РЕФЕРАТ
Тема 3 Общая характеристика системы социально-педагогических и психологических служб
Исполнитель
студент группы ПСз-21 О.В.Анисовец
Проверил
преподаватель Л.И.Селиванова
Гомель 2019
Содержание
Введение........................................................ | |
1 Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты: сеть и виды учреждений, специфика деятельности, взаимодействие.................................................. | |
2 Службы помощи и поддержки в системе Министерства образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности, взаимодействие...... | |
3 Основные права и обязанности лиц, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку.............. | |
Заключение..................................................... | |
Список использованных источников................................ | |
Тест............................................................ |
Введение
В сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь населению, входят:
1 учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детдома, ПТУ, СПТУ, ВУЗы и др.);
2 учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, детдома семейного типа, центры реабилитации, социальные приюты, специальные школы для детей с отклонением в развитии, биржи труда и др.);
3 социальные службы учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому, органы опеки и др.);
|
4 службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);
5 физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилакторий, реабилитационные комплексы, центры оздоровления, лечения при больницах и др.);
6 социальные службы организаций, учреждений, предприятий и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных объединений, различных фондов, банков, благотворительных организаций, правоохранительных и административно-территориальных органов, а также частная практика.
Основные закономерности социальной и социально-педагогической помощи:
• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
• обусловленность содержания, форм и методов социальной помощи с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;
• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
• зависимость результативности социальной помощи от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
Основные принципы социальной и социально-педагогической помощи:
• содержательные — гуманизм, справедливость, альтруизм, самообеспечение, гармонизация общественных групп и личных интересов;
• психолого-педагогические – эмпатия, модальность, аттракция (привлекательность), доверие;
• методические – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность;
• организационные — всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность;
|
• нормативно-правовые — соблюдение прав человека в сфере социального обслуживания; обеспечение социальных гарантий, равных возможностей при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан при получении услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации клиентов; межведомственность; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка, добровольная общественная деятельность по оказанию социальной помощи.
Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты: сеть и виды учреждений, специфика деятельности, взаимодействие
Социальная защита населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (МТиСЗ), созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г., на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.
Службы Министерства осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования, осуществляет реализацию программ по защите детства, молодежной политики. Реализация программ осуществляется через функционирование ее структурных подразделений различных уровней: главное управление, отделы, сектора, Департамент государственной инспекции труда, Центральный аппарат фонда социальной защиты населения.
|
В области труда: решаются проблемы мотивации и эффективности труда, совершенствования условий и охраны труда, нормирование труда, предупреждение производственного травматизма, развитие социального партнерства, разработка государственной политики в области профессиональной ориентации населения.
В области занятости: МТиСЗ участвует в подготовке прогнозных расчетов, численности населения, осуществляет анализ занятости населения. Участвует в разработке и реализации государственных и региональных программ содействия занятости населения. МТиСЗ является распорядителем средств государственного фонда содействия занятости населения.
В области социальной защиты: участвует в развитии системы добровольного социального страхования, пенсионной системы социальных гарантий, является разработчиком ряда социальных программ по защите отдельных категорий населения: молодежная, семейная политика, охрана прав детей и т.д.
В области демографической безопасности: участвует в реализации государственной программы по демографической ситуации:
- снижение смертности;
- повышение продолжительности жизни населения;
- повышение рождаемости.
МТиСЗ сотрудничает с Министерствами: здравоохранения, экономики, культуры, спорта и туризма, образования, здравоохранения, архитектуры и строительства.
В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица (Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения), а также городские, районные и районные в городах территориальные отделы.
Главное управление политики занятости и народонаселения включает отдел народонаселения, гендерной и семейной политики; отдел рынка труда; управление программ содействия занятости. Основными направлениями его деятельности являются также совершенствование нормативно-правовой базы и контроль за соблюдением законодательства о занятости населения; организация работы органов государственной службы занятости по реализации мер содействия занятости населения и обеспечение государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам в соответствии с законодательством.
Главное управление труда и заработной платы включает управление оплаты труда в бюджетной сфере; отдел развития системы и оплаты труда; отдел регламентации и нормирования труда.
Главное управление комплексного анализа и координации включает управление комплексных проблем развития социально-трудовой сферы; отдел мониторинга социально-трудовой сферы; отдел координации взаимодействия с местными органами и СМИ. Управление исследует и решает проблемы комплексного развития социально-трудовой сферы, координирует взаимодействия с местными органами и средствами массовой информации и др.
Главное управление пенсионного обеспечения и социального страхования состоит из следующих отделов: отдел развития пенсионной системы; отдел пенсионного законодательства; отдел организации пенсионного обеспечения; сектор социального страхования; сектор по подготовке и оформлению решений Комиссии по установлению пенсий за особые услуги. Управление осуществляет политику в области развития пенсионной системы, пенсионного законодательства, организации пенсионного обеспечения и социального страхования и др.
Главное управление государственной социальной поддержки населения включает отдел по делам ветеранов и пожилых людей; отдел по вопросам реабилитации и адаптации инвалидов; отдел развития социальных учреждений; отдел социальной помощи и социального обслуживания. Управление решает проблемы социальной помощи и социального обслуживания, развития социальных учреждений, вопросы реабилитации и адаптации инвалидов, социального обеспечения ветеранов и пожилых людей и др.
Департамент государственной инспекции труда осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде; выявляет и пресекает нарушения законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщает практику применения законодательства о труде и обеспечивает единообразное его применение; содействует овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (с правом юридического лица) наделен функциями сбора, аккумулирования средств государственного социального страхования и управления ими. Он осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий, обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств, руководит работой своих структурных подразделений в областях и оказывает им необходимую методическую помощь.
В структуре Министерства появился ряд новых подразделений - Управление внешних связей и партнерской политики (сектор социального партнерства; сектор международных организаций и технического сотрудничества; сектор межстранового сотрудничества и интернациональных связей), в задачи которого входит тесное взаимодействие с Международной организацией труда, а также Управление контроля и делопроизводства, Управление кадровой политики.
В системе оргструктур социальной защиты населения Республики Беларусь важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду, занятости и социальной защите, которые имеют в своем составе несколько отделов.