Показатель дисперсии долей фирм на рынке.




Степень концентрации рынка

Рыночная концентрация – это степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов в системе реализации взаимозаменяемых товаров на одном отраслевом рынке.

Показатели концентрации продавцов на рынке.

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

 

Расчет степени концентрации рынка и доли фирм необходим:

- для определения доминирующего положения;

- для включения в Реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%;

- с целью выявления согласованных действий фирм, ограничивающих конкуренцию;

- с целью выявления злоупотреблений доминирующим положением фирм, которые преследуются законом;

- для разработки политики демонополизации на отраслевом рынке и поддержке малого предпринимательства;

- для государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

- для государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

Показатели концентрации характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или продаж товара между фирмами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на отраслевом рынке. Уровень концентрации тем выше, чем меньше число фирм, функционирующих на данном рынке.

Если на рынках действует одинаковое число фирм, то рынок будет характеризоваться большей концентрацией с фирмами в большей степени отличающихся друг от друга по размеру. Чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество или сговор. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Чтобы определить степень концентрации рынка при оценке монопольной власти, используется индекс Херфиндаля—Хиршмана (HНI):

HHI = S21 + S22 +... + S2n

где Si - доля рынка i -ой фирмы, n - количество фирм на рынке.
При его расчете используют данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Основной смысл показателя: чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

Алгоритм расчета индекса Херфиндаля—Хиршмана

1. Если задан объем продаж каждой фирмы, то вычисляется ее доля относительно общего объема продаж. Иначе п.2;

2. Каждая доля фирмы возводится в квадрат, S2i.

3. HHI = S21 + S22 +... + S2n

Измерение коэффициента концентрации.

 

Коэффициент концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке (обычно трех-четырех крупнейших фирм, т. е. С3, 4):

 

Сk = SYi, i = 1, 2, 3 … k, (1)

 

где Yi – размер (доля поставок и продаж фирмы на рынке, %);

 

k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

 

Коэффициент концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше коэффициент концентрации, тем рынок более монополизирован. Например, суммарная доля 3-х фирм (в %) может составлять 20 + 20 + 15 = 55 или 20 +30 + 25 = 75. Необходимо отметить, что коэффициент концентрации не отражает долевое участие всего спектра фирм, участвующих на рынке. Следовательно, он не дает полную информацию о тенденциях развития рынка и не может быть полностью объективен.

Показатель дисперсии долей фирм на рынке.

Значение индекса Герфиндаля – Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке:

HHI = nd2 + 10 000/n, (3)

где d2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный:

d2 = S (Yi – Yср)2 / n. (4)

При этом Yср – средняя доля фирмы на рынке, определяемая как:

Y = 1 / n, (5)

где n – число фирм на рынке.

Показатель дисперсии также характеризует степень концентрации и уровень конкуренции на рынке. Он = 0, если все фирмы контролируют одинаковые доли на рынке, и достигает максимального значения при наибольшем различии долей фирм.

С помощью коэффициентов концентрации фирмы подразделяются на монопольные – 100 % продаж на рынке, доминирующие – 50–90 %, ограниченные олигополии (3 – 4 фирмы) – 60 %, эффективной конкуренции (3 – 4 фирмы) – менее 40 %. Например, в экономике США в 1980 г. доля монополий составила 2,5 %, доля доминирующих фирм – 2,8 %, олигополий – 18 %, фирм эффективной конкуренции – 76,7 % [12]. К такому результату привели введение антимонопольного законодательства и также международная конкуренция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: