М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»




В Печорине М.Ю. Лермонтов показал типичного героя 30-х годов того трагического периода русской общественной жизни, которая наступила после подавления восстания декабристов. В его характере писатель художественно воспроизвел тип общественного сознания, для которого исключительное значение имели нравственные, философские поиски, потребность понять глубинную суть явлений.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

1) Аркадию и Базарову кажется, что взгляды «отцов» безнадежно устарели, поэтому Аркадий относится к Николаю Петровичу «с чувством снисходительной нежности, смешанным с ощущением какого-то тайного превосходства». Сходные чувства испытывает и Базаров, когда говорит о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде».

2) Спор «отцов» и «детей» Тургенев осмысляет на глубинном философском уровне, как отражение вечного закона: каждое поколение когда-то выслушивает «отповедь» детей. Поэтому «не антитеза и не конфликт романа отражен в названии, а неразрывность этих понятий. Отцы и дети – это цикл. Дети становятся отцами, и все повторяется – таков закон жизни».

3) У Базарова сложные отношения с родителями, в которых проявляется сдержанная любовь, и вместе с тем, полная отчужденность. Взаимоотношения с родителями – наиболее драматическая форма проявления нигилизма Базарова, который вынужден постоянно бороться со своими сыновними чувствами, потому что они противоречат его взглядам. Бунт против «отцов» оказывается неотъемлемой частью программы нигилистов.

4) Тургенев ставит проблему взрослых и детей как проблему психологическую: взрослым человека делают не столько годы, сколько опыт жизни. в котором важнейшим оказывается способность любить, страдать и сострадать другим. Суть эволюции Базарова, изменения его отношения к родителям заключается в его внутреннем, духовном взрослении. Опыт страдания рождает в нем новое мироощущение. Отсюда – его понимание родителей и нежность к ним в конце романа.

И.А. Гончаров «Обломов»

1) Гончаров говорит о врожденности доброго, светлого начала в Обломове. Путь к пониманию Ильи Ильича открывается в главе «Сон Обломова», в которой изложены причины, предопределившие его характер и судьбу. Эта глава повествует о том, как из обычного, нормального ребенка семья и среда вырастили «человека идиллии», а сам роман – о том, как складывается судьба такого человека, когда он выходит в большой мир. Гончаров детально описывает, как живые детские ощущения и естественные стремления Илюши сталкиваются с рутиной традиций Обломовки. С самого детства все его воспитание сводится к надзору нянек. Хотя все его обожают и балуют, детская любознательность и энергия постоянно подавляются. Все внешние ограничения Илюша компенсирует развитием воображения, фантазии.

2) Вариант становления личности, контрастный обломовскому, показан в образе Штольца. В его истории Гончаров хотел выразить идеал воспитания человека. Отец-немец относился к нему как ко взрослому, еще когда тот был подростком. Он давал возможность свободно выявляться и развиваться талантам сына, но подчинял эту свободу труду и обязанностям. Именно Штольц говорит Обломову беспощадные слова, в которых прочерчена судьба его друга: «Ты свое умение растерял еще в детстве, в Обломовке, среди теток, нянек и дядек. Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

И.А. Гончаров «Обломов»

Проблеме забвения своих родителей посвящена легенда о манкуртах в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок».

Манкурты – плененные жуаньжуанами сарозеки, насильно лишённые памяти. Айтматов подробно описывает, как предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, собственные волосы продолжали расти и врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.

Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного "Я", манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен».

В центре легенды – история женщины Найман-Аны, искавшей сына, который пропал во время боя. Как оказалось, юноша стал манкуртом, не помнящим ничего о своем прошлом. Спустя время Найман-Ана все-таки находит своего Жоламана. Но материнские слезы не трогают сердце юноши. Напрасно женщина пытается пробудить его память, страшной болью звучит над степью отчаянный крик: «Вспомни имя своё!». По приказу своих хозяев Жоламан убивает мать.

Писатель говорит о том, что страшнее всех несчастий и ужаснее всех наказаний является именно лишение памяти, воспоминаний о прошлом. Ведь человек, потерявший связь со своими историческими, национальными корнями, забывший о своём родстве – тот же манкурт, который представляет большую опасность для мира.

Цитаты и афоризмы

15.

«Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется — пустотою же; выгоните одну, явится другая».

В.Г. Белинский

16.

«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка».

Ф.М. Достоевский

17.

«Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир».

А. Камю

18.

«Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей…»

П. Коэльо

19.

«Любовь родителей к детям сильней, чем детей к родителям. Родители могут не любить друг друга, но жить вместе ради детей, а дети могут бросить родителей ради любви к совершенно случайному человеку».

К. Мелихан

20.

Кирсанов Павел Петрович:

«Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

21.

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

А. де Сент-Экзюпери

22.

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

В. Сухомлинский

23.

«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно».

Э. Хемингуэй

24.

Фамусов:

«Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца».

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

25.

«Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»

Джордж Оруэлл

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

1. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

«Господин из Сан-Франциско» — это притча о жизни и смерти. И в то же время рассказ о том, кто, и живя, был уже духовно мертв.

Герой рассказа — не человек, а именно «господин». Но он — господин из Сан-Франциско. Точным обозначением национальной принадлежности персонажа Бунин выразил свое отношение к материальным ценностям Нового мира, уже тогда бывшим для него синонимом антигуманизма и бездуховности.

Герой рассказа сознательно не наделен автором именем. Ничего личностного, духовного нет в этом человеке, всю жизнь посвятившем приумножению своего состояния и превратившемся в подобие золотого идола. Уверенный в правильности выбора жизненного пути, господин из Сан-Франциско, которого никогда не посещала мысль о смерти, внезапно умирает в дорогой каприйской гостинице. Это наглядно демонстрирует крах его идеалов и принципов. Сила и могущество денег, статуса и т.д., которым господин поклонялся всю жизнь, оказались призрачными перед лицом смерти.

Символичен и сам корабль, на котором он отправился в Италию и который везет его, уже мертвого, в ящике из-под содовой обратно в Новый Свет. Плывущий среди безбрежного океана пароход — это микромодель того мира, где все построено на продажности и фальши (чего стоит, например, красивая молодая пара, нанятая изображать влюбленных), где на нижних ярусах изнывают от тяжкого труда и унижения простые люди, а на верхних – проводят время в роскоши и веселье сильные мира сего.

Название корабля – «Атлантида» – подводит читателя к мысли о неотвратимой гибели бесцельного, продажного общества, сила которого ничтожна перед лицом «общего закона» бытия.

2. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

«Бедная Лиза» — сентиментальная повесть Н.М. Карамзина.

Порой кажется, что любовь преодолеет все преграды на пути к счастью. Увы, мечтам бедной Лизы не суждено было сбыться: возлюбленный Эраст, богатый дворянин, не в силах противостоять общественным нормам и женится на пожилой вдове знатного происхождения.

Обман горячо любимого Эраста лишает девушку смысла жизни: не желая мириться с жестокой реальностью, она бросается в воду.

3. А.П. Чехов «Чайка»

Чайка – одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой.

Нина Заречная, главная героиня пьесы, мечтала о сцене, о славе. Влюбленный в нее Константин Треплев, начинающий писатель, тоже мечтал: и о славе, и о «новых формах» в искусстве. Однако в надежде покорить столичные подмостки Нина уезжает вслед за новой любовью – известным писателем Тригориным.

Жизнь оказывается труднее, чем в юных мечтах: Тригорину девушка быстро надоедает, да и слава все никак не приходит. Нина осознает иллюзорность своих стремлений, обнаруживает и собственную бесталанность: «Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно... Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно».

Искусство казалось ей лучезарным путем к славе, прекрасным сном. Но мечтательная девушка столкнулась с невообразимой пошлостью провинциального театрального мира. Однако Нина сумела выстоять при столкновении мечты с жизнью. Ценою тяжелых жертв она завоевала ту истину, что «в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй».

Треплев же продолжает жить в мире незрелых красивых чувств, в котором пребывал когда-то. Он пишет, его рассказы даже начали печататься в столичных журналах. Но жизнь безрадостна: Константин не в силах победить свою любовь к Нине. У героя теперь нет ни цели, ни веры, ни знания жизни, ни смелости, ни сил. Нельзя уйти от пошлости путем бегства в иллюзии, в далекие от жизни мечты. Это – ложный полет, неизбежно заканчивающийся падением. Пьеса кончается самоубийством Треплева.

В «Чайке» автор рассказывает о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье. Главное в пьесе – тема подвига. В искусстве побеждает тот, кто способен к подвигу.

Чайка – реальный образ: птица, которую убил Треплев. Но с другой стороны, чайка – это и Нина Заречная с обрушившимися идеалами и надеждами. Это и Треплев, так и не ставший писателем. Это и Маша, безнадежно влюбленная в Константина.

Все герои ищут смысл жизни и не могут его найти. Все герои с рухнувшими надеждами - подстреленные чайки.

4. И.А. Гончаров «Обломов»

1) В романе И.А. Гончаров сопоставляет и противопоставляет героев двух типов: личность, склонную к идеализированному восприятию мира (Обломов), и героя-прагматика, воплощающего «трезвое, деловое, нужное» начало (Штольц). Поэтическая мечта Ильи Ильича об идеальной жизни отрицается Штольцем. «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе, - замечает автор, - выше всего он ставил достижение цели».

2) Склонность к философствованию заложена в самой натуре Обломова. Он отстраняется от общества, где все противоречит его представлениям об идеальном мире. Идеалист-мечтатель Обломов критикует разные формы социальной жизни, которые в начале романа представляют светский франт, чиновник-карьерист, преуспевающий журналист. Посетители Обломова только компрометируют в его глазах суету внешнего мира.

3) Обломов – не участник жизни, а созерцатель, который каждый день задумчиво «провожает глазами солнце, великолепно садящееся за чей-то четырехэтажный дом». Минуты самоанализа не оканчиваются самоосуждением, Обломов винит во всем только судьбу. Его мысли сравниваются с птицами, которые пугливо и беспорядочно носятся по лощине, разбуженные лучом солнца.

5. М. Горький «На дне»

М. Горький показал трагедию людей, потерявших себя в этой жизни. Это «бывшие люди», утратившие веру в себя и свои силы, уставшие от борьбы за жизнь, за самих себя. Они потеряли то главное, что делает человека человеком – человеческое достоинство, они погрязли в мелких желаниях, грязных стремлениях.

Поэтому сама жизнь определила им место для существования: ведь не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. Они все еще надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают, чтобы изменить свою участь. Отсутствие понимания предназначения человека и жизненных целей однозначно ведет личность к деградации.

6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников – идеолог. В романе отражена его теория о том, что мир делится на тех, «кто право имеет» - личности, и человеческий материал – «твари дрожащие». Раскольников мучается вопросом, к какой категории относится он сам. Герой буквально «болен» своей идеей, беззащитен перед ее властью.

Раскольников оправдывает себя, вспоминая Наполеона, Магомета и других известных истории людей, которые, по их мнению, во имя «великих» целей совершают злодеяния и проливают кровь невинных. В своих размышлениях он делает вывод, что если он личность, то может позволить себе решать судьбу другого, «ничтожного» и «никчемного» человека. Личность, по его теории, способна творить историю.

Чтобы показать крушение теории Раскольникова, Достоевский заставляет его встретиться со своим «идейным двойником» - Свидригайловым, который живет без принципов, лишен нравственных качеств. Он как раз и есть тот самый «сверхчеловек», которого представил себе Раскольников. Но освобождение от укоров совести не проходит бесследно, сначала наступает духовная, а потом физическая смерть. Нравственно опустошенный Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством.

7. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1) В тех сферах, в которых вращается Печорин, жизнь бессодержательна, поверхностна и разобщена, основана на человеческом эгоизме, себялюбии; в ней совершенно не остается места высокому идеалу. Главный герой нигде не находит себе пристанища – он чужой и среди «честных контрабандистов», и среди горцев, и в «водяном обществе», родственном ему социально, но чуждом духовно.

2) Для понимания внутреннего мира Печорина и главной причины его трагедии ключевым является центральный эпизод «Фаталиста», когда герой возвращается «пустыми переулками станицы» и размышляет о своем поколении, неспособном «более к великим жертвам для блага человечества». В рассуждениях слышится горькая интонация лермонтовской «Думы». Герой тоскует по большой жизненной цели, жаждет обрести подлинный смысл существования. Но душевные силы растрачиваются на пошлость окружающей действительности, которая приносит Печорину разочарование.

8. А.Н. Островский «Гроза»

1) В «Грозе» Островский изобразил трагическое столкновение живой страсти и мертвого косного уклада жизни. Катерина – настоящая трагическая героиня: глубоко личное чувство – любовь к Борису – борется в ней с сознанием семейного долга, освященного религией и общественным мнением всего «темного царства».

2) Для Катерины любовь означает полное раскрепощение души, мечту о жизни «своей волей». Ее мучительная любовь к Борису была любовью-мечтой к человеку, который казался ей таким же чужаком в калиновском мире, как и она сама. Трагедия Катерины в том, что это чувство не может воплотиться в реальной жизни, а также в том, что оно входит в противоречие с ее религиозным самосознанием.

3) Пьеса начинается с лирического, полного счастья переживания Катериной красоты Божьего мира, но в финале она признается: «Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил». Так трагическая коллизия приводит Катерину к потере благодати, утрате желания жить. Гибель героини обусловлена крушением ее глубоко религиозного, целостного народного миросозерцания.

9. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

1) Герой романа Пастернака «с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине».

Юрий Живаго, является выражением высшего нравственного идеала, подобно Иисусу Христу. Живаго покоряет своей незащищённостью, своим необыкновенным талантом любить жизнь, своей открытостью. В романе отчетливо возникает интересная параллель: Иисус Христос - Гамлет - Юрий Живаго. Каждый несет свой крест во имя бессмертия жизни. Это и делает Юрий Живаго.

2) Стихотворения Юрия Живаго – это его творчество. Они символизируют вечность, бессмертие. «Смерти нет. Смерть не по нашей части». Запечатлев себя в стихотворениях, Живаго воплотил мечту в реальность: достиг бессмертия.

10. Л.Н. Толстой «Война и мир»

1) В начале романа князь Андрей стремится вырваться из порочного светского круга, мечтает о деятельности, подвиге и славе. Он жаждет сыграть свою историческую роль, готов даже жертвовать собой. Ради этого он идет на войну.

После ранения в Аустерлицком сражении он видит прекрасное, бесконечное небо. Мечты о подвиге, гений Наполеона, война представляются ему таким мелким и далеким от истинного смысла жизни, который заключен для него в небе. Показателен следующий момент: к умирающему князю приближается Наполеон, который говорит: «Вот прекрасная смерть!». По сути, это то, о чем Болконский и мечтал, но «в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».

2) Вопросы, которые задает себе Пьер в романе, связаны с философской проблемой бытия: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить, и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?»

Однако только после встречи с пленным солдатом, крестьянином Платоном Каратаевым Пьер обретает ту внутреннюю свободу, о которой давно мечтал. Глядя на звездное небо, Пьер осознал, будто все мироздание сосредоточено внутри человека.

В ночь после гибели Каратаева Пьер видит мистический сон о глобусе – огромном водяном шаре, состоящем из миллионов капель – человеческих жизней. Этот шар символизирует единение людей, образ мира.

11. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

1) На примере казака Григория Мелехова М.А. Шолохов показывает читателю сложные, напряженные, мучительные поиски истины, которые охватили народ в период революции и Гражданской войны.

Трагичен путь главного героя, он полон сомнений, колебаний. Григорию трудно разобраться в противоречиях общества. Но чувство справедливости заставляет его постоянно искать нравственную правду и смысл жизни. На протяжении романа Мелехов находится в положении между войной и миром, правдой и ложью, жизнью и смертью, это усиливает трагичность его судьбы. Однако чем больше он втянут в круговорот войны, тем сильнее мечтает о мирной жизни.

Путь к истине оказался для героя извилистым, тернистым. Но все же он не убил в себе человека, добровольно разоружается и возвращается в родной хутор. Смертельно уставший, постаревший, он мечтает найти покой в стенах родного дома.

2) Открытый финал романа – надежда на возрождение мирной жизни.

Григорий понимает, что жить вдали от дома он больше не может. Переходя через Дон по льду, он бросил в воду винтовку, наган, высыпал оставшиеся патроны. Навсегда решил Григорий покончить с прошлым, войной, всем, что напоминает о ней.

Долго Григорий смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Еще издали увидел он на спуске к пристани Мишатку. Мальчик был один. Задыхаясь, хриплым голосом Григорий окликнул сына: «Мишенька!.. Сынок!..» Мальчик испуганно взглянул на бородатого и страшного на вид человека. Он узнал в нем отца. «Опустившись на колени, целуя розовые, холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово: — Сынок… сынок…»

Действие происходит весной, что тоже указывает на идею обновления.

3) Название романа «Тихий Дон» может трактоваться как отсылка к утопическим мечтаниям Григория, воплощение образа идеальной мирной жизни.

12. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

(пересказ)

Маленький принц из философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери чувствует себя одиноким на своей маленькой планете. Роза, которую герой холит и оберегает, кажется ему капризной и высокомерной, а он мечтает найти настоящего друга.

Маленький принц отправляется в путешествие, чтобы найти дружбу и обрести счастье. Во время поиска он посещает семь планет, но ни король, ни честолюбец, ни пьяница, ни деловой человек, ни географ на роль друга не годятся. Маленький принц готов был подружиться с Фонарщиком, потому что только он делал доброе дело. Но его планета была так мала, что на ней никак бы не уместились два человека.

Седьмой планетой была Земля. Здесь Маленький принц открыл важную истину: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Подружиться можно только с тем, кого ты приручишь. Брать ответственность за того, кого любишь, помогать и сопереживать ему – составляющие радости, без которой жизнь похожа на бескрайнюю мертвую пустыню. Так, Лис и Маленький принц стали друзьями. Но герой вспомнил о своей розе, которую он тоже ведь приручил, а теперь, получается, бросил без защиты. И принц решил вернуться на свою планету.

Ему повезло – он встретился с Лётчиком, который когда-то тоже умел смотрел на мир сердцем. Но, став взрослым, разучился это делать. Теперь герой вернул ему эту способность, а сам, преодолев страх смерти, вернулся на свою планету и напоминает о себе Лётчику тысячами звенящих звёзд.

Мечта Маленького принца сбылась: он понял самый главный закон дружбы – верность и преданность, которые можно увидеть только сердцем.

Цитаты и афоризмы

13.

О Манилове:

«Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. … Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами»

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

14.

«Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом»

(А. Грин «Алые паруса»)

15.

«Дурак! — кричал он своему отражению в зеркале – Ты хотел писать и пытался писать, а о чем было писать? Что у тебя такого было за душой? Кой-какие ребяческие понятия да незрелые чувства, жадное, но неосознанное чувство красоты, дремучее невежество, сердце, готовое разорваться от любви, и мечта, огромная, как эта любовь, и бесплодная, как твое невежество».

Джек Лондон «Мартин Иден»

16.

«Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»

В. Гюго

17.

«Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее».

М.М. Пришвин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: