МАХАТМЫ, КТО ОНИ (Е.И.РЕРИХ) 7 глава




9. Вопрос. Длится ли это состояние духовного блаженства годами, десятилетиями, веками?

Ответ. На годы, десятилетия, столетия и тысячелетия, часто ещё умноженные, всё зависит от продолжительности [положительной] Кармы. Наполните маслом маленькую чашку и городской резервуар для воды, зажгите оба и посмотрите, которое будет дольше гореть. Эго – фитиль, масло – Карма. Разница в количестве масла (в чашке или в резервуаре) покажет вам существующее огромное различие в продолжительности разных карм. Каждое следствие должно быть пропорционально причине. А поскольку время воплощённого существования человека несоизмеримо мало по сравнению с периодом его существования между рождениями в манвантарном (manvantaric) цикле [98] [в мире следствий], то, значит, добрые мысли, слова и действия в каждой из этих «жизней» на планете [99] будут причинами следствий, на завершение (исчерпание) которых требуется гораздо больше времени, нежели потребовалось на развитие причин. Потому, когда вы читаете, в Джатаках и в других «баснословных» рассказах Буддийских Писаний, что то или другое доброе деяние было награждено Кальпами разнообразных блаженств, не улыбайтесь этим абсурдным преувеличениям, но помните, что я вам сказал. Из маленького семени, вы знаете, возникает дерево, чья жизнь длится двадцать два века; я подразумеваю дерево Бо в Анурадхапуре. Вы не должны смеяться, если вам попадутся «Пинда-Дхана» или другая какая-либо Буддийская Сутра, где вы прочтёте: «Между Кама-Лока и Рупа-Лока имеется местность, обиталище Мары (смерти). Этот Мара, полный страстей и похоти, разрушает все благие начала, подобно тому, как камень перемалывает зерно. (Мара, как вы сами можете догадаться, есть аллегория [восьмой] сферы [100], называемой «планета Смерти» [101], – водоворот, в котором исчезают жизни, обречённые на уничтожение. Эта битва происходит именно между Кама и Рупа-Локами). Его дворец занимает площадь в 7000 йоджан и окружён семирядной стеной», – вы не должны смеяться, так как вы теперь более подготовлены к пониманию этой аллегории.

Также, когда Бил, или Борноф, или Рис Девидс в силу своего христианско-материалистического простодушия позволяют себе выпускать подобные переводы, какие обычно выходят из-под их пера, мы не испытываем к ним неприязни за их комментарии, ибо им не дано знать больше...

Но что может означать следующее: «Названия этих Небес (ошибочный перевод: Локи – не есть небеса, но [конкретные] местности или обиталища) Желаний – Кама-Лока потому, что существа, их занимающие, подвержены желаниям еды, питья, спанья и любви. По другому они называются обиталищем пяти разрядов чувственных существ – дэвов, людей, асуров, животных и демонов» («Лантан-Сутра» в переводе С.Била). Они просто означают, что если бы почтенный переводчик был ознакомлен с истинной доктриной немного лучше, он бы:

1. Разделил дэвов на два класса – и назвал бы их «Рупа- дэвами» и «Арупа -дэвами» («имеющими форму », или объективными, и «бесформенными », или субъективными Дхиан-Коганами).

2. То же самое он проделал бы с классом людей, так как существуют оболочки, а также «Мара-Рупы» – обречённые на уничтожение.

Вот они все:

 

1. Рупа-Дэвы – Дхиан-Коганы, имеющие формы [102].

2. Арупа-Дэвы – Дхиан-Коганы, не имеющие формы. Эти две категории – бывшие люди.

 

3. Пишачи – (двухпринципные) призраки (оболочки).

4. Мара-Рупа – обречённые на смерть (трехпринципные).

 

5. Асуры – элементалы, имеющие человеческую форму.

6. Животные – [элементалы] второго класса: животные элементалы.

Категории 5 и 6 – будущие люди.

7. Ракшасы (демоны) – души или астральные формы колдунов; это люди, которые достигли вершины знания в запретной науке. Живые или мёртвые, они, так сказать, обманули природу; но это только временно – пока наша планета [103] не пойдёт в обскурацию, после чего они, хотят или не хотят, будут уничтожены.

 

Именно эти семь групп и образуют главные категории обитателей окружающего нас субъективного мира. В разряд (1) как раз и входят наделённые разумом Правители этого [земного] мира Материи, которые, при всей своей разумности, суть лишь слепо повинующиеся орудия Единого; активные агенты Пассивного Принципа (Мулапракрити).

<...>

Ваш следующий вопрос:

Существует ли какое-либо промежуточное состояние между духовным блаженством Дэва-чана и заброшенной жизнью тени однажды полусознательного элементария (reliquae) человеческого существа, которое потеряло свой шестой принцип? Потому что, если бы это так было, это дало бы locus standi (точка опоры) в воображении «Эрнестам» и «Джо» спиритуалистических медиумов, лучшей части контролирующих «духов». Если это так, то такой мир должен быть очень населённым, откуда может прийти любое количество «духовной» информации.

Ответ. Увы – нет, мой друг, насколько мне известно. От «Сукхавати» (Дэва-чана) до «Области Сомнений» существуют разнообразные духовные состояния; но мне неизвестно ни о каком таком «промежуточном состоянии». Я вам говорил о Саквалах [104] (хотя я не стану их перечислять, так как это было бы бесполезно), и даже об Авичи – «Аде», из которого нет возвращения, и об этом мне больше нечего сказать. (В Абхидхарма-шастре мы читаем: «Будда учил, что на окраинах всех Саквал имеется мрачный промежуток, и для попадающих туда нет ни Солнца, ни лунного света. Оттуда нет нового рождения. Это холодный Ад, великая Нарака ». Это Авичи). «Жалкой тени» остаётся делать всё, что в её силах. Как только Эго вышло за пределы Кама-Локи и пересекло «Золотой Мост», ведущий к «Семи Золотым Горам», оно уже не может вести задушевные беседы с беззаботными медиумами. Никакой «Эрнест» или «Джо» никогда не возвращались из Рупа-Локи, не говоря уже об Арупа -Локе, чтобы поддерживать приятные сношения со смертными.

Конечно, есть и «лучший вид» останков «reliquae» (элементариев);

равно и «оболочки» или «блуждающие по земле», как их здесь называют, – не все непременно плохи. Но даже те, которые не плохи, становятся на время плохими благодаря медиумам (ибо вызванные спиритами из сна, они устремляются «кушать»). «Оболочки», конечно, могут [от такого притяжения спиритами] не тревожиться [за свою «судьбу»], ибо им в любом случае нечего терять. Но есть другой вид «духов», которых мы упустили из виду: самоубийцы и убитые случайно [и им есть что терять]. Оба эти вида (самоубийцы и убитые случайно) могут сообщаться [со спиритами], и оба должны дорого платить за подобные визиты. Здесь опять-таки нужно пояснить, что имеется в виду. Речь идёт о том разряде «духов», который французские спириты называют «Les Esprits Souffrants» (Страдающие духи). Они – исключение из правила, так как принуждены оставаться в сфере земного притяжения и в её атмосфере – Кама-Локе – до того момента, когда бы завершился естественный срок их жизни. Другими словами, эта особая волна эволюции жизни должна докатиться до предназначенного ей берега. Но грешно и жестоко оживлять их воспоминание (память) и усиливать их страдания, давая им возможность жить искусственной жизнью, возможность отяжелить их Карму, соблазняя их открытыми дверьми [плотского потока] через медиумов и сенситивов, ибо им придётся расплатиться сполна за каждое такое удовольствие. Поясню.

Самоубийцам, которые, безрассудно надеясь избегнуть [тягость] жизни, обнаруживают, что всё ещё живы, – уготовано достаточно страданий в таком существовании. Их наказание заключается в интенсивности (гипернасыщенности) такого существования. Лишившись вследствие своего безрассудного поступка седьмого и шестого принципов (хотя и не навсегда, ибо они могут вернуть их оба), – вместо того, чтоб [теперь] принять своё наказание и постараться использовать возможность искупления, они зачастую начинают сожалеть о [плотской] жизни и соблазняются вернуть её захватом, преступными средствами [105]. В Кама-Локе, месте сильнейших вожделений, они могут удовлетворять свои земные вожделения лишь через живой организм (т.е. через живого земного человека); и, поступая так, по истечении естественного срока [ А.В.: когда бы закончилось их заключение в гипернасыщенном страдании и они, освободившись, обрели бы вновь свою Монаду], они обычно утрачивают свою Монаду навсегда.

Что же касается жертв несчастного случая – их удел ещё хуже. Если они только не были так добры и чисты, чтоб быть тотчас же втянутыми в Акашное Самадхи – то есть погрузиться в состояние безмятежного сна, полного розовых сновидений, во время которого они не помнят случившегося несчастья, но действуют и живут [в этой иллюзии сна] среди своих близких друзей и в своей привычной обстановке, до тех пор пока их [уготованный им] естественный срок жизни не завершится, после чего они находят себя родившимися в Дэва-чане. В противном случае – мрачна их судьба. Если порочны и чувственны, они блуждают как несчастные тени (не оболочки, ибо их /жертв несчастного случая/связь с двумя высшими принципами не совсем нарушена) до тех пор, пока час смерти [уготованный им] не наступит. Вырванные из жизни в полном расцвете земных страстей, которые приковывают их к привычной обстановке, они искушаются возможностями, которые предоставляет им медиум, чтобы удовлетворить их, позволив им его заместить (одержать). Они-то и есть пишачи [индусов], инкубы и суккубы средневековья. [Они есть] демоны пьянства, обжорства, сладострастия и скупости – элементарии гипертрофированного коварства, порочности и жестокости, толкающие свои жертвы на самые ужасные преступления и наслаждающиеся своим манипулированием! Они не только губят свои жертвы, но эти психические вампиры, увлекаемые потоком своих адских импульсов (влечений), в конце концов, в уготованный срок завершения их естественного периода жизни – уносятся из ауры Земли в области, где века они претерпевают невыносимые, изощрённые страдания («восьмая сфера») и кончают полным уничтожением.

Но если жертва несчастного случая или насилия не очень хорошая и не слишком плохая – обыкновенная личность, то вот что может произойти с ней. Медиум, который притягивает её, создаёт для неё самые нежелательные вещи: новую комбинацию Скандх [106] и новую тяжёлую Карму. Но позвольте мне дать вам более ясное представление о том, что я подразумеваю под «злой Кармой» в этом случае.

В связи с этим, раз вы так заинтересованы этой темой, дайте раньше сказать вам, что ничего лучшего вы не можете сделать, нежели возможно основательнее изучить две доктрины Кармы и Нирваны. До тех пор, пока вы не освоитесь в совершенстве с двумя основаниями – двойным ключом к метафизике Абхидхармы, вы всегда будете в открытом море, стараясь понять остальное. Мы имеем несколько видов Кармы и Нирваны в их разнообразном приложении ко Вселенной, миру, Духам, Буддам, Бодхисатвам, человеку и животным, второй заключает в себе свои семь царств. Карма и Нирвана есть две из семи великих тайн Буддийской Метафизики; и только четыре из семи известны лучшим ориенталистам, и то очень несовершенно.

Если вы спросите учёного буддийского священнослужителя, что есть Карма, – он скажет вам, что Карма есть то, что христианин мог бы назвать Провидением (только в некотором смысле), а магометанин – Кисмет – рок или судьба (опять в одном значении). Этот главнейший догмат учит, что как только сознательное существо, человек, Дэва, или животное умирает, [в тонком плане] создаётся новое существо, и он или оно появляется в новом рождении, на этой или другой планете в условиях, им самим созданных предыдущими действиями. Или, другими словами, Карма есть направляющая и ведущая сила тришны (на языке пали – танха) [107] – жажды или желания чувственной жизни – непосредственная сила или энергия, результат человеческих или животных действий, которая (Карма) из старых Скандх рождает новую группу, образующую новое существо, и контролирует качество самого рождения. Или, чтоб это стало ещё понятнее, – новое существо вознаграждается и наказуется за заслуги и проступки старого (прежнего). Карма представляет из себя «Книгу Записей» (регистраций), в которой все поступки человека – хорошие, плохие и ни те, ни другие – тщательно вносятся на его дебет или кредит его счета – им самим, так сказать, или скорее этими самыми его поступками. Там, где христианский поэтический вымысел создал и видит записывающего Ангела-Хранителя, суровая и реалистичная буддистская логика, прозрев необходимость того, чтобы каждая причина имела бы свои следствия, указывает её действительное присутствие. Противники Буддизма придавали огромное значение приводимой несправедливости, что делатель избежит, а невинная жертва будет страдать, раз делатель и страдающий разные существа. Дело в том, что тогда как в одном смысле они могут быть так рассматриваемы, тем не менее в другом они тождественны.

«Старое существо» есть единственный породитель – отец и мать в одно и то же время – нового существа. Это первый, который в действительности является создателем и формировщиком последнего; и поистине, в гораздо большей степени, нежели его отец во плоти. Когда же вы хорошо усвоите значение Скандх, вы увидите, что я предполагаю.

Именно группа Скандх образует и составляет физическую и ментальную Индивидуальность, которую мы называем человеком (или вообще любого существа). Эта группа состоит (в эзотерическом учении) из пяти Скандх, а именно:

Рупа – материальные свойства или качества;

Ведана – чувствования;

Санджня – абстрактные идеи;

Санскара – наклонности физические и умственные;

Виджняна – умственные силы и расширение Санкхары, подразумевая под этим умственные, физические и моральные предрасположенности.

Мы прибавляем к ним ещё две, свойства и названия которых вы можете узнать позднее. Достаточно сейчас сказать вам, что эти две группы скандх связаны и порождают Саккаядиттхи, «ересь (майя) индивидуальности», и Аттавада – «доктрину самости». Обе они (в случае пятого принципа-[животной] души) ведут к иллюзии и верованию в действенность тщетных обрядов и служб при молитвах и ходатайствах [к богам].

Теперь, возвращаясь к вопросу тождественности между старым и новым Эго (прежней и последующей личности), я могу напомнить вам, что даже ваша наука приняла старый, очень старый факт – явно утверждаемый нашим Владыкой, – что человек любого конкретного возраста, хотя чувствами тот же самый, тем не менее физически не тот, каким он был несколько лет тому назад. (Мы говорим семь лет тому назад и готовы отстоять и доказать это.) Говоря согласно Буддизму, его Скандхи изменились, в то же время они постоянно, беспрерывно работают, приготовляя абстрактную форму – privation – «особенности» будущего нового существа [для нового воплощения].

Итак, если справедливо, что человек в 40 лет будет наслаждаться или страдать за свои действия, совершённые в двадцатилетнем возрасте, то одинаково справедливо, чтоб существо нового рождения, которое по существу тождественно с предыдущим существом – раз оно является его порождением и созданием, – восчувствовало бы последствия, порождённые тем «я», или той личностью [108].

Ваш западный закон, карающий невинного сына виновного отца, лишая его отцовских прав и имущества; ваше цивилизованное общество, клеймящее бесчестьем невинную дочь безнравственной матери; ваша христианская церковь и Писания, учащие, что Бог взыскивает грехи отцов с детей до третьего и четвёртого поколения, – разве это не гораздо несправедливее и более жестоко, нежели что-либо совершённое Кармою? Вместо того, чтобы карать невинного вместе с преступником, Карма отмщает и вознаграждает первого, что никто из ваших трёх вышеупомянутых властелинов никогда не додумался сделать.

Но может быть, на наше физиологическое указание возражатели могут ответить, что только тело изменяется, ибо есть лишь молекулярное перерождение, которое ничего общего не имеет с умственной эволюцией; а что Скандхи представляют собой не только ряд материальных, но также и умственных и моральных качеств. Но существует ли, спрашиваю я, какое-либо ощущение, абстрактная идея, склонность ума или умственная способность, которые бы могли быть названы абсолютно немолекулярным феноменом? Может ли даже ощущение или наиболее абстрактные мысли, которые суть нéчто, произойти из ничего или быть ничем?

Так вот, причины, порождающие «новое существо» и определяющие характер Кармы, как сказано ранее, во-первых, суть тришна [109] (или танха) – жажда, желание чувствующего существования, и во-вторых – упадана, которая есть осуществление или завершение тришны, или этого желания (реализация желания). И обе их медиум помогает пробудить и развить до nec plus ultra [110] в элементарии, будь он (элементарий) самоубийцей или же жертвой. (Только Оболочкам и Элементалам при этом не наносится вреда, хотя нравственность сенситивов никоим образом не может выиграть от такого общения). Как правило, человек, умирающий естественной смертью, остаётся от «нескольких часов до немногих лет» в пределах земного притяжения, в Кама-Локе. Но существуют исключения в случае самоубийств и умирающих от насильственной смерти [111]. Потому, к примеру, одному из таких Эго, которому предопределено жить, скажем, 80 или 90 лет, но который убил себя или же был убит случайно, предположим, в возрасте 20 лет, пришлось бы провести в Кама-Локе не «несколько лет», но в данном случае 60 либо 70, в виде элементария или, скорее, как «блуждающего по земле», так как, к несчастью для себя, он даже не «оболочка». Счастливы, трижды счастливы по сравнению с ним те из развоплощённых сущностей, которые спят долгим сном и живут во сне в лоне Пространства. И горе тем, тришна которых притянет их к медиумам, и горе тем медиумам, соблазняющим их подобными лёгкими упадана. Ибо, дав овладеть собой и удовлетворив жажду жизни элементария, медиум помогает развить в элементарии (в действительности – становится причиной) новый ряд Скандх [112] – новое [астральное] тело, с гораздо худшими наклонностями и страстями, нежели утерянное ими. Всё будущее этого нового [астрального] тела будет определено следующим образом: не только Кармою проступков [прежней жизни] – [т.е. элементалами] прежней группы [которые образуют при воплощении астральное тело], но также и Кармою проступков новой группы [элементалов] будущего существа.

Если бы медиумы и спириты знали, как я уже сказал, что с каждым новым «ангелом-руководителем», с восторгом приветствуемым ими, они вовлекают его в упадану, которая породит целый ряд несказуемых зол для нового Эго, которое родится под такой зловещей тенью. И что с каждым [спиритическим] сеансом – особенно сеансом материализации – они (спиритуалисты) умножают причины для бедствий, причины, которые воспрепятствуют несчастному Эго в его духовном рождении или принудят его родиться в худшее нежели когда-либо существование – они, быть может, стали бы менее расточительны в своём гостеприимстве.

<...>

Мы не восстаём против истинного спиритуализма, но только против неразборчивого медиумизма и физических проявлений, материализации и в особенности одержимости в трансах. Если бы только спиритуалисты могли понять разницу между индивидуальностью и личностью, между индивидуальным и личным бессмертием и некоторые другие истины, легче можно было бы убедить их, что оккультисты могут быть вполне убеждёнными в бессмертии Монады и, тем не менее, отрицать бессмертие души, проводника личного эго; что они могут твёрдо верить и сами практиковать духовные сообщения и беседы с развоплощёнными Эго в Рупа-Локе и, тем не менее, смеяться над безумной мыслью «пожатия руки» Духа! И что, наконец, в сущности оккультисты являются настоящими спиритами, тогда как современная секта этого наименования составлена лишь из материалистических феноменалистов.

А раз мы обсуждаем «индивидуальность» и «личность», то любопытно, что Е.П.Б., когда подвергала мозг бедного м-ра Хьюма муке своими путаными объяснениями [на эту тему], никогда не подумала до получения объяснения от него самого о [правильно им обнаруженной] разнице между индивидуальностью и личностью, что это та же самая доктрина, которая ей была преподана, т.е. Паччека-яны (Paccika-Yana) и Амата-яны (Amita-Yana). Оба термина представляют собой точный и буквальный перевод пали, санскритские и даже китайско-тибетские технические наименования для многочисленных личных сущностей (существ), соединённых в одну индивидуальность, – длинная нить жизней, эманирующих из одной бессмертной МОНАДЫ. Вы должны запомнить их:

1. Паччека-яна (на санскрите – Пратьека) буквально означает «личный проводник», или личное Ego, т.е. комбинация пяти низших принципов.

2. Амата-яна (на санскрите – Амрита) переводится:

«бессмертный проводник», или Индивидуальность, Духовная душа или Бессмертная Монада – соединение 5-го, 6-го и 7-го принципов.

<...>

 

ПИСЬМО 72 В

 

К.Х. – СИННЕТТУ ПОЛУЧЕНО В АВГУСТЕ 1882 Г.

<...>

Большинство тех, кого вы можете назвать, если хотите, кандидатами в Дэва-чан, умирают [на земле] и возрождаются в Кама-Локе без воспоминаний, хотя (и именно потому) они снова обретают какую-то часть этих воспоминаний в Дэва-чане. Нельзя назвать это [в Дэва-чане] полным воспоминанием, но лишь частичным. Едва ли вы назовёте «воспоминанием» один из ваших снов; какую-то отдельную сцену или сцены, в узких рамках которых вы встречаетесь с несколькими людьми – теми, кого вы любили превыше всего, бессмертною любовью, этим святым чувством, единственным, которое переживает (остаётся и сохраняется), – и ни малейшего воспоминания о других событиях или представлениях. Любовь и ненависть – единые бессмертные чувства, единственные переживающие из крушения Эдема или феноменального мира. Представьте себя в Дэва-чане с теми, кого вы, может быть, любили такою бессмертною любовью, со знакомыми туманными представлениями, связанными с ними, как задний план, и совершенное отсутствие воспоминаний относительно всего другого, касающегося вашей внутренней, общественной, политической, литературной и светской жизни. И тогда перед лицом этого духовного, чисто созерцательного существования, этого неомрачённого блаженства, длящегося пропорционально силе чувств, создающих его, от нескольких до многих тысячелетий, – назовите это личным воспоминанием А.П.Синнетта, если хотите. Вы можете подумать: «Ужасно однообразно». Нисколько – отвечу я. Разве испытывали вы монотонность, скажем, во время такого момента, который вы считали тогда и теперь считаете, как момент высочайшего блаженства, которое вы когда-либо ощущали? Конечно, нет. Тем более не будете испытывать его там, в этом прохождении в Вечности, где миллион лет не долее одной секунды. Там, где нет осознания внешнего мира, не может быть распознавания для обозначения различий. Потому нет ощущения контрастов, монотонности или разнообразия, ничего, одним словом, вне этого бессмертного чувства любви и симпатического влечения, семена которого заложены в пятом [принципе] (его высшей составной); растения их пышно цветут вокруг и внутри четвёртого принципа, но корни его должны проникать глубоко в шестой (буддхический) принцип, чтоб пережить нижние группы [принципов]. <...>

Запомните оба, что мы сами создаём наш Дэва-чан так же, как и Авичи, находясь ещё на Земле, и большей частью в течение последних дней и даже моментов наших разумных и чувствующих жизней. То чувство, которое наисильнейшее в нас в этот важный час, когда, как во сне, события долгой жизни, до их мельчайших подробностей, проходят в строгом порядке в несколько секунд в нашем видении [113], – это чувство сделается создателем нашего благоденствия или горя – жизненным принципом нашего будущего существования. В последнем мы не имеем истинного бытия, но только временное, мимолётное существование, продолжительность которого не оказывает влияния, так же как и не имеет следствий и отношений к этому бытию, которое, как и каждое следствие преходящей причины, будет так же скоротечно и в свою очередь исчезнет и прекратится. Действительное, истинное полное воспоминание наших жизней придёт лишь к концу малого цикла – не ранее.

Те же, кто удерживают свою память в Кама-Локе, не будут наслаждаться в великий час воспоминаний. Те, кто [ясно] знают, что они мертвы в своём физическом теле [и лишились подлинно его], могут быть только Адептами или колдунами; и все они являются исключением из общего правила. Как те, так и другие, будучи «сотрудниками природы» в её труде создания и разрушения, первые во благо, последние во зло, являются единственными, которых можно назвать бессмертными – конечно, в каббалистическом и эзотерическом смысле.

Полное или истинное бессмертие, означающее неограниченно долгое осознающее бытие, не может иметь ни перерывов, ни задержек, ни остановок в Самосознании. И даже оболочки тех добрых (хороших) людей, ни одна из страниц жизни которых не окажется недостающей в великой Книге Жизней на пороге Великой Нирваны, даже они вновь обретут свои воспоминания или кажущееся самосознание только после того, как шестой и седьмой принципы с [высшей] квинтэссенцией 5-го (последний должен снабдить материалом даже для этого частичного воспоминания личности, которое необходимо для этой цели /вспоминания/в Дэва-чане) – перейдут в состояние нарастания (созревания), не ранее. Даже в случае самоубийц и тех, которые погибли насильственной смертью, даже тогда сознанию требуется некоторое время на установление нового центра тяготения и чтобы развить (как сэр У. Гамильтон сказал бы) своё «собственно восприятие [114]» и с этого времени остаться отличным от «собственно ощущения [115]».

Итак, когда человек умирает, его «[животная] душа» (пятый принцип) становится бессознательной и утрачивает всякое воспоминание о вещах внутренних, так же как и внешних. Продолжается ли его пребывание в Кама-Локе лишь несколько секунд, часов, дней, месяцев или лет, умер ли он естественной или насильственной смертью, случилось ли это в его молодые годы или в старости, было ли [личное] эго добрым, злым или безразличным, – сознание покидает его так же внезапно, как пламя оставляет фитиль, если на него дунуть. Когда жизнь удалилась из последней частицы мозговой материи, его познавательные способности [116] исчезают навсегда, его же духовные силы мышления, созерцания и воли (все те способности, одним словом, которые не врождённые и не приобретённые органической материей) – на время. Его Майяви-Рупа часто может быть явлена в объективности, как в случаях привидений после смерти; но, если только оно не проявлено с знанием (скрытым или потенциальным) или благодаря интенсивности желания видеть и появиться кому-нибудь, пронёсшемуся в умирающем мозгу, появление это будет лишь автоматическим. Оно не будет обязано какому-либо симпатическому притяжению или действию волевому – не более, нежели отражение человека, проходящего бессознательно вблизи зеркала, и обязано [предсмертному] желанию последнего.

<...>

Слово «Бессмертие» имеет для посвящённых и оккультистов совершенно другой смысл. Мы называем «бессмертием» лишь Единую Жизнь в её мировой совокупности и полной или Абсолютной Абстракции; то, что не имеет ни начала, ни конца, ни перерывов в её беспрерывности. Приложимо ли это определение к чему-либо другому? Конечно, нет. Потому древние Халдеи имели несколько префиксов к слову «Бессмертие», одно из которых греческое, – редко употребляемый термин – пан-эонное бессмертие, т.е. начинающееся с манвантарой (manvantara) и кончающееся пралайей (pralaya) нашего Солнечного мира [117]. Оно длится эон, или период нашей Пан, или «всей Природы». Бессмертен, следовательно, тот, в смысле панэонного бессмертия, чьё ясное сознание и восприятие своего «я », в какой бы то ни было форме, не подвергается разобщению ни на секунду во время периода его самости. Эти периоды многочисленны, и каждый имеет своё отличное наименование в сокровенных учениях халдеев, греков, египтян и арийцев, и если бы только они были доступны переводу (а они не доступны – по крайней мере до тех пор, пока идея, заключённая в них, остаётся непостижимой для западного ума), я мог бы дать их вам. Пока что вам достаточно знать, что человек, [личное] Эго, подобное вашему или моему, может быть бессмертным от одного Большого Круга (round) до другого.

Скажем, я начинаю моё бессмертие на этом Четвёртом Большом Круге (round), т.е. став полным Адептом (каким я, к несчастью, не являюсь [118]), я по желанию останавливаю руку Смерти; и когда наконец я принуждён подчиниться ей, моё знание тайн природы позволяет мне сохранить своё сознание и ясное восприятие своего [личного] «я» в качестве объекта своего рефлексирующего сознания и познавания; и таким образом избегнув всех тех расчленений принципов (высших от низших), которые, как правило, наступают после физической смерти среднего человека, я остаюсь, как Кут Хуми [119], в своём Эго на протяжении всего ряда рождений и жизней в семи [объективных] мирах и [семи субъективных] Арупа-Локах до тех пор, пока наконец я снова не появлюсь на этой Земле среди Пятой Расы людей полного Пятого человеческого Круга (round). В таком случае я был бы «бессмертен» в продолжение непостижимо длинного (для вас) периода, охватывающего многие миллиарды лет. И тем не менее, действительно ли я бессмертен при всём том? Если только я не предприму таких же усилий, какие я предпринимаю теперь, чтобы обеспечить для себя ещё один такой отпуск у Закона Природы, Кут Хуми исчезнет и может стать м-ром Смитом или невинным Бабу, когда его отпуск окончится. Имеются люди, которые становятся такими мощными существами; есть люди среди нас, которые могут стать бессмертными в течение оставшихся Больших Кругов (rounds), а затем занять своё предназначенное место среди высочайших Коганов, Планетарных сознательных «Эго-Духов». Конечно, Монада «никогда не погибает, что бы ни случилось».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: