И.С. Тургенев «Отцы и дети»




ОТЦЫИ ДЕТИ

И.А. Гончаров «Обломов»

Как вы уже знаете, роман «Обломов» раскрывает тему влияния воспитания на дальнейшую жизнь человека и в этом плане может послужить отличным аргументом для ваших сочинений.

Но чтобы вы могли окончательно покорить экспертов знанием литературных тонкостей, предлагаю вам интересный аспект анализа произведения.

Итак, роман реалистический, т.е. плотно привязан к определенной эпохе, его нравам и взглядам. И.А. Гончаров раскрывает социальную проблему: воспитание помещика, свойственное эпохе крепостного права.

Но главные причины всех бед Ильи Обломова кроятся в национальном типе сознания. И.А. Гончаров видел идеал в западном образце воспитания: фигура Штольца наглядно демонстрирует предпочтения автора. А вот Обломов – продукт исконно восточного воспитания. Как мы помним, оба мальчика изначально были живыми и любознательными, и лишь чрезмерная залюбленность ребенка, свойственная, по мнению автора, исключительно русскому менталитету, подавила потенциал Илюши.

В сочинении вы можете упомянуть некоторые детали, указывающие на оппозицию Восток-Запад: немецкие корни Штольца, персидский (т.е. восточный) халат Обломова, а также местоположение Обломовки: «чуть ли не в Азии».

И. Полянская «Утюжок и мороженое»

Тема родительского равнодушия к проблемам детей раскрывается в рассказе И. Полянской «Утюжок и мороженое».

Рита, девочка, настойчивая «в обживании новых пространств и покорении новых людей», стремилась завоевать авторитет среди сверстников и подружиться с местными ребятами. В достижении этих целей она готова была жертвовать своей честностью, гордостью в отношениях с родителями и дорогими игрушками.

Постоянные ссоры в семье не могли стать благоприятной основой воспитания и развития девочки. Более того, однажды предпринятые в отношении Риты воспитательные меры по поиску пропавшего утюжка оборачиваются появлением у нее приступов летаргии.

Безразличие к детским проблемам, озабоченность собственными, «взрослыми», делами негативным образом складывается на жизненной установке и младшей дочери: «Каждый умирает в одиночку».

Название рассказа указывает на настоящие ценности семьи и подчеркивает причинно-следственную связь эгоизма ребенка: там, где во главу угла ставятся материальные вещи, а не человеческие отношения, нет места заботе, уважению и помощи.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

О чем говорит финал?

«Отцы и дети» выступает первым в списке аргументов по теме «спор поколений». Сегодня мы предлагаем взглянуть на интересный аспект анализа романа, раскрыть мысли автора и углубить понимание произведения.

На чьей стороне находятся предпочтения И.С. Тургенева: Павла Петровича Кирсанова или Евгения Базарова? Как автор относится ко взглядам нигилиста? В чем видит писатель решение «вечного» спора? На эти и другие вопросы отвечает финал романа:

«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Итак, вопрос рассказчика: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны?» - полемика с самим Базаровым, отрицающим красоту, вечное и прекрасное. Цветы на могиле Базарова отражают вечное начало природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».

Жизнь бесконечна – в ней есть таинственный смысл, его не в силах остановить ни политические, ни философские идеи. Прекрасное – единственная бессмертная вещь, по мнению И.С. Тургенева.

Подчеркивая «равнодушие» природы, автор связывает идею романа со стихотворением А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», творчество которого Евгений, кстати говоря, всячески отрицал, критиковал.

«И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять».

Природа как мать всего живого, – не просто величаво «равнодушна» к судьбе своих детей, как писал Пушкин: она примиряет их в своей любви и «жизни бесконечной».

О необходимости вечного примирения говорит и И.С. Тургенев. Таким образом, по-иному осмысляется название романа. Отцы и дети – это не антитеза, а, напротив, единство поколений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: