ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕРМИНЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ДОКТРИНЫ




 

А.В.: Эволюция Природы по смыслу деления изначального Единства на дух и материю – отличается от эволюции духа. Вместе с тем телесная эволюция и духовная взаимосвязаны, ибо планета, например, есть совокупность минерального царства, и без минералов (с их душами), без молекул, без их развития – духовного и телесного – нет и планеты. Иными словами, в проявленном плане нет тел без духа и духа без тел, и дух и тело – это две стороны одной медали. Вместе с тем если отойти от масштаба Мироздания в целом, где Дух и Материя – две стороны одной медали, то в меньших частных случаях – такого прямого соответствия провести просто так нельзя. Поэтому в частных случаях отдельных предметов и существ телесная и духовная эволюции по-своему относительно автономны, могут побуждаться разными частными движущими силами. Во избежание путаницы для периодов телесной и духовной эволюции этих меньших образований, каковыми являются наша Солнечная система или наша Земля, хорошо было бы использовать отличные друг от друга названия, по которым можно сразу определить, о какой эволюции – телесной или духовной – идёт речь. Затруднения в чтении существовавших до сих пор переводов «Писем Махатм» вызваны особенностями английского и русского языков. Махатмы отказались дать санскритские и палийские названия излагаемого Учения.

В Письмах планетарной и человеческой эволюции используются несколько терминов, для которых в английском языке существует больше слов, чем в русском, что вызывает трудности русского перевода. Словом round, а в поздних Письмах оно стало иногда писаться с большой буквы – Round, назван эволюционный период от одного периода обскурации планеты до другого, или в случае с человечеством – максимальное развитие одного из принципов человека. На русский язык данный термин Е.И.Рерих переводит как Большой Круг или Круг. Внутри Большого Круга (round) имеется семь периодов. Такие периоды названы ring и переведены на русский язык как малый круг или круг. Например, человеческий Четвёртый Круг состоит из семи Рас, или из семи малых кругов. Соотнести малые круги с Большим Кругом планеты оказывается непросто. Говорится, что все царства должны пройти в течение Большого Круга свои семь этапов развития, свои семь малых кругов. Однако математически произвести вычисления оказывается сложно, потому что, во-первых, стартовое начало эволюции разных царств отличается и у них разная скорость развития, а во-вторых, человечество может закончить своё развитие и уйти с планеты раньше, чем доразвились прочие царства, но с уходом человека планета впадает в обскурацию, т.е. прочие царства замораживаются в незаконченной стадии.

Наибольшее терминологическое разнообразие встречается при описании планеты и планетных тел. В Письмах в начале для простоты планетные принципы рассматриваются по отдельности, как существующие независимо друг от друга, параллельно. Аналогично для простоты можно рассматривать человека как совокупность семи принципов, как бы семи тел, которые существуют как бы сами по себе, словно вложенные матрёшки. В действительности принципы – это абстракция, позволяющая понять срез реальности, какой-то аспект или закономерность реальности. Например, «астральное тело» человека включает в себя помимо астрального (кама) принципа ещё и ментальный и иные принципы. Человек может выделить из себя лишь четыре тела, но не семь. Но, например, в физическом воплощении можно назвать семь принципов. Точно так и Глобус планеты. Как принципы, для общего случая, их можно понимать как семь. Но сложнее обстоит дело с конкретно рассматриваемой планетой. Число сфер (не принципов) реальной планеты будет иным. В этом смысле в случае с реальной планетой вместо «Глобуса» удобнее использовать термин «сфера» или «мир».

Для того чтобы воспринимать принципы-Глобусы как отдельные феномены, необходимо перейти из трёхмерного к шестимерному и семимерному измерению, что не представляется возможным.

В большинстве случаев термин planet означает то же, что и на русском, – планету, как целостный объект космоса, находящуюся в конкретной фазе (от «A» до «Z»). Термин sphere означает сферу, как некую часть, или оболочку планеты (ср. атмосфера, биосфера, ноосфера). Cycle переведено как цикл, а chain – как цепь. Сложнее дело обстоит с термином globe, который в Письмах встречается написанный и с большой буквы – Globe. Это слово – женского рода, так сказать – глобула, аналогичное мать-земле, означающее в английском языке – «шар», скажем, «земной шар». Е.И.Рерих в «Тайной Доктрине» оставила данный термин без перевода, как Глобус [167], а в «Чаше Востока» в большинстве случаев это слово Е.И.Рерих переводила как сфера и изредка – планета. Сравнивая с человеком, у которого оболочки носят наименования: физическая, астральная и ментальная, у планеты аналогичные оболочки будут названы сферами. Это будет описание, что называется, «со стороны». Однако если сознанием перенестись, например, в астральный план Земли, то такой «потусторонний мир» будет выглядеть как некая местность со своей астральной жизнью, с некой поверхностью-землёй под ногами, некими лесами, городами и прочим, что в совокупности можно назвать globe (Глобусом). Некоторые обитатели потустороннего мира, согласно существующим в литературе описаниям, способны так настраивать сознание, что могут воспринимать из астрального плана земли физическую Землю, которая выглядит как некий тёмный шар в центре астрального мира. На нашей планете можно побывать на нескольких таких землях-Глобусах. Такое описание представляет из себя взгляд, так сказать, «изнутри-наружу».

Слово «земля» (earth) при описании планетарной эволюции обозначает и Четвёртую globe (сферу), и состояние нашей планеты (её фазу) в целом со всеми её сферами, когда планета пребывает в периоде Четвёртого Большого Круга (round). Так, нынешнего человека можно называть «физическим человеком», подразумевая его жизнь на физическом плане в физическом теле, но при этом можно отметить, что у человека имеется не только физическое тело – одна из оболочек, но и другие, наряду с астральной, ментальной и пр. оболочками, присущими этому же «физическому человеку». То есть «физический человек», как и «физическая земля», могут одновременно означать и отдельную оболочку, и в целом доминирующее состояние, план фокусировки сознания. В большинстве случаев globe написано с малой буквы, и какой-либо строгой закономерности в редком написании этого слова с большой буквы обнаружить не удалось.

Аналогичным образом слово race (раса) пишется как с заглавной, так и в большинстве случаев с малой буквы без строгой последовательности.

Во всех случаях слово world при описании планетарной эволюции переведено как «мир», а loka – как «лока».

 

В английском тексте словосочетания «человеческие Круги» и «планетарные Круги» пишутся по-разному, но в русском переводе это перевести по-разному затруднительно. Так, fourth round man означает «людей четвёртого круга» и earth fourth round – «земного четвёртого круга», и из такого перевода первой фразы не ясно, относится ли четвёртый круг к кругу планетной или к кругу человеческой эволюции. В тех случаях, когда это отличие было актуально, мы вставляли в квадратных скобках слово [человеческий].

Кроме этого, планетные round’ы по возможности переведены как Большие Круги, а человеческие round’ы – как просто Круги.

Особое обозначение имеют термины манвантара и пралайя – периоды активности и пассивности (сна). В большинстве Писем, особенно когда встречается разное назначение данных терминов, в оригинале обнаруживается следующее правило. Для периодов Солнечной системы manwantara и pralaya пишутся с малых букв, а для планеты – с большой. В некоторых Письмах, когда говорится об одном периоде, данные слова написаны с маленькой буквы. Синнетт и Хьюм в своих письмах данные слова для любых случаев писали с маленькой буквы. Названия малая Манвантара и малая Пралайя – время существования планеты до её дезинтеграции – названы малыми по отношению к Солнечной манвантаре. Махаманвантара – то есть Большая манвантара (период Галактики) – также получила название в сравнение с Солнечной манвантарой. В «Тайной Доктрине», посвящённой преимущественно нашей планете, термины Манвантара и Пралайя в большинстве случаев относятся лишь к Большому Кругу планеты.

Из Письма 66 можно выявить следующую периодизацию времени:

 

 

В Письмах употребляется термин «цепь миров», «цепь планет». Е.И.Рерих на вопрос о «цепях планет» писала:

 

«Цепь планет, о которой говорится в “Письмах Махатм” и “Тайной Доктрине”, нужно понимать как различные фазы одной и той же планеты, со всеми окружающими её зримыми и незримыми для нас сферами, но не как самостоятельные физические планеты» [168].

 

Обычно цепью называют череду соединённых друг с другом предметов. Описание эволюции в Письмах Махатм дано в ином смысле – с точки зрения логической цепи событий, во времени. Если описываемые этапы планетной эволюции изобразить кружками, то на рисунке, изображающем 49 этапов воплощения планеты, будет просматриваться цепь. Таким образом, цепью в тексте названы логически соединённые звенья – временныʹе фазовые состояния одной и той же планеты, а не отдельные тела.

 

Напоминаем, что подчёркнутое в Письмах одной чертой набрано курсивом, подчёркнутое двумя чертами – КАПИТЕЛЬЮ. Надстрочным шрифтом и текстом в квадратных скобках – наши пояснения и вставки.

А. Владимиров, 2007.

 

 

ПИСЬМО 15

 

К.Х. – СИННЕТТУ ПОЛУЧЕНО В БОМБЕЕ 8 ИЮЛЯ 1881 Г.

А.В.: Цель комментируемого Письма дать скорее абстрактный, нежели конкретный набросок продвижения человека по мирам. Главная идея – круговое вращение, попеременное доминирование то духовного, то материального аспекта эволюции. Тема циклов в этой переписке затронута впервые, поэтому используются ещё отвлечённые термины. В последующих Письмах, а также в

«Тайной Доктрине» эволюционная схема изложена более детально. Под «мирами» и «планетами» здесь необходимо понимать отдельные Глобусы (сферы) одной планеты. Каждая планета имеет семь Глобусов (сфер), которые поочерёдно развиваются и активизируются. В Письме Глобус назван «миром» и «планетой», что, собственно, близко к общепринятому пониманию, ибо, например, физический Глобус (Глобус «D») привыкли называть «планетой», так же как и физическое тело человека принято отождествлять со всем человеком, хотя и планета, и человек помимо физического носителя имеют иные тела (Глобусы). Согласно приведённой в Письме схеме, когда монада (зерно духа) развивается до стадии человека, то она приходит на очередную планету (свою коренную планету или на другую подходящую), поочерёдно продвигаясь с Глобуса на Глобус. Такая созревшая до человеческого уровня монада начинает с наиболее тонкого, наиболее духовного мира (Глобуса «А»), совершает на нём цикл жизнедеятельности, который может состоять из множества воплощений, и затем «переходит» на следующий мир – Глобус «В», а затем на Глобус «C». Наконец монада достигает Глобуса «D», где обретает контролируемое ею физическое тело, и становится примерно таким человеком, каким он известен сегодня. Такова упрощённая схема человеческой эволюции.

При более углублённом рассмотрении необходимо учесть, что когда говорится, например, о планете, находящейся в ментальной фазе – «А», когда в Солнечной системе вся система да, возможно, и Галактика находились ещё в этом начальном состоянии, то никаких ни астральных ни физических реалий ещё нет и жизнь на «А» может быть рассмотрена в чистом, самостоятельном виде. Но если взять период нынешнего состояния нашей планеты – физическая фаза «D», то жизнь на Глобусе «А» Земли можно понять лишь как аспект совокупного претворения жизни на всех прочих Глобусах Земли. Так мышление земного человека связано и с его чувствами, и с процессами в физической материи мозга. Именно так всё это выглядит с точки зрения нашей жизни на физическом плане.

 

*** В приложении III содержатся материалы, разъясняющие положения ряда Писем.

 

 

[ПУТЬ МОНАДЫЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ СЕМЬ ГЛОБУСОВ]

 

Цикл разумных существований начинается с высочайших миров, или сфер [169] – термин «высочайшие» означает здесь наиболее духовно утончённые. Эволюционируя из космической материи, которая есть Акаша [170], человек вначале эволюционирует из этой материи в её наиболее сублимированном [171] состоянии, появляясь на пороге Вечности [172] как совершенно Лучистая (Эфирная) [173] – не Духовная Сущность [174], – скажем, Планетный Дух. Он лишь одной чертой отделён от всеобщей и Духовной Мировой Субстанции [175]. Следовательно, в этой стадии Духо-человек [176] в лучшем случае есть действующая Сила, неизменный, потому немыслящий Принцип [177]. В своих последующих нисхождениях пропорционально увеличению материальности он будет более и более утверждать свою деятельность.

Так вот, скопление звёздных миров (включая нашу планету [178]), населённых разумными существами, может быть [во временной развёртке] уподоблено шару [179] или, скорее, эпициклоиде, образованной из колец (rings) наподобие цепи – миров (Глобусов), сцепленных вместе, совокупность которых [за период существования проявленности] представляет воображаемое бесконечное кольцо (ring) или круг (circle). Продвижение человека через весь этот круг (circle), от его начальной и до конечной точки, сходящихся в высочайшей [в качественном смысле] точке окружности, есть то, что мы называем Маха-Юга [180] или Великий Цикл (Great Cycle), Kuklos [181], вершина которого теряется в венце абсолютного Духа [182], нижняя же точка окружности находится в абсолютной материи – точке прекращения деятельности активного принципа. Если, употребляя более знакомое определение, мы назовём [солнечный] Великий Цикл (Great Cycle) – Макрокосмом, а его составные части или связанные между собою звёздные миры (планетные Глобусы), – Микрокосмами, то смысл, вкладываемый оккультистами в представление каждого из Микрокосмов как совершенной копии Макрокосма, становится очевидным. Великий Цикл служит Прототипом меньших циклов. И как таковой, каждый звёздный мир (Глобус) будет иметь в свою очередь свой цикл Эволюции, который начинает с более чистой и кончает [в нижней части дуги] более плотной или материальной природою. По мере нисхождения [монады по Глобусам] каждый мир (Глобус) делается естественным образом всё более и более теневым, становясь у противоположной точки абсолютной материей.

Движимый непреодолимым цикловым импульсом, Планетный Дух [посредством и вместе с эманированными им человеческими монадами] должен спуститься [в материю], прежде чем он сможет снова подняться. На своём пути он должен пройти всю лестницу Эволюции, не пропуская ни одной ступени, останавливаясь, как на станции, на каждом звёздном мире (Глобусе); и кроме неизбежного цикла конкретно этого и всякого другого проходимого им звёздного мира (Глобуса), он должен совершить на них также свой собственный «Жизне-Цикл» [183] – а именно возвращаясь и воплощаясь столько раз, сколько раз он оказался неуспешен в завершении здесь Круга (round) своих жизней [184], поскольку умирал, не достигнув [соответствующей] зрелости разума <...>.

<...>

 

 

[ПУТЬ МОНАДЫЧЕЛОВЕКА НА ФИЗИЧЕСКОМ ГЛОБУСЕ ПЛАНЕТЫ]

После круговращения (circling), так сказать, по дуге цикла, кружась вдоль и внутри неё <...>, когда этот Духо-человек [185] достигает нашей планеты (planet) (физический Глобус D), которая [в нашей земной цепи] является одной из нижайших [186], потеряв на каждой [предшествующей] остановке часть эфирной (тонкодуховной) и получив усиление материальной природы, дух и материя становятся приблизительно уравновешенными в нём. Но затем ему предстоит ещё выполнить [собственно] Земной цикл [187]: и поскольку в процессе инволюции, или [правильнее] нисходящей эволюции, материя всегда стремится заглушить дух, то когда достигается низшая точка его странствований [на физическом Глобусе – Земле], – однажды чистый Планетный Дух [в лице порождённых им духов людей] оказывается [как это ни парадоксально] павшим до такого состояния, которое наука условилась называть примитивным, или первобытным, человеком – посреди такой же первобытной природы, говоря геологически, ибо физическая природа в своём цикловом беге идёт в ногу как с физиологическим, так и с духовным человеком [188].

В этой точке великий Закон начинает свою работу отбора (селекции). Материя [189], оказавшаяся совершенно разобщённой с духом, отбрасывается в ещё более низшие миры – на шестой «GATE» [190] (в шестые «Врата»), или «путь перерождения» в растительном и минеральном мирах, а также в примитивных животных формах. Отсюда материя, переработанная в лаборатории Природы и лишённая духа, поступает обратно к своему Материнскому (Первоначальному) Источнику, в то время как [духовным] Egos [земных людей], очищенным [191] от собственных отбросов, даётся возможность ещё раз возобновить их эволюционный ход. Именно здесь, следовательно, «отсталые Egos погибают [как говорила Е.П.Блаватская] миллионами» [192]. Это есть торжественный момент «выживания наиболее приспособленных» и уничтожение непригодных.

Именно только материя (или материальный человек) вынуждена своею же тяжестью опускаться до самого дна «цикла необходимости» [193], чтоб принять там животную форму [194]. Что же касается победителя этого марафона по явленным мирам – Духовного Эго [195], оно будет восходить от звезды к звезде (от планеты к планете), от одного мира к другому (от одного Глобуса к другому), двигаясь по кругу вперёд вверх, чтоб вновь стать тем же чистым Планетным Духом, а затем ещё выше, чтоб наконец достичь своей отправной точки, и оттуда – погрузиться в ТАЙНУ. Никогда ни один из Адептов не проникал за покров изначальной Космической материи. Высочайшее, наиболее совершенное видение [Адептов] ограничено миром Форм и Материи [196].

<...>

 

 

[СИСТЕМА МИРОВ ПЛАНЕТЫ]

 

<...>Вы ошибаетесь, <...> [заявляя], что «духи ушедших поддерживают непосредственную психическую связь с душами, всё ещё связанными с телом», – ибо это не так. Взаимное положение обитаемых миров в нашей Солнечной системе уже одно исключало бы эту возможность.<...> Как бы ни были бестелесны и очищены от грубой материи чистые Духи, всё же они подлежат физическим и всемирным законам материи. Они не могут, даже если бы захотели, заткать пропасть, отделяющую их миры (планетные сферы) от нашего. Они могут быть посещаемы в духе, но их дух не может спуститься и достичь нас. Они притягивают, но они не могут быть притягиваемы – их духовная полярность будет непреодолимым препятствием в этом.<...> Раз уж мы начали говорить об этом предмете, то постараюсь объяснить вам ещё яснее, в чем заключается эта невозможность.

<...>

Эта цепь миров, о которой я только что говорил вам, есть не только эпициклоидная, но и [образно выражаясь] эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, но две точки, два [смысловых] фокуса (объективный и субъективный, «белый» и «чёрный» – см. далее), которые никогда не могут приблизиться один к другому. Человек находится у одного фокуса (у объективного), чистый Дух – у другого (у субъективного).

<...>

Подобно чёткам, составленным из чередующихся белых и чёрных бус, так же и эта [земная] связка миров [197] составлена из [семи] миров ПРИЧИН и [семи миров] СЛЕДСТВИЙ (субъективных миров), последние – непосредственный результат, произведённый первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера Причин [198], а наша Земля [199] есть одна из них, не только соприкасается и окружена, но в действительности отделена от её ближайшего соседа – высшей сферы Причинности [200] непроницаемой атмосферой [201] (в её духовном смысле) следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой [202], ибо одна [– наша Земля] активная, другая [– область трансформации накопленного] пассивная: мир причин – позитивен, мир следствий – негативен. Это пассивное сопротивление [между двумя фокусами – объективным и субъективным миром, препятствующее свободному взаимопроникновению] может быть преодолено лишь при условиях, о которых ваши самые учёные спириты не имеют ни малейшего представления. Всякое движение, так сказать, полярно. Очень трудно передать вам смысл того, что я подразумеваю здесь, но доведу до конца. Предвижу неудачу моей попытки представить вам эти, для нас аксиоматичные, истины в какой-либо ином виде, кроме простого, логического постулата, ибо абсолютное и ясное доказательство этих истин может быть явлено лишь высочайшим Провидцам. Однако я дам вам по меньшей мере пищу для размышлений.

Промежуточные сферы (сферы следствий) [203], будучи лишь отброшенными тенями миров Причин, – это негативы (зеркальные и энергетически полярные отражения) последних. [Для умерших людей] они являются большими остановками, станциями, на которых созревают те, кому предстоит стать новыми самосознающими Egos – саморождённое потомство старых и развоплощённых Egos нашей планеты [204], область нарастания [205]. Прежде, нежели новый феникс, возрождённый из пепла своего породителя, может подняться выше, к лучшему и более духовному и совершенному миру – всё же миру материальному [объективному], – он должен [на этих субъективно-акцентированных станциях] пройти через процесс, так сказать, нового рождения [206]. И как на нашей земле, где две трети детей мертворождённые или умирают во младенчестве, так и в наших «мирах следствий» [имеются свои отклонения].

[Если] на земле эти [отклонения есть] всё ещё следствие физиологических и умственных дефектов и грехов прародителей, которые сказываются на потомстве, [то] в стране теней новое и ещё не сознательное эго-эмбрион [207] становится справедливой жертвой прегрешений своего собственного последнего «я» (личности последнего воплощения), карма которого (заслуга и проступок) одна лишь ткёт его будущую судьбу. В том мире [подлунных теней, низшем мире следствий] мы находим лишь бессознательные, самодействующие экс-человеческие машины, души в их переходном состоянии, спящие способности и индивидуальность которых лежат как бабочка в своём коконе [до момента просыпания в более высокой сфере]; спириты же хотят, чтобы они говорили разумно! Захваченные иногда в водоворот ненормальных медиумистических токов, они становятся бессознательным эхом мыслей и идей, кристаллизованных вокруг присутствующих [спиритов]. Каждый позитивный, правильно направленный ум способен нейтрализовать подобные второстепенные, подчинённые следствия (эхо мыслей и идей) на спиритических сеансах.

Мир ниже нашего («восьмая сфера», царство дурных элементариев)ещё хуже. Тот (подлунный мир следствий, мир трансмутирующих снов), по крайней мере, безвреден, и, беспокоя его, больше грешат против него, нежели грешит он; этот же, позволяющий [там развоплощённым колдунам – черным адептам] удерживать полное сознание и будучи во сто крат материальнее, определённо опасен. Понятия об аде и чистилище, рае и воскрешении суть карикатурное, искажённое эхо единой Истины, преподанной человечеству в младенчестве его рас каждым Первым Вестником [208] – Планетным Духом, упомянутым ранее, воспоминание о котором осталось в памяти человека, как Elu (Илу) халдеев, Озирис египтян, Вишну, первые Будды индусов и так далее.

Низший мир следствий есть сфера [209] подобных искажённых мыслей – сфера наиболее чувственных (страстных) представлений и картин, антропоморфных божеств – порождений их творцов, чувственных человеческих умов людей (кама-манас, животный ум), которые ещё не переросли своей животности на земле [210]. Если помнить, что мысли вещественны – имеют упорство, связность и жизнь, – что они настоящие сущности (т.е. это элементалы), остальное станет понятным. Лишившись [физического] тела, творец [этих мыслей-элементалов] естественным образом притягивается к своему творению и порождениям; поглощённый ими как бы Мальстромом [211], прорытым его собственными руками... Но я должен остановиться, ибо едва ли хватит тома, чтобы объяснить всё, что сказано в этом письме.

 

 

ПИСЬМО 60

 

МОРИЯ – СИННЕТТУ

<...>

Хотя период Mahayug (Маха-Юги) (период воплощения планеты) почти невыразимо длинен, всё же это вполне определённый срок, и в течение этого времени должна совершиться вся последовательность развития, или, выражаясь языком оккультизма, – погружение Духа в материю и его возвращение к новому выявлению.

Цепь бус (Глобусов, сфер планеты)и каждая буса – мир (сфера), иллюстрация, уже знакомая вам. Вы уже задумывались над жизненным импульсом, начинающимся с каждой Manvantara для развития первого из этих миров (сфера «А»), для усовершенствования его и последовательного заселения его всеми воздушными (невесомыми) формами [212] жизни. И по завершении на этом первом мире (сфере «А») семи циклов (малых кругов-ring), или эволюционных стадий развития в каждом из царств, которые вам уже известны, [например, в царстве минералов], эволюция движется далее вниз по дуге, чтобы подобным же образом развить следующий мир (сферу «В») в цепи (царство минералов на этой сфере), усовершенствовать его и оставить; затем следующий и опять следующий и так далее до тех пор, пока семикратный цикл [213] мировой эволюции по цепи [включая все царства, которые приходят после минералов и в более быстром продвижении нагоняют волну минералов] не будет пройден и Mahayug не будет закончена. Тогда [для объективной части этой планеты, для её царств, кроме минерального, наступит] снова хаос – Pralaya. [ А.В.: Для планеты это смерть, после которой она рождается вновь, обретая как бы новое тело, начинает новый, более высокий цикл – следующую Маха-Югу].

Так как этот жизне-импульс (на Седьмом и последнем Круге / round / от планеты к планете [214]) передвигается всё вперёд и вперёд, он оставляет после себя умирающие и – очень скоро – «мёртвые планеты (planets)». Когда человек последнего седьмого периода [215] (последней седьмой Расы очередного Глобуса) переходит к последующему миру (на более высокую планету или ожидает на промежуточной сфере воплощения на следующем Глобусе данной планеты) [216], предыдущий мир (Глобус)со всей его минеральной, растительной и животной жизнью (за исключением человека [который уже ушёл]) начинает постепенно вымирать, и с исчезновением последнего микроорганизма гаснет, или, как говорит Е.П.Б[лаватская], наступает малая (minor), или частичная, pralaya (малая Пралайя) [217].

 

*** О частичной пралайе у Е.П.Блаватской см. приложение III.III.1.

 

Когда же духо-человек достигает последней [Седьмой] бусы в цепи (седьмой сферы «Z») и [затем] переходит в завершающую Нирвану [218], этот последний мир (Глобус) тоже исчезает или переходит в субъективность.

Таким образом, среди звёзд Млечного пути [219] рождение и смерть миров непрерывно следуют одно за другим правильною чередою в торжественном шествии Закона природы. И – как уже сказано – даже самая последняя буса нанизана на нить Маха-Юги (Mahayuga).

Когда последний Цикл, несущий человека, закончится на последней плодородной земле, и человечество достигнет в массе своей степени Будды и перейдёт из объективного Бытия в тайну Нирваны, тогда «пробьёт час», видимое станет невидимым, конкретное (проявленное) возвратится к своему доцикловому состоянию атомистического рассредоточения.

 

Но [до наступления последнего Цикла] мёртвые миры (Глобусы), оставленные позади несущимся вперёд жизненным импульсом [220], не остаются мёртвыми навсегда. Движение есть вечный закон всего сущего, и сродство или притяжение [по созвучиям] является его неразлучным сотрудником во всех проявлениях. Трепет жизни [нового Большого Круга] снова соединит [221] [вмороженные] атомы и снова тронет инертную планету (planet), когда наступит срок. Хотя все её силы остались в status quo (в неизменности) и как бы спят, но мало-помалу – когда час вновь пробьёт, она соберёт нужное для нового [Жизне-]Цикла [222] и даст рождение человеку более высокому в моральном и физическом отношении, нежели в предшествовавшей манвантаре (manvantara) [в прошлом воплощении планеты, в прошлом Большом Круге]. Её «космические атомы, находящиеся в дифференцированном состоянии» (различаясь лишь – в проявлениях силы, в механическом смысле движений и следствий), остаются в status quo так же, как и Глобусы (globes) и всё остальное, до процесса [нового] оформления [223]. <...> Поскольку планетное (planetary) развитие происходит так же постепенно, как и эволюция человечества или Рас [224], то час наступления [планетарной] Pralaya's застаёт указанный ряд миров (сфер данной планеты) на соответствующих стадиях их эволюции: каждый достиг какого-то уровня эволюционного развития – и каждый останавливается на этом до тех пор, пока внешний импульс следующей manvantara не запустит его дальше с этой самой точки, подобно остановленному и вновь пущенному хронометру [225]. Вот почему я употребил слово «дифференцированное».

К наступлению [планетарной] Pralaya (minor Pralaya, планетарная обскурация) не будет ни единого живого свидетеля – ни человека, ни животного, ни даже растительной сущности, только земля, или земные globes с их минеральными царствами (пребывающими в состоянии замороженности); и [даже] все такие [замороженные минеральные] планеты (planets) будут физически дезинтегрированы в [общепланетарной] pralaya, но не уничтожены (т.е. перейдут из объективности в субъективность); ибо в поступательном ходе эволюции каждая из них имеет место, и когда их «отсутствие» снова будет выявлено из субъективности, они найдут ту же точку, от которого они должны будут продолжить движение вдоль по цепи «проявленных форм» (определённо достигнутого ею эволюционного уровня [226]). И это, как вы знаете, продолжается бесконечно на протяжении ВЕЧНОСТИ (существования Солнечной системы) [227]. Каждый из нас прошёл этот непрекращающийся круг и будет повторять его [спирально восходящие витки] из века в век. Каждое отклонение с пути и скорость продвижения от Нирваны к Нирване определяются причинами, которые порождает сам человек, исходя из своих нужд, в коих он сам себя запутывает.

Эта картина вечного движения может устрашать ум, привыкший предвкушать существование некоего бесконечного покоя. Но такая идея не подкрепляется ни аналогиями в природе, ни <...> данными вашей науки. Мы знаем, что периоды активности и покоя следуют друг за другом во всех проявлениях природы, от макрокосмоса [228] с его Солнечной системой [229] до человека и его родительницы-земли [230], которая имеет свои сезоны деятельности, сменяющиеся периодами сна; и что, короче говоря, у всей природы, так же как и у порождённых ею живых форм, имеются свои периоды отдыха (или обратного накопления сил).

 

Так же обстоит дело и с духовной индивидуальностью, Монадой, которая начинает своё нисходящее и восходящее цикловое вращение [231]. Промежуточные периоды между каждым Великим манвантарным «кругом» (great manvantarian «round») пропорционально продолжительны, чтобы вознаградить за тысячи существований, пройденных на всевозможных globes (Глобусах); время же [отдыха], предоставленное между каждым новым «рождением Расы» – или между малыми кругами (rings) [232], как вы называете это, также вполне продолжительно, чтобы в этот промежуток времени, проводимый в сознательном (субъективном) блаженстве после возрождения Эго [в Дэва-чане или же в иных высших состояниях], вознаградить за любую жизнь, полную страданий и борьбы. Представить себе вечность блаженства или страдания и воздать этим за любые мыслимые достойные или недостойные деяния существа, которое прожило столетие или хоть тысячелетие в теле, – такое может предложить лишь тот, кто ещё ни разу не осознавал страшного значения слова Вечность и не задумывался над законом совершенной справедливости и равновесия (Кармы), который охватывает всю природу. Вам могут быть даны дальнейшие сведения, и они докажут, насколько точно соблюдена справедливость не только в отношении человека, но и в отношении зависимых от него существ, и прольют некоторый свет, я надеюсь, на мучительный [для вас] вопрос добра и зла.

<...>

Кстати, вы должны прийти к какому-нибудь соглашению относительно терминологии, когда обсуждаете эволюционные циклы. Наши термины непереводимы, и без основательного знания нашей полной системы (которая не может быть выдана, за исключением настоящих посвящённых) они ничего определённого не дадут вашему представлению, но лишь послужат источником путаницы, как в случае с терминами «душа» и «дух» у всех ваших писателей метафизиков – особенно у спиритов.

<...>

 

*** В приложении III.III.2 приводится фрагмент из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской относительно некоторых ошибок в понимании Письма 60.

 

 

ПИСЬМО 32 (§ 1, 3–4, 6Б)

 

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ, ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫМОРИИ СИННЕТТУ. ПОЛУЧЕНО В ЯНВАРЕ 1882 Г. В АЛЛАХАБАДЕ [233].

1. Вопрос. Я представляю себе, что при конце пралайи импульс, данный Дхиан-Коганами [234], не развивает ряды миров одновременно, а один за другим. <...>

Ответ. Рассуждение правильно. Ничто в природе не возникает внезапно – всё подчинено одному и тому же закону постепенной эволюции. Осознайте только раз процесс Маха-цикла (Великого Цикла) [235] для одной сферы [236], – и вы поймёте все остальные. Один человек рождается подобно другому, одна раса нарождается, развивается и приходит в упадок, как и все остальные расы. Природа следует по одной и той же колее от «сотворения» мира и до «сотворения» комара. Изучая эзотерическую Космогонию, устремите духовный взор на физиологический процесс человеческого рождения: переходите от причин к следствию, устанавливая, по мере продвижения, аналогии между рождением человека и рождением мира. В нашей доктрине вы неизбежно найдёте синтетический метод; вы должны будете объять всё целиком – то есть слить воедино макрокосм и микрокосм, – прежде чем вы сможете изучать части по отдельности или анализировать их с пользою для своего ума. Космогония есть одухотворённая физиология мира, ибо Закон един.

 

*** В приложении III.II содержатся материалы, разъясняющие положения нижеследующего.

 

3. Вопрос. Расположены ли миры следствий в промежутках между мирами деятельности в серии нисхождения?

 

Ответ. Миры следствий не есть lokas (Локи) или местонахождения. Это – тень мира причин, [тень] его души [237], – ибо миры (планеты), подобно людям, имеют свои семь принципов, которые развиваются и растут одновременно с [их] телом.

<...>

А.В.: Таким образом, подобно тому, как у человека за время жизни образуется на базе его «тени» – эфирного двойника – ложная личность, так и у Земли с момента её образования имеется её эфирный двойник – эфирная Земля, подлунный мир следствий, оболочки которого сходны с низшими оболочками-принципами человека и имеют аналогичную им судьбу.

 

4. Эволюции миров не могут быть рассматриваемы отдельно от эволюции всего сотворённого или сущего на этих мирах [238]. <...> И планета [239] и человек суть лишь состояния на данное время; их теперешняя видимость – геологическая и антропологическая – преходяща и есть лишь условие, сопутствующее той стадии эволюции, которой они достигли в нисходящем цикле <...>.

Вы легко поймёте, что подразумевается под «одним-единым» Элементом или Принципом во вселенной, и притом – Принципом Двуначальным [240](объединение Мужского и Женского Начал): семиглавый змий Ананта Вишну [241], Наг вокруг Будды – великая Вечность в образе Дракона, кусающего своей активной головой свой пассивный хвост, из эманаций которой (головы, то есть – ума) возникают миры, существа и предметы. Вы поймёте, почему первый философ провозгласил: ВСЁ – Майя – за исключением этого одного принципа, который пребывает в покое лишь во время maha



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: