Я полагаю, что ошибаться – это не значит нарушить некий якобы гармоничный порядок. Ошибаться, рискну высказаться прямо и откровенно, это, скорее, делать то, что единственно возможно в данных, тех или иных, обстоятельствах, потому что не ошибаться значило бы "ничего не делать", потому что любая активность «людской», так сказать, закваски изначально одномерна и плоска, а следовательно, и ошибочна, ибо затрагивает всегда только часть, или, говоря по‑философски, фрагмент мира, чем непредсказуемо влияет на все остальное целое. Последнее обстоятельство постоянно требует от нас «исправительных» усилий, которые, в совокупности, и дают Историю, Науку, Знание.
Как Афродита была из воды, но не вода, так и рожденное из ошибок не всегда есть ошибка!
127. Закон "неожиданного ракурса"
"Нестандартное мышление ярко проявляется у дошкольников. На вопрос, бывают ли одноугольники, они отвечают «да» и изображают их так: «Л». Двуугольники, по их мнению, тоже бывают, и изображаются они соответственно: А ведь если посмотреть на цифру 1 (один) – это явный одноугольник; Z (два) – двуугольник; S (три) – треугольник.
Вот такой оригинальный взгляд на арабские цифры"
(Роман Хазанкин. Словарь племени сю‑сю).
Неожиданный ракурс – особое явление, в котором…???… и знакомые связи, «взрываются» в нас, что называется, "в пух и прах" в момент их проявления то ли непосредственно, то ли относительно, то ли абсолютно.
Почему и зачем это делается? Причем нами и в пику нам же!
Мне думается, что в данном случае мы имеем дело со специфической формой проявления "принципа Челамея".
Он из разряда социальных закономерностей неясной природы и формулируется так; "Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени трясти". Что справедливо и по отношению к таким системам, как система образования, система мировоззрения и, конечно, система обыденной психики.
|
Неожиданный ракурс, продемонстрированный на любом явлении, производит перетряску устоявшихся представлений, освежает каждодневное, почти примелькавшееся восприятие, высекает искры новых почувствований. Неожиданный ракурс как бы говорит нам: жизнь не только такая, как вам до сих пор было известно, она еще и другая. Может, совсем. Она, что бы кто ни говорил, живая, и она продолжается.
Неожиданный ракурс рождает многодумие, многосмыслие; активно "берет в плен" волю чужого сознания.
Во время подготовки к первой поездке главы советского правительства в США стало известно, что Хрущев решил взять с собой всю свою семью: жену Нину Петровну и детей – Сергея, Раду, Елену и Юлию. Это, пишет зять Хрущева Алексей Аджубей, вызвало немалый семейный переполох.
"Ведь прежде Никита Сергеевич всегда ездил один. Оказалось, что его уговорил А. И. Микоян, который считал, что знакомство с семьей Никиты Сергеевича придется американцам по душе, поскольку они ценят семейную добропорядочность политических деятелей. Решил так Хрущев еще и потому, что когда СССР посещали иностранные деятели, с ними часто бывали домочадцы. Не помню уже фамилии американского сенатора, который приезжал К.Хрущеву в Пицунду со своей юной племянницей, а девушку запомнил, и вот почему. Ее сломанная нога была в гипсе – и на нем оставили автографы те, кого посетил сенатор. К восторгу юной американки, расписался на гипсе и Хрущев".
|
Неожиданны повороты мысли в рассуждениях талантливо умного древнего грека Эзопа. Прислушаемся к его разговору со своим хозяином Ксанфом:
"– Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую с мире вещь. Где она?
– Вот, мой господин. Это – язык!
– Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
– Да, мой господин. Разве может быть в мире что‑нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
– Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
– Вот она, мой господин!
– Снова язык?!
– Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы".
Любопытны и даже «толчковы» ракурсы слова. Два примера:
"Все рядком лежат,
Не разнять межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила".
(Марина Цветаева)
"Я сейчас написал трактат о любви – в каком веке она образовалась и до каких пор будет существовать. После прочтения у всех моих членов семьи пробудилось это самое неукротимое чувство…"
(Из письма читателя X. Ш‑ина (г. Зеленоград) в газету <Труд>)
На многие размышления наводит и такая подборка "учительских перлов":
Какими ушами вы слушаете?..
Начиная от магния, кончая со свинцом…
Длинный язык, только не в ту сторону…
Так, запишите, куда я вас должна послать…
|
Освободи меня от моего присутствия…
Пробирки с водками…
Такие комплексные соединения вам знакомы, но вы еще их не знаете…
Я тебя сейчас двойкой выгоню…
Тяните время быстрее…
Неожиданный ракурс не менее ярок и в рисунке, о чем свидетельствует нижеследующая композиция с обложки первого номера еженедельника "Новое время" за 1991 г.
128. Закон "непереносимой анонимности"
Главным наполнителем потоков в информационных сетях являются межличностные коммуникации, а не обращения к большим централизованным базам данных, как это предсказывалось специалистами по информатике.
Подобный факт указывает на непереносимость анонимности в привычно публичных мероприятиях. Игнорирование столь фундаментального обстоятельства приводит к заметным по потерям последствиям.
Большой автоматизированный магазин в Токио, на строительство которого было затрачено 400 миллионов иен, пришлось закрыть – слишком мало оказалось покупателей. А задумано все было вроде неплохо – шестьдесят семь торговых автоматов продавали 2500 видов продовольственных товаров, все расчеты производил компьютер. В то же время один из отделов магазина, где сохранили «живой» персонал, на недостаток покупателей отнюдь не жалуется. Здесь можно хорошо рассмотреть товары, а при желании потрогать, посоветоваться с продавцом или просто перекинуться с ним парой шутливых слов.
Как выяснилось, безличный способ продажи не понравился многим японцам – они привыкли к традиционно высокому уровню внимания и вежливости продавцов. И их не устраивали даже те несколько фраз: "Будем очень рады видеть вас снова" или "Благодарим за покупку, которые произносили соответственно запрограммированные торговые автоматы.
129. Закон "непохожести"
Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет:
Но поражен бывает мельком свет
Секреты поведения людей
Ее липа необшим выраженьем.
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее польстит небрежной похвалой.
(Е. А. Баратынский. Муза)
Рис. Русский поэт Евгений Абрамович Баратынский. Портрет роботы Ж. Вивьено. 1826
Принято считать, что уверенность и спокойствие нам дарят согласие и совпадение с другими людьми. Очень часто неразличимость и неотличимость понимаются как залог надежной социальной адаптации.
Так ли это? Конечно же, нет! Но заблуждения, увы, живут своей жизнью. И за века общественной жизни "цель и средство", "основание и надстройка", "то и не то" поменялись местами, слились воедино, уничтожились одно в другом. В итоге приспособляемость перестала восприниматься как иногда вынужденный момент, а всецело сместилась в сферу изначально базовых факторов.
На самом же деле человек только тогда значим и весом в структурах и кругах себе подобных индивидов, только тогда замечаем, понимаем и различим, когда невыводим из других людей и несводим к ним. Мы есть не тогда, когда пребываем «в» или тяготеем «к» пресловутому "все вместе", а (!) лишь в том случае, если взращиваем свою индивидуальность, служим ей, реализуем, формируем и формуем общество через сообщество.
Из всех способов вызывания и возбуждения интереса непохожесть людей друг на друга – самый эффективный.
На практике, в реальной жизни, закон «непохожести» часто облачается в формулы: "только у нас", "я не такой, как все", "способный удивить сам собой оказывается впереди".
Обратим внимание на объявление в журнале "Новое время" за 1993 г. (см. на с. 235). Здесь свежесть и активность в психологической обработке внимания обеспечивается первой – ударной – стройкой. Именно она информационно «ввинчивается» в сознание.
В 1977 г. компания "Дрейер айскрим", расположенная в Окленде (штат Калифорния) и изготавливающая мороженое, имела оборот в 6 млн долларов. После того как ее купили Гарри Рождерс и Килься Кронек, началась рекламная программа особого вида. Ребятишки, живущие по соседству, могли лакомиться банановым мороженым «Дрейер» (лучшей маркой фирмы) только в павильоне, расположенном на первом этаже штаб‑квартиры компании. Работники компании каждую среду здесь же могли есть это же мороженое бесплатно. Спустя несколько лет «Дрейер» с легкостью перешагнула рубеж 100 млн долларов в объеме продаж.
В рекламном агентстве «Барнетт» тоже существует незамысловатая традиция, обеспечивающая тем не менее успех компании. Всем работникам компании каждый день просто дарят по яблоку. Столь примитивный на первый взгляд способ, как ни странно, привел к тому, что компания, по существу, не знает, что такое текучесть кадров.
Шляпу, которую можно не снимать в помещении, «носит» с недавних пор житель Сан‑Пауло (Бразилия) Тадео де Эспирато Санто. Проявив не только изобретательность, но и незаурядное терпение, он ее "отрастил".
Тадео де Эспирато Санто: "Толыко я не могу сказать: "Снимаю шляпу!"
Хотите получить тысячу рандов (около 500 долларов)?
Для этого достаточно скорчить возможно более нелепое выражение лица, попросить приятеля вас сфотографировать и отправить полученные снимки в южноафриканский журнал "Скоуп".
Так известная фирма «Филипс» рекламирует организованный ею совместно с редакцией журнала конкурс "Самая глупая физиономия года".
Чтобы попасть на заключительную стадию состязания, необходимо пройти предварительные этапы, итоги которых подводятся каждые две недели. В конце года – финал.
Проигравшие в борьбе за главную награду могут претендовать на приз зрительских симпатий, сообщает "Скоуп".
Если и тут произойдет осечка, остается довольствоваться "утешительной премией" в 50 рандов за победу на одном из предварительных этапов.
На основе закона «непохожести» может быть сформулирован закон "парадокса общения".
Для общения нужно стремиться к людям. Но чтобы они тебя приняли, ты должен быть им нужен, интересен. Но чтобы быть таким, нядо быть личностью.
Но «личность» – это мое отличие от всех, «отталкивательность» от других и несливаемость с ними. Получается: чтобы быть со всеми, надо не быть со всеми.
Увы, из этого изначального парадокса произрастают почти все человеческие проблемы.
130. Закон "непривлекательности жертвы"
Зло, причиненное другому человеку, к примеру, жестокое и несправедливое обращение с кем‑либо, дополнительно снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.
131. Закон "нескончаемости конца"
В делах человеческих любое завершение – самопротиворечиво и невозможно.
Не теряя ощущения от навеянных данным правилом мыслей – а оно может их вызывать, оно такое, – обратите внимание на один из наиболее глубокомысленных "законов морфологии": " Всякая обнаруженная в расчетах ошибка или опечатка при вычитке текста – предпоследние ".
132. Закон "неслышного гула"
Так примерно происходит в салоне летящего самолета, когда первоначальный гул двигателей за счет постоянства тона и громкости через какое‑то время перестает быть заметным. Однако, прилетев, мы ощущаем головную боль и чувствуем какую‑то общую разбитость.
А вот что говорит нам Лев Исаакович Шварцман (Лев Шестов, 1866–1938), тот, что однажды написал живое и вечно истинное: "Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога":
"Лучший и убедительный способ доказательства – начать свои рассуждения с безобидных, всеми принятых утверждений. Когда подозрительность слушателя достаточно усыплена, когда в нем даже родилась уверенность, что вы собираетесь подтвердить любимейшие его идеи – тогда наступил момент открыто высказаться, но непременно как ни в чем не бывало, спокойным тоном, тем же, которым говорились раньше трюизмы. О логической связи можно не заботиться. На человека обыкновенно гораздо более действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях. Так что если вам только удастся, не нарушив тона, вслед за рядом банальностей и общих мест высказать заготовленное ранее подозрительное и непринятое мнение, ваше дело сделано. Человек не только не забудет ваших слов – он будет ими терзаться, мучиться, пока не согласится с вами".
133. Закон "неуклюжести"
Создайте человеку ситуацию, в которой он будет проявляться неуклюже, – и он… ваш.
Неловкость и стыд, смешанные с невозможностью в этот миг что‑либо уже изменить, подавляют активность и волю, наполняют человека ощущением обреченности, толкают его к согласию на любое подчинение.
– Человек всегда выигрывает, когда неудобно тому, от кого он зависит.
Известен такой случай. Одна девушка на первом курсе училась неважно. Она никак не могла приспособиться к вузовской системе обучения, которая, как известно, отличается от школьной. Первый курс прошел целиком на «удовлетворительно». На втором курсе дела пошли лучше. Девушка почувствовала, что уровень ее ответов на экзаменах таков, что она может вполне рассчитывать на хорошие и отличные оценки. Но вот беда… Дело испортили экзаменаторы‑нахлебники. Они подглядывали в зачетную книжку и явно занижали оценки. Несчастная так и ходила в Золушках. И тут ее надоумили старшие, более опытные студенты. Они посоветовали ей зажать скрепками листки в зачетной книжке. Теперь экзаменатор, чтобы узнать прошлые оценки, должен был заниматься снятием скрепок, что не только обременительно, но и по‑человечески неудобно. И приходилось ему ставить оценку по фактическим знаниям. Система принесла успех. Наша Золушка, хотя и не превратилась в принцессу, но стала учиться только на хорошо и отлично.
134. Закон "неустранимой колючести"
Между людьми всегда должна быть дистанция. В противном случае мы будем напоминать дикобразов, пытающихся в обнимку согреться в холодную ночь. Намерения‑то у них, теплые, а вот последствия – уколы друг в друга, боль.
(Артур Шопенгауэр).
Рис. Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860)
135. Закон "неутомимости зла"
"Когда имеешь дело со злыми людьми, всегда приходится в чем‑то им уступать. Вспомните, какую власть забирают капризные дети, – свои привилегии они сохраняют всю жизнь, нужно только, чтобы зловредность не знала устали, чтобы человек был готов возмущаться и негодовать до тех пор, пока ему не пойдут навстречу.
Никакое добродушие, никакое благоразумие не выдерживают против злобы и ненависти. Либо ты сам подражаешь этому чудовищу, либо как‑то задабриваешь его – другого выбора нет. Но изобретать для себя все новые и новые аргументы способна, наверное, только совершенно закоренелая злоба, так что в искусстве тиранить окружающих мастерство вряд ли когда‑нибудь нревзойдет и одолеет натуру. Все решает желчный темперамент. Рассудительному человеку лучше смотреть на вспышки злости как на природные явления и, убрав паруса, тихонько дрейфовать по ветру; в конечном счете так оно и приятнее. Угодничать – занятие, конечно, низкое, но зато очень выгодное. В отношениях с вещами маневрировать – значит побеждать; в отношениях с людьми – это значит подчиняться. Потому‑то злые люди всегда и властвуют".
(Эмиль‑Огюст Шартье (Ален))
136. Закон "низкой истины"
Коварство, предательство, подлость, насилие, жестокость – в самой натуре человека.
Люди плохи не потому, что они плохи, а потому, что они люди.
Чем, к примеру, доярка лучше палача Освенцима, если она ласково и нежно любит и теребит свою корову Пеструшку, плачет, когда та заболеет, и в то же время спокойно ест дома мясо другой коровы?!
Это удручающее наше знание о самих себе должно было как‑то камуфлироваться и пристойно скрадываться. Наилучший из таких ходов был сделан А. С. Пушкиным, давшим и объяснение явлению, и классическую его нейтрализацию: "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".
137. Закон "новой точки отсчета"
Свалить все ошибки на тех, кто был до тебя, под лозунгом восстановления истины и добра начать деятельность с расчищенного места, с новой точки отсчета – это давний, испытанный ход. До меня, дескать, все было скверно, при мне все будет хорошо. Вот вам новая заманчивая программа, давайте ее осуществлять – такова нехитрая формула.
В истории подобный ход применялся множество раз, но что удивительно, – всегда срабатывал безотказно.
138. Закон "ностальгии"
Если оживить в человеке значимое для него прошлое, он становится мягче, добрее, податливее. Ностальгия – это пропуск в любую человеческую крепость… Воспоминания о нашей юности – это то, чему ни один человек никогда не скажет нет, никогда не сошлется на занятость, никогда не поскупится.
Про случай, о котором далее пойдет речь, пишет Сергей Муратов в книге "Диалог: Телевизионное сообщение в кадре и за кадром". Мне нравится этот автор, и хотя он не психолог, а теоретик диалоговой журналистики, в названном сочинении психологии больше, чем в ином учебнике, особенно психологии реальной, практической, жизненной.
Ну так вот. Познакомимся с историей.
С Евгением Моряковым, героем будущей ленты «Токарь», ленинградского режиссера В. Виноградова свел случай – оба были участниками туристического круиза. Из разговора с новым знакомым режиссер запомнил рассказ о том, как в военные годы эвакуированный мальчишка жил в маленьком городке на Волге. У хозяина дома был старенький патефон и одна‑единственная пластинка – с популярной песней Утесова. Сколько раз Моряков впоследствии проигрывал ее в памяти, но достать пластинку своего детства ему так и не удалось… Готовясь к съемке, режиссер обегал полгорода в поисках уникальной пластинки. Несколько недель ушло на то, чтобы отыскать этот довоенный диск. Беседа с героем происходила на квартире у В. Виноградова. Работала камера. "А сейчас я дам кое‑что послушать", – пообещал хозяин дома.
Зашуршала игла, и возник знакомый, чуть надтреснутый голос:
Я живу в озвученной квартире,
Есть у нас рояль и саксофон…
Надо видеть на экране лицо Морякова в этот момент, чтобы понять, что значило для него это "кое‑что".
У меня есть тоже патефончик,
Только я его не завожу,
Потому что он меня прикончит,
Я с ума от музыки схожу.
"Кошмар‑р!" – непроизвольно вырывается у героя, и это восхищенное восклицание стоит десятка иных монологов. Именно в тот миг была найдена интонация фильма, та лирическая дистанция общения, которая позволила критикам писать о раскованности и артистичности героя. "Вот такие старые записи всегда навевают хорошие воспоминания, – задумчиво произносит Моряков, и глаза его где‑то там, далеко, словно он говорит «оттуда». – Тогда я жил в маленьком, но очень симпатичном городке, на улице с веселым поэтическим названием Первомайская, и тропка, которая вела к дому была узенькая‑узенькая…"
Это воспоминание завершает ленту. Старая пластинка помогла отыскать не только тональность картины. Она подсказала ее финал.
А этот пример из сферы торговли.
Немало американцев в наши дни мечтают о том, чтобы провести вечер у камина, мечтательно поглядывая на языки пламени и раскаленные угли. фирма "Вермонт Кастингс" (США) идет им навстречу. Она разработала технологию производства железных каминов. Последние по своему внешнему виду почти не отличимы от тех, у которых коротали вечера их предки лет 150–200 назад. Но по техническим характеристикам – они подлинное чудо. Не дымят, не коптят и очень экономичны – превращают в тепло большую часть топлива (теплотворная способность до 67 процентов). Помимо того, в этих каминах хорошо горят дрова, каменный уголь, торф, а также жидкое топливо. Словом, камины‑универсалы.
Есть пример и из практики, так сказать, душевного сервиса. В Токио, на одной из улочек многолюдного квартала Гиндзы, пестрящего вывесками магазинов, кафе и ночных баров, примерно с десятилетие назад появилось новое заведение: сыскная контора с интригующим названием "Японский Шерлок Холмс". Формулой бизнеса этой необычной даже сегодня фирмы является… утешение ностальгией. Рассказывает собственный корреспондент газеты «Правда» в Токио И. Латышев:
"Договорившись с хозяином конторы о встрече, еду на шестой этаж и попадаю в просторное помещение, разбитое на несколько кабин‑кабинетов. Уже потом узнаю, что они предназначены для ведения доверительных бесед.
А вот и хозяин конторы – приятный на вид, уверенный в себе и предельно любезный японец средних лет. На его визитной карточке значится: "Доктор Ю".
– Это, наверное, псевдоним? – спрашиваю я.
– Да. Что же касается настоящего имени, то правление нашей конторы при ее создании решило не сообщать его никому, как и мой возраст.
Наша беседа продолжалась более часа. В ходе ее выяснилось, что частная сыскная контора "доктора Ю" занимается, в отличие от конторы "Шерлока Холмса", не раскрытием преступлений и розыском преступников, как это можно было бы предположить по ее названию, а делом куда более романтическим. Каким же? Оказывается, по просьбам своих клиентов контора ведет розыск людей, в которых клиенты были влюблены в свои молодые годы и с которыми затем их разлучила судьба. В контору обращаются люди, сохранившие светлые воспоминания о своей первой любви и желающие узнать, как сложилась жизнь того, кто был когда‑то предметом их юношеских грез. В зависимости от желания клиента контора может вести розыск тайно, а может, если клиент того захочет, взять на себя и организацию его встречи с разыскиваемым человеком, если, конечно, последний согласится.
– Как пришла к вам в голову идея создания подобной конторы? Что побудило вас сделать ставку на такой, казалось бы, надуманный и недоходный вид сыскной работы?
– Видите ли, в духовной жизни японцев издавна присутствуют такие ценности, как истина, добро и красота, то есть не выдуманные, а реальные ценности.
Столь же реальной ценностью называют и любовь мужчины и женщины. Это относится, разумеется, не только к японцам. Свое первое увлечение люди не забывают обычно до конца жизни. Более того, с годами оно обретает некий чарующий ореол. На это я давно обратил свое внимание.
Рис. Вид на офис сыскной конторы "Японский Шерлок Холмс"
– Наверное, вы увлекались в молодости чтением романов?
– Да, это так. В студенческие годы большое влияние оказала на меня зарубежная гуманистическая литература. Особенно увлекли меня тогда произведения Льва Толстого. "Войну и мир" читал запоем. Над некоторыми страницами этого романа глаза мои застилали слезы.
…В созданной "доктором Ю" конторе работают на договорных началах 130 агентов. В основном это лица, которые по роду их основных трудовых занятий широко осведомлены о жизни жителей своей округи. Это школьные учителя, врачи, работники муниципалитетов, почты и полицейской службы. С просьбами о розыске тех или иных лиц в контору обращается в среднем ежемесячно около тысячи клиентов. Естественно, розыск ведется не бесплатно. При согласии клиента "доктор Ю" обращается за содействием к местному телевидению.
– Чем объясняется немалый интерес к услугам вашей конторы?
– В нашей жизни, особенно у людей в возрасте от 30 до 50 лет, много фальши и черствости. Когда люди устают от этого, они начинают искать в своем сердце нечто чистое, искреннее и доброе. Ведь сердца у многих похожи на шкатулки с драгоценностями – в них они хранят и дорогие им воспоминания о первой любви.
– И как же ведут себя ваши клиенты, получив интересовавшие их сведения?
– По‑разному. Одни ждут встречи с найденным человеком. Некоторые, встретившись, обнимаются и плачут.
Бывает и иначе: встретятся и вскоре расстаются с разочарованием. Многие вообще не ищут встречи. Зато если выяснится, что кто‑либо из тех, кого они разыскивали, испытывают нужду или какие‑то затруднения, то зачастую пытаются незаметно для них оказать помощь. Направляют, например, анонимные денежные переводы".
Апелляцией к ностальгическим чувствам людей обусловлены успех и не падающая вот уже почти 30 лет популярность известной радиопередачи Виктора Витальевича Татарского "Встреча с песней". Первый ее выпуск вышел в эфир 31 января 1967 года, и с тех пор позывные из аккордов песни "Одинокая гармонь" влекут людей к радиоприемникам.
Поначалу задача перед программой была такой: найти песни военных лет, потому как людской адрес передачи был твердо неизменен и точен – люди, прошедшие войну.
Они обращались на радио с просьбой исполнить ту или иную песню, иногда малоизвестную, полузабытую. Татарский и его группа разыскивали произведения из репертуара Л. Утесова, К. Шульженко, но не те известные, что были у всех на слуху, а те, которые радио по разным причинам долгое время не передавало. Не шел в эфир репертуар Л. Руслановой, потому что она была репрессирована за якобы пособничество немцам, не исполнялись песни Л. Утесова, потому что был период, когда они считались вульгарными, кабацкими. И, конечно, совершенно не звучали песни А. Вертинского, П. Лещенко, В. Козина. Словом, были забыты давние исполнители русской и советской эстрады.
Рис. Виктор Витальевич Татарский
Со временем редакция стала получать письма от детей фронтовиков, то есть от нового поколения людей, и постепенно, постепенно расширялся круг слушателей "Встречи с песней".
Сама же цель "Встречи…" была значительно значимее, чем просто прокручивание припорошенных годами мелодий. Психологически она была поводом для более широкого разговора, своеобразным входным коридором к огромной человеческой аудитории, побуждая через интерес к себе слушать и другие радиопрограммы…
139. Закон "нужного смысла"
Включайте в сказанное нужный вам смысл и внушайте его говорящему как его подлинную мысль.
Таким способом можно легко блокировать как возможное, так и действительное несогласие.
140. Закон "облачения в желание"
"Человек есть то, что ест", – сказал как‑то немецкий философ Людвиг Фейербах.
Но это отнюдь не все! Великая истина потому и великая, что не может, не должна быть маленькой. Поэтому возможны и нужны дополнения. Человек еще есть то, чьи слова он говорит, в чью одежду он одет, в чьих мыслях видит и понимает мир.
Мы настолько похожи на то или на того, чем или кем хотим стать, насколько способны (и податливы!) обменять свое на неоходимое.
Известный ленинградский артист Николай Федорович Монахов рассказал удивительный случай.
Ему поручили роль в постановке пьесы из старой китайской жизни. Режиссер требовал, чтобы Монахов подчеркнул в своей роли необычную мягкость и вкрадчивость пожилого китайца.
Николай Федорович работал много, упорно. Особенно старался овладеть техникой владения веером, движения которого в старом китайском театре полны смысла: это язык без слов. Но требуемых режиссером внутренних качеств артист придать своему персонажу не мог, ничего не получалось. Дошло до того, что Монахов пришел в кабинет руководителя театра, заявил, что отказывается от роли, и даже разрыдался. Такое бывает в театре нечасто.