Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.




Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Примерами является развитая речь и межличностное восприятие, адекватная оценка людей, способность располагать к себе, оказывать влияние и т. п.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга. В этом случае развитие происходит полноценно и гармонично.

Таким образом, способности можно определить как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности и овладения знаниями, навыками, умениями.

 

Содержание понятия «способности» невозможно раскрыть без понятия «задатки».

Задатки – это предпосылки для развития способностей.

Многие считают задатками лишь врожденные свойства и качества, однако, если рассматривать процесс развития способностей поэтапно, то возможно выделение и приобретенных задатков.

Для того чтобы способность достигла высокого уровня, важно, чтобы она была хорошо сформирована на предыдущем этапе.

Например, высокий уровень развития математических способностей предполагает, что ребенком были хорошо усвоены элементарные математические знания, они и выступают в данном случае в качестве задатков.

Почему люди отличаются друг от друга наличием или отсутствием различных задатков? А. Анастази отмечает: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и средой...».

Попробуем разобраться в этом взаимодействии.

Уже с момента появления ребенка на свет начинает проявляться как влияние наследственности, так и влияние среды.

Например, у новорожденных близнецов проявляются не только общие, но и отличительные черты (один более молчалив, чем второй и т. п.).

На первый взгляд парадоксальная ситуация: однояйцевые близнецы, волей судьбы воспитывающиеся в различных жизненных условиях, оказываются более похожими, чем те, которые воспитывались вместе.

Такие неожиданные факты можно объяснить следующим: воспитывающиеся рядом дети не могут выполнять одинаковые роли в играх (например, в игре «Школа» действует только один учитель), кому-то необходимо уступать, им редко удается заниматься одним и тем же делом.

Неизбежно между близнецами начинают складываться иерархические отношения.

В случае раздельного воспитания в этом нет необходимости, и если ребенок от природы наделен организаторскими способностями, то они проявятся как у одного, так и у другого.

Таким образом, подобного рода исследования позволяют считать влияние среды более значимым, чем влияние наследственности.

Сравнительный анализ роли среды и наследственности можно осуществить при помощи следующих способов:

1) систематическое изменение условия обучения и воспитания;

2) всестороннее изучение особенностей психики и поведения у детей, воспитанных в условиях различных социальных и национальных культур, различных типах семей;

3) сопоставление особенностей психики и поведения гомозиготных (однояйцевых) и гетерозиготных (разнояйцевых) близнецов.

Отталкиваясь от проведенных исследований, ученые ( Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов ) делают выводы, что свойства нервной системы нельзя рассматривать в качестве задатков для развития способностей, однако «они образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие» (Б. М. Теплов).

Свойства нервной системы – это устойчивые образования, поэтому педагогической задачей является не изменение отрицательных свойств, а нахождение наилучшего для каждого типа нервной системы метода обучения и воспитания.

Говоря о влиянии наследственности и среды на развитие интеллектуальных способностей, трудно дать однозначный ответ.

В одних ситуациях наследственность определяет формирование интеллектуальных способностей, в других такая связь не прослеживается.

Межполовые различия в формировании способностей также не имеют четкого выражения, однако могут возрастать по мере взросления.

Например, мужчины, занятые физическим трудом, могут иметь лучшую, по сравнению с женщинами, координацию движений, лучше ориентироваться в пространстве, понимать механические соединения.

Женщины, в свою очередь, обладают лучшими речевыми способностями, более ловкими движениями, превосходством в скорости восприятия, запоминания, счета.

Итак, социально-культурные факторы оказывают на формирование способностей более сильное влияние, чем биологические, однако и наследственность также крайне важна для их развития.

Многие человеческие способности начинают формироваться сразу же после рождения человека и в своем развитии проходят следующие этапы:

1) подготовка анатомо-физиологической базы будущих способностей (биологические задатки);

2) формирование задатков небиологического плана;

3) способность достигает необходимого уровня развития.

Указанные этапы могут либо протекать параллельно, либо в разной степени накладываться друг на друга.

В развитии дошкольника выделяются следующие этапы формирования способностей: происходит созревание необходимых органических структур и функциональных органов; работа всех анализаторов становится более совершенной; идет дифференциация участков коры головного мозга.

Все перечисленное создает благоприятную ситуацию для становления общих способностей, которые, в свою очередь, могут рассматриваться как задатки для формирования специальных способностей.

В этом же возрасте начинается развитие специальных способностей.

Младший и средний школьный возраст характеризуется ускоренным развитием специальных способностей, на что благоприятно влияют различные виды деятельности: учебная, игровая, трудовая. При этом желательно одновременно развивать дополняющие друг друга способности, например, для человека важна хорошо развитая речь, которая одновременно входит в состав интеллектуальных, коммуникативных и иных способностей.

Организуя деятельность детей по развитию способностей, взрослые должны обеспечить соблюдение следующих требований:

1) творческий характер деятельности;

2) уровень трудности должен быть оптимальным, т. е. трудно, но выполнимо;

3) необходимо создать должную мотивацию;

4) во время всего процесса выполнения деятельности и по ее окончании важно создавать положительный эмоциональный настрой у ребенка.

Таким образом, в своем развитии способности проходят определенные этапы, соотносящиеся с возрастными особенностями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: