Последователи Н.Х. Бунге




Еще до вступления на министерский пост И. А. Вышнеградский выступал сторонником введения табачной и водочной монополии. Возглавив финансовое ведомство, Вышнеградский инициировал составление соответствующих проектов, но подготовительные работы поставили под сомнение налоговую эффективность этих мер. Поскольку Вышнеградский был человеком осторожным и, по свидетельству С.Ю.Витте, каждое арифметическое вычисление «непременно проверял сам и находил в этом большое наслаждение»[12].

В таможенной политике идеалом И.А.Вышнеградского был минимальный ввоз при возможно более крупных суммах таможенного дохода, ради чего ежегодно производились повышения тарифных ставок. В 1887 г. по протекционным соображениям увеличены пошлины на каменный уголь, чугун, металлы и металлические изделия. Наряду с этим уже с чисто фискальной целью возросли пошлины на чай, апельсины, лимоны, пряности, сельдь, табак. В 1888 г. под предлогом, что временное улучшение курса рубля ослабило тарифную охрану, был установлен дополнительный таможенный сбор в размере 20% и произведен пересмотр таможенных пошлин, закончившийся изданием нового тарифа по европейской торговле 14 июня 1891 г. Таможенный тариф 1891 г. стал апогеем протекционизма в правительственной политике. По подсчетам авторитетного экономиста И.И.Янжула, пошлины оказались «увеличены в 164 случаях, уменьшены в 15 случаях, введены первый раз в 11 случаях, и, наконец, остались старые ставки в 173 случаях. Покровительственный характер политики достиг в тарифе 1891 г. своей крайней формы: очень мало товаров осталось беспошлинными, обложение по многим статьям увеличено на 100 и даже 300%, многие ставки носили случайный и малообъяснимый характер»[13].

Преемником ушедшего в 1892 г. в отставку И.А.Вышнеградского, стал С.Ю.Витте. В целом он продолжил преобразования Бунге, однако его мотивация необходимости реформ несколько отличалась. Бунге полагал, что целью податных преобразований является подъем благосостояния народа, который благоприятно скажется на экономике страны, поскольку возрастающий потребительский спрос стимулирует производство, а благодаря увеличению налогов на потребление пополняется казна. По мнению С.Ю.Витте, на первом месте должны были стоять интересы государственного хозяйства и бюджета, рост которых опирается на развитие экономики и усиление податного бремени[14]

Значительные изменения произошли в системе косвенного обложения. Был отменен сохранявшийся с феодальных времен соляной налог, облагавший предмет первой необходимости и потому ложившийся на население обратно пропорционально платежной способности. Первое место среди косвенных налогов традиционно занимал питейный, являвшийся самой крупной статьей доходного бюджета государства — его объем в два с половиной раза превышал поступления от всех прямых налогов. В течение последних тридцати лет XIX в. питейный доход более чем удвоился; что объяснялось двукратным увеличением самой нормы обложения. Однако с повышением значимости других косвенных сборов (обложение предметов импорта, табака, сахара) относительное значение питейного акциза сильно сократилось. Если в 1867 г. он дал почти 3/4 всех косвенных налогов, то в 1897 г. — менее половины, соответственно, упало его значение и в доле всех обыкновенных доходов. В сравнении с другими странами, доля питейного дохода в государственном бюджете России была в 1897 г. несколько выше, чем во Франции, но ниже, чем в Англии, так что часто встречающиеся в публицистике утверждения об уникальности русского «пьяного» бюджета не соответствуют действительности.
Следующее за питейным налогом место по величине поступлений занимал доход от таможенных пошлин. Отличительной чертой этой статьи дохода было то, что она почти целиком, начиная с 1877 г., поступала в золотом исчислении. Во второй половине XIX в., по мере увеличения таможенных тарифов и развития оборотов внешней торговли значение таможенного налога в российской податной системе резко возросло: за десятилетие 1868— 1877 г. он увеличился более, чем на треть, в течение последующих двух десятилетий — удваивался, а в 1897 г. давал около 40% всех поступлений от косвенного обложения. Другие акцизы за период с 1867 по 1897 гг. также имели устойчивую тенденцию к повышению: поступления от сахарного акциза возросли в 34 раза, табачного — в 5 раз.

В итоге сложившаяся к концу XIX в. налоговая система просуществовала без коренных изменений до Первой мировой войны. Несмотря на отсутствие подоходного обложения, уже введенного в Европе, несомненным достоинством системы российских налогов, с точки зрения правительства, являлся устойчивый приток средств в бюджет. Особенно значительный рост податей наметился в последние двадцать лет XIX в., когда налоги увеличились без малого вдвое: с 565 млн руб. в 1880 г. до 1 млрд 40 млн руб. в 1901 г. Прямые и косвенные налоги доставляли львиную долю государственных доходов, и финансовая стабилизация конца XIX в., в конечном итоге, была достигнута именно за счет средств российского налогоплательщика.

Заключение

 

Таким образом оценка эффективности функционирования системы налогообложения предпринимательства связана с рассмотрением целого ряда факторов: удовлетворительность пополнения государственной казны и рост налоговых поступлени, поддержка отечественных предпринимателей на мировом и внутренних рынках, решение социальных вопросов, реализация основных- принципов налогообложения, стабильность, надежность, перспективы совершенствования и многие другие.

Изучение системы налогообложения предпринимателей в Российской Империи в рассматриваемый период позволило прийти к выводу о том, что в конце XIX века наблюдается переход на новый уровень налоговых отношений. Несмотря на отставание России от ряда европейских стран (отсутствие личного подоходного налогообложения) российская налоговая система обеспечивала достаточный объем прогрессирующих поступлений в бюджет, необходимых для финансовой стабильности государства.

Одним из важных показателей функционирования налоговой системы пореформенной России является соотношение прямого и косвенного налогообложения. Правильное решение указанного вопроса связано с уяснением экономической сущности каждого из видов взимания установленных государством сборов. В классическом варианте прямые налоги собираются с прибыли от торговли, производства, собственности, либо капитала, т.е. в большей степени распространяются на средний класс и более состоятельные слои населения. Косвенные представляют собой налоги на потребление, а в нашем случае в рассматриваемый период на предметы потребления: соль, сахар, табак, спички, и др. т.е. более ощутимо податное бремя ложится на низшие сословия. В России в рассматриваемый период такой баланс не соблюдался, поскольку вся тяжесть прямого налогообложения ложилась на беднейшие слои населения.

Преобладание косвенного налогообложения в системе доходов обуславливало несовершенство всей налоговой системы налогообложения Российской Империи. Первый экономический показатель характеризовал отсутствие возможности значительного увеличения налоговых поступлений без негативных последствий для предпринимателей. Несовершенство налоговой системы связывалось с тем, что она была ориентирована на получение доходов от самих предпринимателей, то есть количества, а не с произведенной продукции или прибыли предприятий. «Разумная» экономическая политика и справедливость предполагают доминирующего налогообложения собственности, торгово-промышленных капиталов, имущества переходящего безвозмездным путем. Такое положение вещей было связано с отсутствием в нашей системе личного подоходного налогообложения, которое стало бы своего рода противовесом той обратной прогрессии, которая создается налогами на потребление.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы Российской империи связывалось с качественным изменением структуры и роли прямого налогообложения. Последовательная реализация принципов справедливости, равномерности и прогрессивности налогообложения должна стать определяющей в проведении преобразований налоговой системы. Последний, являясь одним из основных при определении налоговой базы, обеспечит реальную возможность заменить обременительную систему косвенного налогообложения привлечением к участию в государственных расходах доходы крупного капитала.

Правильно организованная система налогообложения находится в тесной связи со всей социально-экономической политикой государства. Поэтому главная задача государственной политики должна заключаться не столько в увеличении общей налоговой суммы, сколько в коренном изменении соотношения отдельных частей государственного бюджета.


Литература

1. Бессолицын А. А. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства / А. А. Бессолицын, А. Д. Кузьмичев. – М. 2010. – 240 с.

2. Бессолицын А. А. История Российского предпринимательства / А. А. Бессолицын. – М.: МФПУ Синергия, 2008. – 413 с.

3. Боханов, А.Н. Торговые дома в России в конце Х1Х-начале XX вв. // История СССР. – 1990. - № 4.

4. Бурышкин П. А. Москва купеческая / П. А. Бурышкин. – М.,2011, – 352 с.

5. Галаган Л. Л. История предпринимательства российского (от купца до банкира) / Л. Л. Галаган. – М., 2010. – 160 с.

6. Дмитриев А.Б. Социокультурный потенциал российского предпринимательства второй половины xix века // Международный научно-исследовательский журнал Выпуск Декабрь 2016

7. Илларионова Е. В. История российского предпринимательства / Е. В. Илларионова, А. С. Фомина. – М., 2009 – 248 с.

8. История экономического развития России / Под ред. А.К. Шуркалина.- М., 2010. – 450 с.

9. История России XIX – начала XX в.: / Под ред. В.А.Федорова. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2012. – 620 с

10. Корноухова, Г. Г.История российского предпринимательства, М.:РУДН, 2013. – 185 с.

11. Купеческая Москва: Образы ушедшей российской буржуазии. Перевод с англ. / Отв. ред. Дж. Уэст, Ю.А. Петров. – М.: РОССПЭН, 2007.

12. Марискин О.И. Налогообложение торгово-промышленного предпринимательства в России во второй половине xix – начале xx в.: по материалам Пензенской губернии

13. Менталитет и культура предпринимателей России
XVII–XIX вв. – М.: ИРИ РАН, 1996.

14. Предприниматели и предпринимательство России от истоков до начала XX века. – М., 1997.

15. Соловьева, А.М. Промышленная революция в России в XIX в. – М., 1990.

16. Хеллер, Клаус. Отечественное и иностранное предпринимательство в России XIX – нач., ХХ в. // Отечественная история. – 1998. - № 4. - С.55-65.

17. Шванебах П.Х. Наше податное дело. СПб., 1903. С. 48 - 49.

18. Щепотьев А.В., Яшин С.А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. –Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2011. – 161 с.

 

Список источников

1. Законы о состояниях, ст. 533 // Свод Законов Российской империи. — 1912. — Т. IX. — С. 66.

2. Материалы для статистики Российской империи. СПб, 1841. С. 115.

3. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе.: [С 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года]: [В 55-ти т. с указ.]. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830-1885., Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов (1863)

4. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе.: [С 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года]: [В 55-ти т. с указ.]. - СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830-1885., Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов (1865)

5. Полное Собрание Законов Российской Империи, собрание второе, том 34, № 34248., Государственный промысловый налог 1898

 

6. Совет съездов представителей промышленности и торговли: Статистический ежегодник на 1914 год. СПб., 1914. 849 с.

 

7. Указ от 23 ноября 1880 г. «Об отмене акциза, взимаемого с соли, с 1 января 1881 г., и о соразмерном уменьшении таможенной пошлины с соли, привозимой из-за границы» // ПСЗII. Т. ЬУ. - № 61578.

 

8. Указ от 6 июня 1877 г. «Об изменении и дополнении некоторых статей Устава об акцизе с табака, а равно приложенных к Уставу тарифа бандеролей и расписания цен за акцизные свидетельства» // ПСЗ II. — Т. Ы1.-№57432.

 


[1] Шванебах П.Х. Наше податное дело. СПб., 1903. С. 48 - 49.

 

[2] Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. СПб., 1818. С. 48 - 49.

[3] Горлов И. Я. Теория финансов. СПб., 1842. С. 2.

[4] И.Т. Посошков Книга о скудости и богатстве СПб., 2004. 408 С

[5] Сигизмунд фон Герберштейн Записке о Московитских делах Сигизмунд фон Герберштейн. СПб., 1918. С 27.

[6] Полное собрание законов I. Т. 22. № 16187.

[7] Рудченко И.Я. Исторический обзор обложения торговли и промыслов в России. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1893. 499 с.

[8] Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в.: Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1981. С. 38.

[9] 2 Чечулин Н.Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. СПб., 1906. С. 378.

[10] Записка Н.Х.Бунге «О финансовом положении России» // Исторический архив. 1960. № 2. С. 139.

[11] Шванебах П. Наше податное дело. СПб., 1903. С. 5.

[12] Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991. С. 185.

[13] Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. 2-е изд. СПб., 1895. С. 386-388.

[14] Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999. С. 83-97.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: