ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ЭВМ)




Одна из самых современных и необходимых в наше время специ­альностей - это профессия оператора ЭВМ. На клавишных ЭВМ оператор осуществляет обработку инженерно-технической, экономи­ческой, социологической и другой информации с последующим пред­ставлением ее заказчику. Проверяет состояние и готовность машины к работе, четкость печати знаков, наличие шифров на материалах, подлежащих обработке. Сортирует материалы, выполняет арифмети­ческие расчеты, составляет с помощью машины ведомости, таблицы, сводки. Информацию в машину вводит вручную, проверяет правиль­ность ее отображения на технических носителях. Работа оператора жестко регламентирована инструкциями.

Оператору ЭВМ необходимы высокая острота зрения, устойчи­вость ясного видения, достаточная подвижность кистей и пальцев рук, точность и координация движений; высокая сосредоточенность внима­ния, хорошая оперативная память. Труд средней монотонности, успеш­нее выполняется женщинами. Оператор должен знать основы электротехники и электроники, технические характеристики используемых ЭВМ, правила их эксплуа­тации и контроля, шифры и коды, основы коммутации и настройки ЭВМ. Оператор ЭВМ должен владеть навыками работы на ЭВМ (“бегло” работать на клавиатуре, хорошо ориентироваться в рабочей зоне), уметь выполнять расчеты и контролировать носители информа­ции.

Противопоказано работать оператором ЭВМ людям, имеющим заболевания глаз со значительным снижением остроты зрения, страдающим выраженным полиартритом с поражением кистей рук. Допуска­ется освоение профессии и выполнение работы при наличии близору­кости малой и средней степени.

Эта профессия может быть рекомендована инвалидам с пораже­ниями опорно-двигательного аппарата, ампутацией нижних конечнос­тей, заболеваниями сердечно-сосудистой, эндокринной систем.

ОПЕРАЦИОНИСТ

Операционист -это работник банка, который осуществляет банков­ские операции по расчетно-кассовому обслуживанию и кредитованию населения, предприятий, организаций и учреждений с различной фор­мой собственности.

Он принимает вклады, другие виды сбережений, платежные доку­менты, следит за правильностью их оформления. Подготавливает вы­писки клиенту по расчетному счету, составляет деловые документы, рассчитывает по процентной ставке размеры выплат, оформляет ак­кредитивы, переводы, расчетные чеки, продажу и покупку ценных бумаг (сертификатов, лотереи, облигаций, акций). Продает и покупает валюту. Ведет лицевые счета граждан и текущие счета предприятий, первичный учет по совершенным за день операциям. Ведет операци­онный журнал. Проводит в конце каждого операционного дня проверку наличности, ценных бумаг и т.п., выводит их остатки, сверяет с соответствующими документами. Предоставляет информационно-спра­вочные услуги клиентам банка. Работает в помещении, в одну смену центральный и коммерческие банки) или через день (сберегательные банки).

Должен обладать хорошей оперативной памятью, предрасположен­ностью к кропотливой работе с цифрами и документами, умением сосредотачивать внимание, высокой эмоционально-волевой устойчи­востью, спокойным, дружелюбным характером.

Операционист должен знать технические характеристики и прави­ла эксплуатации расчетно-кассовых аппаратов, инструкции, постанов­ления, распоряжения по вопросам обслуживания клиентов банка, уметь пользоваться вычислительной техникой, владеть навыками осуществле­ния банковских операций. Желательно знание иностранного языка.

Работа противопоказана людям, имеющим дефекты зрения и слу­ха, нарушения речи, страдающим заболеваниями позвоночника (осте­охондроз, перенесенная травма позвоночника), гипертонической бо­лезнью, психическими расстройствами.

Близкие профессии (специальности): бухгалтер, налоговый инспек­тор, страховой агент, финансист.

ОФИЦИАНТ

Официант - работник торгового зала ресторана. Долгое время эта профессия была немодной, но в последнее время ее престиж повысил­ся. Во многих кафе и столовых сейчас введено самообслуживание, но ресторан немыслим без официанта.

Вся работа официанта последовательно включает следующие эта­пы: устанавливает в зале столы, накрывает их скатертью, получает посуду и приборы; сервирует стол соответственно времени дня и назначению; встречает посетителей в зале, приветствует их и предла­гает меню; дает время на выбор блюд и советует, что лучше заказать;

принимает заказ; получает готовые блюда из кухни, следя за их внешним видом, оформлением и температурой; точно и быстро произ­водит расчет с посетителями.

Эта специальность подходит далеко не каждому. Официант до­лжен уметь легко и свободно вступать в контакт с людьми, при всех обстоятельствах быть вежливым, корректным, приятным в общении, остроумным и находчивым. Для этой профессии необходим хорошо развитый эстетический вкус, так как официант своего рода художник-декоратор. Кроме того, официанту нужна хорошая память. Ему недо­статочно безупречно знать наименования и цены блюд, которые зака­зал посетитель, но также время их заказа и график подачи этих блюд.

Официант должен быстро и точно считать, чтобы не ошибаться при расчете и не задерживать посетителей. Быстродействие - одно из основных психологических качеств официанта. Эта работа не терпит промедления, поэтому человек должен быть живым, энергичным и артистичным во всех условиях (при большой физической нагрузке, дефиците времени в часы “пик”). Профессия официанта требует от человека и определенных моральных качеств: честности и добросовес­тности.

Должен знать: правила обслуживания, сервировки столов, кулинар­ную характеристику блюд, напитков; ассортимент, нормы выхода от­пускаемой продукции и цены на нее; правила работы на контрольно-кассовых аппаратах.

При работе в ресторанах и кафе, которыми пользуются иностран­ные граждане, необходимо знание нескольких языков в пределах профессионального разговорного минимума.

Профессия имеет 3-5-й разряды.

Официант должен быть физически выносливым и сильным, так как в день он проходит в среднем до 30 км с подносом весом до 10 кг, поэтому при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суста­вов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболева­ния сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен ни­жних конечностей). В связи с тем, что официант является работником сферы обслуживания, дважды в год он проходит специальную медицин­скую комиссию для исключения некоторых инфекционных заболева­ний, опасных для окружающих (кишечные инфекции, туберкулез, гной­ничковые заболевания).

Родственные профессии: бармен, продавец продовольственных то­варов.

ПАРИКМАХЕР

Парикмахер работает на предприятиях бытового обслуживания населения. Выполняет стрижку и расчесывание волос в соответствии с направлением моды и особенностями лица взрослых и детей. Укладыва­ет и завивает волосы, делает перманент (завивку химическим или электрическим способом), производит массаж лица и мытье головы. Выполняет бритье с учетом свойств кожи клиента. Приготавливает красящие и химические растворы, окрашивает волосы в различные цвета и оттенки, обесцвечивает их. Накладывает на лицо компрессы. Выполняет работы с париками. С помощью простых и бесхитростных инструментов - ножниц и гребенки - мастер делает красивые и совре­менные стрижки, прически. Настоящего специалиста отличает умение сочетать направление моды с индивидуальным подходом к конкретному человеку. Профессиональный долг обязывает его иногда сказать клиен­ту, что та модель прически, какую он хотел бы сделать, ему не подходит. Работа с людьми требует от парикмахера особых личных качеств. И лучшими парикмахерами считаются те, кто не только с большим мастерством и талантом выполняет заказ или просьбу клиента, но и умеет поддержать хороший контакт с ним.

Профессия парикмахера физически нелегкая (целый день на ногах), в его работа имеется и немалая доля однообразия. Все это надо учитывать, выбирая эту профессию.

Должен знать: строение, свойства кожи и волос; правила, способы и приемы выполнения работ; рецептуру красящих и химических сме­сей и воздействие их на кожу и волосы; правила санитарии и гигиены; способы и приемы оказания клиентам первой медицинской помощи; современные направления моды.

Основными производственными факторами, отрицательно влияю­щими на здоровье парикмахера, являются длительное пребывание на ногах, а также иногда встречающаяся аллергия на химические реакти­вы и красители, применяющиеся для крашения волос, поэтому при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позво­ночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечнос­тей, тромбофлебит), кожные заболевания, бронхиальная астма.

Как работник сферы обслуживания, парикмахер дважды в год должен проходить специальную медицинскую комиссию для исключе­ния некоторых инфекционных заболеваний, опасных для окружающих (кишечные инфекции, туберкулез).

ПАРКЕТЧИК

Производит настил пола из художественного (мозаичного), щитового паркета, паркетной клепки. В процессе деятельности сортирует паркетные шиты, клепки по размеру, цвету, сорту. На деревообраба­тывающем станке осуществляет доводку щитов и клепок до нужных размеров. Подготавливает основание (подстилающий слой). Укладывает по плану (рисунку) паркет. Выполняет острожку, циклевку полов. Выполняет работы по ремонту полов с заменой отдельных клепок и щитов. Для выполнения всех операций использует ручные и механизи­рованные инструменты, мастики, клей.

Работает паркетчик в помещении. Для работы характерны вынуж­денная рабочая поза (положение “согнувшись”) и физические нагруз­ки. Вредными факторами являются запыленность и неблагоприятный газовый состав воздуха (используется защитная маска), шум (при использовании циклевочных машин). Профессия имеет 3-5 разряды.

Для того, чтобы успешно освоить профессию паркетчика, необхо­димы определенные качества: физическая сила, хорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений рук), точный линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, хорошая образная память и наглядно-образное мышление.

Должен знать: основные породы, свойства и пороки древесины; сорта паркетной клепки; способы настила и ремонта паркетных полов, в том числе художественного, их острожки, циклевки и натирки; правила установки вентиляционных решеток и плинтусов; способы приготовления мастик; требования к качеству полов; приемы работы на электрифицированных инструментах и станках для обработки пар­кета.

Должен уметь: пользоваться механическими инструментами (де­ревообрабатывающими станками); выполнять сортировку и доводку щитов (клепок); пользоваться мастиками и клеями; настилать паркет по плану и выполнять его ремонт.

Профессия паркетчика не рекомендуется людям, имеющим забо­левания: опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; органов дыхания с частыми обострениями типа хронического бронхита, бронхиальной астмы; сердечно-сосудистой системы (повы­шенное артериальное давление, заболевания сердца неблагоприятного течения); нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; заболевания кожи с локализацией на кистях рук; плохое зрение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: