Рвянин Даниил 19ипд1
Б. Лавренев "Разведчик Вихров"
Где и в какое время происходит действие
“Разведчик Вихров” - Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов. Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
Действие проходит в годы войны 1941-1945 годов. Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов.
Место действия: в районе совхоза «Новый путь», Крым: «...был задержан на рассвете у переднего края постом наблюдения... по его показаниям - в течение двух недель собирал сведения о немецких частях в районе совхоза «Новый путь»... направляется к вам, как могущий дать ценные данные батарее...».
Герои в системе образов, характеристики персонажей, приемы их создания
В рассказе два главных героя – Николай Вихров и Капитан.
Николай Вихров
Дети показаны непосредственными участниками взрослой жизни, они занимаются "взрослыми" делами, не положенными заниматься детьми
Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика
“Он стоял перед капитаном - курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студеного степного суховея. Обшелушённые, посинелые губы неудержимо дрожали, но темные грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана.”
|
“Он, казалось, не замечал и не обращал внимания на краснофлотцев, которые, любопытствуя, обступили его, необычного тринадцатилетнего гостя батареи - этого сурового мира взрослых, опаленных порохом людей. Обут он был не по погоде: в серые парусиновые туфли, протертые на носках, и все время переминался с ноги на ногу, пока капитан читал препроводительную записку, принесенную из штаба участка связным краснофлотцем, приведшим”
Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана.» В мальчике поражает аккуратное, бережливое отношение к одежде, не смотря на трудность обстановки. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка.» Без пальто Коля выглядел головастым и худым, он долго и крепко недоедал. Но он не набрасывается на бутерброды и сахар, предложенные капитаном, а испытующим, осторожным взглядом выбирает кусочек поменьше и неторопливо кладёт рядом с чашкой. Здесь смелый, отважный Коля, не побоявшийся ночью перейти линию фронта, не смог сдержать слёз, потому что жалеет мать, о которой вспоминает. «Я не за себя разрюмился… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал и по руке прикладом хватил, до сих пор рука не гнётся.» Выполняя своё дело, мальчик всё время заботливо беспокоится о матери, волнуется за её судьбу: «Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на матери выместят.»
|
Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.» К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах. «Папа мой – геодезист. Я сам карты чертить могу.»
Капитан
Капитан узнает в мальчике своего сына и поэтому с трепетом и лаской относится к нему. Всячески за него переживает: «У меня, понимаешь, у самого такой же малец дома остался. Вся и разница, что Юркой зовут. А то все такое же - и веснушки, и нос пуговицей.»
|
Капитан заботиться о Вихрове, старается помочь ему чем-нибудь: «Капитан уложил его на койку и накрыл полушубком. Мальчик мгновенно заснул. Капитан постоял над ним в раздумье, вспоминая сына и жену, вернулся к столу и сел за составление исходных расчётов для огня. Он увлёкся и не замечал времени».
капитан сочувствует ему: и хочет позаботиться о нем «Капитан торопился к зелёной крыше, среди надломленных тополей. Ещё издали он увидел у калитки вышедшую женщину, закутанную в платок. За её руку держался мальчик. Увидев бегущего капитана, он рванулся ему навстречу. Капитан с ходу подхватил его, вскинул в воздух и стал целовать в щёки, в губы, в глаза».
Он удивляется, какой он взрослый в моральном плане: - Стоп! - прервал капитан. - Это здорово, что ты все так! рассмотрел и запомнил. Но, понимаешь, мы же в твоем совхозе не бывали и не жили. Где бахча, где ток, нам неизвестно. А береговые десятидюймовые пушки, дружок, - не игрушка. Начнем наугад гвоздить, много лишнего попортить можем без толку, пока в точку угодим. А там ведь и наши люди есть... И мама твоя... Ты нарисовать это сумел бы?
Сюжет
На батарею краснофлотцев пришёл тринадцатилетний гость, в куцем пальто и парусиновых туфлях. Замёрзший, курносый и скуластый мальчик,с удивительно твёрдым взглядом, передал командиру важные сведения о расположении немцев. Николай Вихров две недели собирал сведения о враге, а теперь точно указывал не только численность и подразделения немцев, но и безошибочно показал на карте стратегические объекты, склады боеприпасов и топлива.
Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении, но тот волновался за маму и проверку немцев. На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню, а когда стемнело, покинул батарею.
На рассвете начался обстрел, капитан не спал всю ночь и, только увидев темный квадратик на шесте скворечни, успокоился и начал обстрел. Раз за разом накрывая цели, капитан видел знаки Коли, который показывал недолёт-перелёт, левее или правее. Уничтожив цели, капитан рванул в совхоз, к домику со скворечней под крышей. Он спешил обнять юного героя, совершившего взрослый подвиг.
Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая, а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.
Проблематика, авторские акценты в решении темы "детство и война"
Борис Лавренёв показал читателю в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
В рассказе показано как тяжело было детям и их родителям в военные годы. И что даже дети были готовы на многое, ради спасения своей родины и семьи.
Л. Пантелеев "На ялике"
Где и в какое время происходит действие
Рассказ Пантелеева Алексея Ивановича описывает события, происходившие во время Великой отечественной войны в Ленинграде.
Автор описывает, как он ждал ялика, чтобы добраться до Каменного острова по делам. Когда ялик, которого ждало уже довольно много народа, причалил, оказалось, что на веслах сидит мальчик лет одиннадцати.