Самолёт упавший в районе г. Комиссарская




Ли-2 с за­вод­ским но­ме­ром 6803 (хотя более ве­ро­ят­но, что это се­рий­ный) был вы­пу­щен 25 де­каб­ря 1949 года. Авиа­лай­не­ру при­сво­и­ли бор­то­вой номер СССР-Л4679 и пе­ре­да­ли Глав­но­му управ­ле­нию граж­дан­ско­го воз­душ­но­го флота. На мо­мент про­ис­ше­ствия он экс­плу­а­ти­ро­вал­ся в Ха­ба­ров­ской авиа­груп­пе Даль­не­во­сточ­но­го тер­ри­то­ри­аль­но­го управ­ле­ния граж­дан­ско­го воз­душ­но­го флота.

Экипаж

Эки­паж са­мо­лё­та был из 142-го авиа­от­ря­да и со­сто­ял из 5 человек:

· Командир воздушного судна — Дегтяренко Василий Трофимович

· Второй пилот — Пархоменко Владимир Михайлович

· Бортмеханик-инструктор — Елисейкин Вячеслав Федорович

· Бортмеханик — Разноцветов Даниил Епифанович

· Бортрадист — Новиков Петр Дмитриевич

Катастрофа

Са­мо­лёт вы­пол­нял пас­са­жир­ский рейс 971 из Ха­ба­ров­ска в Юж­но-Са­ха­линск. В 00:15 с 22 пас­са­жи­ра­ми (14 взрос­лых и 8 детей) и 5 чле­на­ми эки­па­жа на борту он вы­ле­тел из Ха­ба­ров­ска и после на­бо­ра вы­со­ты занял за­дан­ный эше­лон 3000 мет­ров. В юж­но­са­ха­лин­ском аэро­пор­ту Боль­шая Елань сто­я­ла сплош­ная сло­и­сто-ку­че­вая об­лач­ность вы­со­той 400 мет­ров, а к югу — до 300 мет­ров, дул юго-во­сточ­ный ветер со ско­ро­стью 4 м/с, а ви­ди­мость до­сти­га­ла 10 ки­ло­мет­ров, но при этом вер­ши­ны во­сточ­ных сопок были за­кры­ты. Когда рейс 971 вошёл в воз­душ­ную зону юж­но­са­ха­лин­ско­го аэро­пор­та, то эки­паж по­лу­чил раз­ре­ше­ние сни­жать­ся до вы­со­ты верх­ней кром­ки об­ла­ков, ко­то­рая со­став­ля­ла 1800 мет­ров. На­стро­ив ра­дио­ком­пас на при­вод­ную ра­дио­стан­цию аэро­пор­та, эки­паж в 02:28 начал вы­пол­нять сни­же­ние по маг­нит­но­му курсу 140°, о чём до­ло­жил дис­пет­че­ру. Пи­ло­ти­ро­вал его вто­рой пилот Пар­хо­мен­ко, ко­то­рый сидел в левом крес­ле, тогда как ко­ман­дир (КВС) Дег­тя­рен­ко сидел в пра­вом крес­ле как пилот-инструктор.

В 02:37 было до­ло­же­но о про­хож­де­нии при­вод­ной ра­дио­стан­ции, в ответ на что дис­пет­чер дал раз­ре­ше­ние про­би­вать об­лач­ность по уста­нов­лен­ной схеме. Ли-2 начал сни­же­ние по курсу 192° и вско­ре с борта было до­ло­же­но о за­ня­тии вы­со­ты 800 мет­ров. В 02:42 ко­ман­дир эки­па­жа со­об­щил на землю, что был вы­пол­нен стан­дарт­ный раз­во­рот и про­дол­же­но сни­же­ние на даль­ний при­вод (ДПРС), сле­дуя при этом по маг­нит­но­му курсу 10°. В 02:45 с са­мо­лё­та было пе­ре­да­но: «вы­со­та 450, сни­жа­юсь на дальний ». Это стало по­след­ним ра­дио­со­об­ще­ни­ем с борта Л4679. В 02:50 МСК (09:50 мест­но­го вре­ме­ни) ле­тя­щий по курсу 10° Ли-2 вре­зал­ся в де­ре­вья на склоне сопки вы­со­той 460 мет­ров. Про­мчав­шись сквозь де­ре­вья на про­тя­же­нии 128 мет­ров, авиа­лай­нер затем вре­зал­ся в землю на вер­шине сопки, при этом пол­но­стью раз­ру­шив­шись до 25-го шпан­го­у­та (на по­ло­ви­ну длины) и упал в пе­ре­вёр­ну­том по­ло­же­нии. Ка­та­стро­фа про­изо­шла в рай­оне горы Ко­мис­сар­ская в 13 с по­ло­ви­ной ки­ло­мет­рах юго-во­сточ­нее Юж­но-Са­ха­лин­ска и при этом в 9 ки­ло­мет­рах от ДПРС во­ен­но­го аэро­дро­ма Кор­са­ков, ко­то­рый от­но­сил­ся к авиа­ции Ти­хо­оке­ан­ско­го флота, то есть во­сточ­нее схемы за­хо­да на по­сад­ку в аэро­пор­ту Боль­шая Елань. Место па­де­ния было най­де­но на сле­ду­ю­щий день, при этом об­на­ру­жи­ли толь­ко од­но­го вы­жив­ше­го пас­са­жи­ра — под­пол­ков­ни­ка Со­вет­ской армии 1914 года рож­де­ния, ко­то­рый был до­став­лен в боль­ни­цу в тя­жё­лом со­сто­я­нии. Все осталь­ные 26 че­ло­век (5 чле­нов эки­па­жа, 13 взрос­лых пас­са­жи­ров и 8 детей) погибли.

Расследование

Как по­ка­за­ло изу­че­ние об­лом­ков, на мо­мент столк­но­ве­ния с де­ре­вья­ми мо­то­ры ра­бо­та­ли, а шасси были вы­пу­ще­ны. Ра­дио­ком­пас АРК-5 был вклю­чён и на­стро­ен на ча­сто­ту 683 КГц, что близ­ко к ра­бо­чей ча­сто­те ДПРС аэро­дро­ма Боль­шая Елань — 670,2 КГц. В то же время, ра­бо­чая ча­сто­та ДПРС аэро­дро­ма Кор­са­ков долж­на была со­став­лять 687 КГц, но при кон­троль­ном за­ме­ре было уста­нов­ле­но, что она со­став­ля­ет 684 КГц, то есть ещё ближе к ча­сто­те ра­бо­ты ДПРС граж­дан­ско­го аэро­дро­ма. ДПРС обоих аэро­дро­мов на­хо­дят­ся друг от друга на рас­сто­я­нии всего 13,5 ки­ло­мет­ра, а в со­че­та­нии с малой раз­ни­цей ча­стот это при­во­ди­ло к тому, что в от­дель­ных слу­ча­ях их ча­сто­ты сбли­жа­лись, при этом по­зыв­ные на­кла­ды­ва­лись друг на друга. То есть было до­ста­точ­но неболь­шой ошиб­ки в на­строй­ке ра­дио­ком­па­са АРК-5 и тот уже на­во­дил са­мо­лёт на дру­гую ра­дио­стан­цию. На аэро­дро­мах Боль­шая Елань и Кор­са­ков не было по­сто­ян­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем но­ми­на­ла ча­стот при­вод­ных ра­дио­стан­ций, хотя эки­па­жи не раз жа­ло­ва­лись на ошиб­ки в ра­бо­те ДПРС аэро­дро­ма Боль­шая Елань. На аэро­дро­ме Кор­са­ков кон­троль про­во­дил­ся лишь один раз за по­след­ние два-три ме­ся­ца. Также дис­пет­чер­ская служ­ба аэро­пор­та Юж­но-Са­ха­лин­ска при про­би­ва­нии са­мо­лё­та­ми об­лач­но­сти и при за­хо­дах на по­сад­ку не вы­пол­ня­ла над­ле­жа­ще­го ру­ко­вод­ства за их по­лё­та­ми и не кон­тро­ли­ро­ва­ла как сле­ду­ет дви­же­ние авиа­лай­не­ров в воз­душ­ной зоне аэро­пор­та. Также в аэро­пор­ту Боль­шая Елань от­сут­ство­ва­ли ра­дио­тех­ни­че­ские сред­ства, бла­го­да­ря ко­то­рым дис­пет­че­ры на земле могли бы кон­тро­ли­ро­вать ме­сто­на­хож­де­ние са­мо­лё­тов в воз­душ­ной зоне аэро­дро­ма в слож­ных по­год­ных усло­ви­ях. По­ми­мо этого, эки­па­жи лай­не­ров не ин­фор­ми­ро­ва­лись о том, что од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ют при­вод­ные ра­дио­стан­ции граж­дан­ско­го и во­ен­но­го аэро­дро­мов, а ру­ко­во­ди­тель по­лё­тов кроме того не по­тре­бо­вал от эки­па­жа, чтобы те вклю­чи­ли РВ-2. Стоит от­ме­тить, что ещё до ка­та­стро­фы рейса 971 в мае того же года было уже два слу­чая, когда граж­дан­ские са­мо­лё­ты вы­хо­ди­ли оши­боч­но на даль­ний при­вод аэро­дро­ма Кор­са­ков, од­на­ко ко­ман­до­ва­ние Даль­не­во­сточ­но­го тер­ри­то­ри­аль­но­го управ­ле­ния граж­дан­ско­го воз­душ­но­го флота и Ха­ба­ров­ской авиа­груп­пы в част­но­сти не пред­при­ня­ли ни­ка­ких мер по предот­вра­ще­нию по­доб­ных ситуаций.

Причины

Со­глас­но вы­во­дам ко­мис­сии, ка­та­стро­фа про­изо­шла из-за столк­но­ве­ния с зем­лёй, ко­то­рая на­хо­ди­лась вне поля зре­ния. При­чи­ной этого по­слу­жи­ло то, что успо­ко­ив­ший­ся эки­паж не за­ме­тил, как невер­но уста­но­вил ча­сто­ту на ра­дио­ком­па­се, а затем не стал про­слу­ши­вать по­зыв­ные. Из-за этого авиа­лай­нер начал сни­жать­ся и про­би­вать об­ла­ка по схеме аэро­пор­та Юж­но-Са­ха­линск, но по ДПРС во­ен­но­го аэро­дро­ма Кор­са­ков, при этом эки­паж также не ис­поль­зо­вал име­ю­щий­ся у них ра­дио­вы­со­то­мер, в ре­зуль­та­те чего вско­ре ма­ши­на при про­лё­те над соп­кой ока­за­лась в опас­ной бли­зо­сти от земли и вре­за­лась в деревья.

Со­пут­ство­ва­ли про­ис­ше­ствию сле­ду­ю­щие обстоятельства:

1. Ошибка экипажа по настройке радиокомпаса на ДПРС аэродрома Большая Елань;

2. Очень небольшая разница в рабочих частотах приводных радиостанций аэродромов Большая Елань и Корсаков, при том что расположены те достаточно близко друг от друга, а обслуживающий персонал не контролировал как следует номиналы их частот;

3. Когда в мае 1954 года, то есть за три месяца до катастрофы, уже произошли два случая ошибочного захода авиалайнеров на ДПРС аэродрома Корсаков, которые однако, к счастью, закончились благополучно, командование Хабаровской авиагруппы и руководство Дальневосточного территориального управления гражданского воздушного флота не стали предпринимать необходимых мер, которые смогли бы предотвратить эти нарушения.

 

Высота: 717 метров

 

Гора Горбунова

Гора имеет также обиходное название «Пирамида», и расположена за пос. Весточкой, севернее останца «Лягушка» - при подъёме на останец, в случае отсутствии низкой облачности ту гору с него хорошо видно.
Если же от Весточки проследовать по дорожке, ведущей к подножию «Лягушки», реку Комиссаровку возле её подножия переходить не следует, а необходимо двигаться далее по тропе, ведущей вдоль правого берега реки на водопад «Айхор». Тропа выведет к поляне с обиходным названием «Поляна поющих фей». Оттуда тропа на водопад «Айхор» продолжится вдоль правого же берега реки. А чтобы оттуда попасть на гору Горбунова, следует перейти реку, ориентируясь на натянутые тросы. Оттуда, с левого берега реки, собственно и начнётся тропа на гору Горбунова.

Восточнее находится река Горная, западнее река Комиссаровка. Западнее горы Комиссарская находится гора Медик, северо-восточнее от горы Горбунова виднеется гора Майорская.

Скальный останец горы Горбунова, по мнению ученых, образовался около 70 миллионов лет назад, поэтому к нему просто нельзя не проявлять интерес. Считается, что скала видела не одну земную цивилизацию и хранит в себе тайны человеческой истории. У скалы стоит хранитель – сфинкс, который поразительно схож с египетским, хотя их и разделяют десятки тысяч километров.

Высота: 569 метров

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: