Игра на семиструнной гитаре




Испанская гитарная музыка

У современных гитаристов принято считать: умеешь играть «испанщину» — значит, в совершенстве владеешь инструментом. Испанская музыка — вершина современной гитарной музыки.

Главным жанром испанской гитарной музыки, конечно же, является фламенко. «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — так об исполнении фламенко на гитаре говорил его страстный поклонник, певец испанской культуры, Федерико Гарсия Лорка.

В основе исполнения фламенко лежит «расгеадо», испанский бой. Расгеадо — один из главных приемов испанской гитары, который используется для аккомпанемента танцорам и певцам фламенко. Он бывает восходящим (от 6-й струны к 1-й), нисходящим (наоборот) и комбинированным. Освоить все тонкости испанской гитарной гитары можно в Школе фламенко в Испании, где помимо обучения танцев предлагаются и курсы игры на испанской гитаре.

Фестивали испанской гитары

Одним из способов популяризации гитарной музыки как национального достояния является фестиваль испанской гитары. Ежегодно в различных регионах Испании проходят несколько фестивалей.

· Международный Фестиваль гитары в Кордове (Festival de la Guitarra de Cordoba) — один из наиболее известных испанских гитарных фестивалей. Он проходит в июле в одном из главных городов Андалусии, родины испанского фламенко.

· Фестиваль гитары в Барселоне ежегодно проводится на разных площадках города. В нем принимают участие гитаристы из разных стран Европы и Америки, в том числе из России. Фестиваль проходит в летнее время, даты его проведения сдвигаются.

· Международный фестиваль гитары имени Хосе Томаса Вилья де Петрер (Festival de Guitarra de Petrer). Хосе Томас — испанский классический гитарист, ученик Андреса Сеговии. Фестиваль и конкурс молодых исполнителей его имени проходит в июле в Петрере, провинция Аликанте.

· Международный фестиваль гитары имени Фернандо Сора (Festival Internacional de Guitarra "Ferran Sor"). В 2016 году в столице Каталонии стартовал еще один фестивальный проект. Первый международный фестиваль гитары имени Фернандо Сора, первого испанского гитариста-виртуоза, прошел в Барселоне с 5 по 10 сентября 2016 года. Фестиваль имеет все шансы также стать ежегодным.

Русская семиструнная гитара

С начала XX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара, соединившая в себе конструктивные особенности английской гитары и испанской гитары. В 1907 г. была издана первая на русском языке школа игры на семиструнной гитаре Игнация де Гельда, с дополнениями С. Н. Аксёнова. Своей популярностью в первой половине XIX века инструмент (получивший название «русской гитары») во многом обязан деятельности жившего в то время композитора (автора более тысячи сочинений и обработок), гитариста и педагога Андрея Осиповича Сихры. В те же годы для русской гитары писали выдающийся виртуоз Михаил Тимофеевич Высотский, ученик А. О. Сихры Семён Николаевич Аксёнов, Людвиг Сихра и другие композиторы.

История русской гитары

Широкая популярность русской семиструнки пришлась на 60-е годы прошлого века, однако история ее насчитывает без малого два с половиной века. Первые упоминания об этом инструменте известны с конца XVIII в, однако, традиционно, родоначальником русской семиструнной считают Андрея Осиповича Сихру, жившего несколько позже тех времен.

Неразумным было бы предположение, что 7-ми и 6-ми струнную гитару разнит лишь количество струн. Помимо струн имеется и несколько конструктивных отличий. Например, у 7-струнки есть регулируемое винтовое соединение на стыке грифа и корпуса – чем сильнее пятка грифа прижата к корпусу, тем заметнее опускается головка грифа и, как следствие, струны становятся ближе к порожкам. Ещё одно важное отличие заключается в расположении планок (пружин) внутри корпуса: для семиструнной гитары приемлемым считается параллельное расположения планок друг относительно друга, поперек верхней деки (система Шерцера).

Игра на семиструнной гитаре

В основном, на 7-струнные гитары ставят металлические струны, хотя иногда на них можно встретить и нейлон.

Можно бесконечно говорить об уникальном строе русской семиструнной гитары, отмечая полноту и разнообразие извлекаемых звуков, оригинальность и сложность арпеджиатур, и об известных музыкантах, таких как Высоцкий и Окуджава, оставивших нам в наследие множество мелодий, исполненных в свое время именно на этом инструменте. Многим увлеченным гитаристам удается в совершенстве отыгрывать на 7-струнной гитаре, например, музыку Пола Маккартни.

7-струнная гитара прекрасно проявляет себя при аккомпанировании русским романсам, народным песням и балладам, музыке так называемых русских цыган, а также в качестве сольного инструмента для исполнения произведений некоторых русских композиторов.

 

Классическая гитара

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.
Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. Среди известных гитаристов XIX века Франсуа де Фосса и Дионисио Агуадо. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

Классическая гитара включена в программу молодёжных Дельфийских игр России.

 

Электрогитара

В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом. В начале 1950-х годов Лес Пол изобретает электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, но позже отдаёт идею Лео Фендеру так как идея цельнокорпусной гитары не вызвала интереса компании Gibson, где работал Лес Пол. Конструкция электрогитары сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала «Роллинг Стоун») американский гитарист Джими Хендрикс.

 

Gibson Les Paul стала результатом сотрудничества корпорации Gibson и джазового гитариста и изобретателя Леса Пола. С выходом на музыкальный рынок в 1950 году гитары Fender Telecaster, началось повальное увлечение публики электрогитарой. В ответ президент Gibson, Тед Маккарти пригласил Леса Пола в компанию в качестве консультанта. Лес Пол был признанным новатором, который экспериментировал с конструкцией гитары в течение многих лет, чтобы улучшить собственную музыку. Фактически, он вручную собрал прототип цельнокорпусной гитары, который он назвал «Бревно» (The Log) и который считается первым цельнокорпусным вариантом испанской гитары (в отличие от гавайской, или лэп-стил гитары). «Бревно» получило своё название от того, что цельной вставкой был сосновый блок, ширина и глубина которого были чуть больше, чем ширина грифа. Несмотря на то, что вскоре появились и другие прототипы и ограниченные серии цельнокорпусных гитар, известно, что в 1945—1946 годах, Лес Пол предлагал своё «Бревно» компании Gibson, однако эта конструкция гитары была отвергнута.

 

Добро-Гитара

Резонатор Дж. Допера работает по принципу диффузора громкоговорителя. Колебания струн передаются на алюминиевый конус-диффузор, который находится внутри корпуса добро. Сверху конус прикрыт крышкой с отверстиями, по своим очертаниям напоминающей вентиляторную решетку.

Конусы бывают двух типов. Более простой имеет в сечении усечённый конус, поднимающийся к центру. Производит громкий и резкий звук, при этом довольно быстро затухающий. Такой тип резонатора наиболее популярен среди блюзовых и рок-музыкантов. Конус типа dobro имеет в сечении «W» и паукообразный мост с опорой по периметру, на котором установлена подставка для струн. Производит звук более мягкий и протяжный. Популярен у фолк-музыкантов, хотя такое разделение достаточно условно. И тот и другой вариант могут иметь как деревянный так и металлический корпус. Кроме того, и тот и другой могут иметь как обычный гитарный гриф, так и специальный «слайдовый» − квадратный в поперечном сечении, с высоко поднятыми струнами.

 

История бас-гитары

До изобретения бас-гитары в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок, не считая октобаса. Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века — крупные размеры, большая масса, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, короткий сустейн, сравнительно небольшой уровень громкости, а также довольно трудную запись из-за характеристик динамического диапазона.

Возрастающая в 1920-х — 1930-х годах популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостатков контрабаса. В этот период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

 

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырёх басовых струн обычной гитары, только на одну октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав — от ми контроктавы до соль первой октавы.

В отличие от остальных разновидностей гитар, бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

· большие размеры;

· увеличенная мензура — 864 мм (34") против 650 мм у классической гитары;

· более толстые струны;

· уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где всё было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

 

Укулеле

Свое название данный инструмент берет от гавайского слова ?ukulele, что обозначает «скачущая блоха». Укулеле имеет всего 4 струны, относится, как и гитара, к классу струнных щипковых, обладает собственным уникальным звучанием – мягким и жизнеутверждающим. Внешний вид напоминает уменьшенную акустическую гитару.

История появления и развития данного инструмента достаточно многогранна. Начинается она, как ни странно, в Европе в середине 18 века. В те времена индустрия производства струнных была достаточно сильно развита: однако гитары, мандолины и другие щипковые все еще стоили достаточно дорого. Для бродячих музыкантов фактор цены был решающим – не в пользу покупки гитар говорили и достаточно крупные габариты тогдашних моделей.

В ответ на потребность рынка тогдашние лютье стали изготавливать небольшие гитары с четырьмя струнами. Именно так на свет появился популярный инструмент кавакиньо – предок современного укулеле.

Но почему именно «гавайская гитара», если первые модели были изобретены в Португалии? Все достаточно просто: в конце 19 века группа из нескольких тысяч переселенцев с материковой части страны, а также с Мадейры и Азорских островов начала путешествие на Гавайские острова, чтобы найти там более счастливую и беззаботную жизнь. Естественно они захватили с собой и весьма популярные в те годы кавакиньо. Среди переселенцев была команда опытных плотников во главе с мастером Мануэлем Нуньесом – они планировали начать на Гавайях производство мебели. Однако абмициозный бизнес-план провалился – и мастера были вынуждены заняться изготовлением музыкальных инструментов, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Точная дата появления гавайских гитар, получивших название «укулеле» неизвестна, однако историки склоняются к тому, что это произошло около 1886 года.

Местное население не сразу оценило талант новоиспеченных лютье – в народе инструменты называли «отвратительными португальскими гитарами». К слову, название «скачущая блоха» появилось именно из-за нелюбви гавайцев к новому инструменту.

В 50-х годах, когда на резком подъеме была индустрия производства продуктов из пластмасс, в США крайне популярным подарком стали пластиковые укулеле Maccaferri. Одновременно с этим на телевидении начинают появляться исполнители и авторы песен на укулеле. Среди них и телезвезда Артур Годфри, и Тайни Тим, Клифф Эдвардс и многие другие музыканты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: