Исследование рынка услуг баз отдыха в России




Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время вновь нарастающие тенденции международного кризиса диктуют свои условия жизнедеятельности, как граждан, так и предприятий в целом.

Кризисные явления в экономике 2008-2009 гг. оказали негативное влияние на структуру мирового рынка. Однако, начиная с 2010 года, рынок услуг по организации отдыха населения, как и прочие смежные рынки, стал демонстрировать постепенный возврат на докризисный уровень. В ближайшие годы рост спроса на услуги отдыха в России будет только расти [2, с. 33-35].

Традиционное время отдыха для большинства граждан России — это лето. Эксперты - социологи провели опрос и выяснили отпускные настроения граждан страны после кризиса. Оказалось, что в этом году не собираются покидать рабочего места около 9% опрашиваемых. В кризисные 2008-2009 годы данный контингент составил всего 15 %.

В настоящее время у людей появилась возможность выезжать на отдых, не в ущерб своему и семейному бюджету. Во времена кризиса из-за резкого падения доходов многие жители России, собирались отдыхать, но не собирались выезжать на отдых. Количество россиян, проводящих отпуск за границей в период с 2012 по 2016 года, растет, но рост не превышает отметки в 30%. Это средний показатель для страны, население которой составляет по состоянию на 01.01.2017 года более 146,8 млн. человек.

Вывод напрашивается сам собой – при любом экономическом состоянии отдых за границей остается доступным только для незначительного числа наших граждан. При этом заграничные курорты посещают зажиточные москвичи, питерцы, самарцы. Основная масса россиян, в основном только мечтает о пляжном отдыхе за границей, а это более 50 % населения.

Индустрия развлечений и организованного отдыха привлекает жителей России. Но большинство из россиян довольно трезво оценивают свои финансовые возможности и вынуждены, в связи с ограниченными финансовыми возможностями, довольствоваться тем, что предлагает им действительность:

-проведение отпуска в близлежащем доме отдыха, туристической базе;

- отдых на даче: самый доступный и популярный в России.

Каждый девятый опрошенный, то есть 11%, не представлял свой отпуск без дачи в 2016 году.

С другой стороны, возведение в России объектов социально-культурного назначения, к которым относятся дома отдыха и санатории, не является высокорентабельным мероприятием, поэтому яркой положительной динамики появления новых мест уже долгое время не наблюдается. По сравнению с 1990 годом, сегодня этих объектов строится в два-три раза меньше.

Внутренний туризм в России развит слабо. При этом подавляющая часть населения отдыхает именно внутри страны. По данным газеты «Ведомости», порядка 80% российских граждан ни разу не были за границей. Таким образом, проводя свободное время на отечественных просторах, россияне либо организуют себе отдых собственными силами, либо отправляются в местные дома отдыха или турбазы. В более редких случаях – едут отдохнуть в отдаленные уголки страны или гостеприимные территории с более-менее развитой рекреационной инфраструктурой [6].

В последние годы все больше потребителей предъявляет спрос на зимний отдых. По этой причине число баз круглогодичного действия увеличивается. Ведь для того, чтобы превратить объект из летнего во всесезонный, владельцам базы достаточно «облагородить» часть домов отоплением или построить на территории базы 1-2 коттеджа с удобствами. Стандартный зимний сервис также несложен – предоставление проката санок, коньков и лыж. Некоторые базы (не все) заливают каток или могут предложить клиентам снегоходы, а также другой, более дорогостоящий инвентарь. Между типом базы отдыха, ее происхождением, опытом работы и ценовой категорией наблюдается связь, потому можно сделать вывод, какие базы отдыха строить выгоднее.

Наиболее дорогими базами отдыха являются, как правило, вновь построенные (от 3 до 10 лет назад). Объекты среднего ценового сегмента – тоже либо новое строительство, либо медицинские центры советского времени, удачно переоборудованные под турбазу.

По последним данным Росстата в октябре 2015г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на 514,0 млрд. рублей, в январе-октябре 2016г. - на 4843,6 млрд. рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в октябре 2016г. составил 20,0% против 20,2% в октябре 2015 года.

В октябре 2016г. в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи. На их долю в целом приходилось 63,5% в общем объеме.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке предприятий Баз отдыха, необходимо отметить следующую тенденцию. Несмотря на то, что количество участников рынка Баз отдыха увеличивается, увеличился и объем потенциальных потребителей. Необходимо обязательно проводить комплекс мероприятий по формированию потребительского мнения, поскольку в сознании граждан в большинстве случаев База отдыха в России ассоциируется с пансионатами и домами отдыха сов деповского типа.

Необходимы следующие мероприятия:

- реклама в общественных местах, преимущественно в транспорта;

-реклама в газетах;

-реклама на телевидении бегущей строкой.

Комплекс мероприятий необходимо варьировать в зависимости от ситуации. При проведении массовых мероприятий, необходимо обязательно проводить рекламу на радио. Идеальным вариантом рекламы Базы отдыха является участие в фестивалях авторской песни, или туристических слетах, регулярно проводимых учреждениями городов [3, с.303-305].

На основании вышеприведенных данных рассчитаем потенциальный рынок потребителей услуг Базы отдыха. Данные статистики по состоянию на 01.01.2016 года.

Таблица 4

Потенциал потребителей услуг Баз отдыха в России

  Москва Самара В России В Европейской части
Количество населения в населенном пункте 11,514 млн.чел 1,171 млн.чел 142,9 млн.чел 112,53 млн.чел
Количество Баз отдыха        
Количество пользователей Баз отдыха 2015 года 102,6 тыс.чел 58,8 тыс.чел 914,8 тыс.чел 626,8 тыс.чел
Количество потребителей проводящих отпуск в РФ 5,76 млн.чел 508,3 тыс.чел 71,45 млн.чел 56,27 млн.чел
Отток потребителей на дачи 1,27 млн.чел 500 тыс.чел 15,72 млн.чел 12,38 млн.чел
Потенциал потребителей услуг Базы отдыха 4,37 млн.чел 800 тыс.чел 54,82 млн.чел 43,26 млн.чел

 

Учитывая среднестатистические данные, общее количество населения Российской Федерации составляет 142,9 млн. человек. Количество Баз отдыха в настоящее время по официальным источникам приближается к 7700. В связи с притоком потребителей в туристический сектор РФ и общей ситуации стагнации состояния национальной экономики, количество потребителей Баз отдыха в потенциале составляет 54,82 млн. человек по России, при этом 4 млн. 370 тыс. человек приходится на Москву, 800 тысяч человек на Самару.

Эксперты считают, что количество пользователей какой-либо услуги, позволяющее ей стать социально значимой, составляет 1% от экономически активного населения. Значит, для России это 1% от 71 млн. человек, т. е. 710 тыс. человек. То есть при грамотно выстроенной маркетинговой политике, подходу к организации производственного процесса, создании репутации, открытие нового предприятия способно существовать, выполнять свои функции и приносить прибыль его владельцу. Следовательно, организация Базы отдыха при грамотном управлении и выполнении своей миссии должно принести запланированную прибыль.

Рассмотрим основные направления отдыхающих в Базах отдыха в России за 2016 год.

Таблица 5

Основные направления отдыха жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России

Наименование направления отдыха Кол-во
Горожане, уехавшие отдыхать на юг Более 1515100
Уехавшие отдыхать в Адлер Более 207100
Приобрели билеты в Анапу Более 178760
Предпочли провести отпуск в Симферополе Более 158100
Выбрали для отпуска Феодосию Более 139500
Предпочли отдых в Самаре Более 125350

 

Рынок Баз отдыха насыщен участниками, но в течение этого года на него пришло порядка двенадцати процентов потенциальных потребителей. Это дает возможность проявить свои конкурентные преимущества предприятиям с обновленным капитальным фондом, высоким качеством обслуживания и лояльной стоимостью путёвок.

Средняя стоимость путевки на услуги Баз отдыха по России рассчитывается исходя из стоимости недели проживания, которая должна стоить не менее 14000 рублей с доставкой и питанием. Рассмотрим представленные в Таблице 6 средние цены на одно- и двухместные номера.

Таблица 6

Средние цены на одно- и двухместные номера по России

Номер Места Размещение Цена
Проживание в щитовом домике с удобствами на территории 8-12 8-12 чел. От 500 руб. чел./сут.
2-х местный стандарт     2022,3 руб. чел./сут.
2-х местный стандарт     1444,5 чел./сут.
Номер эконом     2022,3 руб. чел./сут.
Номер эконом     1444,5 чел./сут.
Номер стандарт 2+2 доп.   1685,25 руб. чел./сут.
Номер эконом 2+2 доп.   1765,5 руб. чел./сут
Номер стандарт 2+2 доп.   1845,75 руб. чел./сут
Комфортабельный коттедж с удобствами и рядом включенных в стоимость услуг     От 3000 руб. чел./сут

 

Цены варьируются в зависимости от количества предоставляемых в номере услуг.

Чтобы привлечь новых клиентов в такой сегмент туристического бизнеса, как База отдыха необходимо:

-повысить качество обслуживания;

-снизить цену;

-выровнять соотношение цена/качество;

-расширить набор предлагаемых услуг.

Итак, База отдыха как ведение бизнеса перспективна, несмотря на ужесточившиеся условия деятельности на рынке. Число граждан, у которых есть желание отдохнуть на территории нашей Родины, постоянно растет. Актуальности данной тенденции в настоящее время придает экономический кризис. На Базах отдыха стали чаще отдыхать молодые семейный пары и семьи с детьми, несмотря на стабильность цен в данном секторе туристического бизнеса. Отдых на Базе отдыха намного мобильнее, проще и менее накладен для семейного и иного бюджета, чем поездка за рубеж.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: