Службы помощи и поддержки в системе Министерства образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности, взаимодействие




 

Центральным звеном в управлении образованием в республике является Министерство образования, которое руководствуется законами «Об образовании в Республике Беларусь», «О языках», «О правах ребенка», «О правах национальных меньшинств», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» и другими. Конституция обеспечивает молодым людям право на образование, гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Стратегическая линия государства в области образования направлена на:

1 создание эффективной системы образования, гарантирующей и обеспечивающей конституционное право каждого жителя страны на получение качественного образования в соответствии с его потребностями и способностями;

2 признание приоритетности образования как движущей силы общества к прогрессу;

3 обеспечение равного уровня образования в городской и сельской местности;

4 формирование высокообразованного человека, способного творчески мыслить и принимать реалистические решения.

Министерство образования обеспечивает решение следующих задач:

1 разработку и реализацию государственной политики в области образования, воспитания и подготовки специалистов, осуществляет государственный контроль в сфере образования;

2 утверждает типовые учебные планы и требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, организует подготовку и издание учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов;

3 определяет нормативы финансирования и материально-технического обеспечения учреждений образования в рамках выделенных бюджетных ассигнований и ресурсов;

4 создает, реорганизует и ликвидирует учебные заведения и учреждения образования республиканского подчинения, регистрирует их статус;

5 решает вопросы экстернатной подготовки в высших и средних специальных учебных заведениях;

6 осуществляет учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и учреждений образования на территории республики;

7 анализирует состояние отрасли и прогнозирует ее развитие.

В структуру Минобразования входят департамент по делам молодежи, департамент контроля качества образования, а также управления и отделы.

Министерство образования взаимодействует со многими государственными и негосударственными структурами, республиканскими концернами и банками, НАН и различными фондами по вопросам разработки различных образовательных проектов и программ, определения финансирования и развития приоритетных направлений в образовании, международного сотрудничества.

Местные органы управления образованием выполняют следующие функции:

1 обеспечивают развитие образования с учетом особенностей регионов, перспектив их социально-экономического развития, а также определяют размеры и структуру подготовки рабочих кадров и специалистов;

2 создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке учебные заведения и иные учреждения образования, регистрируют их статус.

Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) учреждения образования представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности учащихся.

В своей деятельности СППС учреждения образования руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования и его учредительными документами.

В соответствии с постановлением Министерства образования РБ от 27 апреля 2006г. №42 в учебных организациях создается СППС-система для оптимизации образовательного процесса и развития личности учащегося. Основная цель деятельности СППС - содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся и воспитанников.

Основные направления деятельности СППС:

1)диагностика; 2)консультирование; 3)профилактика; 4)просвещение; 5)коррекционно-развивающая работа.

Целями оказания психологической помощи являются: предупреждение и разрешение психологических проблем, преодоление последствий кризисных ситуаций, информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.

Специалистами СППС учреждения образования являются педагог социальный и педагог-психолог. Могут быть включены: дефектолог, методист, педагог-организатор, мед. работник, юрист.

Сегодня в системе образования Республики Беларусь социально-педагогические и психологические службы функционируют во всех образовательно-воспитательных и социально-педагогических учреждениях, а именно:

ü учреждениях, обеспечивающих дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое и средне специальное, высшее образование,

ü интернатных учреждениях и детских домах,

ü социально-педагогических центрах,

ü социальных приютах для детей и подростков,

ü центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,

ü специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

 

На разных этапах (ступенях) образования содержание работы СППС имеет свои особенности.

На этапе дошкольного образования данные специалисты осуществляют:

– диагностику раннего развития;

– содействие развитию познавательной сферы, конструктивному становлению личности ребенка, его нравственному развитию;

– коррекцию нарушений в развитии;

– психологическую подготовку к обучению в школе.

Работа СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования, должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.

Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и среднего специального образования, должна быть направлена, прежде всего, на оказание комплексной помощи учащимся в развитии их самосознания как будущих рабочих и специалистов, их самообразовании и самореализации (в том числе и профессиональной).

Повышенное внимание уделяют специалисты СППС работе по профилактике противоправного поведения учащихся: предупреждению правонарушений, алкоголизма, курения, наркомании; выявлению в учреждении образования неформальных группировок асоциальной направленности, определению степени их влияния на учащихся; выработке направлений работы по формированию у учащихся склонности к здоровому образу жизни и т.д.

Деятельность СППС учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, должна быть направлена на оказание помощи студентам в решении таких проблем, как социальная адаптация, организация жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы), организация самоподготовки. Она осуществляется совместно с кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе.

Работа специалистов СППС в интернатном учреждении направлена на: создание благоприятного микроклимата; установление доверительных отношений с детьми; комплексный анализ причин попадания ребенка в интернатное учреждение; осуществление индивидуального подхода к детям; выстраивание гипотезы и проектирование будущего ребенка; формирование его приемлемых интересов; выявление и развитие творческих способностей детей; подготовка воспитанников к профессио­нальной деятельности и семейной жизни; поддержка контактов воспитанника с родственниками; постинтернатное сопровождение.

Работа СППС социально-педагогических центров и детских социальных приютов направлена на восстановление детско-родительских отношений, оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи несовершеннолетним и их родителям. Работа педагога социального и педагога-психолога, как и других специалистов СПУ, организуется в соответствии со следующими государственными задачами: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье; защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; развитие семейных форм устройства детей на воспитание и сопровождение замещающих семей.

Деятельность специалистов СППС всех названных выше учреждений регламентируется «Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» от 25.07.2011 № 116.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: