Пример бланка для моделирования научного исследования
Научный аппарат исследования | заполняется ò жюри | ||||||||||||||||||||||
№ | компоненты òисследования | ò содержание компонентов исследования ò | оценка | ||||||||||||||||||||
балл | шкала | ||||||||||||||||||||||
Тема | |||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Цель | |||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Объект и изучаемое свойство (предмет) | |||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Актуальность | |||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Задачи | |||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Гипотеза | |||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Методика | Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № → название метода → какое свойство и как изучается→ получаемые данные (размерность) | ||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||
Оборотная сторона бланка
Оборудование и материалы | Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме:№ → название → назначение (для чего) → способ применения (как) | ||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения) | Для построения схемы используйте | ||||||||||||||
прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь | |||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Статистическая обработка | Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных | ||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Наглядное представление опытных данных | Представьте в виде диаграммы, графика | ||||||||||||||
или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта: | |||||||||||||||
а) выдвинутая гипотеза справделива | б) выдвинутая гипотеза ошибочна | ||||||||||||||
Условные обозначения и комментарии | |||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Выводы | Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива | ||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись): | ВСЕГО | ||||||||||||||
Каждый компонент научного аппарата имеет своё назначение.
Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления.
Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе». Объект – «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания». Изучаемое свойство объекта (предмет исследования) – «реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества».
Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем. Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др.
Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения экологического объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации об объекте заинтересованной общественности).
Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».
Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.
Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ».
Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания моделируемого исследования и, как правило, не превышает пять.
Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств экологического объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [ далее следует описание фактора и/или состояния объекта ], то [ далее следует описание характера связи между объектом и фактором ]».
Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт».
Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.
Для оценки данного тура рекомендуется использовать шкалу, которая в виде таблицы приводится ниже. Следует обратить внимание на взаимосвязь компонентов планируемого исследования. Особого внимания заслуживает формулировка основных компонентов научного аппарата: темы – она должна краткой и выразительной, чётко указывать на изучаемое свойство объекта; цели – не желательно, чтобы её формулировка слово в слово повторяла тему лишь с добавлением глаголов «изучить», «выявить». Цель должна давать представление о предполагаемом результате исследования изучаемого и/или преобразуемого свойства экологического объекта или явления; гипотезы – она должна быть предельно краткой и чёткой; задачи – должны раскрывать содержание и последовательность действий, которые предполагается в рамках исследования выполнить с изучаемым объектом; актуальность – она больше других компонентов показывает кругозор и содержание мотивации учащихся, один из наиболее сложных компонентов конкурсного задания; выводы – следует сопоставлять с задачами и гипотезой, это взаимосвязанные компоненты.