Представленной в реферате проблемной ситуации




Пример бланка для моделирования научного исследования

Научный аппарат исследования заполняется ò жюри
компоненты òисследования ò содержание компонентов исследования ò оценка
балл шкала
  Тема  
    0-1-2
  Цель  
 
    0-1-2
  Объект и изучаемое свойство (предмет)  
    0-1-2
  Актуальность  
 
 
 
 
    0-1-2
  Задачи  
   
   
   
      0-1-2
  Гипотеза  
 
 
 
    0-1-2
  Методика Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № → название метода → какое свойство и как изучается→ получаемые данные (размерность)
   
 
   
 
   
    0-1-2
                                               

Оборотная сторона бланка

  Оборудование и материалы Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме:№ → название → назначение (для чего) → способ применения (как)
   
   
   
   
      0-1-2
  Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения) Для построения схемы используйте
прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь
    0-1-2
  Статистическая обработка Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных
   
   
   
      0-1-2
  Наглядное представление опытных данных Представьте в виде диаграммы, графика
или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта:
а) выдвинутая гипотеза справделива б) выдвинутая гипотеза ошибочна
Условные обозначения и комментарии  
   
      0-1-2
  Выводы Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива
   
   
   
   
   
   
   
      0-1-2
ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись): ВСЕГО
     
                               

 

Каждый компонент научного аппарата имеет своё назначение.

Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления.

Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе». Объект – «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания». Изучаемое свойство объекта (предмет исследования) – «реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества».

 

Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем. Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др.

Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения экологического объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации об объекте заинтересованной общественности).

Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».

 

Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ».

 

Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания моделируемого исследования и, как правило, не превышает пять.

Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств экологического объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [ далее следует описание фактора и/или состояния объекта ], то [ далее следует описание характера связи между объектом и фактором ]».

Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт».

 

Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.

Для оценки данного тура рекомендуется использовать шкалу, которая в виде таблицы приводится ниже. Следует обратить внимание на взаимосвязь компонентов планируемого исследования. Особого внимания заслуживает формулировка основных компонентов научного аппарата: темы – она должна краткой и выразительной, чётко указывать на изучаемое свойство объекта; цели – не желательно, чтобы её формулировка слово в слово повторяла тему лишь с добавлением глаголов «изучить», «выявить». Цель должна давать представление о предполагаемом результате исследования изучаемого и/или преобразуемого свойства экологического объекта или явления; гипотезы – она должна быть предельно краткой и чёткой; задачи – должны раскрывать содержание и последовательность действий, которые предполагается в рамках исследования выполнить с изучаемым объектом; актуальность – она больше других компонентов показывает кругозор и содержание мотивации учащихся, один из наиболее сложных компонентов конкурсного задания; выводы – следует сопоставлять с задачами и гипотезой, это взаимосвязанные компоненты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: