Общенаучная методология и методология права
Заключение
Дореволюционые правоведы о методологии
Определение предмета философии права, включая выявление ее познавательных возможностей и решение относящихся к ней основных проблем, предполагает необходимость раскрытия позиции автора по вопросу о понятии методологии, ее месте в системе научного знания, роли в исследовании правовой действительности.
Прежде всего отметим, что каждый новый этап в прогрессивном развитии науки ознаменован дальнейшим возрастанием значения методологического порядка[1]. Одним из многих свидетельств этого является поворот к интенсивной разработке проблем методологии, который характерен ныне почти для всех отраслей научного знания. Такая интенсивность объясняется в первую очередь потребностями более глубокого проникновения и всестороннего познания сложных процессов общественного бытия и перспектив его преобразования. И это обращение науки к познанию самой себя является характерной тенденцией ее современного поступательного развития[2].
К сожалению, отмеченная закономерность менее всего распространяется на правоведение, представители которого явно пренебрегают методологическими проблемами своей собственной науки. Результатом явилось, за редким исключением, многолетнее повторение одного и того же и фактическое отсутствие приращения научного знания. Но потребность в развитии методологии права с каждым днем ощущается все острее.
Справедливости ради следует признать, что и в дореволюционной юридической науке предпринимались некоторые попытки к освещению методологии, далеко не достаточные и весьма поверхностные. Так, Александр Васильевич Романович-Славатинский считал, что познание права предполагает использование догматического, философского (диалектического), исторического и сравнительного методов. Задача догматического метода сводится к группировке и комментированию действующего права, т. е. к эмпиризму, развитию сухой формалистики и бюрократической рутины; философского метода, заключающего в «сличении» положительного права с началами философии, анализу правовых норм «с точки зрения постулатов теоретического разума», т. е. идеализации, «строгой и требовательной критики существующего порядка вещей, не считающейся с реальными, объективными условиями жизни данного народа»; исторического метода, преследующего установление исторического развития народа, отводящего «глаза от потребностей настоящего времени»; наконец, сравнительного метода, разъясняющего право какого-нибудь народа в сочетании с правами одного или многих других, развивающего «дух космополитизма, ставящий отвлеченные общечеловеческие интересы выше интересов местных, народных».
|
В итоге автор приходит к парадоксальному выводу о необходимости «сочетания» этих методов, но использует при изучении права лишь историко-догматический метод[3].
Нетрудно обнаружить всю несостоятельность и логическую противоречивость этих воззрений, не имеющих сколько-нибудь серьезного отношения к методологии. Во-первых, методология вовсе не сводится лишь к предложенным методам; она гораздо объемнее и сложнее. Во-вторых, если догматический метод ведет к развитию сухой формалистики и бюрократической рутине, то какое отношение он имеет к методологии? В-третьих, философский метод нельзя сводить лишь к его «сличению» с правом, к критике существующего порядка вещей, недопустимо объявлять диалектику «не считающейся» с объективными условиями жизни народа, поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной диалектики. В-четвертых, исторический метод, как будет показано в дальнейшем, вовсе не закрывает («не отводит») глаза на потребности настоящего времени. В- пятых, сравнительный метод вовсе не развивает дух космополитизма и не ставит общечеловеческие интересы выше интересов народных, что будет показано в специальной главе настоящей монографии.
|
Другой отечественный автор Андрей Николаевич Стоянов в работе, специально посвященной методам познания права, ограничивается лишь одним из них. Он пишет: «Методика юриспруденции требует от ученого деятеля уважения к тому, что существует на почве народной жизни, теряя из виду возможности связи с всеобщим началом в природе различных юридических установлений. Аналитическая работа юриста должна состоять в строгом, внимательном изучении тех жизненных отношений, которые требуют юридического определения.... Синтетическая работа должна следовать за анализом. Узнавши природу известного отношения, легче будет решать, какое именно юридическое начало может быть выведено из всей совокупности этих начал и принятого за норму в данном случае. Окончательное согласование юридической нормы с отношениями, которые подлежали определению, является неизбежным последствием этого процесса логического. Таким путем должны примыкать новые органические части к данной системе права положительного. Таков должен быть ход юридического мышления, если метод юриспруденции, действительно, имеет право называться объективно-диалектическим»[4].
|
Против этих соображений нет принципиальных возражений, но, во-первых, трактовка анализа и синтеза их соотношения сказанным не ограничивается; во-вторых, в познании права использовать лишь анализ и синтез (при всей их методологической важности) далеко не достаточно, поскольку сложность данного объекта требует прибегать и к другим методам, ко всему арсеналу теории познания, ко всему многообразию средств методологии. Поэтому, как справедливо замечает и сам автор: «Общая философская сторона юридического метода до сих пор еще почти не тронута в литературе»[5].
Заметим, кстати, что и в последующем, в советской и постсоветской юридической науке методологическое богатство используется лишь в отдельных случаях и лишь ограниченными (нередко случайно избранными) познавательными средствами.
Нами предпринята попытка не только раскрыть механизм регуляции познавательной деятельности ученого-юриста, направить по правильному пути процесс познания права, но и показать достигнутый уровень самосознания общей теории права и ее гносеологические потенции в контексте исторически развивающейся культуры.
Определяя путь мышления к истине и обеспечивая это движение соответствующими средствами, методология вместе с тем сама является результатом научного поиска, не менее важным и ценным, чем, как отмечалось выше, уже полученные с ее помощью иные онтологические знания. Познание ориентировано на постоянное приращение научного знания.
Сказанное предполагает в первую очередь выяснение того, что такое методология. Данное понятие оказалось в нашей литературе размытым и весьма противоречивым. Казалось бы, строгость в понимании этого феномена призвана внести философия, но, увы, этого не случилось. Между тем определение понятия методологии и ее места в системе научного знания будет способствовать успеху исследовательской деятельности. В наш динамичный век, в условиях все более осложняющихся процессов общественного развития, переплетения материальных и духовных, экономических и социальных, политических и правовых факторов, необходимо с исключительным вниманием подходить к изучению соответствующих объектов, явлений и процессов, иметь четкое представление о направлении исследовательского поиска. Поэтому необходим критический анализ имеющихся воззрений на понятие методологии, ее статус и функции. Это сыграет положительную роль в дальнейшем развитии всех естественных, технических и общественных наук, в том числе и правоведения[6].
Методология и философия
Как известно, одна из наиболее распространенных точек зрения сводится к отождествлению методологии с философией[7]. Конечно же, философия является «душой» методологии, ее ядром, поскольку выступает не только в качестве основного метода познания природы, общества и мышления, но и в качестве общетеоретической основы любого исследования[8]. В философии в наиболее обобщенной форме и в концентрированном виде выражено единство теории и метода. И именно это свойство философии детерминирует ее органическую и глубокую связь со всеми иными науками. «Философские категории, - пишет П. В. Копнин, - необходимы той или другой области знания именно потому, что каждая конкретная наука сама, на основе своего собственного опыта их выработать не может»[9]. Это, однако, не совсем так, поскольку конкретные науки, как свидетельствует опыт, могут вырабатывать и фактически создают такие категории, которые достигают философского уровня. Но дело не только в этом. Философские категории, обобщая познавательный опыт всех наук, привносят в каждую конкретную науку методологические знания всех наук в их синтезированном виде и тем самым умножают познавательные возможности как науки в целом, так и отдельной ее отрасли. Интегрирование научных знаний позволяет философии создать всеобщую научную картину мира, которая является мировоззренческим фундаментом всех естественных, технических и общественных наук, тем самым выполняя методологическую функцию в познании их специальных, специфических объектов.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений, принципов, жизненной позиции личности, ее положения и роли в общественной жизни. Именно поэтому мировоззрение детерминирует подход и направление деятельности каждого индивида в решении стоящих перед ним задач. Тем большее значение приобретает мировоззрение в научно-исследовательской деятельности при решении сложных проблем природного и общественного бытия.
Мировоззрение автора в исследовании объектов, явлений и процессов имеет и иной, более узкий смысл, имеет, если можно так выразиться, профессиональное значение. Поясним эту мысль. Приступая к исследованию тех или иных специальных проблем, в частности правовых, исследователь неизбежно выражает свое отношение к этим проблемам и ко всем тем сопричастным научным решениям, которые уже выдвинуты и освещены в литературе. Критическая оценка этих решений осуществляется на основе специальной (профессиональной) мировоззренческой ориентации автора, его принадлежности к той или иной школе или направлению в науке, лишь после ознакомления с которой становится понятным, почему конкретный вопрос, избранный для исследования темы, ставится и решается именно так, а не иначе. Конечно, профессиональная ориентация исследователя в конечном счете определяется его мировоззрением, но вместе с тем в пределах этого мировоззрения имеются различия в подходах к объекту познания, направлению его исследования, того или иного его истолкования. С этой точки зрения интересной представляется мысль В.С. Швырева о «методологическом сознании», которое характеризуется «как активная деятельность познающего субъекта, обусловленная его установками, предпосылками, из которых он исходит, имеющимися в его распоряжении средствами и пр.»[10].
Таким образом, мировоззренческая позиция исследователя складывается из трех взаимосвязанных компонентов: во-первых, из общего отношения к объектам познания, зависящего в основном от положения и роли ученого в жизни общества; во-вторых, из специального отношения к объектам познания, определяемого принадлежностью исследователя к той или иной научной школе или научному направлению; в-третьих, из методов, приемов и средств, избираемых ученым для познания соответствующих объектов.
О методах, приемах и средствах познания речь более подробно будет идти в дальнейшем. Здесь же необходимо решить вопрос, который был поставлен в начале наших рассуждений, а именно: оправданно ли отождествление методологии с философией?
Философия является теоретико-мировоззренческим и методологическим ядром в системе всеобщих методов познания бытия и уже в силу этого не охватывает методологию полностью, поскольку последняя включает в себя и нефилософскую часть. Так, в частности, появление в современном научном знании общенаучных понятий и категорий обусловливает необходимость определения их методологического значения.
Общенаучные понятия и категории имеют не только философский, но и нефилософский характер. Нет сомнения в том, что философские общенаучные понятия и категории выполняют методологические функции в научном познании. Но обладают ли нефилософские общенаучные понятия и категории методологической значимостью, играют ли они методологическую роль по отношению к менее общим научным понятиям и категориям? На этот вопрос положительно отвечают многие отечественные философы. Так, Э. Г. Юдин отмечает, что общенаучные концепции и направления выполняют в науке серьезные методологические функции, но вместе с тем все же не являются философскими. «Таковы, например, современные методы математического обеспечения исследований, методы и понятия кибернетики, методологические принципы системного подхода»[11].
Следует заметить, что нередко те или иные общенаучные понятия без какой-либо аргументации наделяются философским или нефилософским статусом. Это касается, например, понятия системы или системного подхода, философский характер которого, казалось бы, не должен вызывать сомнения.
Если мы исходим из того факта, что складывающиеся в современной науке общенаучные положения не только имеют онтологическое значение, но и способны играть гносеологическую роль в познании объективной реальности, то нет никаких оснований выводить их за пределы методологии. Так, общая теория управления наряду с философскими включает в себя и такие общие теоретические положения (например, технология контроля, технологическая модель стратегических решений и т. д.[12]), которые, вовсе не являясь философскими, тем не менее имеют методологическую значимость для отраслевых управленческих наук.
Итак, методологическую роль играют не только законы, понятия и категории философии, но и междисциплинарные, общенаучные понятия (например, интерпретация, моделирование, информация, эффективность и т. д.[13]). Современный уровень развития науки свидетельствует о том, что отнюдь не все общетеоретические положения имеют своим источником или содержанием философскую трактовку вещей, явлений и процессов, но это вовсе не включает их методологической роли для всех наук или их определенной группы.
Общенаучные положения обретают новое дыхание и вторую жизнь в гносеологическом качестве в виде методологического единства познания. Конечно, эти общенаучные положения в специальных науках испытывают на себе влияние философского осмысления действительности[14]. Однако они являются относительно - самостоятельным итогом того уровня обобщения исследуемых объектов, который приобретает методологический характер в соответствующих отраслях научного знания. Возьмем, например, такую методологически значимую в системе государствоведения и правоведения науку, как общая теория государства и права. Содержание фундаментальных проблем этой науки имеет в своей основе философское знание. Но отсюда вовсе не следует, что все держание этих проблем является философским. Законы и категории философии не просто «иллюстрируются» государственно- правовым материалом, модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. Более того, современный опыт развития познания в области общей теории государства и права свидетельствует, на наш взгляд, о своем разном двуедином процессе: с одной стороны, происходит «адаптация» философского знания к государственно-правовой «среде», «философизация» государственно-правового знания, а с другой - сама эта «среда» все чаще порождает такие уровни осмысления государственно-правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения.
Обе эти тенденции исключительно благотворно воздействуют на развитие обшей теории государства и права, и недалек тот час, когда их органическое слияние приведет к расцвету данной науки. Это грядущее состояние, однако, отнюдь не будет означать преобразование в философию не только потому, что общая теория государства и права сохранит свой особый, специфический предмет познания, и не только потому, что само слияние философского и юридического знания создает науку, по своей целостной природе отличную от каждой из сливающихся частей, но также и потому, что сохранит общетеоретические положения нефилософского характера. И эти положения будут играть методологическую роль в познании государственных и правовых явлений, подобно тому как они играют ее уже в настоящее время. Так, общая теория правотворчества (как одна из фундаментальных проблем общей теории государства и права), будучи абстрактным отражением реального процесса создания правовых норм, является в силу этого методологическим ориентиром, в соответствии с которым осуществляется движение познания в сфере формирования норм специальных отраслей права.
Аналогичным образом другая фундаментальная проблема общей теории государства и права - теория правореализации, законности и правопорядка - не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи в укреплении законности и упрочении режима правопорядка в стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые входят в предметы их специальных интересов.
Следует вместе с тем иметь в виду, что специальные науки (и общественные, и естественные) разрабатывают наряду с общетеоретическими положениями, имеющими гносеологическое значение, общенаучные и частнонаучные методы, применяемые для исследования специфических объектов. И именно потому, что философия включает в себя лишь всеобщие методы познания, она не тождественна понятию методологии, охватывающей собой не только всеобщие, но также общенаучные и частнонаучные методы. Поскольку всеобщим отнюдь не исчерпывается содержание особенного и отдельного, постольку и специальные науки не могут ограничиваться лишь всеобщими методами исследования специфических объектов. Применяя всеобщие методы, исследование вместе с тем разрабатывает как общенаучные, так и конкретные, частнонаучные методы, которые в совокупности позволяют обнаружить сущность, содержание и формы изучаемых объектов, их особенности и специфические закономерности развития.
Некоторые из разрабатываемых специальными науками медов приобретают философский характер, но далеко не все выступают как стороны, моменты общефилософской методологии, нередко они настолько формализованы (например, в кибернетике), что к философии как науке всеобщей непосредственно не носятся. Но отсюда вовсе не следует, что использование специальных методов может быть осуществлено вне связи с философии. Наоборот, только на ее основе обеспечивается эффективность применения обще- и частнонаучных методов в отраслевых исследованиях. И тем не менее природа и характер этих методов не являются философскими.
В этой связи следует заметить, что философские категории, имеющие всеобщий характер, нельзя смешивать с общенаучными положениями и методами. Далеко не всякое общенаучное моет претендовать на всеобщую значимость. Философские категории являются методологически универсальными средствами, инструментами, методами познания природы, общества и мышления, общенаучные же положения и методы выступают лишь в качестве общения ограниченного типа вещей, явлений и процессов; потому их методологическая роль имеет соответствующие пределы применимости. С этой точки зрения, например, общие положения общей теории государства и права или общей теории управления грают методологическую роль в рамках специальных юридических или отраслевых управленческих наук, но не могут претендовать на всеобщую методологическую значимость. Это, однако, не Исключает того, что те или иные положения данных (равно как и других) наук по мере своего обогащения и развития могут приближаться к такому высокому уровню общенаучности, который обретает методологическую универсальность, включается в систему методов философии. В. С. Готт полагает, что общенаучные понятия занимают «переходное» положение», выполняют «переходные функции» в развитии понятийной формы мышления, являясь одновременно и философскими, и нефилософскими по содержанию, по познавательным функциям (например, пространства и времени); они выступают своеобразными «переходными звеньями» между философскими категориями и частнонаучными понятиями, осуществляя многосторонние взаимодействия между ними[15].
Многие общенаучные понятия действительно не только играют роль «связующего звена», но и сами переходят по мере развития и обогащения в философские категории или по крайней мере являются предпосылкой формирования новых философских категорий. Но это относится не ко всем общенаучным понятиям; ряд из них сохраняет именно общенаучный характер, «не переходя» в разряд философских (например, математические расчеты, кибернетическое программирование и алгоритмизирование, технологическое моделирование и т. д.).
Из сказанного становится очевидным, что методология не сводится лишь к философии, чем, разумеется, отнюдь не принижается значение последней в теории познания.