Общий состав педагогических способностей
Отечественные исследователи на основе рассмотренных положений С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Сопоставим основные из них.
Классификация педагогических способностей, предложенная Н.Д.Левитовым:
1. способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
2. способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
3. самостоятельный и творческий склад мышления;
4. находчивость или быстрая и точная ориентировка;
5. организаторские способности, необходимые для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Классификация педагогических способностей, предложенная Ф.Н.Гоноболиным:
1. дидактическая группа способностей
1.1. способность делать материал доступным учащимся;
1.2. способность связывать учебный материал с жизнью;
2. рефлексивно-гностические способности
2.1. понимание ученика;
2.2. интерес к детям;
2.3. творчество в работе;
2.4. наблюдательность к детям;
3. интерактивно-коммуникативные способности
3.1. волевое влияние на детей;
3.2. способность организовать детей;
3.3. педагогическая требовательность;
3.4. педагогический такт;
4. речевые способности 4.1.содержательность и яркость речи;
4.2-образность и убедительность речи учителя.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким:
1.Дидактические способности - способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное -понятным.
|
2. Академические способности - способность к соответствующей области науки. Такой учитель знает предмет не тольков объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его психических состояний.
4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики. Содержательность, яркость и выразительность, образность, эмоциональность, грамотность речи. Оптимальный темп, владение искусством паузы.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, организовать индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, и.во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (уметь правильно планировать и контролировать свою деятельность и поведение, распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся. Развитость таких волевых качеств как: решительность, выдержка, настойчивость, требовательность. Наличие чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, Уверенность в себе.
|
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти индивидуальный подход к учащемуся, педагогический такт, уравновешенность в общении, доброжелательность, справедливость.
8. Педагогическое воображение — предвидение последствий педагогической деятельности, воспитательное проектирование личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.
9. Способность к распределению внимания - быстрое и деловое реагирование на все, происходящее в классе, умение распределять внимание между несколькими видами деятельности.
Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия и умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящие в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся, есть, по сути, умение организовывать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских умений могут лежать несколько способностей.
В настоящее время концепция педагогических способностей, предложенная Н.В.Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. Во-первых, в этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными сторонами педагогической системы (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и ее функциональными элементами (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский). Во-вторых, они определены, как проявления «особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности», в-третьих, они представлены некоторой структурной организацией, а не только их набором. В-четвертых, выделена уровневость педагогических способностей. В-пятых, определена связь общих и специальных способностей, с одной стороны, и специальных педагогических и других специальных способностей - с другой.
|
В этом подходе, так же как и в других, подчеркивается, что педагогические способности формируются и развиваются в педагогической деятельности и определяют ее успешность.
Рассматривая педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога, во-первых, к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности... и, во-вторых, к учащемуся как субъекту общения, познания, труда, Н.В.Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей:
1. рефлексивно-перцептивные способности включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры или такта и чувство причастности, которые лежат в основе педагогической интуиции. Эти способности определяют возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими; включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика;
2.проектировочно-гностические способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает проектировочные, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные способности. При этом отмечается, что отсутствие каждой из этих способностей есть конкретная форма неспособности.
Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе.
Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.
Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, а наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося.
Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности, по Н.В.Кузьминой, обеспечиваются четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, обращенность, воздейственность).
Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении ими учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.
Существен вывод исследователей школы Н.В.Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности, например поэтические, писательские, артистические, включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: специальные способности: а) помогают, б) нейтральны и в) мешают педагогической деятельности.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятия способности, склонности и интересы личности.
2. Способности и задатки.
3. В чем сущность педагогических способностей?
4. Как отобрать детей со спортивными способностями? Есть ли такое понятие?
5. Какие задатки можно развить в том или ином виде спорта?
6. Уровни развития способностей.