Герои в системе образов; характеристики персонажей, приемы их создания




Главный герой Мотя пытается вести себя как отец: прикрикивать на других, выглядеть как он, те подражать взрослым, чтобы более устойчиво стоять на этой лодке, чтобы быть увереннее. Как шутливо и в то же время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, когда деловито покрикивает на пассажиров, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Худенький мальчик в отцовском картузе, «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе», правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей.
Матвей Капитонович. Тоже матрос бывалый. Лет ему – не сосчитать как мало, а работает – сами видели, – со взрослыми потягаться может. И притом, что бы ни было, всегда на посту: и днем, и ночью, и в дождь, и в бурю”

Вот его портретное описание “Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы». Несмотря на детские бровки, лицо у Моти серьёзное, строгое, так как он повзрослел за время войны и тяжёлой работы.”

Солдат смотрел на ребёнка и не мог понять, как можно быть таким храбрым в одиннадцать лет. Когда они добрались до берега, рассказчик спросил Матвея, неужели ему не страшно, как он может не бояться. Мальчик не ответил повествователю.

Его работа заключалась в переправлении людей с одного берега на другой, и он не боялся даже того, когда начинался обстрел со стороны врага. Он уверенно отвечал, что если суждено умереть, то от этого никуда не деться.

Автор сравнивает состояние взрослых в лодке и мальчишки, планомерно продолжающего грести, чтобы доставить людей на берег. Женщины легли на дно лодки, сбились в кучу. Страх охватил мужчину-рассказчика, видавшего уже не один бой, но все они шли на суше. На воде все было ужасно страшнее. Осколки с шипением падали в воду, поднимали столбы воды. На лице мальчика не было «ни страха, ни волнения». Мужчине показалось, что мальчишка просто глуп, беспечен. Он не понимает, что такое смерть. Военный пытается заплатить большую сумму ребенку, но тот сдает ему сдачу и с укором указывает, куда можно положить лишние деньги. Первая встреча поразила мужчину. Он даже почувствовал какое-то злорадство, когда увидел мальчишку под навесом сарая. «…значит, немножко побаиваешься, голубчик!» – мысли военного.

Когда солдат возвращается, чтобы узнать не боится ли тот погибнуть. А мальчик лишь не по-детски серьезно сказал, что если его убьет осколком, то на весла сядет Манька, его сестра. Что показывает серьезный настрои и мужественность героя

Ялик причалил к пристани. Мотя пошел обедать, а его место на ялике заняла та самая Манька, умело и уверенно отчалившая от берега...
К нему все относятся с добротой и ценят его труд

Сюжет

Сюжет повести происходит в дни Великой отечественной Войны.

Тихим летним утром светило и нежно пригревало солнце. А совсем рядом шли бои. Солдат сидит на берегу и смотрит на реку, ему нужно на другой берег, он ждёт переправу и ему совсем не хочется думать о войне.

Некоторое время спустя подошла большая лодка. Одиннадцатилетний мальчуган сидел на вёслах, ему с большим трудом давалась эта работа. Люди называли мальчугана Матвеем Капитоновичем. Маленький перевозчик рассадил пассажиров по местам и отправился в путь.

Ялик шёл своим курсом, проплывая мимо Каменного острова. Неожиданно люди услышали сильный грохот, женщины испугались и начали причитать. Матвей с невозмутимым спокойствием объяснил, что стреляют русские и бояться не нужно. Пассажиры успокоились, но вскоре в небе показался вражеский самолёт разведчик и тут же по нему ударили из зенитных орудий, размещённых на Каменном острове. Всё происходило совсем рядом вода бурлила осколки снарядов падали совсем рядом и казалось, что ялик вот-вот перевернётся и все погибнут.

Люди были очень испуганы, женщины легли на дно лодки, казалось, что таким образом можно спрятаться от всего кошмара, солдат тоже хотел лечь на дно, но он увидел маленького мальчика. Он был настолько невозмутим, казалось, что нет взрывов и сыплющихся осколков. Матвей спокойно грёб вёслами. Видя такую картину, рассказчик остался на месте.

Солдат смотрел на ребёнка и не мог понять, как можно быть таким храбрым в одиннадцать лет. Когда они добрались до берега, рассказчик спросил Матвея, неужели ему не страшно, как он может не бояться. Мальчик не ответил повествователю. Солдат пожал плечами и пошёл по своим делам.

Ему нужно было попасть в зенитную батарею, когда он добрался, то решил поделиться впечатлениями о своей переправе. Он рассказал, как попали под обстрел и плыли под дождём падающих осколков. Солдату ответили, до Матвея на переправе работал его отец, около месяца назад он попал под такой же обстрел и погиб, на его место пришёл сын Матвей.

Солдату предложили вернуться на машине, но он отказался, он хотел ещё раз увидеть Матвея. Солдат опять сидел на берегу и ждал лодку. Подошёл ялик и солдат снова спросил мальчика, было ли ему страшно, когда они попали под обстрел. Матвей ответил, что от страха легче не будет и если ему суждено погибнуть, то он погибнет, а ему на смену придёт его маленькая сестра Маша.

Маша встречала ялик на другом берегу, когда лодка причалила Маша, взяла весла, а Матвея отправила есть. Она виртуозно управляла лодкой, взяв пассажиров, она повезла их на противоположный берег.

Матвей ушёл на обед, солдат стоял на берегу и смотрел на уплывающий вдаль ялик. Повествователь думал и восхищался смелостью этих бесстрашных детей.

Рассказ о детях войны, миллионы изувеченных и сломанных детских судеб, но благодаря им, Россия жива и свободна.

Проблематика, авторские акценты в решении темы "детство и война".

Автор показывает нам ужасное лицо войны, не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война. Он говорит о самых высоких качествах человека, которые мы стремимся воспитать в наших детях, — о верности долгу, готовности к подвигу, о действенной любви к людям.

Автор показывает таких сильных личностей, как Мотя, Матвей. Это был подросток, который был совсем юным, но свою работу он выполнял добросовестно и уверенно, как взрослый. Отец Моти погиб на войне, но тот решил продолжать своё дело, и даже под бомбежками он не прекращал грести вёслами. Его работа заключалась в переправлении людей с одного берега на другой, и он не боялся даже того, когда начинался обстрел со стороны врага. Он уверенно отвечал, что если суждено умереть, то от этого никуда не деться.

Свой рассказ автор считал памятником детям войны, которые вместе со взрослыми или чаще – вместо них – трудились, боролись, переживали тяготы войны. Впервые рассказ опубликован в газете «Комсомольская правда» 26 мая 1943 года. Чувство долга и ответственности присуще не только взрослым, но и детям. Мальчик Мотя понимал, что такое ответственность, и когда погиб его отец, занимавшийся перевозом людей через Неву, Мотя продолжил его дело. Он полностью копировал не только внешний вид и манеру поведения отца, но и его мужество, героизм. Рассказ Пантелеева «На ялике» учит быть ответственным, отважным и, как и главный герой, всегда оставаться в здравом рассудке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: