Нормативное регулирование налогообложения предпринимателей во второй половине XIX века




Отмена крепостного права и перемены в экономической жизни страны неизбежно повлекли за собой изменения в торгово-промышленной политике и, в частности, в системе налогообложения предпринимателей.

В развитии системы правового регулирования промышленного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX в. можно условно выделить два этапа. К первому этапу относятся законодательные акты, в основе которых был принцип, делавший объектом фискальных государственных сборов предпринимателя, каким бы видом деятельности он ни занимался. Подобное положение влекло за собой увеличение налогового пресса на промышленные предприятия, так как для учреждения фабрики или завода необходимо было заплатить гильдейский купеческий взнос. Второй этап развития системы правового регулирования промышленности был связан с принятием закона, делавшего объектом фискальных государственных сборов не предпринимателя, а предприятие.

Основным законоположением, определяющим правовые рамки создания и функционирования промышленных предприятий, в рамках первого этапа развития системы государственного регулирования предпринимательской активности в сфере промышленности с середины XIX в. и до принятия в 1898 г. Положения о государственном промысловом налоге являлся Устав о промышленности фабричной и заводской. В него вошли законодательные нормы, регламентирующие деятельность промышленного предпринимательства.

Основные положения Устава законодательно определяли род фабричной и заводской промышленности и структуру регулирующих промышленную деятельность государственных органов; порядок учреждения и управления промышленностью; круг прав и обязанностей, связанных с промышленным предпринимательством; меры поощрения для развития российской индустрии со стороны государства; а также регламентировал отношения между хозяевами промышленных заведений и наемными рабочими.

К промышленным заведениям Устав относил заводы, фабрики и мануфактуры. Основным критерием отличия данных предприятий от ремесла выступали размер заведения и наличие машинного способа производства (за исключением ручных машин и инструментов, наличие которых допускалось и у ремесленников)

Промышленные заведения делились на отрасли производства в зависимости от характера обрабатываемого сырья (продукция животноводства, земледелия и "ископаемая"), а также по роду прав владения на казенные и частные. Государственный сектор промышленности, который представляли казенные заведения, учреждали по распоряжению различных органов власти и для казенных надобностей. Такие предприятия состояли в непосредственном государственном управлении. Частные промышленные заведения принадлежали частным лицам, товариществам и предпринимательским компаниям на правах собственности. Сверх казенных и частных заведений существовали мануфактуры, принадлежащие Императорским воспитательным домам. Казенные предприятия состояли в ведении того министерства, которому они были подчинены на основании своего устава или особого Высочайшего повеления. Государственный контроль над всеми частными промышленными заведениями вне зависимости от характера производимой деятельности осуществлялся Департаментом торговли и мануфактур, являвшимся структурным подразделением Министерства финансов. С конца XIX в. надзор за предприятиями, занимавшимися промышленным производством, на местах осуществляла фабричная инспекция. В целях содействия развитию производства, соответственно, с общим и местным условиями и потребностями промышленности, а также для разъяснения вопросов управления заводами и фабриками в Санкт-Петербурге создавался Совет торговли и мануфактур, подведомственный Министерству финансов. Отделение Совета учреждалось и в Москве, в других городах по мере надобности создавались Комитеты торговли и мануфактур. Местному губернскому начальству (в лице губернатора) предоставлялось право выдачи разрешений на создание фабрик и заводов, а также донесение об учреждении промышленных заведений Министерству финансов. В отношении владения промышленными предприятиями частные лица обладали правом полной собственности, соответственно, пользовались, распоряжались и отчуждали данные заведения на тех же основаниях, которые законом были установлены для всех недвижимых имуществ, за исключением ограничения на раздробление производства при переходе от одного хозяина к другому. Владелец был вправе на своем заведении использовать любой капитал и технологию производства, какую считал нужной, а также имел право увеличить, уменьшить или вовсе прекратить производство по своему усмотрению, обязываясь только сообщать сведения о своем промышленном заведении правительству. Он сам решал, какие земли, строения или инструменты и как использовать в производстве, а также где покупать сырье и по какой цене сбывать произведенную продукцию. На продажу своей продукции хозяин заведения не имел никаких преимуществ, а при желании мог заниматься торговлей на общих основаниях в зависимости от своего гильдейского состояния.

Правом учреждать фабрично-заводские предприятия в России обладали: лица, состоящие в гильдиях и имеющие торговые гильдейские свидетельства; дворяне в своих имениях, а также в городах при условии записи в одну из купеческих гильдий; крестьяне "с дозволения их начальства" по установленным торговым свидетельствам; колонисты в местах их поселения на тех же основаниях; евреи на общем основании, но только в местах, определенных для их постоянного жительства; акционерные компании на основании существующих для них особых узаконений[8] Объектом налогообложения являлся предприниматель, причем непременным условием для занятия данной деятельностью являлось наличие гильдейского свидетельства без различия области приложения капитала, будь то промышленность или торговля. Купеческие гильдии объединяли как владельцев фабрик и заводов, так и торговцев (крупных и средних) каждого города. Каждая из трех, а затем двух существующих гильдий объединяла купцов с различным размером капитала независимо от рода деятельности. Гильдейские учреждения совершенно не вмешивались в регламентацию устройства и производственной деятельности фабрично-заводских заведений. Подобная форма контроля могла осуществляться лишь непосредственно законом и распоряжениями местной администрации. Еще в 1826 - 1827 гг. были несколько расширены предпринимательские права иностранных подданных. В случае устройства в России фабрик и заводов им разрешалось в течение первых 10 лет записываться во вторую и третью гильдии без вступления в российское подданство, по окончании же этого срока они должны были либо вступить в подданство, либо продать свои заведения
Ситуация изменилась с введением 8 июня 1898 г. Положения о государственном промысловом налоге В рамках второго этапа развития государственной системы правового регулирования промышленностью основным налогоплательщиком вместо предпринимателя стало предприятие. Заведывание процедурой обложения государственным промысловым налогом в Министерстве финансов возлагалось на Департамент окладных сборов. Общее заведыванием налогообложением на местах осуществляли Казенные палаты во главе с председателем. Для рассмотрения жалоб на постановления Казенных палат и Присутствий по делам о государственном промысловом налоге были образованы Областные по промысловому налогу присутствия. Непосредственный надзор за исполнением правил Положения и проверка торговли и других промыслов в пределах податных участков возлагались на местных податных инспекторов и их помощников
Государственному промысловому налогу подлежали: торговые предприятия, в том числе кредитные и страховые, торговое посредничество, всякого рода подряды и поставки; промышленные предприятия: фабрично-заводские (в том числе горнозаводские), ремесленные, горные и перевозочные; личные промысловые занятия. Государственный промысловый налог состоял из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением указанных в Положении промышленных заведений. Для определения размера налога территория России делилась на классы сообразно степени развития торговли и промышленности, а подлежащие обложению заведения и занятия делились на разряды. Разделение на классы и разряды, а также размер окладов основного промыслового налога утверждались в законодательном порядке Министерством финансов. Министр финансов по соглашению с подведомственными учреждениями мог переводить отдельные территории страны из высших классов в низшие в случае падения их уровня промышленного развития. Дополнительному промысловому налогу подлежали: акционерные и другие предприятия, обязанные публичной отчетностью, в виде налога с капитала, процентного сбора с прибыли; прочие предприятия, на которые распространялось обложение дополнительным промысловым налогом, в виде раскладочного сбора, процентного сбора с прибыли, превышающей определенный Положением размер. Министру финансов по согласованию с подведомственными учреждениями предоставлялось право освобождать от дополнительного промыслового налога на срок не более 5 лет золото и платинопромышленные предприятия, использующие в производстве сложные и затратные химические технологии, а также казенные предприятия Промысловые свидетельства выбирались на каждое отдельное предприятие, промысел или занятие. Каждое промысловое свидетельство давало право на необлагаемое налогом содержание определенного количества складских. Отдельным промышленным заведением (фабрикой, заводом, ремесленным заведением или мастерской) согласно Положению считалось одно или несколько закрытых или открытых помещений, находящихся в рамках одного производства. Если при предприятии находилось торговое заведение вне зависимости от того, сбывалась продукция собственного или чужого производства, промысловое свидетельство выбиралось по соответственному разряду торгового предприятия. Проверка правильности выборки промысловых свидетельств производилась податными инспекторами и их помощниками в рамках "проверки торговли и других промыслов", производящейся в течение всего года. При каждом обнаруженном нарушении составлялся протокол в присутствии хозяина предприятия либо лица, его заменяющего, а при отсутствии указанных лиц - двух посторонних свидетелей. Протокол должен был быть составлен безотлагательно, желательно на самом месте обнаружения нарушения (ст.
Таким образом, правовое регулирование промышленного предпринимательства государством осуществлялось путем принятия законодательных актов, через Министерство финансов, а позже через Министерство торговли и промышленности и его структурные подразделения. Однако тот факт, что в основе правового регулирования деятельности промышленности лежал разрешительный, а не явочный принцип создания фабричных и заводских предприятий, сдерживал активность населения в сфере развития промышленности. С развитием системы государственного регулирования была аннулирована зависимость между предпринимательской деятельностью и принадлежностью к купеческому сословию, что благоприятно сказалось на развитии промышленности России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: