К ним относятся:
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- вопросы социальной защиты пострадавших в результате ЧС;
- обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Содержащиеся в федеральных законах организационные вопросы определяют границы зон ЧС, вопросы подготовки населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Понятие «защита населения» имеет две трактовки: общую – широкую и более узкую – целенаправленную, специфическую.
Общая трактовка связано с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», по которому «под защитой понимается вся деятельность по противодействию чрезвычайным ситуациям».
Узкая трактовка понятия «защита населения» исходит из представления, что «защита населения заключается в проведении определенных видов защитных мер, направленных на предохранение людей от конкретных поражающих воздействий, обеспечения смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи». Такого рода защита достигается путем осуществления целого комплекса специальных мероприятий того или иного вида защиты.
Исходя из этого, принятым в нормативно-правовых документах являются определения:
Защита населения от ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС и ГО, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействия источников ЧС.
|
Защита территорий - это комплекс мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, на объектах производственного и социального назначения, а также в окружающей среде.
Сюда входят: инженерно-технические мероприятия по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и т.п.); оборудование территорий в интересах гражданской обороны (подготовка загородной зоны для жизнеобеспечения эвакуируемого населения, усовершенствование транспортных магистралей, резервирование водоисточников и др.); надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов); специальная обработка территории при чрезвычайных ситуациях (дегазация, дезактивация, дезинфекция).
В послевоенный период, в связи с созданием и развитием ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также совершенствованием средств их доставки возникла необходимость изменения взглядов на организацию защиты населения страны.
В 1963 году были разработаны и приняты «Основные принципы[1] защиты населения от оружия массового поражения», которые и сегодня сохраняют свою значимость:
- защите подлежит все население;
- вопросы защиты населения имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности;
- защита населения от оружия массового поражения (ОМП) является важнейшей задачей государства;
|
- мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаговременно, по территориально-производственному принципу;
- мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом военно-экономического и административно-политического значения отдельных районов, городов и объектов экономики, в зависимости от складывающейся обстановки, вида, продолжительности и степени возможной и реальной опасности, особенностей расселения, природно-климатических и других местных условий;
- объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей страны по их реализации, перспектив развития средств поражения и изменения потенциально опасных технологий и производств;
- мероприятия по защите населения проводятся с учетом рационального расходования ресурсов, максимального использования имеющихся и вновь создаваемых производств, зданий и сооружений, технических средств и имущества по двойному назначению - с целью защиты и в интересах экономики и обслуживания населения;
- защита населения от поражающих факторов ОМП достигается в результате комплексного применения различных средств и способов защиты.
Преемственность, заложенных в принципах подходов защиты населения и территорий от оружия массового поражения, находит в настоящее время свое место в формировании и реализации государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
|
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
- защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
- организация и ведение ГО, защита населения территорий от ЧС природного и техногенного характера является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ;
- подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- мероприятия по подготовке к защите и по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, планируются заблаговременно, осуществляются на максимально возможном уровне в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов. Основной объем мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера и снижению их масштабов проводится заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводится дифференцированно, с учетом степени их реальной опасности;
- необходимая достаточность мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного происхождения и максимально возможное использование собственных сил и средств при ликвидации ЧС;
- приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
В статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
- силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Дальнейшее развитие данных принципов находит отражение и в федеральных законах «Об обороне», «О безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», других нормативных правовых актах по вопросам обеспечения безопасности государства и человека, и является составной частью безопасности Российской Федерации.
Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС. Вместе с тем, личность не должна являться пассивным объектом защиты. Население обязано участвовать в мероприятиях по своей защите от ЧС, а также проходить обучение (подготовку) по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Опираясь на принципы, успех защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени достигается в результате комплексного применения различных средств и способов защиты, и осуществления мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях ЧС.
Защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф достигается комплексным использованием различных технологий, видов, способов и средств защиты.
К основным способам защиты относятся:
- проведение эвакуационных мероприятий из зон возможного поражения;
- меры по инженерной защите населения, путем укрытия людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
- использование населением средств индивидуальной защиты.
Одним из основных способов защиты от ЧС является эвакуация населения. В отдельных ситуациях этот способ является наиболее эффективным способом защиты. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
Укрытие населения в защитных сооружениях всегда имеет важное значение. При необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.
Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) – обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.
Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) занимает одно из ведущих мест в обеспечении защиты населения во многих ЧС. СИЗ необходимы для защиты органов дыхания при пребывании людей в атмосфере зараженного воздуха отравляющими, радиоактивными, аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами, а также для защиты открытых участков кожи и одежды (обмундирования) от попадания на них капель и аэрозолей АХОВ, БС и РВ.
Медицинские мероприятия по защите населения направлены на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи.
1.3. Государственное регулирование вопросов защиты населения
и территорий, предупреждения и ликвидации ЧС
природного и техногенного характера
Защита населения от угроз чрезвычайных ситуаций в мирное время и в условиях военных конфликтов должна осуществляться в рамках комплекса взаимосвязанных мероприятий и путем построения системы организационных, технических, экономических, информационных и, конечно же, правовых взаимоотношений всех участников данного процесса.
Проблемы природной и техногенной безопасности во многом идентичны вопросам защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, т.е. вопросам ГО.
В нашей стране созданы следующие государственные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющие комплекс мероприятий по защите населения от ЧС:
- единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
- система гражданской обороны.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных – это организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС техногенного, природного, и иного характера.
Роль и место системы гражданской обороны в обеспечении национальной безопасности России определяется объемом задач стоящих перед государством по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время и от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов – в военное время.
В своей деятельности система ГО выполняет следующие важные государственные функции:
- решая задачи по защите населения и территорий в мирное и военное время, спасая и оказывая помощь поражённым и пострадавшим, гражданская оборона выполняет важнейшую часть социальной функции государства;
- решая задачу сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны, гражданская оборона выполняет важную функцию обороноспособности государства.
Связь деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера систем РСЧС и ГО обусловлена рядом факторов и обстоятельств. К ним, прежде всего можно отнести:
- подобие целевых функций организационных систем, противодействующих природным и техногенным угрозам и военным действиям для гражданского населения;
- возможность решать эти задачи в мирное и военное время во многом одними и теми же органами управления, силами и средствами.
Исходя из идентичности целей, задач и организационных систем РСЧС и ГО сформулированы целевые функции государственных систем, выполнение которых позволяет решать задачу противодействия ЧС в соответствии с интересами личности, общества и государства.
Первая целевая функция – предотвращение (предупреждение) возникновения ЧС. В результате ее выполнения требуется создать такие условия, чтобы максимально уменьшить риск возникновения ЧС. Вся деятельность органов управления и сил РСЧС носит упреждающий характер.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.
Работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию ЧС, так как социально-экономические результаты предупредительных мер более важны для граждан и общества, чем их ликвидация.
Наиболее важными в предупреждении чрезвычайных ситуаций являются мониторинг и прогнозирование.
Мониторинг – постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Прогнозирование – предвидение угроз, их хода и масштабов на базе данных мониторинга. Оно может быть долгосрочным (годы), среднесрочным (месяцы) и краткосрочным (дни, часы).
Организация и координация работ по прогнозированию вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций возложено на МЧС России. Для решения этой задачи создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС (ВЦМП). Кроме того, задачи по прогнозированию ЧС решаются силами наблюдения и контроля РСЧС.
Вторая целевая функция – снижение количества возможных потерь и объемов ущерба от чрезвычайных ситуаций (уменьшение масштабов ЧС). Она отражает осознание невозможности предотвращения всех ЧС и необходимости осуществлять специальные предупредительные и оперативные меры, направленные на минимизацию вероятного урона. Деятельность по ее выполнению также носит профилактический характер.
Меры, направленные на снижение возможных потерь и уменьшение масштабов ЧС весьма многочисленны. Основными из них являются:
- строительство защитных сооружений различного назначения;
- повышение физической стойкости объектов, подвергающихся различного рода воздействиям при ЧС;
- создание и использование систем оповещения населения;
- накопление на всех уровнях и своевременное целевое использование резервов финансовых и материальных ресурсов на случай ЧС;
- охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарные мероприятия;
- заблаговременная эвакуация населения из опасных районов, обучение населения и поддержание в готовности органов управления и сил.
В пределах техносферы к мероприятиям такого рода может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация разрабатывается и представляется владельцем в целях контроля за соблюдением мер безопасности, оценки эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.
Третья целевая функция – ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий. Необходимость ее выполнения определена тем, что, несмотря на меры по снижению возможных потерь и ущерба, возникающие чрезвычайные ситуации всегда будут сопровождаться негативными последствиями, которые необходимо будет устранять.
Основу ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается:
- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действия при ЧС;
- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайных ситуаций, развертыванием системы управления;
- принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и претворением его в жизнь;
- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации ЧС, организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС;
- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
Успех ликвидации ЧС в значительной степени зависит от организации действий органов управления и сил, эффективности проведения АСДНР.
В основе этой деятельности лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях планы действий по предупреждению и ликвидацииЧС, которые разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующих территорий, прогнозирования вариантов возможной обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.
Управление ликвидацией ЧС организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей, основной задачи – ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с минимальным ущербом.
Оперативное планирование АСДНР проводится комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), осуществляющими непосредственное руководство ликвидацией ЧС, а также органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (органами управления по делам ГО и ЧС) соответствующего уровня.
Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.
Содержание государственной политики, ее основные направления зависят от сложившихся объективных условий, степени природных и техногенных угроз и реальных экономических возможностей государства по ее реализации,
Защита населения и территорий является одним из направлений обеспечения безопасности человека и устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС природного, техногенного и военного характера. Приведенные функции государственных систем защиты населения и территорий определяются основополагающими, принципиальными положениями, включающими состав защитных мероприятий, последовательность и особенности их выполнения.
Решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РСЧС является важным элементом системы национальной безопасности страны.
Решение этой задачи силами и средствами государственных систем, в первую очередь выполняется:
- разработкой и реализацией правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечением готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Таким образом, обострение в современных условиях проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера потребовали создания единой государственной Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), успешно функционирующей в настоящее время.
Глава 2. Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), основы ее организации и функционирования
Стремление людей к обеспеченной и безопасной жизни в решающей степени обусловило поступательное движение общества. В то же время по пути развития человечество смогло идти, в основном благодаря все более экстенсивному использованию ресурсов природы, совершенствованию своих знаний и орудий труда.
Одновременно с накоплением ресурсов и знаний в качестве побочного продукта возникали рожденные прогрессом нежелательные социальные и другие последствия. В итоге проявилась необходимость, с одной стороны, реализовать полученные достижения, с другой – разрешить накопившиеся проблемы.
Примером может служить научно-техническая революция, возникшая как результат крупнейших научных открытий и технических разработок. Главной её особенностью было то, что она активно воздействовала на все стороны жизни общества, состояние окружающей среды.
Научно-технический прогресс, связанный с вовлечением в хозяйственный оборот все большего количества природных ресурсов, использованием все более сложных технологических систем, ростом потребляемой человечеством энергии, одновременно обусловил и рост числа аварий и катастроф. За прошедшее столетие, по данным только о крупных авариях, более половины из них произошло в последние десятилетия. Одновременно увеличился их разрушительный эффект: на последнее десятилетие приходится почти половина погибших и 40% пострадавших в катастрофах и стихийных бедствиях XX столетия.
Интенсивное развитие экономики вызвало появление техногенно-природных опасностей, являющихся принципиально новыми или медленно развивающимися процессами, активизированными хозяйственной деятельностью человека, – наведенная сейсмичность, подтопление, опускание поверхности земли и др. С новыми, нетрадиционными видами опасностей приходится сталкиваться в информационной сфере, расширился спектр заболеваний человека и животных, все чаще используются террористические методы для решения конфликтов и т.д.
Следует иметь в виду, что в России имеется огромный хозяйственный комплекс, по объему инфраструктуры и спектру опасных технологий, сравнимый с тем, которым располагают ведущие страны мира.
Так на территории России функционирует около 45 тысяч потенциально опасных производств, свыше 3,5 тысяч объектов располагают значительными запасами хлора и аммиака, более 500 тысяч тонн хлора ежегодно перевозится по железным дорогам.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от негативных воздействий. Однако результат не оправдал надежды людей. Уровень природных, техногенно-природных и техногенных опасностей постоянно растет.
2.1. Основополагающие нормативно-правовые документы
функционирования РСЧС
Обострение проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера потребовали создания ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (сокращенно РСЧС).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 261 от 18.04.1992 создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. после принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основной целью создания системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.
Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:
- предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заблаговременным проведением, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций заключается в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, около 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, более 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в первую очередь необходимо выделить следующие, являющиеся основополагающими:
1. Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этот закон определяет цели и принципы защиты, полномочия органов исполнительной власти, права и обязанности граждан, а также другие вопросы в области защиты населения и территорий от ЧС.
2. Указ Президента РФ № 868 от 11.07.2004 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», который определяет, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
3.Постановление Правительства №794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», котороеопределяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В настоящее время проходит подготовка проекта нового Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, ранее введенного этим Постановлением.
4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое устанавливает состав сил и средств, относящихся к единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. В Постановлении также приводит перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня и подразделение сил и средств на:
- выполняющих наблюдение и контроль за природной средой и обстановкой на потенциально опасных объектах;
- выполняющих ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральный закон № 151-ФЗ от 22 августа 1995г. « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», который определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований на территории страны, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, фермерскими хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ. Закон также устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.
Другие, основополагающие нормативно-правовые акты функционирования РСЧС (ведомственные приказы, положения, инструкции и т.д.), которые конкретизируют организацию и выполнение отдельных функций по защите населения и территорий.