МАХАТМЫ, КТО ОНИ (Е.И.РЕРИХ) 4 глава




<...>

Существует моральный аромат так же, как физический. <...> Сладкая мякоть апельсина скрыта под его кожей; попытайтесь заглянуть вовнутрь футляров, чтобы увидеть драгоценности, и не доверяйте тем, которые выставлены на крышке; я опять говорю: этот человек – честный и очень серьёзный, он (один из учеников) не совсем ангел – тех нужно искать в модных церквах, на вечерах в аристократических особняках, в театрах и клубах и в других такого рода святилищах, но так как ангелы находятся вне нашей космогонии, то мы рады помощи даже от честных и мужественных, хотя и «грязных» людей.

<...>

Также старайтесь прорваться через ту великую майю, против которой изучающие оккультизм предупреждаются своими Учителями по всему миру, – через жажду феноменов. Подобно жажде к напиткам или опиуму, она растёт по мере удовлетворения. Спириты опьянены этим, они – тауматургические пьяницы. Если вы не можете чувствовать себя счастливым без феноменов, вы никогда не научитесь нашей философии. Если вы нуждаетесь в здоровой философской мысли и ею удовлетворитесь, будем переписываться. Я говорю вам великую истину, что если вы, подобно вашему автору притчей – Соломону, изберёте лишь мудрость, то всё остальное будет приложено своевременно. Сила наших метафизических истин не прибавится, если наши письма упадут из пространства к вам на колени или появятся под вашей подушкой. Если наша философия неправильна, то чудо не сделает её правильной. Вместите это в ваше сознание и будем разговаривать, как разумные люди. Почему нам надо заниматься игрушками, разве у нас не выросли бороды?

<...>

 

 

ПИСЬМО 45

 

К.Х. – СИННЕТТУ

ПЕРВОЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ПОСЛЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ (ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ

К.Х.) В ФЕВРАЛЕ 1882 Г.

 

<...>

Оглянитесь кругом, мой друг, и вы увидите «три отравы», неистовствующие в сердце человека: гнев, алчность, заблуждение и пять помрачений: зависть, страсть, колебание, лень и неверие, всегда мешающие ему разглядеть истину. Они никогда не избавятся от загрязнения своих тщеславных, злобных сердец, не ощутят духовной части самих себя. Не хотите ли попытаться ради укорочения расстояния между нами выпутаться из сети жизни и смерти, в которую все они пойманы, и менее лелеять вожделение и желание?

<...>

Я могу приблизиться к вам, но вы должны притягивать меня очищенным сердцем и постепенно развивающейся волей. Подобно игле адепт следует туда, куда его притягивает. Разве это не является законом развоплощённых принципов? Почему же тогда также и не законом живых? Так же, как общественные связи плотского человека слишком слабы, чтобы позвать назад душу умершего, за исключением случая, когда налицо взаимное сродство, которое переживает, подобно силе внутри земной сферы, так же зовы одной только дружбы или даже восторженного уважения являются слишком слабыми, чтобы притянуть «Лха» (высокого Духа), прошедшего на один прогон пути дальше, к тому, кто остался позади, если не произойдёт параллельного продвижения. Хорошо и правдиво говорил М[ория], когда сказал, что любовь к коллективному человечеству является тем, что вдохновляет всё более и более; и если какой-либо индивидуум захотел бы отвлечь его внимание на себя, то ему пришлось бы преодолеть это влияние более сильной энергией.

<...>

Тех обстоятельств, которые [Ваше] «внутреннее Я», нетерпеливое и стремительное, стремилось взять на себя, – плотский человек, хозяин мирских дел, не утвердил: житейские связи (привязанности) всё ещё [в Вас] крепки, как стальные цепи. Некоторые из них действительно священны, и никто бы не потребовал, чтобы вы их порвали. Там внизу лежит ваше долго лелеянное поле предприимчивости и полезности. Наше поле никогда не может быть чем-то более, нежели светлый мир призраков для человека совершенно «практического склада»; и если ваш случай является в некоторой степени исключительным, то это потому, что ваша натура имеет более глубокие побуждения, чем у других, которые ещё более «деловые», у которых источник красноречия находится в мозгу, а не в сердце, никогда не соприкасавшемся с таинственно лучезарным и чистым сердцем Татхагаты.

Если вы редко получите вести от меня, никогда не разочаровывайтесь, мой брат, но скажите: «Это моя вина». Природа связала вместе все части своего царства тонкими нитями магнетической симпатии, и имеется взаимосвязь даже между звездой и человеком; мысль пробегает быстрее электрического тока, и ваша мысль найдёт меня, если будет послана чистым импульсом так же, как моя мысль найдёт, находит и часто бывает запечатлена в вашем уме. У нас могут быть свои особые циклы деятельности, но не совсем отделённые друг от друга. Подобно свету в темной долине, видимому горцу с вершины, каждая светлая мысль в вашем уме, мой брат, будет искриться и привлечёт внимание вашего далёкого друга и корреспондента. Если мы этим путём открываем наших естественных союзников в Мире Теней – ваш мир и наш вне этих пределов, и наш закон приблизится к каждому такому, даже если у него имеются лишь малейшие проблески истинного света Татхагаты, – то насколько легче вам привлечь нас. Поймите это, и допущение в Общество людей, часто противных вам, не будет вас более удивлять. «Здоровые не нуждаются во враче, но больные» – аксиома, независимо от того, кто произнёс её.

А теперь разрешите пока что проститься до следующего раза. Не предавайтесь опасениям о том, какое зло может произойти, если все не дойдём так, как должно по вашему мирскому рассуждению; не сомневайтесь, ибо налёт сомнения обессиливает и задерживает рост. Иметь бодрую уверенность и надежду совсем другое дело, чем поддаться глупому и безрассудному слепому оптимизму: умный раньше времени «караул» не кричит.

<...>

 

 

ПИСЬМО 48

 

К.Х. – СИННЕТТУ

ПОЛУЧЕНО В АЛЛАХАБАДЕ 3 МАРТА 1882 Г.

 

Добрый друг, я «знаю», конечно. И, зная без ваших слов, если бы я был уполномочен влиять на вас в одном направлении, я бы с величайшей радостью ответил: «Это знание ты разделишь со мною когда-нибудь», так как вы, да, только вы один должны ткать свою судьбу. «Возможно, скоро, и возможно, никогда, но зачем отчаиваться» или даже сомневаться? Поверьте мне, мы ещё можем шагать вместе по этому трудному пути. Мы ещё можем встретиться, но если да, то это должно произойти на тех «Адамантовых скалах, которыми наши оккультные законы нас окружают», – и никогда вне их, как бы горько мы ни сетовали. Нет, никогда мы не сможем продолжить наш дальнейший путь в согласии по этой большой дороге, на которой спириты и мистики, пророки и провидцы толкают друг друга локтями в наши дни. Воистину, эта пёстрая толпа кандидатов может кричать в течение целой вечности, чтобы Сезам открылся. Этого никогда не будет, пока они будут держаться вне тех законов. Напрасно ваши современные ясновидцы и их пророчицы лезут в каждую щель и расселину, не имеющие ни выхода, ни продолжения, какие только им попадаются; и ещё более напрасно, когда, забравшись туда, они возвышают голос и громко кричат: «Эврика! Мы сподобились откровения от Господа!» Ибо, истинно, они ничего подобного не имеют. Они потревожили только летучих мышей, менее слепых, чем те, кто к ним вторгаются; ощущая их полет, часто принимают их за ангелов, так как те тоже имеют крылья! Не сомневайтесь, мой друг, только с самой вершины наших «Адамантовых скал», а не от их подножья можно увидеть всю Истину, охватив весь беспредельный горизонт. И хотя они могут вам казаться загораживающими ваш путь, это просто потому, что до сих пор вам не удавалось открыть или даже иметь подозрение о причине и действии этих законов: потому они кажутся вам такими холодными, безжалостными и эгоистичными в ваших глазах, хотя вы сами интуитивно признаете в них результат Мудрости веков. Тем не менее, если бы кто-либо послушно следовал им, они могли бы быть заставлены постепенно уступить желанию его и дать ему всё, что бы он ни потребовал. Но никто никогда не мог насильственно нарушить их без того, чтобы самому не стать первой жертвой своего преступления до такой степени риска потерять свою с трудом приобретённую долю бессмертия здесь и там.

Запомните – слишком беспокойное ожидание не только утомительно, но также и опасно. Каждое более горячее или ускоренное биение сердца уносит столько жизненных сил. Стремящийся к ЗНАНИЮ – не должен потворствовать своим страстям и привязанностям, ибо они «изнуряют земное тело присущей им тайной силой; и тот, кто хочет достичь цели, – должен быть хладнокровным ». Он даже не должен слишком настойчиво или слишком страстно желать цели, к которой он стремится; иначе само это желание будет мешать собственному исполнению, в лучшем случае – задержит и отбросит назад.

<...>

Так как мы не «требуем пассивного ума», но, наоборот, ищем наиболее активных, которые могут сложить два плюс два, когда попадают на правильный след, то мы, если вам угодно, бросим эту тему. Пусть ваш ум сам разрешит эту задачу.

<...>

 

 

ПИСЬМО 58

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЬМА К.Х. ХЬЮМУ.

ПОЛУЧЕНО СИННЕТТОМ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ К КОНЦУ 1882 Г.

<...> Рождалось ли у вас предположение, что Мировой Разум, как и конечный человеческий ум, может иметь два признака, или энергию двоякого рода: один [Ум] – произвольный и сознательный, другой – непроизвольный и бессознательный, или Механическая Сила. Чтобы согласовать трудность многих теистических и атеистических предположений, обе эти мощи суть философская необходимость. Возможность первого или произвольного и сознательного признака по отношению к Бесконечному Разуму, несмотря на утверждение всех Эго во всём существующем мире, навсегда останется лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это есть научный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежественен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в Нирване – это просто выводимая возможность как там, так и здесь.

Возьмите человеческий ум в его связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг (cerebrum) со своими двумя полушариями в передней части головы – источник волевых (произвольных) нервов (волевой нервной энергии); и мозжечок (cerebellum), расположенный в задней части черепа, – источник непроизвольных нервов (непроизвольной нервной энергии), являющихся посредниками бессознательных или механических сил ума для действий. И как бы ни был слаб и неуверен контроль человека над его непроизвольными выявлениями, подобными кровообращению, сердцебиению, дыханию, в особенности во время сна, тем не менее, насколько могущественнее и потенциальнее проявляется человек как владыка и повелитель слепого молекулярного движения – законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены феноменальными силами Адепта и даже просто Йога), нежели то, что вы называете Богом, проявляется над неизменными законами Природы.

В противоположность конечному, «Бесконечный Разум», который мы именуем так чисто условно, ибо мы называем Его – бесконечной СИЛОЙ, проявляет лишь функции своего cerebellum’а (мозжечка) (то, что принято называть «творчеством Природы», «врождёнными способностями»); существование же Его предполагаемого cerebrum’а (головного мозга носящего самосознание)допускается, как выше сказано, лишь гипотезой, выводимой из кабалистической теории [35] (правильной во всех других отношениях), что Макрокосм есть прототип Микрокосма. Насколько Мы знаем (а современная наука почти не уделяет внимания подтверждению этого) – и насколько установлено Высшими Планетарными Духами (которые, запомните хорошенько, находятся в таком же отношении к транскосмическому миру, проникая за первичный покров космической материи, как и мы, переходя за покров этого, нашего грубого физического мира), Бесконечный Разум являет им, так же как и нам, не более, нежели размеренное и бессознательное биение вечного и всеобщего пульса Природы на протяжении мириад миров как в пределах первичного покрова нашей Солнечной системы, так и вне его (а вовсе не как некое Сверхсущество, Бог).

Столько мы знаем. В пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова мы знаем достоверность этих фактов благодаря личным опытам. Что же касается сведений, собранных о том, что делается за этими пределами, мы обязаны [ими] Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде. Конечно, это может быть рассматриваемо как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, которые скорее предпочтут считать даже планетных богов «заблуждающимися», бесплотными философами, если и не настоящими лжецами, нежели допустят очевидность факта. Пусть будет так. «Каждый человек властелин своей мудрости», гласит тибетская пословица, и он свободен почтить либо унизить своего раба. Тем не менее, я буду продолжать для пользы тех, которые всё же смогут схватить мои объяснения проблемы и понять её разрешение.

Существует особая способность непроизвольной мощи (энергии) Бесконечного Разума (которого никто и никогда не подумал бы назвать Богом) – вечно превращать [36] субъективную материю в объективные атомы (прошу вас помнить, что эти два прилагательных (субъективное и объективное) употреблены лишь в относительном смысле) или космическую материю, которой предстоит затем развиться в формы. И точно так же именно эта самая непроизвольная («бессознательная»), Механическая Сила, которую мы видим такою напряжённодеятельною во всех установленных законах природы, – управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом.

Есть несколько современных философов, которые доказали бы существование Творца из движения. Мы говорим и утверждаем, что это движение – вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляется и не увеличивает свою скорость, даже во время перерывов – т.е. между Пралайями или «ночами Брамы», но продолжает действовать, подобно раз пущенной мельнице, независимо от того, есть ли что молоть или нет (так как пралайя означает временную потерю всякой формы, но никоим образом не уничтожение космической материи, которая вечна), – мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное и несотворенное Божество, которое мы в состоянии признать (охватить своим разумом). Рассматривать Бога как разумного духа и в то же время признавать его абсолютную нематериальность – значит представить себе бессмыслицу, абсолютную пустоту.

Рассматривать Бога как Существо, как Эго и укрыть его разум под спудом по каким-то таинственным причинам есть самая законченная нелепость; наградить его разумом перед лицом слепого, грубого Зла значит делать из него врага – коварного Бога. Существо, хотя бы и гигантское, наполняющее пространство и имеющее длину, ширину и плотность, конечно – Божество Моисеева закона. «Небытие» и простой принцип приводит вас непосредственно к буддийскому атеизму или ведическому примитивному Акосмизму.

Что лежит по ту сторону и вне миров форм и существ, в мирах и сферах в их наиболее одухотворённых состояниях (может быть, вы сделаете одолжение нам, сказав, где могло бы находиться это «по ту сторону», раз вся Вселенная бесконечна и беспредельна) – совершенно бесполезно для кого бы то ни было искать, раз даже Планетные Духи не имеют ни знания, ни ощущения того. Если наши величайшие Адепты и Бодхисаттвы сами никогда не проникали за нашу Солнечную систему (эта мысль, кажется, замечательно отвечает вашей предвзятой теистической теории, мой уважаемый Брат), тем не менее, они знают о существовании других подобных солнечных систем с той же математической точностью, как и любой западный астроном знает о существовании невидимых звёзд, к которым он никогда не может приблизиться или исследовать их. Но о том, что лежит в пределах миров и систем не в транс-бесконечности (забавное выражение), но скорее в цис-бесконечности [37], в состоянии чистейшей и непредставляемой нематериальности, никто никогда не знал и не будет в состоянии сказать, следовательно, это и есть нечто, не существующее для мира. Вы свободны поместить в эту вечную Пустоту разумные или произвольные силы вашего Божества, если только вы можете представить себе нечто подобное.

А пока мы можем сказать, что движение управляет законами природы и что оно управляет ими как механический импульс, данный текущей воде, который будет двигать её вдоль правильной линии или же вдоль сотен боковых борозд, которые ей случится встретить на её пути, безразлично, будут ли эти борозды естественными углублениями или же каналами, искусственно приготовленными рукою человека. И мы утверждаем, что где только есть жизнь и бытие в какой бы то ни было высоко одухотворённой форме, там нет места для морального управления, ещё менее для морального Правителя – Существа, которое в то же самое время не лишено формы и не занимает пространства! Воистину, если Свет сиял во тьме и тьма не знала его, то это потому, что таков естественный закон, но насколько это яснее и полно смысла для того, кто может сказать, что свет ещё менее способен понять тьму и никогда не может узнать её, ибо, проникая во тьму, свет убивает её, уничтожает мгновенно. Чистый и всё же имеющий волю Дух есть абсурд для произвольного ума. Следствие организма (как полагает наука, говоря о сознании) не может существовать независимо от организованного мозга, а организованный мозг, созданный из nihil (из ничто) [38], ещё большее заблуждение. Если вы спросите меня: «Откуда тогда неизменные законы? – они не могут создать сами себя», – тогда я в свою очередь спрошу вас: а откуда их предполагаемый Создатель? – создатель не может создать или сотворить самого себя. Если мозг не сотворил сам себя (ибо это означало бы утверждать, что мозг действовал прежде, чем возник), то как может разум, проявление организованного мозга, действовать до того, как сотворён его создатель?

Всё это напоминает спор из-за старшинства (что было раньше – яйцо или курица). Ваши доктрины слишком расходятся с вашими теориями, потому мы лучше откажемся от этой темы и будем говорить о чём-либо другом. Изучите законы и доктрины непалийских Свабхавиков, главной буддийской философской школы Индии, и вы найдёте их наиболее учёными, также как и наиболее научно-логическими спорщиками в мире. Их пластичная, невидимая, вечная, вездесущая, бессознательная Свабхават есть Сила или Движение, вечно порождающее своё электричество, которое есть жизнь.

Да, существует Сила, такая же беспредельная, как и мысль, такая же мощная, как безграничная воля, такая же проникающая, как субстанция жизни, и столь невообразимо ужасная в своей разрывной силе, что будь она только употреблена как рычаг, она сотрясла бы мир до самого основания; но Сила эта не [церковный Вседержавный] Бог, раз существуют люди, которые овладели тайной подчинения этой силы своей воле, когда это необходимо. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите на мириады проявлений жизни, так бесконечно многообразных – проявлений жизни в движении и изменяемости. Что причиною этому? Из какого неисчерпаемого источника произошли они (элементалы) и посредством чего? Из невидимого и субъективного они перешли в нашу маленькую плоскость видимого и объективного. Дети Акаши, конкретные эволюции из эфира (элементалы) – именно эта Сила выявила их к познаваемости и Сила со временем уберёт их из поля зрения человека. Почему одно растение в вашем саду произросло в таком виде, а другое, налево от него, в совершенно ином? Не есть ли это следствия различных действий Силы – несхожие сочетания? Если бы существовало совершенное однообразие проявлений во всём мире, мы имели бы полное тождество форм, цвета, видов и свойств во всех царствах природы. Бесконечное разнообразие, которое преобладает, обязано движению с проистекающими из него столкновениями, нейтрализацией, равновесием и сочетанием. Вы говорите о разумном и добром (качество выбрано довольно неудачно) Отце, моральном руководителе и правителе мира и человека. Некоторое условие вещей существует вокруг нас, которое мы называем нормальным. В этих пределах ничто не может случиться, что превысило бы наш ежедневный опыт «божественных, неизменных законов». Но предположим, что мы изменим это условие, без которого волос не упадёт с вашей головы, как говорят вам на Западе, и используем его лучше. Струя воздуха доносится до меня с озера, вблизи которого я пишу сейчас это письмо наполовину замёрзшими пальцами, посредством некоторых комбинаций: электрических, магнетических, одических или других воздействий, я изменяю течение воздуха, благодаря которому немеют мои пальцы, в более тёплый ветер. Этим я воспрепятствовал намерению Всемогущего и развенчал его по своей воле! Я могу это сделать и когда я не хочу, чтоб Природа производила странные и чересчур заметные феномены. Я заставляю моё Я, природу видящее и на природу влияющее, внезапно просыпаться [39] к новым познавательным ощущениям, и таким образом становлюсь своим собственным Создателем и Повелителем.

Неужели вы думаете, что вы правы, говоря, что «Закон возникает»? Неизменные законы не могут возникать, раз они вечные и не сотворённые, движущиеся в Вечности, и сам этот Бог, если бы таковой существовал, был бы не в силах остановить их. И когда утверждал я, что эти законы случайны по сути? Я подразумевал [случайными лишь] их слепые сочетания, но никоим образом не сами законы или, вернее, Закон, ибо мы признаём лишь Единый Закон во Вселенной, Закон Гармонии, совершенного РАВНОВЕСИЯ.

<...> Я совершенно не протестую, как вы это думаете, против вашего теизма и веры в какой-либо абстрактный идеал, но я не могу не спросить вас, как вы знаете или можете знать, что ваш Бог всемудр, всемогущ и полон любви, когда всё в природе физической и моральной доказывает, что если подобное существо существует, то всё в нём противоречит тому, что вы говорите о нём. Странное заблуждение, которое, видимо, одолевает сам ваш разум!

Трудность объяснения факта, что «неразумные Силы могут произвести высокоразумные существа, как мы сами», покрывается вечным прогрессом циклов и процессом эволюции, в вечном движении совершенствующей свою работу. Не веря в циклы, совершенно лишнее для вас изучение того, что создаст лишь новый претекст для вас, мой дорогой Брат, для опровержения этой теории и рассуждений ad infinitum [40]. Также совершенно неповинен я в ереси, в которой обвинён по отношению к духу и материи. Представление, что Материя и Дух совершенно отличны друг от друга и оба вечны, конечно, никак не могло прийти мне в голову, как бы мало я ни знал о них, ибо одна из элементарных и фундаментальных доктрин Оккультизма гласит, что оба они суть одно, отличаясь лишь в относительных проявлениях, и причём только в ограниченных восприятиях чувственного мира. Итак, будучи далеко не «лишёнными философской широты», доктрины наши указывают лишь на единый принцип в природе – духо-материю, или материю-дух, т.е. третий принцип, конечный Абсолют, или квинтэссенцию обоих (если только позволительно употребить такой ложный термин в приложении к данному понятию), – который теряется за пределами духовного прозрения даже «Богов», или Планетных Духов. Этот третий принцип, говорят философы Веданты, есть единственная реальность, всё остальное – лишь Майя, ибо ни одно из Протееподобных проявлений духо-материи или Пуруши и Пракрити, никогда не рассматривалось иначе, нежели как временное заблуждение чувств. Даже в еле намеченной философии «[Разоблаченной] Изиды» эта идея ясно проведена. В книге «Киу-те» [41] Дух назван конечной сублимацией материи, а материя – кристаллизацией Духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации этому, нежели в простейшем феномене [последовательной трансформации] льда, воды и пара и конечное рассеяние последнего. Феномен этот в обратной последовательности проявления называется Духом, падающим в зарождение или материю. Эта троица, превращающаяся в Единство, – доктрина такая же древняя, как мир мысли, – была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах и превратили её в Отца или зарождающего духа, Сына или материю – человека, и в Святого Духа, нематериальную сущность или вершину равностороннего треугольника – идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта. Итак, ещё раз доказано, что вы совершенно не понимаете смысл, когда, ради сокращения, я употребляю фразеологию, обычную для западников. Но в свою очередь я должен заметить, что ваше представление, будто материя есть лишь временная аллотропная [42] форма Духа, отличающаяся от него, как уголь от алмаза, настолько же антифилософское, как и ненаучное с точки зрения Востока и Запада. Уголь является лишь видом остатка материи, тогда как материя per se (по сути) неразрушима и, как я утверждаю, единосущна с духом – тем духом, который мы знаем и можем представить. Лишённый материи Пуруша (Дух) не может проявляться, следовательно, перестаёт существовать, становится nihil (ничем). Без Духа или Силы даже то, что наука именует как «неорганическая материя» (так называемые минеральные ингредиенты, которые питают растения), никогда не могла быть вызвана в формы.

Есть момент в существовании каждой молекулы и атома материи, когда, по той или иной причине, последняя искра Духа или движения или жизни (называйте это как хотите) извлекается, и в то же мгновение с быстротою, превышающей молниеносное сверкание мысли, этот атом, молекула или совокупность молекул уничтожается, возвращаясь к своей первичной чистоте интракосмической [43] материи. Они притягиваются к породившему их источнику с такой же скоростью, как шарик ртути – к её основной массе. Материя, сила и движение суть троица физической объективной природы, так же как и триединство духо-материи есть троица духовной и субъективной природы. Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакие виды движения невозможно представить, кроме как в их связи с материей.

Вернёмся к вашей изумительной гипотезе, что зло с сопровождающей его свитой преступлений и страданий не есть следствие материи, но есть, вероятно, мудрая схема морального правителя мира. Хотя подобная идея допустима для вас, воспитанного на губительном заблуждении христианства «пути Господни неисповедимы», для меня она совершенно невообразима. Должен ли я снова повторить, что лучшие Адепты исследовали Мир в продолжение тысячелетий и нигде не нашли такого макиавеллистического Изобретателя, но лишь повсюду тот же неизменный, неумолимый закон. Потому вы должны извинить меня, если я положительно отказываюсь терять время на такие детские рассуждения. Не «пути Господни [неисповедимы]» (как парадокс существования в мире зла), но скорее пути некоторых людей, очень умных во всём, за исключением одного пристрастия [– к богословскому пустословию], непонятны мне.

<...>

Я говорю вам откровенно, вы не способны учиться, ибо ум ваш слишком наполнен, и нет ни одного свободного угла, откуда первоначальный жилец его не вылез бы и не начал выгонять нового пришельца. Потому я не исчезаю, но даю вам время поразмыслить и сделать вывод, а главное – хорошо усвоить данное вам ранее, прежде нежели вы ухватите что-либо другое. Мир силы есть мир Оккультизма и единственный, куда высочайшие Адепты погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно никто, кроме этих посвящённых, не может знать что-либо об этих тайнах. Руководимый своим Гуру (Учителем) ученик прежде всего открывает этот мир, затем его законы, затем их центробежную эволюцию в мир материи. Чтобы сделаться совершенным Адептом, требуются долгие годы, но, наконец, ученик делается властелином. Скрытое становится явным, тайна и чудо исчезли навсегда. Он видит, как направить силу в том или другом направлении, чтобы произвести желательные следствия. Тайные, химические, электрические или одические свойства растений, трав, кореньев, минералов, животной ткани так же обыкновенны для него, как перья ваших птиц для вас. Ни одно изменение в эфирных вибрациях не может ускользнуть от него. Он прикладывает своё знание и являет чудо! И он, который начал, отвергая всякую мысль о возможности чуда, тотчас же причислен к чудотворцам и либо почитаем глупцами как полубог, либо отвергаем ещё большими глупцами как шарлатан! Чтобы показать вам, какова точность такой науки, как оккультизм, дайте мне сказать вам, что способы, которыми мы пользуемся, все изложены для нас до мельчайших подробностей в своде уложений, в кодексе столь же старом, как и человечество, но каждый из нас должен начать с начала, а не с конца. Наши законы так же неизменны, как и законы Природы, и они были известны человеку и вечности прежде, нежели надменный боевой петух – современная наука – вылупился из яйца. Если я не дал вам modus operandi [44] или не начал с ложного конца, по крайней мере я показал вам, что мы строим нашу философию на опыте и выводе, если вы не предпочитаете подвергать сомнению и оспаривать этот факт, подобно всем остальным.

Учите прежде всего наши законы и воспитывайте ваши чувствования, дорогой Брат. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю, и вы сделаетесь Учителем из ученика. Я не откажу дать то, на что я имею право. Только [при этом] я должен был учиться пятнадцать лет до того, как подошёл к доктрине о циклах, и должен был сперва учиться более простым вещам. Но как бы то ни было и что бы ни случилось, я верю, что мы больше спорить не будем, что и бесполезно, и болезненно.

 

ПИСЬМО 80

 

К.Х. – ХЬЮМУ

<...>

«Испытание» – нечто, чему должен подвергнуться каждый ученик на более или менее продолжительный срок, если он не хочет остаться просто украшением. По причине того, что испытание, вне сомнения, имеет в своей основе то, что вы, обитатели Запада, всегда будете рассматривать как обман и хитрость я, как знающий понятия европейцев лучше, чем М[ория], всегда отказывался понять или даже рассматривать вас двоих (Синнетта и Хьюма) как учеников. <...> Ученику, находящемуся под испытанием, разрешено думать и поступать, как он того желает. Его предупреждают, ему говорят заранее: вы будете искушаемы и вводимы в заблуждение; два пути будут открыты перед вами и оба ведут к одной и той же цели, которой вы хотите достичь; один лёгкий и он скорее приведёт вас к выполнению указов, которые могут быть вам даны; другой путь более трудный, более долгий, полный камней и терний, о которые вы не раз споткнётесь на вашем пути; и в конце его вы, возможно, потерпите неудачу и не будете в состоянии исполнить Указы, данные для выполнения какой-нибудь особой маленькой работы. Но тогда как все перенесённые на втором пути тяготы в конечном счёте будут вменены вам в заслугу, лёгкий путь может доставить вам только кратковременное удовлетворение, лёгкое выполнение задания. Ученику предоставляется полная свобода, и часто, с точки зрения внешних обстоятельств, его вполне можно оправдать, если он начинает подозревать своего Гуру в «обмане», в полном смысле этого изящного слова. Даже более этого, чем больше, чем искреннее его возмущение, будь оно выражено словами или только в кипении сердца, тем более он годен, тем лучше он квалифицирован, чтобы стать Адептом. Он вправе употреблять наиболее оскорбительные слова и выражения в отношении действий и приказов своего Гуру и не будет за это призываться к ответу, лишь бы он вышел победителем из этого огненного испытания, лишь бы он устоял против всех соблазнов, отказался от всех приманок и доказал бы, что даже то обещание, которое дороже ему жизни, наиболее драгоценная награда – его будущее посвящение в Адепты, не в состоянии заставить его свернуть с пути истины и честности или заставить его стать обманщиком. Мой дорогой сэр, едва ли мы с вами когда-либо придём к согласию во взглядах даже в оценке слов. Вы когда-то назвали нас иезуитами. Смотря на вещи вашими глазами, может быть, вы были до некоторой степени правы, рассматривая нас так, раз, по видимости, наши системы обучения не очень различаются. Но это лишь внешнее. Как я уже раньше сказал вам, они (иезуиты) знают, что то, чему они учат, есть ложь; мы же знаем, что то, что мы передаём, есть истина. Единая Истина и ничто иное, как истина! Они работают на усиление мощи и славы своего Ордена; Мы – для мощи и конечной славы индивидуальностей, отдельных единиц, человечества вообще, и мы довольствуемся, более того, принуждены оставлять Наш Орден и его Владык в тени. Они (иезуиты) работают и надрываются и обманывают ради земной мощи в этой жизни. Мы работаем и трудимся и разрешаем нашим ученикам быть временно введёнными в заблуждение, чтоб этим доставить им средства никогда более не быть обманутыми впоследствии и видеть всё зло лицемерия и лжи не только в этой жизни, но и в последующих. Они (иезуиты) жертвуют внутренним принципом, духовным мозгом Эго, чтобы тем лучше напитать и развить физический мозг личного, мимолётного человека, принося на сожжение всё человечество в жертву их Обществу, ненасытному чудовищу, питающемуся мозгом и костями человечества; и развивая неизлечимый рак на каждом месте здорового тела, которого оно касается. Мы, уже критикуемые и непонятые Братья, мы стараемся привести человека к жертве его личности, преходящей вспышке во благо всего человечества, следовательно, и их собственных бессмертных Egos, части последнего, ибо человечество есть лишь частица интегрального Целого, которым оно однажды станет. Они обучают обольщать, Мы – разоблачать. Они сами производят работу мусорщика, употребляя на это нескольких несчастных искренних орудий из своей среды – con amore [45] и для себялюбивых целей. Мы оставляем это нашим слугам Дуг-па, находящимся на нашей службе, давая им «carte blanсhe» [46] на определённый срок с единственной целью выявить всю внутреннюю природу ученика, большинство закоулков и углов которой остались бы неясными и скрытыми навсегда, если бы не было предоставлено случая испытать поочерёдно все эти закоулки. Выиграет или же потеряет ученик эту награду, зависит всецело от него самого. Вы должны запомнить, что наши восточные представления о «побуждениях», «правдивости» и «честности» значительно разнятся от ваших западных идей. Подобно вам, мы верим, что говорить правду – нравственно и безнравственно – лгать, но всякая аналогия прекращается и наши понятия расходятся в очень значительной степени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: