы правила простого категорического силлогизма?
5. Какое умозаключение называется условно-категорическим? Каковы особенности его модусов?
6. Что такое разделительно-категорическое умозаключение? Каковы особенности его модусов?
7. Какое умозаключение называется условно-разделительным? Упражнения:
1. Сделайте полный разбор силлогизма: найдите все его элементы (заключение, посылки, термины), определите фигуру, модус и проверьте соблюдение правил:
- «Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна; в ней не указана дата ее совершения» 2. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью:
- «Человек осваивает космическое пространство. Федоров - человек. Следовательно...»
- «Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студены - любители r'n'b. Следовательно,...»
- «Свидетели обязаны давать правдивые показания. Медведев - свидетель. Следовательно,.» 3. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус,
запишите символически:
- «Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения не изменились. Следовательно,.»
- «Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу Иванова может быть оставлен в силе. Следовательно,.» 4. Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения, определите
модус, постройте его схему:
- «Некоторые преступления совершаются по легкомыслию или по неосторожности. Взрывы петард на улице совершены подростками по легкомыслию. Следовательно,.»
- «Выдвинутая гипотеза о расширении Вселенной доказывается либо опровергается. На данном этапе развития гипотеза о расширении Вселенной находит свое подтверждение. Следовательно,.»