1) В семье Ростовых отношения строились на доброте и искренности, уважении и понимании, поэтому дети – Наташа, Николай и Петя – стали по-настоящему достойными и счастливыми людьми.
Если же сравнить их отношения с отношениями, царившими в семье Курагиных, то можно понять, почему в семье, в которой деньги и карьера решали всё, появились такие безнравственные эгоисты, как Элен и Анатоль.
2) Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
(пересказ)
Немолодая женщина Катерина Петровна доживает свой век в доме своего отца в селе Заборье. Катерина Петровна совершенно одинока и кроме Манюшки, дочери колхозного сапожника, и сторожа Тихона, никого с ней рядом нет. Единственная дочь Настя живёт в Ленинграде и редко навещает мать: последний раз они виделись три года назад. Впрочем, Настя совсем не пишет матери, лишь раз в два-три месяца посылает ей перевод на двести рублей. Однажды октябрьским вечером, Катерина Петровна понимает, что не переживет зиму и пишет дочери с просьбой приехать.
Настя работает секретарем в Союзе художников. Работ было много, устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки. Письмо от матери Настя получила в рабочее время, и не читая, бросила в сумку. Письма от матери вызывают у Насти смешанные чувства: с одной стороны, девушка испытывает облегчение, ведь если мать пишет, то значит, она ещё жива, но при этом каждое письмо пробуждало в ней чувство вины перед матерью за то, что она совсем не навещает её. Настя читает письмо вечером и решает отложить визит в Заборье.
|
В те дни Настя была очень занята—устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, на подготовку к которой ушло две недели. Выставка имела большой успех, и в самый разгар оваций Настя получает телеграмму из Заборья: «Катя помирает.Тихон». В тот же вечер Настя отправляется к матери.
Катерина Петровна несколько дней прикована к постели. К ней в комнату приходит Тихон и зачитывает телеграмму от Насти: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна благодарит Тихона за добрые слова и отворачивается к стенке. В тот же день она умирает.
Настя приезжает в Заборье на второй день после похорон. Всю ночь она плачет в комнате матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.
М.А. Шолохов «Родинка»
(пересказ)
На лавке, застарелой от плесени, сидит Николай Кошевой. В его руках наполовину заполненная анкета, в которой значится: «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ»
Против графы «возраст» карандаш медленно выводит: 18 лет. Николка стыдится своего возраста, хоть и выглядит старше. В свои годы он сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка вспоминает своего отца-казака и как он учил его верховой езде. Но то было давно— мать умерла, а отец пропал в германскую войну, и с тех пор Николка ничего о нем не слышал. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки. До пятнадцати лет Николка был разнорабочим, а затем ушел с красными войсками на Врангеля.
|
Живет Николка в хате, стоящей на самом берегу Дона. Ранним утром приехал посыльный с вестью о банде из Сальского округа, занявшей Грушинский совхоз и приказом председателя выдвинуться на подмогу. Собираясь в путь, Николка подумал о том, как некстати объявилась эта банда, ведь он только собирался пойти учиться. Николка понимает, что устал от такой жизни, но делать нечего—нужно ехать.
Трое суток отряд Николки Кошевого преследует банду—полсотни казаков донских и кубанских. Народ в банде бывалый и умело путают следы. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи...»
Боль гложет изнутри атамана, которую не заглушить самогоном и не забыть.
В то холодное утро к мельнику Лукичу пришли двое военных. Представившись красным, атаман стал спрашивать у Лукича, нет ли поблизости военных отрядов. Спустившись с коня и пьяно покачиваясь, атаман признаётся, что ликвидирует всех красных и стал требовать у мельника зерна на семьдесят коней. Бандиты обыскивают амбар Лукича, и под угрозой убийством отбирают у него последние запасы зерна и кормят им своих лошадей, попутно просыпая драгоценные запасы на землю.
|
На заре Лукич отправляется на хутор, его замечает конный и приводит в хату к Николке Кошевому. Лукич рассказывает о случившимся на мельнице и что бандиты еще не успели уехать. Николка приказывает скорее седлать коней, чтобы застать банду врасплох.
На рассвете отряд красноармейцев и банда столкнулись в бою. Повсюду слышны выстрелы. Атаман замечает молодого бойца, мчащегося с шашкой прямо на него. По биноклю на его груди он определил, что это вовсе не рядовой солдат, а командир. Атаман прицелился и выстрелил, но подбил только лошадь. Николка Кошевой продвигался к атаману всё ближе. Дождавшись, пока у Николки кончатся патроны, атаман стремительно бросился на него и пронзил его шашкой насмерть. Затем атаман решает снять бинокль и сапоги с убитого. Сапоги долго не поддавались, и атаман силой сорвал их вместе с чулком с ног трупа, и увидел на ноге знакомую родинку с голубиное яйцо. Поняв, что он только что убил собственного сына, атаман достаёт револьвер и выстреливает себе в рот.
А. Ахматова «Реквием»
Над лирическим циклом «Реквием», впоследствии названным автором «поэмой», Ахматова работала с 1934 по 1940 гг., вновь вернулась к нему в 1957-1961гг.
В поэме описаны события времен страшных сталинских репрессий. Поэтесса знала о них не понаслышке: репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Её муж в 1910—1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян ещё в 1921 году; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв был арестован 4 раза и провёл в заключении в 1930—50-х гг. в общем счёте более 10 лет: «Муж в могиле, сын в тюрьме».
Однако содержание «Реквиема» выходит далеко за автобиографические рамки. «Реквием» - это плач советских жён и матерей. Поэтический дар А. Ахматовой позволяет выразить в стихах народную боль женского страдания: ее «измученным ртом» «кричит стомильонный народ».
В поэме появляется христианский подтекст, тема мученичества. Так возникает образ Богоматери:
«А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел»
Таким образом, поэма обладает несколькими уровнями обобщения: судьба автора, судьба советского народа в 1930-е, судьба русского народа в разные периоды трагической российской истории, наконец судьба человечества в ее «вековом прототипе» - Священной истории («Распятие»).