Происхождение религии
Богословско-теологический подход | Материалистический подход |
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Это особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественой связи человека с Богом | Религия является продуктом развития человеческого сознания. Она возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека. Полностью зависимого от стихийных сил природы. Которые он обожествлял. |
Главные признаки религии
1)Вера в сверхъестественное
2) Организованное поклонение высшим силам
3)Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Религиозная вера:
1. Выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
2. Выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Включает в себя:
1. Нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
2. Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
3. Веру в боговдохновенность детельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.д.;
4. Веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви 9крещение, молитва, пост, богослужение и т.д.);
Культ – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира:
Разновидности культа:
Магия (колдовство) | Умилостивительный культ |
Комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов | Комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу |
Атрибуты религиозного культа:
Объект | Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни |
Субьект | Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство – шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид |
Средства культовой деятельности | Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, мандала и т.д.) |
Способы | Складывающиеся на основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать |
Культовые акты | Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др. |
Результат | Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы |
Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Ранние формы религии
Форма религии | Ее сущность |
Тотемизм | Поклонение какого либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. |
Фетишизм | Религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас. |
Анимизм | Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. |
Религии в современном мире
1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
2. Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм)
3. Мировые религии (буддизм, христианство (католичество, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм))
Признаки мировых религий:
· Огромное число последователей во всем мире
· Эгалитарность – проповедь равенства всех людей, обращение к представителям всех социальных групп
· Пропагандистская активность и прозелитизм – стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания
· Космополитичность: носят меж – и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация. В основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Факторы, способствующие образованию церкви: общее вероучение, религиозная деятельность (культовая, внекультовая). Церковь, как социальное явление – система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.
Функции религии:
1. Мировоззренческая – задает «предельные» критерии, абсолюты. С точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.
2. Компенсаторная (терапевтическая) восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.
3. Коммуникативная – обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.
4. Регулятивная – упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
5. Интегрирующе-дезинтегрирующая – Интегрирующая - объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом 9интегрирующая функция).
Дезинтегрирующая – разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и в поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
6. Культуротранслирующая – Способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
7. Легитимирующе-разлегитимирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические. Правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот. Утверждает неправомерность каких-либо из них (разлегитимирующая функция).