Анализируйте свое выступление




Работа с командой на соревнованиях в качестве помощника руководителя.

Изучить лекцию.

а) Техническая подготовка

Основная техническая подготовка должна происходить, конечно, не на соревнованиях, а в течение года в кружках. Во время собрания (я считаю (целесообразно), что такие сборы лучше всего проводить в районе соревнований с таким расчетом, чтобы закончить за день до начала соревнований) и непосредственно на соревнованиях отрабатываются только те технические приемы, которые будут применяться во время прохождения дистанции, а главное, взаимодействие участников в кросс-походе и, что еще более важно, на командной полосе препятствий.

б) Тактическая подготовка

Немаловажное место занимает тактическая подготовка. Достаточное внимание к этому вопросу, даже при посредственном составе команды с точки зрения физической и технической подготовки, позволяет достичь должного результата.

Тактический план выступления команды на дистанции во время участия в соревнованиях должен быть результатом совместных размышлений тренера и команды, что позволяет достичь осознанного прохождения дистанции всей командой. Главная задача при разработке тактики – обеспечить быстрое прохождение всей дистанции всей командой. (Типичная ошибка при разработке тактики, когда обеспечивается быстрое прохождение лидерами отдельной, как правило, первой части дистанции. А потом лидеры финишируют и долго ждут, когда же приблизятся к ним другие, или, наоборот, на командной полосе препятствий, где разрешено лидировать, команда все этапы проходит всем составом одновременно, понятно, что при такой тактике часть детей остается без работы.) Есть идеальная тактика – это тактика, которая обеспечивает посильную работу каждому члену команды в любое время ее выступления при минимально необходимом количестве снаряжения. О подборе снаряжения хочется сказать отдельно: не раз приходилось наблюдать случаи, когда команда берет на дистанцию все, что имеет, а потом не может дотянуть до финиша такое количество спутанных веревок, или, наоборот, из-за отсутствия одной веревки полкоманды стоит, не имея возможности двигаться по дистанции. Другая распространенная ошибка на дистанции – использование устройств, которыми участники не умеют пользоваться (особенно это касается жумара, пантина, и других технических приспособлений, хотя это очень полезные приспособления и во многих ситуациях, при умелом пользовании могут принести значительные дивиденды (лучший результат)).

Во время соревнований участники должны следить за выступлением соперников и подробно анализировать их тактику по сравнению с собственной, определить, за счет чего достигнуто преимущество той или иной командой. Неоднократно наблюдал картину, когда команда, пройдя дистанцию «Полоса препятствий», собирается и идет в лагерь, вместо того чтобы поучиться на ошибках других или научиться чему-то у соперников. Поэтому не стоит удивляться, когда даже на республиканских соревнованиях все команды проходят практически с одной, далеко не выигрышной тактикой, и с точки зрения роста тактического мастерства те старты прошли для детей и их руководителей зря. Все участники команды, ее представители и даже судьи, каждый должен пытается увидеть изюминку в действиях соперников, потом все вместе проанализировать, что можно использовать для своих выступлений. И если идея заслуживает внимания, она отрабатывается на тренировках.

в) Психологические аспекты подготовки команды

Технико-тактическая подготовка команды нераздельно связана с ее психологической подготовкой, хотя многие тренеры ее недооценивают, и последующие строки будут читать невнимательно. Но прекрасная тактика может понести поражение, если она не соответствует реальным психологическим возможностям команды. Спортсмен должен быть полностью физически и технически готовым к выполнению определенного задания, но его шансы на успех все же будут минимальными, если его психическое состояние не будет соответствовать поставленной задаче, тем более, когда речь идет о командном виде спорта. Психологические проблемы и задачи создания благоприятного микроклимата в команде надо решать (в первую очередь еще на тренировках), на промежуточных соревнованиях, сборах, потому общей целью тренера и его команды является достижение необходимой сплоченности в группе, которую нужно не только сохранить, но и сделать более надежной. Происходить это может при условии, если тренеру удалось установить с командой благоприятные взаимоотношения, постоянно стимулируя и облегчая их совместные усилия.

Тренер должен прилагать все силы к тому, чтобы предупредить возможное возникновение конфликтов в команде. Конфликты легче предупредить, чем потом решать. Часто бывает уже поздно вмешиваться, когда группа начала проявлять признаки глубокого антагонизма. Различные обстоятельства могут привести к конфликтным ситуациям в команде, поэтому очень важно, чтобы каждый вопрос, который имеет большое значение для одного или всех спортсменов-туристов, был понятно и своевременно решен.

Самым неприятным является конфликт тренера и команды. Тренер может вызвать такой конфликт, не согласовав свои требования с возможностями команды, либо не удовлетворив какую-то важную их потребность, или, что бывает чаще всего, если тип руководства не соответствует структуре группы.

Возможен и конфликт спортсмена с командой. Такой конфликт не только грозит серьезными потрясениями эмоционального климата команды, но и непосредственно влияет на успешность ее выступления на соревнованиях. Обычно (по мнению некоторых психологов) идет речь о спортсмене, который занимает в команде ведущее положение, поскольку конфликт с рядовыми членами не возникает, их просто настолько «не замечают» и не реагируют на их поведение. На самом деле, учитывая специфику сборной команды, в этой роли может оказаться любой член группы.

Группа с хорошими межличностными отношениями решит конфликт таким образом, что спортсмен или пересматривает свою позицию, а если ситуация более сложная, то оставляет занятия спортивным туризмом.

Попытки найти решение такого конфликта могут быть разными. Руководители с добрыми намерениями хотят помочь в решении конфликтной ситуации, иногда они применяют некую форму «примирения» или искусственно создают благоприятную атмосферу, а иногда и с помощью репрессий делают попытки восстановить порядок в команде. Практика показывает, что подобные попытки не дают положительных результатов. Оптимальное решение нужно искать в укреплении взаимосвязей в группе на уровне «мы – он», поскольку в не очень сплоченном коллективе трудно самостоятельно устранить конфликт. Также с соответствующим вниманием нужно отнестись и к образу изолированного спортсмена, поскольку претензии могут быть обоснованными. Таким образом, основную поддержку следует отдавать группе, но не оставлять и спортсмена.

Наименее опасный конфликт с точки зрения групповой динамики – это конфликт между членами команды. Чаще всего такого рода конфликт возникает из-за соперничества скорее в спортивном, чем личном плане. Соперничество играет двойную роль, с одной стороны, это неизбежное явление в командах, а с другой – оно может стать значительным препятствием к взаимному сотрудничеству спортсменов и ухудшить результаты как индивидуальных, так и командных выступлений. Тренер должен быть достаточно компетентным и наблюдательным, чтобы уметь точно и своевременно определить, здоровое это или нежелательное соперничество и как оно повлияет на ситуацию в будущем.

Каждый член команды должен выполнять такую роль, чтобы индивидуальные особенности раскрывались как можно полнее. В оптимальных случаях тренер дает возможность им выполнять в команде такие функции, которые объединяют и совершенствуют личные качества. Таким образом решается ситуация соперничества, поскольку дети осознают необходимость взаимодействия и свой личный успех начинают видеть в успехе товарища. Опираясь на опыт собственной работы, можем сказать, что если требования во всех кружках подобные, если дети часто встречаются на соревнованиях, если тренеры постоянно обращают внимание не только на результаты, то до конфликтов любого типа дело не доходит.

Лидерство. Особое место в групповых и межличностных отношениях занимают вопросы формального и неформального лидерства. Задачей руководителя является воспитание лидера команды.

Лидер должен обладать качествами, которые наиболее полно отвечают потребностям группы. Авторитет его строится частично на принципе взаимного дополнения. Чем большим авторитетом пользуется лидер, тем больше потребность группы в его руководстве. При выборе лидера надо учитывать, что вместе со спортивными качествами он должен обладать и определенными человеческими достоинствами – смелостью, решительностью, высокой степенью уверенности в себе, коммуникабельностью, и т. д. Желательно чтобы совпадал формальный и не формальный лидер, то есть чтобы капитаном был неформальный лидер. Поэтому задача наставников команды увидеть такого лидера и воспитать из него капитана. Сложнее, если на такую роль претендуют несколько участников, как уже указывалось выше, для команды это не редкость. Встречаются команды не с одним лидером, и основные причины этого нужно искать в самом туристско-спортивном коллективе и деятельности руководителей. Возможно, взаимное соперничество потенциальных лидеров не было своевременно направлено в нужное русло. Существование двух лидеров в команде не всегда представляет серьезную проблему и не обязательно должно нарушать межличностные связи. Не спешите назначать капитана, пусть он сам выделится из команды.

В практике есть случаи, когда тренер назначает капитана (т. е. формального лидера), а любой спортсмен является неформальным (действительным) лидером. Может возникнуть конфликтная ситуация, в которой большое значение будут иметь личные качества этих спортсменов и их взаимоотношения, поэтому желательно таких ситуаций не допускать.

Плохо подобранная команда может быть настолько неоднородной, что будет в состоянии выделить из своих рядов лидера. И тогда тренерам надо растить такого лидера, работая с ним индивидуально, и начинать такую работу нужно с команды младшего возраста.

Если понаблюдать за командой, которая приехала на соревнования по спортивному туризму, то можно заметить четко проявленную напряженность, склонность к бурным реакциям по незначительным причинам, конфликтность и нетерпеливость. Это не что иное, как явление, которое зависит от изменения условий привычного режима жизни, суженного круга интересов и контактов. Особенно это напряжение заметно на соревнованиях высокого уровня, в командах, ведущих упорную борьбу за победу. Аккумулированное таким образом напряжение желает «разрядки», и опытный тренер находит для нее наиболее благоприятную форму и время.

г) Проблемы запасного участника

Психологические проблемы могут возникнуть в команде в связи с разделением команды на основной состав и запасных участников, учитывая, что в сборную попадают, как правило, амбициозные люди, которые, даже если они объективно слабее других, не признают это. Проблема обостряется, когда состав действительно очень ровный и трудно выделить сильнейших. На соревнованиях, которые вы считаете подготовительными, желательно дать возможность выступить всем участникам Желательно состав команды определять при участии всех участников, и последнее слово остается обычно за руководителями команды. Нельзя дать универсального совета для всех ситуаций, но очевидно, что решающим должен быть индивидуальный подход.

Важен и психологический настрой на выступление. Руководитель команды должен быть тонким психологом, кому-то нужны слова успокоения, другого надо разбудить, у кого-то надо повысить уверенность в собственных силах или, наоборот, побороть самоуверенность. Надо учесть, что для одного ребенка слова «Я на тебя надеюсь» будут крыльями, а для другого станут последней каплей бремени, не позволят показать все, на что ребенок способен.

Анализируйте свое выступление

Если послушать некоторых руководителей команды, то единственная причина их плохого выступления – это предвзятость судей, а их спортсмены и они сами никаких ошибок не допустили. Можно с уверенностью сказать, что это путь в никуда, и результаты выступлений такой команды хуже, чем могли бы быть. Даже если вы неплохо для своего уровня выступили на соревнованиях, ищите вместе с командой свои недостатки, потому что идеальных выступлений не бывает. Проведите анкетирование участников, выясните, как они видят собственное выступление, наверняка вы узнаете много нового и интересного. Таким образом, можно подытожить, что процесс подготовки команды к соревнованиям длительный, разносторонний, требует упорной самоотверженной работы, но, надеюсь, он вам принесет моральное удовлетворение и радость побед.

Кросс-поход.

«Кросс-поход» - длинная дистанция, которая предусматривает прохождение определенного маршрута с преодолением этапов и выполнением специальных заданий, которые установлены на естественных или искусственных препятствиях. Маршрут проходится с ориентированием по карте или задается другой способ (по описанию, по азимуту, по маркировке и прочее). Кросс-поход может быть многодневным и осуществляться в условиях спортивного похода.

Задание: опишите и обоснуйте отличия между работой команды на этапах «полосы препятствий» и этапах «Кросс-похода».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: