IV. Методический подход по переводу значений показателей рейтинга в места субъектов Российской Федерации в рейтинге




 

Для формирования рейтинга был применен метод нормализации значений показателей по масштабированной шкале до 100. Данный подход состоит в том, что по каждому показателю значение региона-лидера принимается за 100 %, нормализованные значения по остальным регионам определяются как процентные доли их значений показателя от значения показателя у региона-лидера, среднее нормализованное значение по всем показателям приравнивается к числу рейтинговых баллов региона, а затем места регионов в рейтинге распределяются по убыванию итогового числа рейтинговых баллов региона.

Например, регионом-лидером по показателю «доля негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в общем количестве медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС» является Ленинградская область (48,89 %) и нормализованным значением показателя у данного региона с использованием рассматриваемого подхода является 100. В то же время г. Санкт-Петербург имеет по данному показателю значение 39,34 % - соответственно, нормализованное значение показателя по этому региону определяется как процентное отношение 39,34 к 48,89 и составляет 80,46.

Достоинством подхода является минимизация «выбросов» и более высокая равномерность распределения значений показателей – в итоге каждый регион получает свое уникальное число рейтинговых баллов (при применении трех разрядов после запятой).

Важно отметить, что применение данного подхода хотя и минимизирует «выбросы» в результатах рейтинга, но не ликвидирует их в отдельных показателях. Например, по показателю «доля выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации в связи с применением организациями, осуществляющими пожертвования, региональных налоговых льгот, в общем размере налоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации» рейтинговые баллы получают всего 6 субъектов Российской Федерации, причем с большими различиями в числе баллов: Нижегородская область (100 баллов), Новгородская область (47 баллов), Ярославская область (17 баллов), Самарская область (3 балла), Челябинская область (2 балла), Пермский край (1 балл); остальные 79 регионов вообще не имеют соответствующих выпадающих доходов и получают 0 баллов. Однако такая картина действительно отражает текущую практику предоставления налоговых льгот в регионах – единицы из регионов предоставляют эти льготы масштабно, небольшое число предоставляет их в очень небольшом объеме и подавляющее большинство не предоставляет вообще. Поэтому данные различия, отраженные в результатах рейтинга, являются значимыми для мотивации субъектов Российской Федерации к расширению практики предоставления соответствующих налоговых льгот для СО НКО.

Таким образом, с использованием описанного подхода максимальное количество рейтинговых баллов, которое может набрать субъект Российской Федерации, если он будет лидером по всем показателям, составляет 100 баллов - итоговое число рейтинговых баллов региона определяется как среднее арифметическое от числа его рейтинговых баллов по каждому показателю. При этом в отношении городов федерального значения среднее арифметическое определяется без учета показателей, которые касаются реализации муниципальных программ по поддержке СО НКО и социального предпринимательства (см. выше п. 6 в Таблице 2).

Методика рейтинга с применением данного подхода, включая алгоритм расчета значений показателей рейтинга, приведена в приложении к настоящему анализу.

 

V. Результаты рейтинга

 

Из 85 субъектов Российской Федерации в первую пятерку лидеров рейтинга вошли Ханты-Мансийский автономный округ (1 место; 42,84 балла), Хабаровский край (2 место; 37,24 балла), Республика Саха (Якутия) (3 место; 35,23 балла); Самарская область (4 место; 34,67 баллов), Пермский край (5 место; 32,72 балла).

Замыкает рейтинг следующая пятерка регионов-аутсайдеров: Чукотский автономный округ (85 место; 3,28 балла), Республика Марий Эл (84 место; 8,01 баллов), Республика Калмыкия (83 место; 8,93 баллов), Республика Тыва (82 место; 9,33 баллов), Саратовская область (82 место; 9,24 баллов).

Работа по поддержке СО НКО и социального предпринимательства, обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрению конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере требует улучшения – даже лидирующий в рейтинге регион не набрал половины от максимально возможного числа рейтинговых баллов. Это означает, что и в регионах-лидерах есть пробелы в отношении системной работы по всем направлениям, которые отражают показатели рейтинга.

 

Основные выводы:

 

Региональные налоговые льготы для СО НКО предоставляются только в 12 регионах, а налоговые льготы для жертвователей в пользу СО НКО – только в 6 регионах, таким образом налоговые льготы в данном направлении не используют более 70 регионов Российской Федерации.

В 28 регионах из региональных бюджетов не выделяются средств для финансирования инфраструктуры поддержки СО НКО и социального предпринимательства.

В 40 регионах ни одно муниципальное образование не оказывает мер поддержки социальному предпринимательству.

В подавляющем большинстве регионов (67 регионов) на уровне муниципалитетов реализуются программы по поддержке СО НКО, вместе с тем, регионов, в которых таких муниципалитетов больше половины, всего 14

Развивается активность частных дошкольных образовательных организаций – только в 7 регионах их совсем нет. Однако доля детей, посещающих частные детские сады, невелика только в 2 регионах данный показатель превышает 5 %.

В 84 регионах негосударственные медицинские организации участвуют в работе системы ОМС: в среднем по России их доля в числе медицинских организаций, включенных в региональный реестр ОМС, составляет 29 %. В 6 регионах данный показатель превышает 40%.

В 82 регионах негосударственные организации включены в региональные реестры поставщиков социальных услуг – в 2 регионах-лидерах их доля превышает 70 %. Вместе с тем только в 3 регионах данный показатель превышает 50 %, в среднем по России - 17 %.

И в целом средняя доля работников, занятых в негосударственных организациях в социальной сфере, относительно заметна – в 13 регионах она составляет около 10%, хотя в 37 регионах не превышает 5 %.

Сегодня в каждом регионе есть зарегистрированные СО НКО, среднее по России количество СО НКО на 10 тыс. человек - 11 организаций, в регионах-лидерах данной значение доходит до 35 организаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: