Принципы социального воспитания.




Леонова Екатерина Алексеевна

Задание 1.

Доклад на тему «Социальное воспитание: определение, признаки, объект, результат, содержание, методы».

Не вызывает сомнения наличие у социального воспитания достаточно глубоких исторических и социокультурных истоков.

Зарождение социального воспитания относится к условиям первобытности. Социальный характер древнейшего воспитания проявился уже в том, что,

- Во-первых, древнекаменная община воспитывала всех одинаково без исключения;

- Во-вторых, вся община чувствовала себя ответственной за воспитание каждого ребенка;

- В-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общине, воспитывали в духе подчинения интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Очевидно, что цели, содержание и формы воспитания здесь социальны по сути, ибо носили ярко выраженный стихийно-общественный характер, что определялось условиями жизни древнего человека.

Вопрос о понимании сущности общественного (социального) воспитания, о его характере впервые формулировался Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребенка и окружающую его среду, организуя ее в соответствии с его природными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не семьи, а государства.

Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций.

Первая тенденция (индивидуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение всего комплекса воспитательных воздействий интересам и потребностям ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, «вольные школы», «Вальдорфская педагогика»).

Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подрастающего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке (педагогические системы И.Г. Песталоцци, социалисты-утописты, С.Т. Шацкий, немецки пеедагоги начала XX века).

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием, это единый комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Главным признаком социального воспитания является создание благоприятных условий для социального становления личности. Его востребованность обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации (невниманием к проблемам молодежи со стороны общества, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха), а с другой стороны, – пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество можно решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

Назначение социального воспитания – в оказании грамотной адресной помощи подрастающему поколению в решении его проблем, в обогащении или восстановлении отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

- включение человека в систему быта, жизнедеятельности и отношений воспитательных организаций,

- приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта,

- их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей,

- и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).

Социальное воспитание процесс двухплановый. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В тоже время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и вносящие существенные корректировки в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных воспитательных организациях социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для самосознания и самоопределения.

Таким образом, социальное воспитание означает целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

В мировой системе образования не существует как такового понятия «воспитание» или «социальное воспитание», хотя широко известен термин «гайденс». В широком смысле, «гайденс» – помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, «гайденс» активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов. В США в содержание понятия «guidance» включается и «classroom environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

Таким образом, употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling – с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: «pastoral care» – пасторская забота; «tutoring» – опекунство. В настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. «school counselling and guidance» и «carer counselling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogical support» (педагогическая поддержка).

Итак, социальное воспитание направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации – как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание – конфессия и т.д.

Объект социального воспитания – человек, ребенок (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Цель социального воспитания – содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности. Социальный опыт – единство различного рода знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

 

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Субъекты социального воспитания – конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Содержание социального воспитания – это обеспечение процессов социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, что предполагает следующие направления деятельности:

- усиление воспитывающего характера обучения, создание во всех типах образовательных учреждений эффективных гуманистических воспитательных систем;

- гармонизация социального поля ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения;

- развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка имеющихся и стимулирование новых детских, молодежных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе детского самоуправления;

- сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования, выполняющих социальный заказ по реализации программ разного уровня, предназначенных для различных групп детей и молодежи.

Процесс социального воспитания личности имеет свои:

а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой;

б) свою структуру – цели и задачи; средства реализации (формы, методы, технологии); содержание; объекты и субъекты; результат (определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

в) свои этапы – ориентационный, проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Ценности социального воспитания. Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

- ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры;

- ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

 

Принципы социального воспитания.

1. Принцип природосообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом

Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания.

7.Принцип коллективности социального воспитания. Суть: социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

Можно выделить следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

 

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела.

Социокультурное воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет индивид, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Умственное воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности индивида с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей.

Воспитание жизненной активности – воли, оптимизма, уравновешенности – являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля.

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Среди методов социального воспитания выделяют:

- социально-экономические;

- организационные;

- психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача - организовать новые отношения.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самыми распространенными методами в социальном воспитании являются:

- метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы;

- метод беседы, дающий возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника;

- метод анкетирования позволяет собрать материал, характеризующий воспитанника: его интересы и особенности, психологические проблемы;

- методы поддержки личности применяются, когда индивид находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни;

- методы коррекции развития – педагогическое воздействие ребенка (подростка) с отклонениями в поведении и др.

Система социального воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Основные цели системы социального воспитания:

1) формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации;

2) обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности;

3) формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя;

4) формирование личности, готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере, реализующей свою индивидуальность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: