Вывод (идейно-образный уровень)




Имманентный анализ стихотворения

Давида Бурлюка «Плодоносящие»

Работа Гавриловой Марии

Давид Бурлюк «Плодоносящие»

 

Мне нравится беременный мужчина

Как он хорош у памятника Пушкина

Одетый серую тужурку

Ковыряя пальцем штукатурку

Не знает мальчик или девочка

Выйдет из злобного семечка?!

 

Мне нравится беременная башня

В ней так много живых солдат

И вешняя брюхатая пашня

Из коей листики зеленые торчат

 

 

Вешняя – весенняя

Тужурка – повседневная короткая верхняя одежда (куртка)

 

 

Фонический уровень

 

Метрика

 

∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪

∪ ― ∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪

∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪

∪ ∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪

∪ ― ∪ ― ∪ ― ∪ ― ∪ ∪

― ∪ ∪ ― ∪ ∪ ― ∪ ∪

 

∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪

∪ ∪ ― ∪ ∪ ― ∪ ―

∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ― ∪

∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ∪ ―

 

(1)―3―3―(1) 3 икты

(1)―1―1―3―(2) 4 икты

(1)―1―3―(1) 3 икты

(2)―1―3―(1) 3 икты

(1)―1―1―1―(2) 4 икты

(0)―2―2―(2) 3 икты

 

(1)―3―3―(1) 3 икты

(2)―2―1―(0) 3 икты

(1)―3―2―(1) 3 икты

(1)―1―3―3―(0) 4 икты

1. Тоническая система стихосложения

2. Тактовик

 

Фоника

мужч Ина – П Ушкина – разноударная рифма

сод Ат – торч Ат – мужская рифма, точная

туж Урку – штукат Урку, б Ашня – п Ашня – женская рифма, точная

д Евочка – с Емечка – дактилическая рифма, неточная

 

Строфика

1я строфа – шестистишие

2я строфа – четверостишие

(графически выделены)

Рифмовка:

1я строфа – парная (ааbbcc) рифма

2я строфа – перекрестная (dede) рифма

 

[мн'е нрАв'ицъ б'ир'Ем'ьн:ъi муш':Инъ|

как Он харОш у пАм'ьтн'ькъ пУшк'ьнъ|

ад'Етъi c'Еруÿ тужУрку|

къвыр'Аь пАл'цъм штукатУрку |

н'и знАьт мАл'ч'ьк ил'ь д'Евъч'къ|

вЫiд'ьт из злОбнъвъ с'Ем'ьч'къ||

мн'е нрАв'ицъ б'ир'Ем'ьн:ъь бАшн'ь |

в н'еi так мнОгъ жывЫх салдАт |

и в'Ешн'ьь бр'ухАтъь пАшн'ь|

ис кОьi л'Ис'т'ьк'ь з'ил'Оныь тарч'Ат]

 

Звукопись:

a) Аллитерация: звук [р] (3 палатализованных, 7 веляризованных);

звук [б] (2 палатализованных, 2 веляризованных)

b) Ассонанс: звук [у]

 

 

Стилистический уровень

 

Лексика

1. Эпитеты («злобного семечка», «живых солдат»)

2. Оксюморон – «беременный мужчина»

3. Синонимы («беременный» - «брюхатая»)

4. Стилистически окрашенная лексика:

a) Разговорная («брюхатая», «торчат»)

b) Книжная («коей» - (устаревшее)

c) Поэтическая («вешняя»)

5. Слово «семечко» имеет переносное значение, может обозначать не растительное зерно, а детородное семя.

6. Метафора – («выйдет из злобного семечко»)

7. Олицетворение – («беременная башня», «брюхатая пашня»)

8. Деталь – памятник Пушкина

9. Антонимы («мальчик» - «девочка»)

Синтаксис

1. Отсутствие знаков препинания (используется только «?!» в конце 6 строки)

2. Анафора («Мне нравится» - начало строф)

3. Пропущен союз «в» в 3 строке, который должен был грамматически связать слова «одетый» и «тужурку»

 

Идейно-образный уровень

Существительные Прилагательные Глаголы
Я(2) Беременный (2) Нравится (2)
Мужчина Хорош Ковыряя
Он Одетый Не знает
Памятник Серая Выйдет
Пушкин Злобное Торчат
Тужурка Много  
Палец Живых  
Штукатурка Вешняя  
Мальчик Брюхатая  
Девочка Зеленые  
Семечко    
Башня    
Она    
Солдат    
Пашня    
Листики    

 

Группы существительных:

1. Я (2) – лирический герой

2. Мужчина, мальчик, девочка, мне, он, она, семечко, палец, Пушкин – человек

3. Памятник, тужурка, штукатурка – культура (созданное человеком)

4. Башня, солдат – война

5. Пашня, листики – природа

Группы прилагательных:

1. Беременный (2), брюхатая, вешняя, живых, много, хорош, зеленая, одетый – плодородие, обилие, жизнь

2. Злобное, серая – негативное, плохое

Группы глаголов:

1. Нравится(2), выйдет, торчат – выражают решительность

2. Ковыряя, не знает – глаголы выражают сомнение, нерешительность

Вывод (идейно-образный уровень)

Таким образом, из существительных у меня выделилось пять основных групп. К первой принадлежит лирический герой (я), через призму его взгляда мы воспринимаем происходящее в стихотворении. Первая картина, которая предстает перед нами, связана человеком и предметами культуры, которые его окружают. Нам виден только сам мужчина в тужурке, его палец, на котором заостряет внимание лирический герой, и предметы интерьера – Пушкин в виде памятника и штукатурка на нем. Однако есть еще скрытый от нашего взгляда образ семечка, которой не является пока ничем определенным, а лишь предстает возможностью для рождения чего-то нового (мальчика или девочки). Получатся, что мальчик и девочка принадлежат не вещественному миру, который мы можем осязать, а миру мыслей, фантазий и догадок.

Во второй строфе перед нами раскрываются новая картина, мы видим образы, связанные с войной (башня и солдат), и опять же башня видна для лирического героя, а солдаты (подобно семечку) скрыты, находятся внутри башни. А затем возникает противоположный образу войны – образ природы. Мы видим пашню и листики на ней. Подобно тому, как мужчине принадлежит (скрыто в нем) семечко, башне – солдаты, так и листики принадлежат пашне. Таким образом, мы из пяти групп можем выделить еще три пары, между которыми образуются особые отношения.

На уровне прилагательных выделились две группы. Первая, бОльшая, связана с плодородием, обилием, жизнью. Можно сказать, что эта группа прилагательных задает основной тон стихотворению. Из нее можно выделить синонимичную пару «беременная» (дважды используется) и «брюхатая», непосредственно связанные с темой рождения прилагательные относятся к выделенным трем парам существительных, так мы видим еще большую связь этих образов, отделение их от двух других. «Вешняя», «живых» и «зеленые» также связаны с плодородием и жизнью. «Много» указывает на обилие. Одетый можно также отнести в эту группу, так как это прилагательное вносит качество увеличения (в плюс), прибавления (подобно прилагательным «брюхатая» и «беременная»). Все эти прилагательные можно назвать положительными, следовательно к ним также можно отнести «хорош».

Противопоставлена этой группе другая, в которую входят прилагательные с негативной характером («злобного», «серая»).

Три образа стихотворения обладают качествами плодородия. Они относятся не только к природе («брюхатая пашня»), но к человеку («беременный мужчина») и даже войне («беременная башня»). Лирический герой чувствует рождение новой жизни, и созерцает ее («живых солдат», «вешняя пашня», «листики зеленые»). Однако не все в мире представляется ему хорошим, есть предметы, которые он воспринимает с негативом. Образ мужчины, который сам по себе связан с плодородием и жизнью (в этом стихотворении) внешне, однако, предстает если не отталкивающим, то как минимум неброским («одетый серую тужурку»). Отрицательным качеством обладает также «злобное семечко» внутри «мужчины». Это можно связать с неприятным ощущением неизвестности, предчувствием чего-то дурного, что может родиться из этого «семечка».

Стоит также сказать о глаголах, которые я разделила на две группы. Первые, на мой взгляд, показывают решительность, готовность действовать или действие, вторые же в противоположность им выражают сомнение и неуверенность. Лирический герой ясно выражает свою позицию («мне нравится»), глагол «выйдет» относится к будущему, сейчас мы его не можем наблюдать в действии, но знаем, что оно бес сомнений совершится. Экспрессивный глагол «торчат» добавляет живость и даже комичность последней картине природы. С мотивом же нерешительности и сомнения связан образ беременного мужчины. Эта неуверенность передается деепричастием «ковыряя» и глаголом «не знает».

Таким образом, перед нами складываются три основных картины стихотворения, которые мы наблюдаем глазами лирического героя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: