Перспективное совмещение рисунка с натурой или декорацией




Способ позволяет заменить в кадре ту часть натурного объекта, воспроизведение которой не выходит за пределы изобразительных возможностей рисунка, т. е. не требует передачи контрастных соотношений, изображения четко выявленных фактур и многочисленных деталей. Он чаще всего применяется при видоизменении дальних планов натурного ландшафта, при введении в натурный или городской пейзаж дополнительных архитектурных сооружений или изменении их внешнего облика.

При высокой квалификации художника и благоприятных съемочных и производственных условиях (устойчивое состояние погоды, возможность проведения длительной работы над рисунком, съемка экранных проб и т. д.) можно получить хороший результат и в тех случаях, когда рисунок отличается сложностью и занимает достаточно большую площадь в кадре. Преимущества способа в наиболее полной мере проявляются, если рисунок занимает небольшую площадь в кадре и не отличается особой сложностью.

При перспективном совмещении рисунок на всей своей площади перекрывает фон, на который он проецируется. Таким образом рисунок, каким бы сложным ни был его контур, автоматически стыкуется с фоном (линейно он подгоняется только в месте соединения с объектом, который непосредственно продолжается в рисунке). Это позволяет проводить раздел искусственной и натурной частей кадра по любым самым сложным линиям и вводить рисунок только там, где нужно изменить или дополнить натурный объект. В результате оказывается возможным сохранить естественные фактуры — натурный пейзаж и небо на большей площади кадра. При последующем совмещении рисунка и натуры это удается сделать далеко не всегда.

Техника съемки по способу перспективного совмещения рисунка с натурой заключается в следующем. Перед съемочной камерой, установленной в соответствии с эскизом композиции будущего кадра, помещается плоскопараллельное стекло, не имеющее царапин и инородных вкраплений. Для того чтобы стекло могло находиться в границах резко изображаемого пространства, покрывая при этом всю площадь кадра, оно должно быть достаточно большим. Практически наибольший размер стекла по ширине должен быть равен 2—3,5 м.

Рисунок выполняется прямо на стекле непрозрачными масляными красками или темперой. На границах рисунка в тех местах, где переход от искусственной части кадра к натурной должен быть плавным, постепенным, краска может наноситься более тонким слоем с

постепенным переходом красочного слоя к прозрачности. Если рисунок выполняется темперой, в местах, где должна быть достигнута прозрачность, краска частично соскабливается (до образования сетки).

Рисунок может быть выполнен и на бумаге, вырезан по контуру и после совмещения с пейзажем или декорацией закреплен на стекле. Бумага у края рисунка должна быть срезана бритвой или сточена наждачной бумагой до минимальной толщины. После закрепления рисунка на стек ле его контуры в нужных местах могут быть прописаны масляной краской или темперой.

Распределение светотени рисунка, его тональные и цветовые отношения должны быть согласованы с состоянием натурного объекта в съемочное время. Линейное совмещение рисунка контролируется по матовому стеклу съемочной камеры при избранном для съемки значении диафрагмы (если яркость изображения на матовом стекле оказывается недостаточной, объектив может быть несколько раздиафрагмирован). Визуально контролируется и изобразительная родственность натурной и выполняемой в рисунке частей кадра. Проведение пробной съемки весьма желательно, в особенности при значительной площади, занимаемой в кадре рисунком.

При установке стекла перед съемочной камерой следует учитывать возможность появления в кадре различного рода бликов, так как в стекле отражаются предметы, расположенные вне кадра.

Для защиты от посторонних бликов используют черный бархат, в котором делают отверстие для объектива съемочной камеры. Чтобы не поднимать бархат слишком высоко и не увеличивать таким образом его парусность, верхний край стекла наклоняют в сторону съемочной камеры. Рисунок и пейзаж освещаются непосредственно солнцем и рассеянным светом неба, т. е. имеют близкое по качеству и интенсивности освещение.

В отдельных случаях для освещения рисунка могут быть использованы также зеркала, отражающие свет солнца, с установленными на них слабыми голубыми фильтрами или осветительные приборы типа КПД-50.

При использовании данного способа нужно учитывать следующие ограничения. Он не пригоден в условиях павильона в силу необходимости проведения значительной части работ по изготовлению рисунка непосредственно на съемочной площадке при включении всего установленного в декорации света. Некоторые другие специфические для одновременной дорисовки

для закрепления рисунка. Панорамирование съемочной камеры вокруг узловой точки, возможное при перспективном совмещении, проводимом в одну экспозицию, практически оказывается невыполнимым из-за ограниченных размеров стекла, поэтому большинство кадров снимается со статической точки.

Применение трансфокатора позволяет нарушить статичность кадра, дает возможность перейти от общего плана перспективно совмещенного объекта к его укрупнению с выходом на натурную часть кадра.

 

 

Заключение

Съемки с перспективным совмещением являются одним из способов создания комбинированного кадра и каждому оператору полезно знать как осуществляется данный прием.

Источники

«Комбинированные киносъемки» Л.Г. Гольштейн, Г.П. Сенотов, Я.Л. Лейбов, В.А. Глебов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: