Имманентный анализ стихотворения
Давида Бурлюка «Плодоносящие»
Работа Гавриловой Марии
Давид Бурлюк «Плодоносящие»
Мне нравится беременный мужчина
Как он хорош у памятника Пушкина
Одетый серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку
Не знает мальчик или девочка
Выйдет из злобного семечка?!
Мне нравится беременная башня
В ней так много живых солдат
И вешняя брюхатая пашня
Из коей листики зеленые торчат
Вешняя – весенняя
Тужурка – повседневная короткая верхняя одежда (куртка)
Фонический уровень
Метрика
∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪
∪ ― ∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪
∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪
∪ ∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪
∪ ― ∪ ― ∪ ― ∪ ― ∪ ∪
― ∪ ∪ ― ∪ ∪ ― ∪ ∪
∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪
∪ ∪ ― ∪ ∪ ― ∪ ―
∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ― ∪
∪ ― ∪ ― ∪ ∪ ∪ ― ∪ ∪ ∪ ―
(1)―3―3―(1) 3 икты
(1)―1―1―3―(2) 4 икты
(1)―1―3―(1) 3 икты
(2)―1―3―(1) 3 икты
(1)―1―1―1―(2) 4 икты
(0)―2―2―(2) 3 икты
(1)―3―3―(1) 3 икты
(2)―2―1―(0) 3 икты
(1)―3―2―(1) 3 икты
(1)―1―3―3―(0) 4 икты
1. Тоническая система стихосложения
2. Тактовик
Фоника
мужч Ина – П Ушкина – разноударная рифма
сод Ат – торч Ат – мужская рифма, точная
туж Урку – штукат Урку, б Ашня – п Ашня – женская рифма, точная
д Евочка – с Емечка – дактилическая рифма, неточная
Строфика
1я строфа – шестистишие
2я строфа – четверостишие
(графически выделены)
Рифмовка:
1я строфа – парная (ааbbcc) рифма
2я строфа – перекрестная (dede) рифма
[мн'е нрАв'ицъ б'ир'Ем'ьн:ъi муш':Инъ|
как Он харОш у пАм'ьтн'ькъ пУшк'ьнъ|
ад'Етъi c'Еруÿ тужУрку|
къвыр'Аь пАл'цъм штукатУрку |
н'и знАьт мАл'ч'ьк ил'ь д'Евъч'къ|
вЫiд'ьт из злОбнъвъ с'Ем'ьч'къ||
мн'е нрАв'ицъ б'ир'Ем'ьн:ъь бАшн'ь |
в н'еi так мнОгъ жывЫх салдАт |
и в'Ешн'ьь бр'ухАтъь пАшн'ь|
ис кОьi л'Ис'т'ьк'ь з'ил'Оныь тарч'Ат]
Звукопись:
a) Аллитерация: звук [р] (3 палатализованных, 7 веляризованных);
звук [б] (2 палатализованных, 2 веляризованных)
b) Ассонанс: звук [у]
Стилистический уровень
Лексика
1. Эпитеты («злобного семечка», «живых солдат»)
2. Оксюморон – «беременный мужчина»
3. Синонимы («беременный» - «брюхатая»)
4. Стилистически окрашенная лексика:
a) Разговорная («брюхатая», «торчат»)
b) Книжная («коей» - (устаревшее)
c) Поэтическая («вешняя»)
5. Слово «семечко» имеет переносное значение, может обозначать не растительное зерно, а детородное семя.
6. Метафора – («выйдет из злобного семечко»)
7. Олицетворение – («беременная башня», «брюхатая пашня»)
8. Деталь – памятник Пушкина
9. Антонимы («мальчик» - «девочка»)
Синтаксис
1. Отсутствие знаков препинания (используется только «?!» в конце 6 строки)
2. Анафора («Мне нравится» - начало строф)
3. Пропущен союз «в» в 3 строке, который должен был грамматически связать слова «одетый» и «тужурку»
Идейно-образный уровень
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Я(2) | Беременный (2) | Нравится (2) |
Мужчина | Хорош | Ковыряя |
Он | Одетый | Не знает |
Памятник | Серая | Выйдет |
Пушкин | Злобное | Торчат |
Тужурка | Много | |
Палец | Живых | |
Штукатурка | Вешняя | |
Мальчик | Брюхатая | |
Девочка | Зеленые | |
Семечко | ||
Башня | ||
Она | ||
Солдат | ||
Пашня | ||
Листики |
Группы существительных:
1. Я (2) – лирический герой
2. Мужчина, мальчик, девочка, мне, он, она, семечко, палец, Пушкин – человек
3. Памятник, тужурка, штукатурка – культура (созданное человеком)
4. Башня, солдат – война
5. Пашня, листики – природа
Группы прилагательных:
1. Беременный (2), брюхатая, вешняя, живых, много, хорош, зеленая, одетый – плодородие, обилие, жизнь
2. Злобное, серая – негативное, плохое
Группы глаголов:
1. Нравится(2), выйдет, торчат – выражают решительность
2. Ковыряя, не знает – глаголы выражают сомнение, нерешительность
Вывод (идейно-образный уровень)
Таким образом, из существительных у меня выделилось пять основных групп. К первой принадлежит лирический герой (я), через призму его взгляда мы воспринимаем происходящее в стихотворении. Первая картина, которая предстает перед нами, связана человеком и предметами культуры, которые его окружают. Нам виден только сам мужчина в тужурке, его палец, на котором заостряет внимание лирический герой, и предметы интерьера – Пушкин в виде памятника и штукатурка на нем. Однако есть еще скрытый от нашего взгляда образ семечка, которой не является пока ничем определенным, а лишь предстает возможностью для рождения чего-то нового (мальчика или девочки). Получатся, что мальчик и девочка принадлежат не вещественному миру, который мы можем осязать, а миру мыслей, фантазий и догадок.
Во второй строфе перед нами раскрываются новая картина, мы видим образы, связанные с войной (башня и солдат), и опять же башня видна для лирического героя, а солдаты (подобно семечку) скрыты, находятся внутри башни. А затем возникает противоположный образу войны – образ природы. Мы видим пашню и листики на ней. Подобно тому, как мужчине принадлежит (скрыто в нем) семечко, башне – солдаты, так и листики принадлежат пашне. Таким образом, мы из пяти групп можем выделить еще три пары, между которыми образуются особые отношения.
На уровне прилагательных выделились две группы. Первая, бОльшая, связана с плодородием, обилием, жизнью. Можно сказать, что эта группа прилагательных задает основной тон стихотворению. Из нее можно выделить синонимичную пару «беременная» (дважды используется) и «брюхатая», непосредственно связанные с темой рождения прилагательные относятся к выделенным трем парам существительных, так мы видим еще большую связь этих образов, отделение их от двух других. «Вешняя», «живых» и «зеленые» также связаны с плодородием и жизнью. «Много» указывает на обилие. Одетый можно также отнести в эту группу, так как это прилагательное вносит качество увеличения (в плюс), прибавления (подобно прилагательным «брюхатая» и «беременная»). Все эти прилагательные можно назвать положительными, следовательно к ним также можно отнести «хорош».
Противопоставлена этой группе другая, в которую входят прилагательные с негативной характером («злобного», «серая»).
Три образа стихотворения обладают качествами плодородия. Они относятся не только к природе («брюхатая пашня»), но к человеку («беременный мужчина») и даже войне («беременная башня»). Лирический герой чувствует рождение новой жизни, и созерцает ее («живых солдат», «вешняя пашня», «листики зеленые»). Однако не все в мире представляется ему хорошим, есть предметы, которые он воспринимает с негативом. Образ мужчины, который сам по себе связан с плодородием и жизнью (в этом стихотворении) внешне, однако, предстает если не отталкивающим, то как минимум неброским («одетый серую тужурку»). Отрицательным качеством обладает также «злобное семечко» внутри «мужчины». Это можно связать с неприятным ощущением неизвестности, предчувствием чего-то дурного, что может родиться из этого «семечка».
Стоит также сказать о глаголах, которые я разделила на две группы. Первые, на мой взгляд, показывают решительность, готовность действовать или действие, вторые же в противоположность им выражают сомнение и неуверенность. Лирический герой ясно выражает свою позицию («мне нравится»), глагол «выйдет» относится к будущему, сейчас мы его не можем наблюдать в действии, но знаем, что оно бес сомнений совершится. Экспрессивный глагол «торчат» добавляет живость и даже комичность последней картине природы. С мотивом же нерешительности и сомнения связан образ беременного мужчины. Эта неуверенность передается деепричастием «ковыряя» и глаголом «не знает».
Таким образом, перед нами складываются три основных картины стихотворения, которые мы наблюдаем глазами лирического героя.