Станочник широкого профиля работает на металлообрабатывающем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различных производств. Эта специальность возникла в связи с необходимостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов. Он обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках. Руководствуясь чертежом детали, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали. Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки. В процессе работы станочник использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлильные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение “стоя”.
Вредными факторами являются высокий уровень шума и запыленность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.
Должен знать: основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических измерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инструментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.
Должен уметь: "читать" чертежи; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов, используя справочные материалы; производить наладку и подналадку станков; выполнять обработку деталей из разных материалов на различных станках; выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.
|
Профессия имеет 2-6 разряды. Для успешного освоения профессии станочника необходимы: физическая сила, достаточная острота зрения и слуха, точное цветораз-личение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), пространственное воображение и наглядно-образное мышление.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания с частыми обострениями, сердечно-сосудистой системы неблагоприятного течения; нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; кожи с преимущественным поражением кистей рук, а также лицам, имеющим пониженные показатели зрения и слуха.
Родственные профессии: заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик.
СТОЛЯР
На деревообрабатывающих и других предприятиях столяр выполняет работы по изготовлению деталей, узлов, изделий, мебели различной сложности по чертежам и эскизам. Уникальность столярного дела в том, что один человек должен владеть всеми инструментами своей мастерской и различными видами деревообрабатывающих станков для того, чтобы изготовить вещь от нуля до полной ее готовности, что особенно важно при изготовлении мебели. Объем операций, которыми должен владеть столяр, достаточно велик. Он строгает вручную брусковые детали, в различных приспособлениях для сборки изделий склеивает шиты, белодеревные и фанерованные рамки, бруски с обогревом токами высокой частоты. Подготавливает поверхности изделий к фанерованию, зачищает и шлифует фанерованные детали и узлы, подгоняет и крепит клеем и шурупами детали к узлам и изделиям. Кроме этого, столяр подбирает, подгоняет и навешивает двери, выполняет работы по врезке замков, установке и креплению лицевой фурнитуры, зеркал, стеклянных дверок и полок. Наклеивает обивочные материалы на изделия. Ремонтирует детали и узлы, предназначенные для отделки. Производит ремонт и реставрацию корпусной, решетчатой и гнутой мебели с заменой отдельных узлов и деталей.
|
Пожалуй, самой сложной, но и самой интересной из всех видов столярных работ является именно изготовление и реставрация мебели.
Ведь в последнее время все больше появляется мебели, выполненной “под старину” и художественной мебели современных форм, и хотя трудоемкость исполнения таких изделий выше, их хорошее качество и высокая потребительская ценность с лихвой компенсируют большие затраты труда. Для выполнения этой работы столяр должен знать весь технологический процесс изготовления мебели и ее деталей, основные породы, свойства и пороки древесины, а также других применяющихся материалов, лаков, клеев.
Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Работа с деревом, материалом, всегда таящим неожиданные находки, формирует особые формы восприятия: наблюдательность, умение выделять интересные декоративные особенности материала. Выполняемая преимущественно в естественном темпе, требующая спокойствия, работа предполагает стабильность эмоциональной сферы, способствует развитию терпения и самоконтроля. В процессе овладения профессией формируются разнообразные двигательные умения и навыки, улучшается точность и координация движений, глазомер.
|
При выборе этой профессии необходимо знать, что для столяра очень важно иметь хорошее зрение, нежелательны хронические заболевания легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальная астма) и заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.
ТОКАРЬ
Токарь - одна из наиболее широко распространенных специальностей металлообработки, так как токарные станки - это самая крупная группа станков в механических цехах. Токарь - профессия, необходимая во всех отраслях народного хозяйства, поэтому сохраняется постоянно высокий уровень потребности в специалистах этой профессии.
Токарная работа представляет собой обработку металлов и неметаллических материалов резанием. Резанием называют последовательное снятие с заготовки слоев металла (стружки) при помощи режущего инструмента. Этим путем достигают заданных чертежом формы, размера и качества деталей.
Токарь-универсал - высококвалифицированный рабочий-станочник. Работа его разнообразна. Он производит наружную обточку заготовки, придавая ей цилиндрическую, коническую или фасонную форму;
внутреннюю расточку изделия, нарезание внутренних и наружных канавок и резьб разных профилей; сверление различных отверстий, отделку изделия. При этом токарь согласно -технологии по чертежам, производя необходимые расчеты, изготовляет деталь полностью или делает частичную токарную обработку, передавая затем деталь на другие станки (фрезерный, шлифовальный, долбежный и другие). Размеры деталей различны: от десятых долей миллиметра до десятков метров. Поэтому применяют и маленькие настольные станочки для обработки мельчайших деталей, и станки-гиганты, обрабатывающие детали диаметром до З м, длиной до 30 м и массой до 1700 т. И на маленьких и на больших станках требуются высокая точность и чистота обработки.
Работа токаря требует не только специальных знаний, но и развития определенных качеств: технического мышления, пространственных представлений, памяти на числа и формы, развитого внимания, умения логически мыслить. При настройке станка важную роль играют глазомер, помогающий точности установки приспособлений, координация движений обеих рук при управлении станком (особенность работы токаря состоит в том, что руки одновременно производят разные движения, а это требует значительной тренировки) и определенная физическая сила. Важно, чтобы у рабочего были развиты наряду с уже перечисленными качествами тонкость слуховых восприятий при контроле за ритмом работы станка. Значительная часть рабочего времени токаря-универсала отводится контрольно-измерительным операциям. Высокие требования к точности вызывают необходимость тщательных измерений. Поэтому очень важно наличие острого зрения, дающего возможность замечать мелкие различия формы. Немаловажную роль имеет цветовосприятие, так как по цвету стружки токарь устанавливает, правильно ли определен режим резания (цвет стружки меняется при разной скорости точения).
Должен знать: правила наладки и проверки на точность токарных станков различных типов; способы установки креплений и выверки деталей; методы определения технологической последовательности обработки и выбора оптимальных режимов резания; правила термообработки, заточки, доводки и установки режущего инструмента; принципы калибрования профилей; схему установки плазменного подогрева и меры по обеспечению ее безопасной работы; правила настройки плазмотрона; свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шероховатости (чистоты обработки).
Профессия имеет 2-6-й разряды.
При выборе этой профессии необходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье токаря: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому на обучение по этой специальности не допускаются лица, страдающие гипертонической болезнью, хроническими заболеваниями легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющие заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.
Близкие профессии (специальности); станочные (фрезеровщик, станочник деревообрабатывающих станков и др.) и слесарные профессии.
УЧИТЕЛЬ
Сеятель разумного, доброго, вечного - говорят об УЧИТЕЛЕ. Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускоренным курсам в рамках государственных стандартов. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучающимися уровней образования. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме, в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.
Педагогическая деятельность требует от человека определенных качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью.
Должен знать: "Закон об образовании", основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач, теорию методики, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподаваемого предмета, воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности, современные направления развития образования. Готовят учителей для средней общеобразовательной школы педагогические училища, педагогические институты, университеты. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется так же в школах-интернатах, училищах, техникумах, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.
Работа не рекомендуется людям, имеющим психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем тяжелого течения, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).
Должен знать: свой предмет и его педагогическую специфику, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, знать класс, группу, уровень ее знаний; должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему; должен пользоваться у ребят авторитетом, пользоваться их доверием и уважением, владеть методикой обучения; уметь подготовить урок, методически продумать его; уметь передать другим свои знания, помочь учащемуся усваивать сообщаемый материал, применять получаемые знания на практике; знать возрастные особенности восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте.
Требования к профессиональной подготовке. Учитель работает со всем классом и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость, являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя правильная речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Родственные специальности: воспитатель в дошкольном учреждении, воспитатель группы продленного дня, репетитор, гувернер, руководитель частной школы.
ФЕЛЬДШЕР
В городских и районных лечебно-профилактических учреждениях фельдшер является помощником врача и работает непосредственно под его наблюдением. В сельской местности самостоятельно осуществляет стационарную, амбулаторную помощь, помощь на дому, часто выполняя при этом функции врача.
Профессия имеет специальности:
1) фельдшер “Скорой помощи” - работает преимущественно в учреждениях службы “Скорая помощь”, выезжает по вызову для оказания первой помощи больному. По данным осмотра ставит предварительный диагноз. В случае необходимости вызывает врача или бригаду специалистов. Осуществляет транспортировку больных при госпитализации. Выполняет медицинские манипуляции: внутривенные вливания, инъекции, перевязки и др.;
2) фельдшер-лаборант - производит забор материалов (крови, желудочного сока и др.), готовит препараты для микроскопии;
3) фельдшер военный - ведет прием и медицинский осмотр, а также лечение в воинских частях, на кораблях в отсутствии врача или под его наблюдением;
4) фельдшер психоневрологических учреждений - в местах, где отсутствует врач-психиатр, направляет выявленных или обратившихся за помощью психических больных в стационар и наблюдает за ними после выписки;
5) фельдшер-акушер - принимает роды, проводит патронаж беременных женщин и грудных детей, мероприятия по предупреждению женской и детской смертности;
6) санитарный фельдшер - осуществляет санитарное обследование пищевых предприятий, бань, душевых, все виды дезинфекции на своем участке, составляет акты санитарного осмотра и т.д.
Фельдшер работает в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта), в одно-двухсменном режиме, возможны круглосуточные дежурства, работа в праздничные и выходные дни. Часто находится в разъездах. Труд сопряжен со значительными физическими нагрузками, нервными стрессами (необходимость оказания экстренной помощи, правильной постановки диагноза, работа с людьми, находящимися в различном психическом состоянии), опасностью заражения инфекционными заболеваниями.
Для эффективной работы фельдшеру необходимы: физическая выносливость, устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, хорошая долговременная и оперативная память, способность к быстрой оценке и принятию оперативных решений, наблюдательность, ответственность, аккуратность, дисциплинированность.
Фельдшеру присваивается 2, 1 или высшая категория после окончания курсов по повышению квалификации и сдаче экзаменов через каждые пять лет работы в должности.
Требуются хорошие знания в области химии, анатомии и физиологии человека. Необходимо знание основных симптомов заболеваний взрослых и детей, инструкций по применению медикаментов, соблюдение правил их учета и хранения, владение методикой и техникой ухода за больными, навыками реанимации пострадавшего, а также знание и соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.
Работа фельдшера не рекомендуется людям, имеющим тяжелые расстройства сердечно-сосудистой системы, психические заболевания, аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения (в основном для фельдшера-лаборанта), являющимся бактерио- и вирусоносителями. По специальности фельдшера-лаборанта могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, страдающие сахарным диабетом.
Близкие профессии (специальности): медицинская сестра, преподаватель в медицинском училище, фармацевт.
ФЕРМЕР
Фермер обеспечивает производство товарной сельскохозяйственной продукции на арендованной или находящейся в частной собственности земле и сельскохозяйственной технике.
Организует и выполняет широкий спектр трудовых операций. Выполняет различные хозяйственные работы: слесарные, сварочные, строительные, управляет машинно-тракторными агрегатами. Занимается селекцией, сбором, переработкой, хранением и реализацией произведенной продукции. Заботится об увеличении урожайности, сохранении поголовья, заготовке кормов, борется с вредителями сельскохозяйственных культур, оказывает ветеринарную помощь.
Фермерские хозяйства могут специализироваться на отдельных отраслях сельского хозяйства (растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве, рыболовстве и т.п.) или быть комплексными (многоотраслевыми). Труд на растениеводческих фермах носит сезонный характер, выполняется в дневное время, позволяет шире использовать технику. Фермер-животновод занят весь год с примерно равной нагрузкой и полный рабочий день с небольшими перерывами, а иногда и в ночное время для регулярного обеспечения кормами, уборки помещений, ухода за молодняком.
Труд фермера сопряжен с риском, обусловленным “капризами” погоды, конкуренцией, колебаниями цен на технику и продукцию. Фермер должен следить за состоянием рынка, проявлять гибкость и оперативность в перепрофилировании производства. В меру необходимости он пользуется услугами финансовых, торговых, снабженческих, ремонтных, юридических и других вспомогательных и посреднических структур.
Работа фермера физическая и умственная одновременно, напряженная, ненормированная, с высокой долей ручного труда. Ему необходимы интерес к природе, трудолюбие, самодисциплина, предприимчивость, практическая смекалка и сноровка.
Должен знать: основы растениеводства, животноводства, экономики, правового законодательства и норм, землепользования, кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенной политики; устройство, эксплуатацию, управление машинно-тракторными агрегатами.
Работа фермера требует достаточной физической силы, выносливости, крепкого здоровья, хорошего зрения и слуха. При выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких тяжелого течения. Однако при некоторых отклонениях в функциях дыхательной и нервной системы умеренный физический труд на воздухе способствует укреплению здоровья.
Близкие профессии (специальности): животновод, овощевод, тракторист.
ФРЕЗЕРОВЩИК
Фрезеровщик работает на предприятиях машиностроения и металлообработки. На фрезерных станках (горизонтальных, вертикальных, копировальных, многошпиндельных, универсальных и специализированных) обрабатывает детали различной сложности и назначения, ведет их плазменно-механическую обработку. По чертежам детали и технологической карте определяет последовательность обработки детали. Выполняет необходимые расчеты, определяет последовательность обработки и режимы резания, производит наладку обслуживаемого оборудования. С помощью измерительных инструментов проверяет соответствие обработки заданным параметрам. Устанавливает детали и выверяет их в различных плоскостях.
Для успешного освоения профессии необходимы: зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, точный линейный и объемный глазомер, способность к концентрации внимания, хорошая зрительная память, развитое наглядно-образное мышление, пространственное воображение.
Работает индивидуально в помещении. Рабочая поза - стоя, фиксированная. Вредным фактором является высокий уровень шума.
Должен знать: правила наладки и проверки на точность обслуживаемых станков; особенности эксплуатации установки плазменного подогрева, меры по обеспечению ее безопасной работы; способы наладки плазмотрона; механические свойства обрабатываемых материалов; способы установки, крепления, выверки обрабатываемых деталей; правила определения оптимальных режимов резания; правила термообработки, заточки и доводки фрез; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шероховатости (чистоты обработки).
Профессия имеет 2-6-й разряды.
При выборе этой профессии необходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому эта специальность не рекомендуется лицам, страдающим гипертонической болезнью, хроническими заболеваниями легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющих заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.
Родственные профессии: заточник, слесарь-инструментальщик, станочник широкого профиля, токарь-универсал.
ЧАСОВЩИК
Работает в мастерских по ремонту часов, ремонтных цехах часовых заводов. Часовщик высокой квалификации в мастерской самостоятельно выполняет все виды ремонтных операций: разборку механизма, выявление дефекта, промывку узлов и деталей, замену дефектных деталей, изготовление несложных деталей, сборку и регулировку часов.
На приемном пункте часовщик-приемщик по результатам осмотра часового механизма определяет неисправности и оформляет заказ. По возвращении отремонтированных часов из цеха перед выдачей заказчику заводит их и регулирует точность хода. Если нет необходимости в ремонте, часовщик-приемщик в присутствии заказчика сам исправляет мелкие неполадки и регулирует механизм.
В ремонтном цехе часовщик выполняет следующие операции: разбирает часы и выявляет дефекты; моет детали и узлы механизма; подбирает детали и узлы, требующие замены, и изготавливает недостающие; собирает часовые механизмы и проверяет их работу. В процессе работы использует ручные инструменты (отвертки, пинцеты, лупу), моечные машины, электронный измеритель точности хода и другие.
Работает часовщик в помещении. Характерна вынужденная рабочая поза - положение “сидя”. Повышенной нагрузке подвергается зрение: работа с мелкими деталями, неравномерная нагрузка на оба глаза (вследствие использования лупы).
Профессия имеет 2-6 разряды.
Для успешного освоения профессии необходимы: хорошая осязательная и кинестетическая чувствительность, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, способность к устойчивой концентрации внимания в течение длительного времени, пространственное воображение, наглядно-образное мышление.
Должен знать: устройство часового механизма; технологию изготовления различных типов часов; последовательность операций сборки-разборки часов; основные виды неисправностей, способы их выявления и устранения; правила обработки изготавливаемых деталей; рецептуру моечных составов.
Должен уметь: осуществлять операции по ремонту часов в соответствии со своей квалификацией; пользоваться ручными инструментами и приборами, проводить их отладку и содержать в рабочем состоянии.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: опорно-двигательного аппарата, ограничивающих подвижность кистей рук; глаз, а также значительное понижение остроты зрения и слуха.
Родственные профессии: мастер по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик микросхем.
ШВЕЯ
Профессия швеи является одной из самых распространенных в легкой промышленности. На швейных предприятиях пошив изделий бытового и технического назначения ведется на швейных машинах разнообразной конструкции поточным методом; детали передвигаются с помощью транспортера от одной машины к другой в определенной последовательности. Швея в соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукавов в пройму, подворотника, воротника и другие операции. Каждая швея выполняет несколько операций или даже одну, но должна уметь выполнять любую.
Главное в работе швеи - скорость и точность. Она зрительно контролирует качество шва, длину стежка, частоту строчки, параллельность швов, у нее должен быть развит глазомер, правильное цветоощущение, так как ей приходится различать не только основные цвета, но и оттенки одного цвета. Большое значение имеет способность работать стабильно в течение определенного времени в условиях производственного шума. Наилучших результатов добиваются швеи, которые обладают усидчивостью, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, высокой степенью согласованности движений рук.
Должна знать: устройство обслуживаемых машин, способы регулирования натяжения нити и частоты строчки; пошивочные свойства тканей, трикотажа, меха; ассортимент пошивочных изделий, способы их обработки; технические условия на выполняемые операции; последовательность обработки деталей изделия при поточном методе.
Профессия имеет разряды: в швейном производстве 1-5-й; в меховом - 1-4-й; в трикотажном, текстильной галантереи и других производствах текстильной промышленности - 1-3-й.
Профессия швеи не подходит людям с плохим зрением, нарушением цветоощущения, хроническими заболеваниями глаз неблагоприятного течения (например, глаукомы), а также лицам, страдающим гипертонической болезнью.
Близкие профессии (специальности); вышивальщица, закройщик, портной, преподаватель в училище, школе на курсах кройки и шитья.
ШТУКАТУР-МАЛЯР
Штукатур-маляр работает в строительных организациях. Роль его в строительстве очень велика, ведь он выполняет отделочные работы и от их качества зависит красота здания, его внешний вид, уют и комфорт внутренних помещений. Объем рабочих операций, выполняемых штукатуром-маляром, очень большой. Он оштукатуривает поверхности конструкций и частей зданий и сооружений - стены, потолки, пилястры, колонны, балки, фасады, купола, арки различных очертаний. Подготавливает поверхность под штукатурку (выравнивает, насекает поверхность механизированным инструментом, прибивает драночные шиты). Готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание, механизированным инструментом или вручную наносит штукатурку, отделывает поверхность после оштукатуривания. Окрашивает детали, а также поверхности из металла и других материалов (после очистки, расшивки трещин) при помощи механизированных шпателей, окрасочных агрегатов и других инструментов и приспособлений. Отделывает поверхности, с выполнением лакировки, полировки, художественной живописи, а также под дерево, мрамор и камень. Реставрирует художественные надписи, росписи и рисунки.
Работа штукатура-маляра связана с выполнением большого количества часто повторяющихся движений и требует довольно существенного статического и динамического напряжения рук, особенно велика такая нагрузка при оштукатуривании стен и потолков. Чтобы уметь подбирать оттенки, которые гармонировали между собой и соответствовали бы назначению окрашиваемых поверхностей, мастер должен обладать правильным цветовосприятием, иметь художественный вкус и хорошую память на цветовые оттенки. Особенно важна для маляра аккуратность, так как его работа завершает труд всего коллектива строителей.
Должен знать: виды и свойства материалов и растворов, применяемых при штукатурных работах; физико-химические свойства красящих материалов; приемы разметки и разбивки наружных и внутренних поверхностей зданий; технологию и способы декоративного, художественного оштукатуривания и выполнения штукатурок специального назначения; способы выполнения лакокрасочных покрытий деталей и поверхностей из различных материалов, режимы их сушки; правила наладки обслуживаемого оборудования; рецепты составления красок, лаков, шпаклевок; требования к качеству выполняемых работ.
Профессия имеет 1 -6-й разряды.
Профессия штукатура-маляра требует крепкого здоровья, выносливости при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких, некоторые виды кожных болезней.
Близкие профессии (специальности); каменщик, маляр по металлу, мастер производственного обучения, художник-оформитель.
ЭКОЛОГ
Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники. Он обеспечивает поддержание равновесия между природоохранными мероприятиями и потребностями научно-технического и экономического развития страны, акцентирует в этих целях внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспортировки опасных веществ, приемов самозащиты граждан.
Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологической опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, масштабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатывает комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализации, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами.
Консультирует работодателей по вопросам профилактики экологических рисков, уменьшения затрат на штрафные санкции. Координирует свои действия с органами санитарно-гигиенического надзора, комитетом по химическому и биологическому оружию, органами федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности. Через средства массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значение природоохранной деятельности.
Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий. Ему необходимы устойчивая социально-нравственная мотивация, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.
Эта деятельность противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, психическими недугами.
Требования к профессиональной подготовке: необходима хорошая подготовка в археологии, биологии, медицине, социологии, истории, литературе, общая ориентация в вопросах техники и технологии, экономики труда, рыночных отношений, правоведения. Желателен практический опыт в одной или нескольких указанных областях. Близкие профессии (специальности): работа в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического профиля, научных и учебных заведениях.