Концепция управления качеством
Принципы управления качеством Э. Деминга
Кружки качества
Концепция логистики
Анализ конкуренции
Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Концепция управления качеством
Стратегические инструменты используются прежде всего для выявления и улучшения будущих шансов и рисков предприятия, т.е. для поиска, расширения и сохранения потенциала успеха.
К числу наиболее важных инструментов стратегического управления экономической безопасностью предприятия относится управление качеством.
Концепция всеобщего управления качеством представляет собой одну из главных современных концепций стратегического управлениядеятельностью организаций.
Качество - это наиболее важная характеристика продукции или услуг любого бизнеса.
Управление качеством возникло вслед за возникновением науки об управлении в начале ХХ века.
Для успешной деятельности системы управления в настоящее время должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством:
1) Ориентация на потребителя;
2) Ведущая роль руководства;
3) Вовлечение всех работников;
4) Процессный подход;
5) Системный подход к управлению;
6) Постоянное улучшение;
7) Принятие решений, основанных на фактах;
8) Взаимовыгодное отношение с поставщиками.
Усиление международной конкуренции привело к совершенствованию стратегии управления качеством продукции. Были сформулированы три основополагающих принципа такой стратегии:
1. Принцип «точно вовремя» предполагает получение необходимых материалов, сырья и т.д. в точно назначенное время., поставки осуществляются несколько раз в день.
|
2. Принцип «делать правильно с первого раза» предполагает введение комплексной системы контроля качества всеми работниками компании на всех стадиях производства. Ответственность за качество вписывается в должностные инструкции каждого работника.
3. Принцип комплексного профилактического обслуживания предполагает осуществление тщательной профилактики и обслуживания производственными рабочими с целью предотвращения аварий и поломок.
Один из основоположников науки и практики управления качеством принадлежит Эдвардсу Демингу. Это американский учёный, статистик и консультант по менеджменту (род.14 октября 1900 г., Су-Сити, Айова, США - Умер: 20 декабря 1993 г., Вашингтон, США)
Суть подхода Деминга в том, что причины низкой эффективности и плохого качества чаще всего заложены в системе, а не в работниках. Поэтому руководители должны корректировать саму систему.
Особое внимание Деминг уделял:
• необходимости сбора статистической информации об отклонениях от стандартов;
• уменьшению отклонений в процессах и продуктах компании;
• поиску, анализу и устранению причин отклонений.
Э. Деминг известен тем, что в 1950-е годы читал лекции в Японии для руководителей бизнеса. Он говорил:
«Слушайте меня, и через пять лет вы будете конкурировать с Западом. Продолжайте слушать до тех пор, пока Запад не будет просить защиты от вас». Эти слова принадлежат патриарху Всеобщего управления качеством Э. Демингу, которые он произнес перед руководителями 45 крупнейших компаний Японии в 1950 г. на семинаре в г. Токио.
|
Слова оказались пророческими: в начале 1960-х гг. Япония поднялась на передовые позиции в мире в ряде отраслей промышленности, а через некоторое время весь мир стал говорить о японском чуде, восхищаясь им до настоящего времени.
2. Принципы управления качеством Э.Деминга
Идею преобразования бизнеса Эдварс Деминг изложил в 14 принципах управления качеством, которые и по сей день являются основой для управления качеством во всем мире.:
1. Сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг. Улучшение качества продукции и услуг должно осуществляться не эпизодически, а непрерывно и планомерно, стать одной из важнейших задач производителя.
2. Принять новую философию. Нельзя дальше жить со сложившейся системой опозданий, отставаний, ошибок; дефектностью материалов и несовершенством рабочей силы. Необходимо изменить стиль управления для остановки продолжающегося спада в экономике; постоянно улучшать качество всех систем, процессов, деятельности внутри компании.
3. Прекратить зависимость от инспекции. Для этого следует устранить массовые инспекции как способ достижения качества. Руководитель должен иметь постоянную информацию о уровне качества, применяя статистические методы контроля качества при производстве и закупках.
4. Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен. Необходимо соизмерять качество с ценой (цена не имеет значения, если не сопоставляется с качеством приобретаемой продукции); выбирать одного поставщика для поставок одного вида продукции; устанавливать с поставщиком долгосрочные отношения на основе доверия; постараться совместно с поставщиком снижать общие затраты.
|
5. Постоянно улучшать систему планирования, производства и обслуживания, постоянное улучшение качества и повышение производительности. Результатом улучшения системы является постоянное снижение затрат на исходные материалы, проект и улучшение применяемого оборудования, переподготовку и обучение персонала, контроль качества.
6. Обучать на рабочем месте. - необходимо ввести современные методы подготовки и переподготовки на рабочих местах для всех, включая управленческий персонал. Особое внимание должно быть уделено использованию возможностей каждого работника.
7. Учредить руководство. Подразумевается учреждение института руководства с целью оказания помощи персоналу в решении поставленных задач. Способствовать двусторонней связи между руководством и подчиненными для повышения эффективности и производительности.
8. Искоренить страх. Работник фирмы не должен бояться перемен в его работе, а стремиться к ним.
9. Устранить барьеры. Имеется в виду устранение барьеров между отделами и группами персонала. Кадры, работающие в области исследования, проектирования и производства, должны восприниматься как единая команда.
10. Избегать пустых лозунгов. Не призывать к повышению качества, не учитывая способов его достижения. Пустые лозунги, как бы привлекательны они ни были, имеют определенный эффект в течение короткого времени и потом забываются.
11. Исключить сдельную систему. Сдельная система должна быть заменена системой, обеспечивающей рост качества и продуктивности в коллективе, работающем как единая команда.
12. Дать возможность гордиться принадлежностью к компании. Очень трудно иметь чувство гордости за свою работу, если выпускаемая фирмой продукция не пользуется хорошей репутацией или работник не может влиять на рабочую ситуацию.
13. Поощрять образование и самосовершенствование. Продвижение по служебной лестнице должно определяться уровнем знаний.
14. Вовлечь каждого в работу по преобразованию компании. Одним из главных условий успеха в процессе достижения качества является убежденность руководства компании в необходимости этого. Оно должно ежедневно принимать участие в процессе повышения качества и производительности. Высшее руководство должно действовать, а не ограничиваться только поддержкой. (реинжиниринг)
Реорганизацию бизнеса следует начинать с освоения каждого из 14 пунктов. По мнению Э. Деминга большинство компаний в западном мире подвержено следующим «смертельным болезням» (ошибкам в управлении):
ü отсутствие постоянства целей;
ü погоня за сиюминутной выгодой;
ü системы аттестации и ранжирования персонала;
ü бессмысленная ротация кадров управляющих;
ü использование только количественных критериев для оценки деятельности компании.
«Управление качеством продукции не имеет предела. Я хочу, чтобы вы делали все более и более нужные покупателям изделия, используя управление качеством продукции, производя постоянно улучшающиеся товары, проектируя, перепроектируя и находя более дешевые и лучшие способы производства. В то время как это, без сомнения, принесет пользу покупателям, это также будет полезно и вам".
Кружки качества
В Японии термин «контроль качества» заменили на «управление качеством», что значит необходимо контролировать все этапы производства и управления.
Низкое качество ведет к материальным потерям, потери клиентов, остановке производства, банкротству.
Контроль необходим на всех стадиях производства продукции или услуги, выявлении отклонений, причин отклонений и их устранение в плановом режиме. Саму систему контроля качества также необходимо контролировать.
Существует 2-х уровневая система контроля качества:
1. На первом более низком уровне контроля качества в случае ограниченного количества производимых изделий возможен контроль за каждым изделием, в случае массового производства осуществляется выборочный контроль качество продукции.
2. На втором, более высоком уровне системы управления качеством продукции анализу подлежит стиль работы всей компании по отношению к поставщикам, производимой продукции и к заказчикам.
Так в Японии существуют кружки качества, созданные из работников каждого подразделения, они остаются после работы ежедневно и обсуждают проблемы качества, вносят предложения по повышению качества. Такие кружки качества были введены на крупных немецких предприятиях. Их можно успешно применять и на мелких и средних предприятиях.
Значение управления качеством:
Улучшение качества продукции (услуг) |
Снижение издержек |
Снижение сбоев и простоев. Повышение производительности |
Увеличение объемов продаж, завоевание рынков сбыта |
Расширение бизнеса, возникновение новых рабочих мест |
Увеличение прибылей, более эффективная маркетинговая политика, усиление мотивации, устранение слабых мест. |
Концепция логистики
Логистика должна гарантировать, что необходимые материалы и продукты (готовые изделия и полуфабрикаты) будут предоставлены в распоряжение своевременно, в нужном месте, в нужное время, в требуемом количестве и желаемого качества.
Логистика – это планирование, управление и оптимизация материальных, информационных, финансовых и др. видов потоков, начиная от поставщиков сырья до конечного потребителя с целью сокращения затрат и повышения конкурентоспособности на рынке.
Логистика позволяет оптимизировать потоки товаров и информации внутри и вне предприятия и создает различные возможности рационализации производства с целью снижения затрат.
Логистика занимается вопросами оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшения числа складов готовой продукции.
Для успешной оптимизации важен системный подход, который реализуется с применением интегрированной системы планирования, контроля и регулирования.
Творческое управление логистикой приобретает все большее значение.
Поставщики, склады сырья и материалов, производители деталей, узлов и конечной продукции, дистрибьюторские центры и региональные склады связываются в единую сеть. Логистические сети все в большей степени расширяются и интернационализируются.
Рис. 39. Управление логистикой
Результативность деятельности предприятия также можно повысить, реализуя концепцию логистики. Последовательное внедрение принципов логистики обеспечивает более высокую доступность товаров, лучшее обслуживание покупателей и более низкий уровень капиталовложений.
Создание эффективной информационной системы необходимо для планирования, контроля и регулирования логистических процессов.
Интегрированная информационная система дает возможность пользователям получать одну и ту же информацию по всей цепочке перемещения товаров. Этим объясняется возрастание значения информации и коммуникации.
Предприниматели должны использовать логистику в качестве мощного стратегического инструмента, чтобы иметь возможность быстро реагировать на изменившиеся требования рынков. Резервы дальнейшей рационализации производства практически уже исчерпаны. Поставщики, особенно крупных предприятий, должны интенсивнее осваивать концепцию поставок " точно вовремя". Все более ценными становятся логистические ноу-хау, поскольку рынки будут меняться все быстрее. Наряду с крупными предприятиями средние и малые предприятия, а также предприятия торговли и сферы услуг должны соответствовать этим требованиям.
Путем производства и поставок "точно вовремя" можно сократить материальные запасы почти на 80%, уменьшить складские площади почти на 60% и снизить затраты на оборудование (приспособления) почти на 50%. С ростом производительности логистических систем можно, таким образом, существенно повысить прибыльность предприятия.
Логистика вследствие глобализации рынков и сокращения жизненного цикла изделий становится стратегическим фактором успеха в конкурентной борьбе. Логистика в будущем станет ключом к успеху. Без логистики ни одно предприятие не сможет добиться успеха в долгосрочной перспективе.
Анализ конкуренции
Предприятие должно регулярно проводить анализ конкуренции, чтобы выявлять свои сильные и слабые стороны в сравнении с важнейшими конкурентами Анализ конкуренции охватывает как предприятие в целом, так и его продуктовые группы.
Число производителей изменяется с изменением стадий цикла развития рынка. На стадии внедрения чаще всего на рынке присутствует небольшое число производителей, представляющих новый товар.
Если другие предприятия решат, что с новым продуктом, находящимся в стадии роста, можно заработать много денег, они попытаются проникнуть на этот рынок. До стадии зрелости конкуренция будет все время расти. Поскольку рынок к этому времени уже больше не растет, а даже начинает стажировать, то быстро начинают вытесняться конкуренты. К стадии насыщения станет еще больше проблем.
Опасность исходит от нынешних и потенциальных конкурентов. Предприятия должны заботиться о получении текущей ин-формации об известных им и новых конкурентах. Поэтому оценка будущего поведения старых и новых конкурентов имеет большое значение для планирования собственной конкурентной стратегии
Стратегии и причины успеха важнейших конкурентов необходимо тщательно изучать. Очень важно в интересах собственного предприятия иметь ясное представление о стратегических целях, рыночных позициях и источниках роста конкурентов. Необходимо также собирать информацию об инвестициях и клиентах конкурентов. Важное значение имеет информация о рыночных долях, областях бизнеса, имеющихся мощностях конкурентов, а также об их ресурсах, организации и квалификации руководителей.
Для проведения конкурентного анализа необходимо привлекать руководителей предприятия, хорошо знающих продукцию рыночного лидера и других конкурентов. Это, в частности, работники отделов маркетинга и сбыта, производства, НИОКР.
Для того чтобы оценка была объективной, целесообразно проводить опросы сотрудников анонимно.
Результаты анализа конкуренции следует обобщить и по возможности представить в графическом виде.
план мероприятий должен содержать календарный график устранения узких мест. Если руководство предприятия ясно представляет себе недостатки своей продукции по сравнению с продукцией конкурентов, то оно в состоянии эти недостатки быстро уменьшить или устранить полностью.
Анализ конкурентоспособности собственной продукции дает руководству импульс по совершенствованию или модификации продукции. Успех предприятия в особенности зависит от новых продуктов с конкурентоспособными ценами. Чтобы и в будущем успешно работать, необходимо своевременно модифицировать старые продукты, разрабатывать и быстро внедрять на рынок новые.
Наличие на предприятии творчески инициативного отдела НИОКР является поэтому важной предпосылкой конкурентоспособности предприятия. Успех многих предприятий зависит от того, каким стратегиям следует отдел НИОКР, как он организован и управляется.
При помощи анализа конкуренции предприятие может выявить и собственные сильные стороны, на базе которых будут разработаны новые стратегии. В рамках этих стратегий и должны быть устранены слабые стороны предприятия. Анализ конкуренции помогает также выявлению потенциала успеха (прибыли).
Выявленные слабые стороны конкурентов становятся исходным пунктом для проведения собственной наступательной стратегии. Благодаря этому можно создать предпосылки для обеспечения роста и получения солидной прибыли, гарантирующей долгосрочное существование предприятия.
Примерно 80% того, что предприятие в виде различных изделий реализует на рынке, могут также хорошо поставлять и конкуренты. Только 20% продукции отличают собственное предприятие (благодаря его специализации, гибкости и инновационности) от конкурентов.
Результаты анализа конкуренции помогут руководству предприятия разработать более эффективные и комплексные стратегии, благодаря которым усилятся конкурентные позиции собственного предприятия.
6. АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятиям следует реалистично оценивать риски, чтобы обеспечить свою безопасность. Предпосылка снижения рисков - своевременное выявление, прежде всего, слабых сторон, представляющих известную опасность для предприятия.
Опыт учит, что для минимизации рисков необходимо, по крайней мере, один раз в год проводить анализ сильных и слабых сторон предприятия, который позволит выяснить, откуда грозит опасность. Результаты такого анализа образуют базу для совершенствования деятельности предприятия. Они показывают, следует или нет изменять политику предприятия, и каким образом нужно уточнять планирование, улучшать контроль и регулирование, совершенствовать организационную структуру и модернизировать информационную систему менеджмента, чтобы своевременно информировать руководство предприятия об отклонениях от установленных целей.
Исследования показали, что многие предприятия подвергаются опасностям и рискам, которых могли избежать, если бы своевременно устраняли свои слабые стороны. Другие
предприятия попадают в трудное положение из-за того, что их руководство не позаботилось о выявлении рисков, вызванных принимаемыми решениями, и не подумало о влиянии этих решений на безопасность предприятия. В некоторых случаях руководство предприятия придерживается принятой предпринимательской политики и уже достигнутых целей, несмотря на то, что давно назрела необходимость коренного изменения политики.
Успешно действующие предприятия быстро приспосабливаются к меняющимся рыночным условиям. Другие же предприятия не во всех сферах своей деятельности хорошо организованы и сформированы; они проводят политику, не соответствующую их возможностям и ограничениям.
Чаще всего слабыми сторонами на предприятии оказываются:
1) администрация;
2) финансы;
3) маркетинг и сбыт;
4) производство;
5) материально-техническое обеспечение;
6) организация;
7) производственный учет;
8) персонал;
9) НИОКР.
Положение в этих сферах деятельности необходимо ежегодно тщательно анализировать при помощи анкет.
При поиске сильных и слабых сторон требуется тесная кооперация всех менеджеров предприятия. Они могут отметить в анкетах уже выявленные недостатки и источники опасностей. Работа с анкетами развивает у менеджеров способность к широкому комплексному мышлению и инициирует поиск возможных и скрытых слабых сторон.
Однако сами по себе анкетные данные только показывают проблемы, но не решают их. Менеджеры должны внести предложения по улучшению ситуации в своих подразделениях. После всестороннего рассмотрения и согласования предложений с руководством предприятия следует разработать планы мероприятий. И, наконец, менеджеры всех заинтересованных подразделений должны взять на себя консультирование и помощь при реализации этих мероприятий. Тогда на предприятии улучшится и кооперативный стиль управления. В должностных инструкциях нужно указать, кто из менеджеров несет ответственность за реализацию отдельных мероприятий, а кто должен только консультировать подразделения.
Выводы
Предприниматели должны своевременно выявлять риски для своих предприятий. Для этого они должны раз в год проводить анализ сильных и слабых сторон, позволяющий быстро раскрыть ситуацию на собственном предприятии. Для выявления сильных и слабых сторон применяют анкеты. Отдельные подразделения должны разработать критерии, по которым затем все менеджеры предприятия проводят оценку Результаты анализа сильных и слабых сторон образуют основу для совершенствования деятельности предприятия. В разработке предложений по совершенствованию деятельности должны участвовать все менеджеры. Разработанные на основе предложений планы мероприятий утверждаются руководством предприятия. Реализация планов мероприятий должна находиться под постоянным контролем, чтобы можно было своевременно выявлять возникающие отклонения.