Глава 3. Крушение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, причины, итоги




8 декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/8_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1991 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1991> года главы 3 республик - Белоруссия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>, Россия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> и Украина <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0> - на встрече <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> в Беловежской пуще (Белоруссия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>) объявили, что СССР прекращает своё существование и подписали Соглашение о создании <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> Содружества Независимых Государств (СНГ) <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9D%D0%93>. Подписание соглашений вызвало негативную реакцию населения. 11 декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/11_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> Комитет конституционного надзора СССР <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение, однако практических последствий это заявление не имело.

декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/12_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> Верховный Совет РСФСР под председательством Р.И. Хасбулатова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%81%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1922_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что можно расценивать как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0> лишился кворума <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC>.

декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/16_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> последняя республика СССР - Казахстан - провозгласила свою независимость. Таким образом, в последние 10 дней своего существования СССР, ещё не упразднённый юридически, фактически был государством без территории.

декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/17_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> председатель Совета Союза К.Д. Лубенченко <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.

декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/21_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1991 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1991> года на встрече президентов в Алма-Ате <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%B0-%D0%90%D1%82%D0%B5&action=edit&redlink=1>, Казахстан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD> к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD>, Армения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Казахстан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD>, Киргизия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%8F>, Молдавия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F>, Таджикистан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD>, Туркмения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1>, ставшее основой СНГ.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, которая и сейчас характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Однако членство даже в такой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также поначалу Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 в ходе борьбы за власть между сторонниками Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварнадзе).

Органы власти СССР и СССР как субъект международного права <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0> прекратили существование 25-26 декабря 1991 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1991>. Россия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> объявила себя продолжателем <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 миллиарда долларов, а активы - в 110,1 миллиарда. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B>.

декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/25_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> Президент СССР М.С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б. Ельцину.

декабря <https://ru.wikipedia.org/wiki/26_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум Совета Республик, из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%83%D0%B0%D1%80> декларацию о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР, постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В.В. Геращенко <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и его первого заместителя В.Н. Куликова). 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0&action=edit&redlink=1>) ещё продолжали функционировать в течение нескольких месяцев, а, например, Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

Существуют различные мнения различных политологов о причинах слома Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: распад СССР, распад военно-стратегического блока Организации Варшавского Договора, кардинальные перемены в странах Восточной Европы и государствах бывшего СССР, образование на этих территориях целого ряда независимых государств, объединение Германии, а также окончание «холодной войны» между СССР и США.

По мнению автора данной курсовой работы, основной причиной слома Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений является распад СССР, так как данная система международных отношений, получила название «биполярной», то есть мир оказался фактически расколотым на два блока, образованных на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав - СССР и США над остальными странами, что определялось, прежде всего, наличием ядерного оружия, которое гарантировало многократное взаимное уничтожение. Прекращение существования одной из сверхдержав, в данном случае СССР, послужило причиной слома системы международных отношений, которая была образована после окончания Второй мировой войны.

Что же касается распада СССР, то в данном случае, также как и в случае с распадом Ялтинско-Потсдамской системы, присутствует многообразие мнений:

1. В западной политологической литературе нередко можно встретить утверждение, что распад Советского Союза был вызван его поражением в «холодной войне». Такие взгляды особенно распространены в странах Западной Европы, а больше всего в США, где они пришли на смену первоначальному изумлению, вызванному быстрым крушением коммунистических режимов. В такой системе взглядов главным является желание воспользоваться «плодами победы». Неудивительно, что США и их союзники по НАТО все откровеннее действуют в стиле победителей. В политическом плане такая тенденция чрезвычайно опасна. В научном же плане она малосостоятельна, ибо сводит всю проблему к внешнему фактору.

2. Большой интерес представляют точки зрения, высказанные на крупной международной конференции "Причины распада Советского Союза и его влияние на Европу", проводившейся в мае 2000 года в Пекине китайской Академией общественных наук. Созыв такой конференции в Китае не был случайным. Китайское руководство, начавшее свою «перестройку» еще в 1979 году и добившееся впечатляющих экономических успехов, было глубоко озадачено социально-политическими потрясениями в Восточной Европе, а потом и в Советском Союзе. Именно тогда китайские ученые приступили к осуществлению «русского проекта» с целью выяснить причины распада СССР и социалистического содружества, а также оценить их воздействие на Европу и мир. Китайские ученые считают, что распад СССР явился трагедией для всего человечества, которое оказалось отброшенным на целую эпоху назад в своем развитии. Причем такая оценка дается не с позиций классического марксизма, а исходя из анализа последствий происшедших перемен. По их мнению, это был крупнейший катаклизм ХХ века.

. Также существует мнение, что распад Союза состоялся вовсе не в декабре 1991-го, а гораздо раньше. Так по словам Сергея Шахрая "Три доктора - причем не хирурга, а патологоанатома - просто собрались у постели покойного, чтобы зафиксировать его смерть. Кто-то должен был это сделать, потому что иначе нельзя было ни получить официальное свидетельство, ни вступить в права наследства". Причинами разрушения "Союза нерушимого" Сергей Шахрай называет три фактора. Первая "мина замедленного действия", по его словам, десятки лет дремала в той статье советской Конституции, которая давала союзным республикам право на свободный выход из состава СССР. Вторая причина - "информационный вирус" зависти, в полную силу проявивший себя в конце 80-х - начале 90-х: в условиях жесточайшего кризиса в Тбилиси и Вильнюсе говорили: "Хватит работать на Москву", на Урале требовали прекратить "кормить" республики Средней Азии, а Москва винила окраины в том, что "все уходит в них, как в черную дыру". Третьей причиной, по Шахраю, стали процессы так называемой автономизации. К началу 90-х перестройка выдохлась. Политическое ослабление центра, перетекание власти на "нижние уровни", соперничество Ельцина и Горбачева за политическое лидерство - все это было чревато превращением карты РСФСР в "кусок сыра" с огромными дырами, потерей 51 процента территории России и почти 20 миллионов ее населения. Пошел трещинами монолит КПСС: последней каплей стал августовский путч 1991 г. С августа по декабрь 1991-го 13 из 15 союзных республик объявили о своей независимости.

Ялтинско-потсдамский порядок, в основе которого лежали регулируемое противостояние СССР и США, статус-кво в военно-политической и политико-дипломатической областях, стал разрушаться. Обе державы - по противоположным причинам - перешли к его ревизии. В повестке дня возник вопрос согласованного реформирования ялтинско-потсдамского порядка, участники которого, однако, уже не были равны между собой по мощи и влиянию.

Российская Федерация, ставшая государством-преемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.

В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с новыми острыми проблемами и противоречиями.

 


Заключение

 

Уничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений. Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» - регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы. 1

Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде, в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не допустить войны между великими державами.

В международных отношениях снова стала возрастать роль силы. Ее значение увеличивалось по двум причинам. Во-первых, распад биполярности вызвали появление ряда относительно мелких, но многочисленных вооруженных конфликтов - прежде всего на территории бывших многонациональных государств. Во-вторых, США и страны НАТО, не опасаясь противодействия Советского Союза, стали шире использовать силу для отстаивания своих интересов в региональных и локальных конфликтах, делая это под лозунгами поддержки демократии и защиты прав человека. В международных отношениях к середине 90-х годов стало занимать большое место миротворчество, под которым понималось применение странами международного сообщества многообразных, в том числе силовых, мер для прекращения кровопролития в отдельных конфликтах.

Первая половина 90-х годов XX века стала завершающей фазой распада биполярной системы, иными словами ялтинско-потсдамской системы международных отношений. Несмотря на вспышку дисперсной конфликтности, новой мировой войны не возникло, и угроза ее развязывания не просматривалась ни в один из наиболее напряженных моментов международного развития 1991-1996 гг. Это был первый за много веков случай, когда радикальное изменение конфигурации международной системы не было сопряжено с обширными вооруженным конфликтом.1

К концу рассматриваемого периода стало очевидно, что Российская Федерация не обладает ресурсом противостояния США и не проявляет намерений противодействовать Западу в международных отношениях. Напротив, она стремилась к сотрудничеству с ним, даже если условия оного мало соответствовало ее национальным интересам. При этом было очевидно, что Китай, который в США стали рассматривать в качестве основного конкурента в международной политике, не накопил потенциал, позволяющего ему играть в международных отношениях роль, которую в 1945-1991 гг. занимал Советский Союз, - роль противовеса США.

Вторая половина 90-х годов была отмечена ростом взаимозависимости государств мира в результате резкого повышения интенсивности международных финансово-экономических, торговых и сопряженных с ними политических связей между ними, гигантским увеличением объема мировых информационных потоков, колоссальным прогрессом в средствах коммуникации. Ликвидация глобального политического раскола времен биполярности придала этим связям подлинно общемировой характер. Все эти тенденции, которые вели к возникновению нового состояния международной системы, стали описывать при помощи термина «глобализация».


Список литературы

1. Андреева И.Н, Воробьев В.П.: «Война и послевоенное развитие мирового сообщества (1939-1991)». М, 1992 г. - 60 с.

2. Бадак А.Н, Войнич И.Е, Волчек Н.М.: «Всемирная история». М.: АСТ, 2000 г. 592 с.

3. Бункина М.К., Семенов А.: «Экономическая политика». М., 1999 г. - с 229.

4. Волков Б.М.: «За кулисами второй мировой войны». М.: Мысль, 1985 г. 436 с.

5. Громыко А.А.: «Дипломатический словарь». Том 1. М., 1984 г. - с 349.

6. Егорова Н.И.: «Советско-американские отношения послевоенного периода». М, 1981 г. - 542 с.

7. Зуев М.Н.: «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг». М.: ОНИКС 21 век, 2005 г. 528 с.

. Иванова И. И.: «История международных отношений: учебное пособие».- Владивосток: ДВГТУ, 2001 г. 496 стр.

. Иванян Э.А.: «Энциклопедия российско-американских отношений 18-20 в». М, 2001 г. - 696 с.

. Кальвокоресси Питер.: «Мировая политика после 1945 года». Том 1. М, 2001 г. - 592 с.

. Кальвокоресси Питер.: «Мировая политика после 1945 года». Том 2. М, 2001 г. - 464 с.

12. Кирилин И.А, Потапова Н.Ф.: «Внешняя политика СССР и международные отношения». М, 1982 г. - 383 с.

. Козлов М.М.: «Великая Отечественна война 1941-1945: энциклопедия». М.: Советская Энциклопедия, 1985 г. 832 с.

14. Маныкин А.С.: «Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории». М.: МГУ, 2001 г. 275 с.

. Маныкин А.С.: «Введение в теорию международных отношений: Учебное пособие». М.: МГУ, 2001 г. 320 с.

16. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М.: Русский язык. 1978 г. 820 стр

. Орлов А.С, Георгиев В.А, Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А.: «СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.)». М.: Проспект, 2005 г. 731 с.

. Подлесный П.Т.: «СССР и США: 50 лет дипломатических отношений». М, 1983 г. - 421 с.

19. Протопопов А.С.: «История международных отношений и внешней политики России 1648-2000». М.: Аспект Пресс, 2001. - 334 с.

. Филиппов А.М. «Холодная война: историографические дискуссии на Западе». М, 1991 г. - 165 с.

. Berlin I. Personal Impressions. - N. Y., 1981. - 387 с.

22. Борьба СССР в ООН за мир, безопасность и сотрудничество, 1945-1985 / Гл. ред. А.А. Громыко. М.: Политиздат. 1986. С.33.

. Ялтинская (Крымская) конференция лидеров СССР, Великобритании, США - 1945: взгляд 60 лет спустя: Материалы «круглого стола» // ДА МИД России. М.: Научная книга, 2005. 76 с.

. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сборник документов. М., 1980 г

. История дипломатии. Том V. М., 1974, гл. 8.

26. Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975: Учебное пособие. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 264 с.

27. Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д. Богатурова. Том второй. События 1945-2003 годов. М.: культурная революция. 2007. С. 560.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: